Методические рекомендации
К выполнению индивидуальных заданий.
Для активизации самостоятельной работы студентов программой курса «Логика» предусмотрено выполнение индивидуального научно-исследовательского задания:
- написание работы с обоснованием утверждений и четким, логичным, грамотным изложением материала.
Исследование должно быть не простым пересказом материала, а требует выводов, работа не может быть плагиатом, должна соответствовать основным требованиям письменных работ.
Индивидуальная работа должна быть представлена в объеме не менее 1,0 п.л. машинописного текста (22-24 листа) формата А4, (шрифт Times New Roman 14, интервал 1,5, поля стандартные). Допускаются рукописные тексты – такого же объема (22 стр. полуторным интервалом).
Работа может быть представлена в виде:
- реферата,
- учебной презентации,
- дайджеста (иллюстрированного сборника подборок материалов по проблеме),
- статьи, опубликованной в республиканском или зарубежном издании.
При написании работы студенту необходимо сформулировать в рамках своей темы задачу исследования, логично изложить материал, аргументировать свою позицию, подвести итоги своего анализа. Приветствуются попытки собственного творчества; однако, оно должно быть связано с теми конфессиональными традициями, которые излагаются в курсе. В индивидуальной работе необходимо представить библиографический аппарат (краткий список использованной литературы), демонстрирующий способность студента работать с литературой, владение искусством цитирования, умение сопоставлять различные точки зрения и т.д.
Индивидуальная работа, выполняемая в виде реферата, должна включать:
|
1. Титульный лист, на котором указывается название вуза, кафедры на которой выполнена работа, тема работы, курс, группа и Ф.И.О. студента, Ф.И.О. преподавателя.
2. План работы (простой или сложный), то есть те вопросы, которые будут рассмотрены в работе.
3. Введение (содержит следующие структурные элементы: актуальность темы, постановка проблемы, цели и задачи, предмет и объект исследования, анализ новейшей литературы, методы, виды деятельности) (до 3-х страниц текста).
4. Основная часть.
5. Выводы (до 1 стр. текста).
6. Литература (в том числе ресурсы Интернет), которая была использована при выполнении работы.
7. Электронный носитель информации (диск).
Индивидуальная работа, выполняемая в виде учебной презентации ( формат Power Point) должна включать послайдово:
1. Название темы.
2. План и литературу.
3. Цель и ключевые понятия.
4. Изложение основного материала.
5. Выводы.
6. Электронный носитель информации (диск).
7. Распечатанный вариант с оформленным титульным листом.
Критерии оценки индивидуальных научно-исследовательских заданий
Критерии оценки | Баллы (тах – 15) |
Соответсвие тематике, заданию | Нет– 0 / Да – 5 0-1-2-3-4-5 |
Владение терминологическим аппаратом дисциплины | 0-1-2-3-4-5 |
Логичность, стиль изложения материала | 0-1-2-3-4-5 |
Знание литературы и корректное цитирование | 0-1-2-3-4-5 |
Формулировка выводов | 0-1-2-3-4-5 |
Наличие иллюстраций, проиложений | 0-1-2-3-4-5 |
Перечень тем для написания индивидуальной работы по логике
1. Мышление как предмет логики. Основные принципы правильного мышления.
2. Возникновение логики и ее развитие.
|
3. Виды логики. Структура современной логики.
4. Понятие о логической форме мысли. Истинность и формальная правильность рассуждения.
5. Логика и язык.
6. Логика как метод познания.
7. Основные этапы развития формальной логики.
8. Понятие как форма мышления.
9. Формы чувственного и рационального познания.
10. Закон обратного отношения между объемом и содержанием понятия.
11. Виды понятий и их характеристика.
12. Обобщение и ограничение понятий.
13. Определение понятий: явные и неявные, реальные и номинальные.
14. Правила явного определения. Ошибки, возможные при определении.
15. Приемы, схожие с определением понятий.
16. Виды и правила деления понятий.
17. Отношения между понятиями.
18. Классификация и ее виды.
19. Суждение и его общая характеристика.
20. Суждение и предложение.
21. Простое суждение и его виды.
22. Категорические суждения и их виды.
23. Объединенная классификация простых категорических суждений по количеству и качеству.
24. Распределенность терминов в категорических суждениях.
25. Сложные суждения и их виды.
26. Отношение между суждениями по значениям истинности.
27. Отношения между сложными суждениями.
28. "Логический квадрат".
29. Модальность суждений.
30. Основные законы логики.
31. Общее понятие об умозаключениях.
32. Непосредственные умозаключения.
33. Общая характеристика дедуктивных умозаключений.
34. Категорический силлогизм, его определение и состав. Сокращенный категорический силлогизм (энтимема).
35. Аксиомы силлогизма. Общие правила категорического силлогизма.
36. Категорический силлогизм с выделяющими посылками.
|
37. Чисто условный силлогизм.
38 Условно-категорический силлогизм, его модусы.
39. Разделительно категорический силлогизм, его модусы.
40. Сложные и сложно-сокращенные силлогизмы (Сорит, сориты, Эпихейрема).
41 Понятие об индукции.. Роль индукции в познании.
42. Понятие и структура умозаключений по аналогии.
43. Виды индукции.
44. Методы установления причинных связей между явлениями.
45. Аналогия и ее виды.
46. Понятие доказательства. Прямое и косвенное доказательства.
47 Аргументация и дискуссия.
48 Понятие гипотезы и ее структура. Роль гипотезы в научном познании.
49. Виды гипотез.
50. Правила доказательства. Логические ошибки в доказательстве и опровержении.
51. Основные законы логики.
52. Понятие об аргументации. Доказательство, его структура и виды.
53. Опровержение, его структура и виды.
54. Логические парадоксы и софизмы.