Поэтому решение Владимира Владимировича баллотироваться на новый президентский срок по праву стало важнейшим событием завершающегося года.




ПОСЛАНИЕ

Главы Республики Тыва Верховному Хуралу (парламенту) Республики Тыва о положении дел в республике

и внутренней политике на 2018 год

«2018 год – старт стратегии

Территориального развития. Тува-2030»

Уважаемый Кан-оол Тимурович!

Уважаемые депутаты Верховного Хурала!

Коллеги! Земляки!

 

Традиционно, в последний месяц уходящего года мы собрались в таком представительном составе, чтобы подвести итоги 2017 года и наметить основные приоритеты иориентиры на 2018 год.

Однако наша нынешняя встреча носит и особый характер. Ведь мы собрались 12 декабря, в День Конституции России, Основного Закона нашей страны, в котором заложены базовые нормы нашего государства, права и обязанности граждан, принципы устройства идеятельности государственной власти, закреплены духовные и культурные скрепы нашего многонационального общества. Конституция страны дает всем народам России возможность сохранить свою национальную идентичность, родной язык, самобытную культуру, традиции и обычаи своих предков! Вместе с тем, она является той «цементирующей» силой, которая объединяет нас в одну большую семью по имени Россия.

 

Дорогие коллеги! От всей души поздравляю вас с этим важным государственным праздником – с Днем конституциинашей страны! Желаю вам успехов в государственной деятельности на благо родной республики и великой России!

(Гимны России и Тувы)

 

Уважаемые депутаты! Разрешите, пользуясь своим конституционным правом, обратиться к вам с ежегодным посланием.

 

Приближается к завершению 2017 год. Он был щедр на знаковые события, которые вызывают гордость у всех россиян. Строительство уникального Крымского моста, Всемирный фестиваль молодежи и студентов в Сочи, преодоление кризисных явлений в экономике, выход в мировое лидерство по экспорту зерна, победы наших молодых соотечественников в чемпионатах мира по программированию, по рабочим профессиям и другие победы. Особая гордость за мощь и гуманизм российской армии, за нашего земляка министра обороны, Героя России Сергея Кужугетовича Шойгу!

Конец года навсегда запомнится нам победной точкой, которая поставлена слаженными и высокоэффективными действиями ВКС России в борьбе с террористами ИГИЛ на территории Сирии. И теперь силы российской группировки будут направлены на восстановление уже мирной жизни в этой арабской стране.

 

К сожалению, этот год запомнится и потерями выдающихся людей, которые отдали себя целиком служению Отечеству, своему делу. В их числе, Евгений Евтушенко, Даниил Гранин, Георгий Гречко; Илья Глазунов, Виталий Чуркин, Алексей Баталов, Дмитрий Хворостовский.

 

Конец 2017 года запомнится также и беспрецедентным решением МОК о надуманномотстранении российской сборной от участия в зимних олимпийских играх2018. Однако, все, кто разнымиспособами пытается сдержать Россию, помешать её движению вперёд, в очередной раз просчитались. Так уж мы, россияне, устроены: чем больше внешнее давление, тем больше единство и сплоченность народа, его вера всобственные силы, победу и успех.

 

Единство нации, сплоченность народа, вера в свое Отечество – это наши общие и безусловные завоевания последних десятилетий. Они нам завещаны нашими предками и стали возможными только при сильном лидере – Президенте России Владимире Владимировиче Путине. И это отнюдь не пропагандистский пафос, это реальность, которая признана мировым сообществом и, самое главное, обеспечена поддержкой россиян.

Поэтому решение Владимира Владимировича баллотироваться на новый президентский срок по праву стало важнейшим событием завершающегося года.

В Туве отношение к нашему Президенту особое. Здесь у него много преданных сторонников, здесь каждый высоко ценит его внимание к республике, знает, как напряжённо он работает на благо страны и её граждан.

В абсолютном большинстве наши соотечественники очень точно подмечают главное – Президент страны принимает решения, которые закладывают мощную основу развития на годы вперед, но, в то же время,помогают конкретным людям здесь и сейчас. Не сомневаюсь, что новые инициативы Владимира Владимировича по поддержке семьи, материнства и детства в Туве поддерживают особо. В стране объявлено 10-летие детства. Продлевается программа материнского капитала. Устанавливается ежемесячная выплата в размере более 10тысяч рублей при рождении первого ребенкадо полутора лет. Запускается специальный механизм ипотечного кредитования семей, у которых в 2018 году появится второй или третий ребенок.

 

Продуманные и дальновидные шаги, по сути, ядро национальной идеи по сбережению народа, стратегическая задача сохранения и развития огромной страны. Новые социальные инициативы запускают не только демографический рост. Они потребуют перезагрузки всей экономической политики, её разворота на то, о чем мечтает любой человек. А это простые и понятные каждому вещи: свой дом, хороший детский сад, надежная больница, классная школа, город, в котором хочется жить, страна, которой гордишься.

 

Уважаемые коллеги! Такая, ясная и воспринимаемая всеми, программа должна стать руководством к действию для всех регионов России, и, конечно, в нашейродной Туве. Для нашей многодетной, молодой республики инициативы Президента – точное попадание в наши ожидания и проблематику.

 

Именно насущные проблемы земляков, поддержка семей с детьми, было определяющим для нас, когда мы приступали к реализации таких народных, по своей сути, проектов, как «Одно село – один продукт», «Кыштаг для молодой семьи», «В каждой семье – не менее одного ребенка с высшим образованием», «Корова-кормилица», «Социальный уголь», «Социальный картофель».

 

Реальная отдача от этих проектов есть, их необходимостьподтверждается ежегодно. Я не буду приводить много цифр, они часто звучали. Но хочу отметить, что, например, проект «Одно село – один продукт» только на первом этапе дал нам около двух тысяч новых рабочих мест. Обеспечил возможность выйти на кластерный принцип организации агропромышленного комплекса. Создание мясного кластера дает первые результаты – сегодня вкус тувинской баранины уже могут отведать жители северных и сибирских регионов, Подмосковья. Потребителям отгруженоболее 300 тонн мяса, ежемесячно только одним предприятием производится по 25 тонн колбасных изделий и полуфабрикатов. В целом за 9 месяцев 2017 года переработка мяса по сравнению с 2016 годом в республике выросла на 20,5 процента. Именно в таком, законченном цикле производства продукции, наши животноводы видят перспективы своего труда.

 

Благодаря проекту «Кыштаг для молодой семьи» создано 208 крестьянско-фермерских хозяйств, которым мы передали 34600 голов мелкого и 700 голов крупного рогатого скота. Получен приплод – 14109 головМРС. Задача у молодых животноводов была сложная: первая же зимовка выдалась довольно снежной и чрезвычайной из-за бескормицы. Помогали все: школьники, предприятия, организации, волонтеры. И такая сплоченность дала результат. Растёт популярность проекта. Сегодня число желающих стать его участником намного превышает ежегодную квоту. В этом году сразу несколько сельских сходов обратились ко мне с просьбой снять возрастной ценз в 30 лет и допустить до участия в проекте семьи постарше – до45-50 лет. Будем в правительстве прорабатывать этот вопрос, просчитывать наши возможности.

 

Хочу поделиться с вами хорошей новостью – наш проект«Кыштаг для молодой семьи» успешно участвует в конкурсе лучших практик и инициатив социально-экономического развития регионов России, объявленный Агентством стратегических инициатив. Из 500 поступивших на конкурс заявок эксперты АСИ определили 89 практик, которые будут бороться за участие в финальном отборе. В номинации «Развитие сельского хозяйства и создание комфортных условий для развития бизнеса на селе» за выход в финал мы будем конкурировать с 9 регионами. Очень рассчитываю на то, что наш проект войдёт в число трёх финалистов.

 

Возвращаясь к проекту «Кыштаг», хочу отметить, что его реализация выявила «тонкие места», заставила активизироваться профессиональный зоотехнический сектор. Растерявшая в условиях рыночной экономики свою былую значимость ветеринарная и племенная работа вновь стала востребованной. На примере «Кыштага» этим службам необходимо научиться работать с частниками, выстраивать эффективные механизмы обслуживания животноводческих хозяйств, сделать свои услуги доступными и качественными.

Хотел бы поблагодарить за инициативность Барун-Хемчикский кожуун, где в этом году было организовано новое предприятие «Племсервис». Оно начало системную работу по искусственному осеменению овец в хозяйствах «кыштаговцев». Считаю, что свой весомый вклад должны внести ученые сельскохозяйственной отрасли. Повышение продуктивности скота, планомерная племенная работа – это необходимые условия, которые должны обеспечить эффективность работы молодых крестьянско-фермерских хозяйств республики, повысить производительность труда.

 

Это касается не только сельхозспециализаций, но и многих других ведомств, задействованных в проекте. Наш уважаемый ветеран Чимит-Доржу Байырович Ондар, упорством которого можно только восхищаться, постоянно озвучивает проблему энергоснабжения чабанских стоянок. Мы когда-то запускали проект «Солнечная юрта», но в условиях того времени он не дал должного эффекта. Сегодня у нас есть проект «Кыштаг для молодой семьи», который является хорошей площадкой для разработки оптимального варианта автономного электроснабжения кочевого хозяйства. Есть заинтересованные собственники, есть новые научные разработки. Считаю, что проект «Солнечная юрта» должен получить еще один шанс доказать свою эффективность.

 

Проектный подход позволяет включать в орбиту общих интересов и народные инициативы, и частный бизнес. В 2017 году нам удалось показать такие примеры, о которых я с удовольствием хочу напомнить. Так, молодой ученый, инженер Григорий Монгуш разработал свой проект «Поверь в солнце», защитил его на молодёжном форуме «Команда Тувы – 2030», спроектировал гибридную электростанцию (солнечная панель + дизель-генератор) и при поддержке местной администрации установил ее на стоянке молодых кыштаговцев в Каа-Хемском кожууне. Он намерен и дальше развивать свой социальный бизнес.

 

Еще один молодой предприниматель из Кызылского кожууна Сылдыс Ондар также увидел перспективы развития своего бизнеса в проекте. На своей буровой установке, которую он приобрел при поддержке наших грантов, забивает по льготной цене скважины на кыштагах, тем самым решая многовековую проблему обеспечения водой животноводческих хозяйств. Его услуги оказались востребованными и оплачиваются из средств государственной поддержки в рамках «Кыштага для молодой семьи». Это хороший пример государственно-частного партнерства для решения насущных, приземленных проблем сельских тружеников.

 

Одной из таких проблем является проблемаобучения детей чабанов. Её мы решаем уже на государственном уровне. При поддержке федерального правительства в этом году завершим строительство школы-интерната в селе Ийи-Тал Улуг-Хемского кожууна. На средства, выделенные из Резервного фонда правительства России, мы не просто построим новую школу взамен аварийной, но и создадим комфортные условия для проживания ребятишек с чабанских стоянок. При этом Министерство образования обязано обеспечить достойное качество обучения и создать условия для профессиональной ориентации учеников, в том числе и на чабанский труд.

 

Другие наши проекты, такие как «Социальный картофель», «Социальный уголь», «Корова-кормилица», доказавшие свою значимость, имеют общую особенность – конкретную, осязаемую материальную помощь многодетным семьям. При этом, помощь не пассивную, а требующую трудового участия членов семьи.

 

Уважаемые коллеги! В 2018 году мы расширяем число участников проекта «Социальный уголь». Если раньше по 2 тонны бесплатного угля получали только сельские многодетные семьи, то в следующем году эту помощь смогут получать и городские многодетные семьи. Как обычно будет проведён отбор, отвечающий принципу адресности социальной поддержки. Мы много говорили и говорим о том, что помощь должны получать те, кто в ней действительно нуждается. Практика показала, что сделать это можно только путём внедрения современных информационных систем. Создание единого электронного реестра получателей социальной поддержки – на сегодня задача №1 для всех социальных служб.

Доступ к этому электронному ресурсу мог бы стать хорошим подспорьем для волонтеров, а также инициативных, предприимчивых людей и организаций, готовых пойти на риск и заняться благородным, но, возможно, малоприбыльным социальным бизнесом. Оказывать помощь землякам в трудной жизненной ситуации, обеспечивать занятость инвалидов; организовывать полезный досуг и развитие детей, открывать реабилитационный центры.

Поручаю своему заместителю Шолбану Ховалыговичу Хопуя провести соответствующую координационную работу, создать единый электронный реестр получателей социальной помощи иподдержки в течение первого полугодия 2018 года. А также предложить механизмы заинтересованности неравнодушных людей в организации волонтерства исоциально ориентированного бизнеса.

 

Говоря об итогах этого года, важно подчеркнуть, что общими усилиями нам удалось сохранить и социальную, и политическую стабильность. По отдельным параметрам экономического развития мы добились заметной положительной динамики.

Наши животноводы уже десять лет подряд обеспечивают рост поголовья овец и коз. И сегодня мы уверенно приближаемся к рубежу в полтора миллиона голов. Хорошими темпами растёт поголовье лошадей. В следующем году мы реализуем проект «Тыва аът», в его рамках уже начат породный переучет, идут генетические исследования, на основе которых будут выработаны рекомендации по сохранению и усилению племенного ядратувинской породы лошадей.

 

Мы продолжаем поддерживать и развивать оленеводство. По многочисленным обращениям оленеводов в следующем году Минсельхоз республики запускает адаптированную версию проекта «Кыштаг для молодой семьи» для оленеводческих хозяйств. Он будет называться «Утварь для оленеводческой семьи». Предполагается, что каждый участник проекта, а это порядка 17 семей, сможет получить современное, утепленноежилище, спутниковый телефон, альтернативный источник энергии, ружье. То, что необходимо им для хозяйственной деятельности. Проект носит комплексный характер, поэтому в него включены вопросы обучения детей на льготной основе, оздоровительный отдых и медицинское обслуживание оленеводов.

Мы рассчитываем, что проектная поддержка будет подкреплена обязательством участников – увеличить поголовье оленей не менее чем на 7 процентов по итогам года.

 

Еще одно перспективное направление – развитие мараловодства. На сегодня нам удалось добиться стабилизации поголовья маралов и увеличения продуктивности стада. Сейчас в мараловодческом хозяйстве более 700 голов маралов, они адаптировались, окрепли. За три года объем полученной продукции возрос почти в три раза.

Это один из немногих примеров, когда хозяйство, созданное с нуля, уже на старте стало точкой роста для развития туристической отрасли. За 10 месяцев этого года предоставлено туристических услуг на миллионы рублей. К хозяйству и туристическому комплексу построена новая дорога.

Одним словом, нами созданы условия для привлечения инвестиций в масштабирование проекта до уровня крупного оздоровительного комплекса. Крепнущему мараловодческому хозяйству есть к чему стремиться и куда развиваться.

 

Министерству экономики необходимо предусмотреть и разработать различные варианты государственно-частного партнерства с адаптацией к конкретным проектам. Например, условия для инвестиций в тот же мараловодческий комплекс более благоприятные, чем, скажем, условия для партнерства с труднодоступными сарлыководческими хозяйствами. Хотя и у них уже сложилось реальное партнерство с крупнейшей косметической фирмой «Натура Сибирика».

Нам ни в коем случае нельзя оставлять один на один с проблемами энергодефицита, неразвитости транспортной логистики, маркетинга, зашедших в республику инвесторов иместных товаропроизводителей.

Мы намерены и дальше поддерживать и развивать все направления традиционного животноводства, чтобы использовать уникальные преимущества местных пород для завоевания своего устойчивого сектора на внешнем рынке.Основа для этого есть – племенной скот и продукция тувинских пород овец, коз, яков и оленей пользуются большим спросом у наших соседей. Так и должно быть. Наша экологически чистая продукция обязательно займет свою нишу на общероссийском рынке.

 

Уважаемые коллеги! В последние годы экономическое развитие нашей республики характеризуется динамичным ростом промышленного производства. В драйверы развития Тувы активно выходит горнодобывающая промышленность. По предварительным оценкам объем промышленного производства по итогам 2017 года увеличится на 22,4 процента. Рост в основном обусловлен наращиванием добычи полезных ископаемых. Основную лепту внесли тувинские угольщики. Так, Компания «Межегейуголь» вышла на рубеж – 800 тысячтонн, в десять раз больше, чем три года назад. Достойный результат, учитывая, что высокотехнологичная шахта продолжает строиться и развиваться. Сегодня руководство компании заявляет о планах на 2018 год по добыче угля в объеме – один миллион тонн.

В целом за девять месяцев этого года черного золота добыто почти на 20 процентов больше, чем за аналогичный период прошлого года.

Более 83 процентов всего российского угля добывается в Сибирском федеральном округе. Мы рады, что вклад Тувы в этот сегмент возрастает такими хорошими темпами. Вовлеченность в крупные межрегиональные и международные проекты – это единственная возможность избавиться от пресловутого фактора изолированности, который мешает экономическому развитию нашей республики, ограничивает наши возможности по созданию достойной инфраструктуры жизни, избавлению от безработицы и бедности.

 

Дорогие земляки! Мы все поддерживаем инициативу Владимира Владимировича Путинао восточном векторе развития страны. Для сибирских регионов – это возможность реализовать свой богатейший потенциал. Амбициозный проект Китайской Народной Республики «Один пояс – один путь» создает реальную платформу для качественного и всестороннего развития евразийского партнерства. Речь идет о строительстве транспортной инфраструктуры, прежде всего, дорог, объединяющих Россию, Монголию и Китай, а дороги, как известно, основа основ экономического роста.

Соответствующие инициативы были озвучены в 2016 году в Ташкенте, где наши лидеры подписали меморандум. В соглашение вошло более 30 проектов, в том числе варианты строительства железнодорожных линий, так называемые Центральный, Северный и Западный коридоры. Сегодня уже известно, что в первоочередном порядке будет проведена модернизация Центрального железнодорожного коридора через Кяхту и Улан-Батор на Пекин.

 

Для нас более важным и перспективным является Северный коридор. На полях Восточного экономического форума мне удалось договориться с Президентом Монголии господином Баттулга о продвижении именно этого транспортного проекта. Северный коридор дает возможность ускоренного развития западных и северных территорий Монголии, а Туве – обеспечивает выгодный железнодорожный транзит и возможность развивать свою промышленность. В целом реализация евразийских проектов дает нашей республике уникальный шанс преодолеть транспортную тупиковость, и, напротив, стать «окном» России на самом коротком маршруте в страны АТР.

 

С господином Баттулга мы также обсуждали практическую реализацию запуска автомобильного коридора Кызыл – Хандагайты-Боршоо – Урумчи. По нашей инициативе с российской стороны проведен комплекс крупных мероприятий, в частности, изменено направление федеральной автодороги на международный пункт пропуска «Хандагайты-Боршоо». С монгольской стороны сейчас необходимо модернизировать на своей территории небольшой участок автомобильной дороги. В их планах также масштабная модернизация пункта пропуска «Боршоо». Международный автомобильный проект имеет все шансы на свою реализацию в 2018 году.

 

Не могу не сказать нескольких слов о развитии авиасообщений с центром в обновленном аэропортовом комплексе Кызыла. Руководство Монголии уже подтвердило организацию международных рейсов Кызыл – Улан-Баатор. Нами достигнута договоренность с крупными авиакомпаниями по организации прямого рейса в Москву, чартерных рейсов в Пекин и во все крупные сибирские столицы. В 2018 году Министерство дорожно-транспортного комплекса республики должно добиться создания международного сектора в столичном аэропорту. Только тогда в целом реконструкция аэропортового комплекса будет завершена. Для руководства республиканского транспортного ведомства и Минэкономики 2018 год станет экзаменом на профессионализм, зрелость и эффективность работы. Оценка этой деятельности будет напрямую зависеть от выполнения поставленной задачи. Эта работа находится в зоне ответственности заместителя Председателя Правительства Александра Владимировича Брокерта.

 

Уважаемые земляки! Уверен, что наши транспортные проекты, которые мы упорно продвигали в течение десяти лет, прошли «точку невозврата» и вышли на стадию практической реализации.

Вся дальнейшая работа по развитию транспортной инфраструктуры будет вестись в рамках проектного управления. Правительством республики разработан межрегиональный проект «Енисейский меридиан», который включает в себя и расширение сети авиасообщений, и формирование автомобильного трансграничного коридора, и создание, как минимум, двух торгово-логистических центров в Туве, двух сибирских торговых домов в Монголии и Китае, а также продвижение уже упомянутого Северного железнодорожного коридора.

Я очень горжусь тесными связями с нашими соседями, хорошими отношениями с руководством Хакасии и Красноярского края. Буквально на днях состоится первое мероприятие «Енисейского меридиана» – откроется современных хаб в аэропорту г. Красноярска с соответствующим брендом, который является важным и для жителей республики, делая доступными многие точки на географической карте России и мира.

 

Добавлю, что в этом же инфраструктурном ряду стоит проект создания энергетического коридора от Саяно-Шушенской ГЭС через Туву в сопредельные государства, о котором уже заявила Федеральная сетевая компания. Для нас это вопрос не только безопасности энергоснабжения, но и экономической выгоды. ФСК, к примеру, готова прибыль от перетока оставлять Туве. А это означает появление у нас возможностей снижать энерготарифы для населения и бизнеса.Вы прекрасно знаете, сколько мы бьемся над тем, чтобы «Русгидро» предоставляло Туве такие же льготы, как соседней Хакасии – ведь водохранилище, питающее ГЭС, расположено и на нашей территории. Если появится транзитная энергетическая инфраструктура, то это уже основа для реальных переговоров и компромиссов.

 

Уважаемые коллеги! Наши совместные усилия по преодолению транспортной изоляции и энергетического дефицита, поддержанные Владимиром Владимировичем Путиным, стали приносить осязаемые плоды. Интерес к нашей республике в формате евразийского сотрудничества вырос в разы. Только в этом году Тува приняла 9 зарубежных делегаций. Нас посетили Полномочный и Чрезвычайный Посол Китая в России, официальные делегации МИДа Монголии и Посольства Индии. Состоялись официальный визит в Правительство Китайской Народной Республики и уже упомянутые официальные переговоры с Президентом Монголии.

Нам необходимо воспользоваться возросшим интересом к нашему региону для обеспечения собственного экономического роста и решения острых социальных проблем. Организация только автомобильного международного коридора и международных авиарейсов должно дать нам создание более полутора тысячи рабочих мест и увеличение поступлений в бюджет республики до двух миллиардов рублей. С перспективами реализации железнодорожного проекта занятость населения увеличится более чем в два раза.

 

Вместе с тем, говоря о масштабных проектах, мы не должны забывать и о развитии внутренней дорожной инфраструктуры, которая может дать большие возможности для мобильности и деловой активности жителей республики. И нам необходимо как можно скорее приступать к таким внутриреспубликанским дорожным проектам.

Так, если мы будем иметь дорогу хорошего качества по направлению из Ак-Довурака в Абазу, выиграет вся наша западная Тува. Сегодня, к сожалению, этот участок автомобильной дороги является аварийным, здесь запрещены пассажирские перевозки, невозможно автобусное сообщение. Много мостов в аварийном состоянии, четыре из которых требуют срочного ремонта. На днях у нас состоялся разговор с руководителем Хакасии Виктором Михайловичем Зиминым, где мы подтвердили общий интерес в развитии этой дороги. В ней заинтересованы, в частности, хакасские предприниматели, занимающиеся перевозкой нефтепродуктов. Мы должны использовать этот конъюнктурный момент. Создать проект по капитальному обновлению дороги, с учетом интересов и наших предпринимателей. Миндортранс республики должен в 2018 году провести работу по проектному оформлению, определению инвестиционной составляющей и выйти на реальное строительство.

 

Переадресация федеральной трассы М-54 по маршруту Кызыл – Чадан – Хандагайты создаёт опорную базу для западных направлений и высвобождает определенный объем средств. В связи с этим, более реалистичным становится выход в сторону села Кош-Агач Республики Алтай через Монгун-Тайгинский кожуун. Есть изыскания, дорожники занимаются вопросами проектирования, считают стоимость дороги.Там довольно сложные ландшафтные поверхности, труднодоступность осложняет ведение строительных работ, но для нас это очень выгодное, интересное направление. По крайней мере, для жителей Монгун-Тайгинского и Овюрского кожуунов и вообще для западной Тувы. Это выход к большой магистралина международный пункт «Ташанта», но самое главное – выход к нашим соседям, на Республику Алтай и Новосибирскую область и Алтайский край. Путь по этому направлению сокращается на 300 километров, даже чуть больше. Поэтому реализация этого проект выгодна для жителей республики.

Кроме того, дорожная инфраструктура в этих местах открывает возможности электрификации Монгун-Тайгинского района со стороны Бай-Тайги. Учитывая все эти преимущества, дорога на Абазу и проработка направления дороги через Монгун-Тайгу в Республику Алтай в числе приоритетов 2018 года.

Миндортрансом также просчитываются возможности строительства автомобильной дороги по направлению п. Хольчук Чеди-Хольского кожууна – п. Чаа-Суур Овюрского кожууна через хребет Восточный Танну-ола. При ее строительстве доступность до центральных районов республики сокращается почти вдвое. Конечно, это очень выгодный для жителей, но очень тяжёлый для дорожников маршрут. Проект потребует значительных средств. Будем смотреть по источникам, срокам, определяться по целесообразности.

Мы гордимся своими земляками, которые живут в отделенных селах, в трудных условиях. И мы обязаны создавать им равные условия.

 

Уважаемые земляки! Говоря о перспективных экономических проектах, мы никогда не должны отрываться от земли. Должны видеть, реально оценивать и признавать насущные проблемы наших земляков. Один из интегральных показателей благополучия общества, который сегодня вызывает самую большую озабоченность – это доходы населения. К сожалению, мы фиксируем снижение реальных и среднедушевых доходов жителей республики. И причина здесь кроется, прежде всего, в наших особенностях. При росте номинальной заработной платы в республике на 2,7 процента, реальные доходы за те же 9 месяцев этого года снизились на 4,2 процента. Сказывается, в том числе, и высокая социальная нагрузка на трудоспособное население. У нас за счёт высокого уровня рождаемости и снижения смертности ежегодный естественный прирост населения более трех тысяч человек. Мы этим гордимся. Учитывая такие высокие демографические темпы, нам необходимо усиливать экономический рост и меры по повышению заработной платы.

 

При этом, в самом уязвимом положении оказались многодетные семьи. Поэтому именно на эту категорию населения направлены наши основные социальные проекты.Считаю, что необходимо принять дополнительные меры. В частности, не допускать чрезмерного роста цен на товары первой необходимости. Поручаю Министерству экономики республики,совместно со Службой по тарифам, с привлечениемпредставителей Народного фронта к контрольным закупкам для определения торговой надбавки на товары, входящих в потребительскую корзину. Ежемесячный мониторинг цен должен находиться под контролем общественности. Необходимо организовать открытый, публичный ценовой рейтинг торговых организаций на территории республики. И сделать это на самых популярных интернет-ресурсах. Для организации народного голосования должны использоваться современные технологии. Например, в таких мобильных приложениях, как «Мой Кызыл» должны быть не только карты услуг, но и возможность провести народный рейтинг в «один клик» по ценам и качеству услуг.

Такие же народные рейтинги должны быть организованы в отношении услуг медицинских и образовательных учреждений, услуг пассажирских перевозчиков,поставщиков жилищно-коммунальных услуг, качества работы управляющих компанийна основе современных электронных решений и систем.

 

Сегодня роль рабочих групп Народного фронта, Общественной палаты многократно возрастает. Например, в организации контроля за сбором и утилизацией твердых бытовых отходов. Год экологии, который подходит к завершению, четко обозначил остроту этой проблемы. В соответствии с реформой жилищно-коммунального хозяйства, мы уже в следующем году должны быть готовыми к инвестиционному сотрудничеству и определению регионального оператора по организации работы с твердыми бытовыми отходами. Это сложный и комплексный процесс,требующий продуманности и выверенности каждого шага. В частности по определению экономически обоснованного тарифа сбора и вывоза мусора. Поручаю Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства республики совместно с Минприроды и местными администрациями выработать четкий алгоритм действий по организации этого процесса. Прошу региональное отделение Народного фронта дать экспертные заключения на схемы размещения твердых бытовых отходов республики.

 

Еще одна проблема, с решением которой мы не можем тянуть. Это – загрязнение атмосферы столицы в зимний период. Надоевшая всем кызылская сажа – это не просто временное неудобство, а прямая угроза здоровью кызылчан. В структуре заболеваемости у нас на первом месте болезни органов дыхания (26,1 процента), а среди онкологических заболеваний – рак легких (за последние пять лет рост на 50%). С 2012 по2016 годпоказатель заболеваемости органов дыхания возрос на 10,1 процента, и составил почти 300 случаев на одну тысячу населения.

Поручаю Министерству экономики и Министерству финансов изыскать возможность и найти источник для софинансирования из бюджета инвестиционного проекта, предлагающего лучшее технологическое решение по снижению уровня сажи в атмосфере города Кызыла. Необходимо объявить открытый и публичный конкурс с участием не только представителей республики, но и других регионов России. Это первое. Второе, мэрии города Кызыла необходимо в кратчайший срок выработать механизмы стимулирования владельцев частных домов на приобретение угольных брикетов или установку специального печного оборудования по снижению выбросов. Все эти меры, конечно, не отменяют нашей генеральной установки – в Кызыле должны строиться дома в строгом соответствии с правилами жилищной застройки, с подключение к центральному отоплению и соответствующим архитектурным обликом.

 

Не менее острой городской проблемой является организация пассажирских перевозок, особенно в столице. Как Глава республики я получаю от жителей достаточно много сигналов об отсутствии порядка и качества в этой сфере. Надо честно признать, что ситуация с пассажирскими перевозками известна властям давно. В предыдущие годы мы сделали акцент на создание благоустроенной дорожно-уличной сети. Только в модернизацию столичных дорог вложено 633 миллиона рублей. Как это изменило их состояние - у всех на виду. Из самых свежих примеров хочу привести масштабную реконструкцию Ангарского бульвара.

 

Теперь необходимо дополнить дорожную инфраструктуру транспортной составляющей, навести порядок в пассажирских потоках. Можно только поприветствовать решение депутатского корпуса столицы и мэрии города, пусть запоздалое, но верное решение – объявить 2018 год в Кызыле Годом пассажирских перевозок. Давно настала пора принять в этом секторе конкретные действия.

В этом году мэрия столицы при поддержке правительства республики приобрела на лизинговых условиях 20 пассажирских автобусов ПАЗ. Мы поддержали стремление городской власти «нарастить мускулы», создать опорную базу муниципального пассажирского транспорта. Но решение этой острой проблемы, конечно, требует комплексного формата.

Важной и первоочередной задачей 2018 года для мэрии города считаю формированиепакета нормативных документов: муниципальной целевой программы по развитию пассажирского транспортадо 2020 года, схемы безопасности дорожного движения и схемы пассажирских маршрутов. Все эти документы должны быть вынесены в публичное пространство, пройти широкое общественное обсуждение и утверждение депутатским корпусом.

Карта пассажирских маршрутов Кызыла должна быть максимально доступной в виде электронного приложения, туристических буклетов, схем-плакатов на автобусных остановках, в самих автобусах.

Современная система организации пассажирского транспорта немыслима без цифровых технологий. Контроль за работой перевозчиков, учет пассажиров, их безопасность должны осуществляться на новом технологическом уровне. Все звенья пассажирских перевозок должны быть объединены единой диспетчерской службой и системой ГЛОНАСС.

 

В этом году столичные власти приняли решение о создании муниципального предприятия «Кызылгортранс», как опорной базы организации пассажирских перевозок. Решение наверняка оправданное, но принципы его работы должны соответствовать требованиям времени. Убежден, что государственно-частное партнерство является наиболее эффективным способом соблюсти баланс между государственным интересом и частной инициативой. Предприятие, с одной стороны, должно давать частным перевозчикам возможность быть полноценными участниками транспортного обслуживания, а с дру



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: