ТЕМА 11. ПОДВЕДОМСТВЕННОСТЬ ГРАЖДАНСКИХ ДЕЛ.
1. Понятие и виды подведомственности.
2. Общие правила определения подведомственности.
3. Распределение подведомственности между общими и хозяйственными судами.
Постановление Пленума ВС РБ и ВХС РБ от 22.06.2000г. «О разграничении подведомственности дел между общими и хозяйственными судами»
Понятие и виды подведомственности.
Подведомственность – круг юридических дел, рассмотрение и разрешение которых отнесено к ведению того или иного органа.
В зависимости от количества юрисдикционных органов, управомоченных на разрешение дел, выделяют единичную и множественную подведомственность.
При единичной подведомственности рассмотрение дела возможно только одним указанным в законе органом.
При множественной подведомственности рассмотрение дела возможно несколькими различными органами.
В зависимости от установленного законодательством способа выбора органа, который должен рассмотреть дело, множественную подведомственность подразделяют на:
- альтернативную;
- договорную;
- условную;
- имеративно-условную.
Альтернативная подведомственность допускает разрешение дела не только судом, но и другими юрисдикционными органами по выбору истца независимо от мнения другой стороны.
Договорная подведомственность предусматривает соглашение заинтересованных в исходе дела лиц на передачу рассматриваемого спора из органа, прямо указанного в законе, в другой орган.
Условная подведомственность – дело подлежит рассмотрению в суде только при наступлении определенного условия. Таковым является, например, соблюдение претензионного порядка.
Импереативно-условная - дело подлежит рассмотрению несколькими юрисдикционными органами в определенной законом последовательности.
Ст. 60 Конституции – каждый вправе обратиться в суд за защитой своих прав.
2. Общие правила определения подведомственности.
Ст. 37 ГПК - общие правила подведомственности.
В исковом производстве рассматриваются дела:
1) по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных отношений, отношений по использованию природных ресурсов, окружающей среды, если хотя бы одной стороной спора является гражданин;
2) по спорам юридических лиц в случаях, установленных ГПК и другими актами законодательства;
Таким образом, в основу общих правил подведомственности исковых дел общему суду положены три критерия:
- наличие спора о праве;
- субъектный состав сторон;
- характер спорного материального правоотношения.
Статья 394 ГПК содержит исчерпывающий перечень дел приказного производства.
Статья 361 содержит неисчерпывающий перечень дел особого производства.
Дела, возникающие из административных правоотношений – статья 335 ГПК (перечень неисчерпывающий).
Распределение подведомственности между общими и хозяйственными судами.
Критерии разграничения подведомственности дел между общими и хозяйственными судами:
1) субъектный состав участников спора;
2) характер правоотношения, из которого вытекает заявленное требование.
Оба этих критерия должны рассматриваться в совокупности.
Хозяйственному суду подведомственны дела по хозяйственным (экономическим) спорам, т.е. возникающим из гражданских, административных и иных правоотношений (земельных, финансовых, налоговых, бюджетных) в сфере предпринимательской и иной хозяйственной деятельности, в которых сторонами могут выступать юридические лица, индивидуальные предприниматели, государственные органы. А в случаях предусмотренных законодательством – административно-территориальные единицы Респ. Беларусь, органы местного управления и самоуправления, организации, не являющиеся юридическими лицами, должностные лица, граждане.
Хозяйственные суды рассматривают дела по заявлениям:
- граждан, ранее обладающих статусом индивидуального предпринимателя, если спорное правоотношение возникло из осуществлявшейся предпринимательской деятельности, а также к гражданам, которые несут субсидиарную ответственность (п. 7.2 Постановления);
- гражданина в связи с отказом в регистрации в качестве индивидуального предпринимателя либо уклонения от регистрации в установленный срок, а также в других случаях, когда такая регистрация является обязательной;
- граждан-учредителей по поводу отказа юридического лица – коммерческой организации, гражданина – кредитора юридического лица или его наследников об экономической несостоятельности (банкротстве) юридического лица (ст. 6 Закона Республики Беларусь «Об экономической несостоятельности (банкротстве)»);
- гражданина – акционера (участника) по спорам, возникающим при осуществлении деятельности акционерными и иными хозяйственными обществами и товариществами и др.