Распределение подведомственности между общими и хозяйственными судами.




ТЕМА 11. ПОДВЕДОМСТВЕННОСТЬ ГРАЖДАНСКИХ ДЕЛ.

1. Понятие и виды подведомственности.

2. Общие правила определения подведомственности.

3. Распределение подведомственности между общими и хозяйственными судами.

 

Постановление Пленума ВС РБ и ВХС РБ от 22.06.2000г. «О разграничении подведомственности дел между общими и хозяйственными судами»

 

Понятие и виды подведомственности.

 

Подведомственность – круг юридических дел, рассмотрение и разрешение которых отнесено к ведению того или иного органа.

В зависимости от количества юрисдикционных органов, управомоченных на разрешение дел, выделяют единичную и множественную подведомственность.

При единичной подведомственности рассмотрение дела возможно только одним указанным в законе органом.

При множественной подведомственности рассмотрение дела возможно несколькими различными органами.

В зависимости от установленного законодательством способа выбора органа, который должен рассмотреть дело, множественную подведомственность подразделяют на:

- альтернативную;

- договорную;

- условную;

- имеративно-условную.

Альтернативная подведомственность допускает разрешение дела не только судом, но и другими юрисдикционными органами по выбору истца независимо от мнения другой стороны.

Договорная подведомственность предусматривает соглашение заинтересованных в исходе дела лиц на передачу рассматриваемого спора из органа, прямо указанного в законе, в другой орган.

Условная подведомственность – дело подлежит рассмотрению в суде только при наступлении определенного условия. Таковым является, например, соблюдение претензионного порядка.

Импереативно-условная - дело подлежит рассмотрению несколькими юрисдикционными органами в определенной законом последовательности.

Ст. 60 Конституции – каждый вправе обратиться в суд за защитой своих прав.

 

 

2. Общие правила определения подведомственности.

Ст. 37 ГПК - общие правила подведомственности.

В исковом производстве рассматриваются дела:

1) по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных отношений, отношений по использованию природных ресурсов, окружающей среды, если хотя бы одной стороной спора является гражданин;

2) по спорам юридических лиц в случаях, установленных ГПК и другими актами законодательства;

Таким образом, в основу общих правил подведомственности исковых дел общему суду положены три критерия:

- наличие спора о праве;

- субъектный состав сторон;

- характер спорного материального правоотношения.

 

Статья 394 ГПК содержит исчерпывающий перечень дел приказного производства.

Статья 361 содержит неисчерпывающий перечень дел особого производства.

Дела, возникающие из административных правоотношений – статья 335 ГПК (перечень неисчерпывающий).

 

Распределение подведомственности между общими и хозяйственными судами.

Критерии разграничения подведомственности дел между общими и хозяйственными судами:

1) субъектный состав участников спора;

2) характер правоотношения, из которого вытекает заявленное требование.

Оба этих критерия должны рассматриваться в совокупности.

Хозяйственному суду подведомственны дела по хозяйственным (экономическим) спорам, т.е. возникающим из гражданских, административных и иных правоотношений (земельных, финансовых, налоговых, бюджетных) в сфере предпринимательской и иной хозяйственной деятельности, в которых сторонами могут выступать юридические лица, индивидуальные предприниматели, государственные органы. А в случаях предусмотренных законодательством – административно-территориальные единицы Респ. Беларусь, органы местного управления и самоуправления, организации, не являющиеся юридическими лицами, должностные лица, граждане.

Хозяйственные суды рассматривают дела по заявлениям:

- граждан, ранее обладающих статусом индивидуального предпринимателя, если спорное правоотношение возникло из осуществлявшейся предпринимательской деятельности, а также к гражданам, которые несут субсидиарную ответственность (п. 7.2 Постановления);

- гражданина в связи с отказом в регистрации в качестве индивидуального предпринимателя либо уклонения от регистрации в установленный срок, а также в других случаях, когда такая регистрация является обязательной;

- граждан-учредителей по поводу отказа юридического лица – коммерческой организации, гражданина – кредитора юридического лица или его наследников об экономической несостоятельности (банкротстве) юридического лица (ст. 6 Закона Республики Беларусь «Об экономической несостоятельности (банкротстве)»);

- гражданина – акционера (участника) по спорам, возникающим при осуществлении деятельности акционерными и иными хозяйственными обществами и товариществами и др.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-09-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: