над постановкой женских лирических голосов




Тема 4.4 Особенности работы с женскими голосами.

 

Краткая характеристика типов голосов

Женские голоса

Лирическое сопрано — легкий, светлый, серебристый, достаточно подвижный высокий голос, обычно не отличающийся большой силой звука.

Лирико-колоратурное сопрано — голос, по окраске и диапазону похожий на лирическое сопрано, но более легкий и подвижный.

Лирико-драматическое сопрано — «широкий» лирический голос насыщенного грудного тембра.

Драматическое сопрано — сильный, плотный, компактный, богатый по тембру голос большого диапазона, напоминающий на нижних нотах меццо-сопрановое звучание.

Меццо-сопрано — голос, занимающий промежуточное положение между сопрано и контральто. Его характеризует полнота и сочность звучания в среднем регистре и мягкие, глубокие низкие звуки.

Контральто – самый низкий и редко встречающийся женский голос. для него типичны насыщенный грудной тембр на всем диапазоне, мощное звучание в нижнем регистре, устойчивость и ровность — в среднем и напряженность на верхних тонах.

Особенности вокально-технической работы

над постановкой женских лирических голосов

Сопрано — в переводе с латинского acutissima vox означает ≪очень высокий голос≫, в отличие от контральто (acutae proxima vox —≪голос, близкий к высокому≫), тенора (media vox —среднего голоса), баритона (gravis vox —низкого голоса), баса (imma vox —очень низкого голоса). В переводе с итальянского ≪сопрано≫ употребляется как существительное мужского рода, так как в итальянском языке окончание ≪о≫ обозначает мужской род. В прошлом обладатель такого голоса мог оказаться как мужчиной, так и женщиной. В самом деле, сопрано XVII века были певицы, а в XVIII веке их вытеснили певцы-кастраты. В течение этих двух веков борьба между сопрано-женщинами и сопрано-мужчинами шла с переменным успехом, пока, наконец, женские голоса не утвердились прочно и навсегда.

Учитывая, что сопрано делятся на несколько подгрупп: колоратурное, лирико-колоратурное, лирическое, лирико-драматическое, драматическое, мы можем говорить о своеобразных оттенках, присущих каждому из этих голосов. Стоит обратить внимание на тот факт, что меццо-сопрано, несмотря на низкий тембр, должно иметь сопрановую подвижность и высокие ноты в диапазоне. Распространены случаи, когда меццо-сопрано по тембру звучит как сопрано (в начале обучения), либо сопрано имеет низкую тембровую окраску, из чего следует, что далеко не всегда можно доверять первоначальному тембру. Даже работая с однотипными голосами, преподаватель встречается с различным строением фонационного аппарата, в связи с чем очень важен индивидуальный подход. Помимо тембра при определении голоса очень важно прислушиваться к переходным, так называемым ≪ломающимся≫ нотам. Женские голоса высокого тембра, начиная с драматического сопрано, как правило, имеют рабочий диапазон от ≪до≫ первой октавы до ≪до≫ третьей октавы.

Одним из условий правильного формирования развития голоса является правильная диагностика его типа. В этом помогают типичные переходные ноты. Для высоких сопрано, как правило, это ≪ми, фа, фа-диез≫ второй октавы, для низких сопрано — это ≪ре, ре-диез, ми, фа≫, а для меццо-сопрано ≪фа≫ первой октавы. Тембр может измениться, но именно переходная нота укажет на то, какой голос перед вами. Ученик не виноват, что на определенных нотах диапазона, голос перестает его слушаться. В таких случаях, в момент пения этих нот нельзя повышать на него голос, делать резкие замечания, другими словами психологически закреплять неудачу. Неустойчивая, ломкая, ≪затыкающаяся≫ нота — это голосовой переход из одного регистра в другой. Так проявляется реакция гортани, которой мы пытаемся как бы подтолкнуть звук вверх, а в результате возникает горловой спазм, который может при закреплении неудачи перекрыть ученику путь к верхним нотам. Как правило, исполнители сопрано, имеющие невыровненные переходные ноты, обладают крикливыми верхними звуками. Слушать их неприятно, и зачастую такие певцы впоследствии становятся профессионально непригодными. Что же нужно делать, чтобы избежать дергания гортани, как научиться преодолевать переходные ноты и в конце концов выровнять все голосовые регистры до единого однородного звучания? Для этого необходимо:

- обнаружить переходные ноты;

- приучиться петь в высокой позиции удобный участок диапазона;

- научиться петь переходные ноты так же, как и предыдущие, то есть в высокой позиции, ничего не меняя, удерживая гортань в спокойном, естественном положении.

Нельзя петь только на опущенной гортани, либо только на высоко поднятой, ≪задранной≫. Голос должен найти естественное положение гортани при извлечении звука в высокой позиции.

Развитие голоса нужно начинать с таких упражнений, которые не захватывают переходных нот. У сопрано это ноты первой и второй октав, до ноты ≪ми≫ второй октавы. В этом участке голоса находятся так называемые ≪примарные тоны≫, то есть ноты, по выражению М.И. Глинки, ≪без всякого усилия берущиеся≫. Педагог прежде всего должен научить ученика извлекать их в высокой позиции.

Также следует учитывать при работе с женщинами, что голос проявляется в полную силу только после полового созревания и увядает вместе с наступлением климактерического периода.

Развитие полного диапазона, независимо от природных возможностей начинающей певицы, является одной из основ обучения. Знаменитый педагог, воспитавший целую плеяду ярчайших сопрано, профессор М. Э. Донец-Тессейр считала, что «путь к диапазону долог и с развитием его надо быть очень осторожным». Залогом успеха в данном вопросе по её мнению является умение находить и сохранять высокую позицию голоса.

На первых двух курсах педагог вела сопрано не выше фа — ля второй октавы, начиная давать верхние ноты лишь на третьем году обучения. Приведём её суждения на этот счёт: «если голос ученицы очень легко сам идёт к верхам, то я начинаю захватывать их в упражнениях раньше, но никогда не позволяю на них задерживаться, утрировать их. Рабочие ноты на третьем курсе — си второй, иногда до третьей октавы…». Не оставалась без внимания и динамика звучания верхних звуков, форсировать которые было недопустимым: «cила голоса растёт исподволь, сама по себе. Стремиться же нужно к свободному пению прежде всего в нюансе mezzoforte»

Полностью соглашаясь с Донец-Тессейр, остаётся лишь добавить, что данный принцип едва ли отличает сопрано от других голосов, ведь форсированное пение, помимо всего прочего, нарушает сглаживание регистров и ровность звучания голоса.

Помимо основных профессиональных навыков, присущих каждому вокалисту, по своей природе сопрано (в особенности, колоратурному) необходимо овладеть высоко виртуозной вокальной техникой. Это включает: умение петь в быстрых темпах сложные гаммообразные и арпеджированные пассажи, не менее сложные интервальные скачки, различные виды опевания, замысловатые ритмические фигуры, а также владение особой артикуляционно-штриховой техникой (в частности, staccato) и мелизматикой, которой изобилует сопрановый репертуар.

Основой овладения всем этим арсеналом служит подвижность гортани с хорошей певческой опорой и координация дыхания с высокой позицией. Как уже было сказано, у лёгких сопрано преобладает головное звучание, которое довольно сложно соединить с дыханием. Перегруженное дыхание может привести как к форсированному звучанию верха, так и к потере крайнего верха. В работе с сопрано важно добиваться хорошего протока, идущего как бы от верхней точки головного резонатора до диафрагмы при поддержке брюшного пресса. В выработке лёгкости и подвижности при исполнении вариаций в подвижных темпах большое значение имеет владение дозированным дыханием, ощущение которого вырабатывается из урока в урок. Оно заключается во взятии нужного количества воздуха в зависимости от фразы и такого же продуманного его расходования. Такое дыхание способствует также динамическому разнообразию и гибкости в звуковедении. Помогает оно и в освоении штриха staccato, так часто встречающимся во многих произведениях репертуара колоратурного сопрано. При работе над ним желательно зафиксировать внимание на атаке звука. Сам по себе острый и отрывистый характер штриха не должен побуждать к толчкам диафрагмы. Напротив, при спокойном дыхании, звуковедение происходит, образно говоря, «плоско», близко к зубам. В подтверждение этого, опять же, приведём суждение Донец-Тессейр: «Приём staccato следует выполнять только смыканием и размыканием связок. Ни грудная клетка, ни живот, ни челюсть — ничто не принимает в этом участия: их следует держать совершенно спокойно. Дыхание необходимо подавать плавно, и только гортань должна прерывать воздушную струю лёгкими смыканиями связок»

Остановимся ещё на одном важном для сопрано навыке в ряду выше перечисленных — умении грамотно и виртуозно исполнять мелизмы, в частности, наиболее часто встречающуюся в партиях сопрано трель. Это украшение в своём исполнении требует высокой технической оснащённости, ведь её произнесение не должно выбиваться из интонационного контекста и нарушать общую мелодическую линию. Трель делается гортанью и отрабатывается при условии уже достаточно развитой её подвижности. Сам процесс исполнения трели заключается в постепенно убыстряющемся чередовании двух звуков (как правило, секунды). Этот приём требует осторожности и контроля, так как есть вероятность раскачать гортань и потерять точность интонации. Точный учёт индивидуальных особенностей как самого студента, так и его голоса способствует наибольшему успеху в достижении главной цели – вокальном воспитании певца.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: