Тема 7. «методы реализации управленческих решений»
Дополнение к вопросу 2 про сетевое моделирование
Основными инструментами сетевого моделирования выступают сетевые матрицы (рис. 1), где сетевой график совмещен с календарно-масштабной сеткой времени. Сетевая матрица представляет собой таблицу, где подлежащими являются перечень должностных лиц, структурных подразделений, выполняющих определенную работу, а в сказуемом изображаются этапы и операции процесса реализации решения, протекающего во времени. Основными элементами сетевой матрицы являются работа, событие, путь и перечень должностных лиц.
Рисунок 1. Схема сетевой матрицы
Применение сетевых матриц в процессе управления дает возможность представить этот процесс в наглядной форме, а также выявить особенности ситуации, структуру необходимых работ и приемлемые средства и методы их выполнения, проанализировать взаимосвязи между исполнителями и работой, подготовить обоснованный скоординированный план выполнения всего комплекса работ по решению поставленной задачи. Такой план, основанный на анализе сетевой матрицы и определении критических работ, дает возможность перераспределять ресурсы для более эффективного их использования. Появляется также возможность быстро обрабатывать при помощи средств вычислительной техники большие массивы отчетных данных и обеспечивать руководство фирмы своевременной и исчерпывающей информацией о фактическом состоянии работ, облегчающей корректировку принятых решений, прогнозировать ход выполнения работ на критическом пути и концентрировать на них внимание менеджеров различных уровней. Используя математический аппарат, можно определять степень вероятности реализации плана и правильно распределять ответственность по иерархическим ступеням управления.
Более подробную информацию про построение матриц распределения ответственности и сетевых матриц вы найдете здесь (информация для ознакомления):
https://cad.kpi.ua/courses/PrMan/lessons/t2/lesson2.html
Дополнение к вопросу 4 про методы контроля
Механизм контроля должен состоять из 2 частей: контроль изменений во внешней среде (вход системы) и внутренней (в организации и выходах системы). С позиции управления в кибернетическом смысле процессы контроля представляют собой обратные связи и возможности изменения ранее заданных показателей на основе анализа причин отклонений и разработки корректирующих мероприятий.
Целесообразно классифицировать отклонения следующим образом:
• изменение результата вследствие изменения структуры производственной программы (задание по выпуску и реализации продукции в ассортименте, соответствующего качества в натуральном и стоимостном выражении исходя из спроса и реальных возможностей предприятия в удовлетворении его на определенный период);
• изменение результата вследствие изменения заданных цен (отклонение по ценам);
• изменение результата вследствие изменения заданных издержек (отклонение по издержкам).
Разложение общего отклонения фактических результатов от запланированных дает возможность целенаправленно анализировать причины отклонения в тех подразделениях, где они произошли.
Методы контроля выполнения управленческих решений:
1) Контроль по промежуточным и конечным результатам чаще всего направлен на оценку коммерческой деятельности. При организации контроля по результатам (выходам системы) основным достоинством является оценка достигнутых результатов и сравнение их с целевыми (плановыми), оценка факторов, способствовавших или препятствовавших их получению. Процесс осуществления контроля по результатам представлен на рис. 2.
Основными элементами системы контроля являются цель (ожидаемые показатели), результат (фактические показатели), измеритель (блок сравнения), оценка и выводы (цель достигнута, цель не достигнута и др.), оценка факторов, способствовавших или не способствовавших получению результатов.
Рисунок 2. Схема контроля по результатам
Фактические результаты (ФР) сравниваются с ожидаемыми (ОР) в блоке анализа, если отклонение превысит допустимый уровень, на вход системы управления к ЛПР поступает информация о возникновении проблемы, после чего ЛПР вырабатывает новое управляющее решение. Процесс продолжается до тех пор, пока фактические результаты не станут равны ожидаемым результатам, т. е. цель будет достигнута.
2) Контроль по срокам выполнения (операции в ИТРР) проводится, как указывалось выше при описании технологии ИТРР (информационные таблицы реализации решений), следующим образом: фактические сроки выполнения сравниваются с запланированными и выявляется отклонение. Если данные работы находятся на критическом пути, то ЛПР необходимо принять дополнительное решение, так как работы критического пути не имеют резерва для маневра, вследствие чего может измениться окончательный срок выполнения решения.