Организация велосипедного движения
Все развивающиеся города с активно растущей численностью населения и темпов автомобилизации рассматривают велосипед в качестве существенной альтернативы автомобильному транспорту в части снижения транспортной нагрузки на улично-дорожную сеть, улучшения городской экологии и здоровья населения. В европейских городах велосипедное движение является равноправной подсистемой городского транспорта на всех стадиях функционирования городской инфраструктуры, велосипеду и его пользователям уделяется огромное внимание. В Европе велосипед (в категории немоторизованный транспорт) – это не только спортивный инвентарь, или средство передвижения, велосипеды используются в качестве такси, для экскурсионных и прогулочных целей.
Немоторизированный транспорт – движение лёгких индивидуальных транспортных средств, осуществляемое за счет мускульной силы человека или электрического двигателя, номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки, не превышающей 0,25 кВт, автоматически отключающийся на скорости более 25 км/ч.
Фактически велосипедный транспорт входит в состав немоторизованного транспорта. Кроме этого к данному виду транспорта относятся – самокаты, гироскутеры, сигвеи и др. легкие индивидуальные транспортные средства. Инфраструктура, созданная для немоторизованного транспорта, может быть использована для движения велосипедов, электровелосипедов, самокатов, гироскутеров и т.д., а также для движения маломобильных групп населения (ММГН), передвигающихся на инвалидных колясках, в том числе на моторизованных.
Организация движения немоторизованного транспорта подразумевает реализацию комплекса инфраструктурных решений для создания комфортных условий совершения корреспонденций этими видами транспорта. Инфраструктура для немоторизованного транспорта включает в себя: велосипедные пути сообщения, велосипедные парковки в ТПУ и у объектов притяжения, пункты проката велосипедов и велосервисы. Создание и интеграция велосипедной инфраструктуры в общегородскую транспортную сеть является важной задачей развития города.
Развитие велосипедных путей сообщения и веломаршрутов
Основными параметрами создаваемой сети велосипедных путей сообщения до 2035 года являются:
- соответствие выбранных направлений движения для велосипедистов транспортному спросу,
- соединение в единую сеть всех густонаселенных районов и мест сосредоточения точек приложения труда,
- связность велосети,
- учет рекреационных территорий в схеме реализации велосипедных путей сообщения,
- прохождение велосипедных путей сообщения через основные пассажироёмкие узлы ГОПТ,
- согласованность схемы развития велосипедных путей сообщения с развитием других видов транспорта и городской территории,
- учет существующих и планируемых пешеходных улиц, пешеходных пространств, улиц совместного использования,
- учет существующих культурно-досуговых и туристических объектов притяжения.
Рисунок 3.21.1 – Принцип формирования веломаршрутов
Под велосипедным маршрутом в рамках данного исследования понимается специально разработанный и предназначенный для велосипедистов содержательный путь с преобладающей смысловой частью и развитой велоинфраструктурой на протяжении всего маршрута.
Веломаршрут состоит из разных участков велосипедных путей сообщения: велодорожки, велополосы, велотропы, веломагистрали и т.д.
Исходя из сложившейся планировочной структуры Вологды, существующей велосипедной инфраструктуры предлагается развитие каркаса и основных направлений веломаршрутов (рис. 3.21.2):
- Зона I – исторический центр г. Вологды предполагаются велосипедные поездки по туристическим, общественно-деловым и культурно-бытовым целям. Транзитная связь со всеми остальными зонами II, III, IV и V.
- Зона II – Прилуки, крупный туристический кластер, предполагаются велосипедные поездки по туристическим, рекреационным целям (в т.ч. поездки «выходного дня»). Транзитная связь с зонами I, III;
- Зона III – село Молочное (в т.ч. Семёнково), крупный туристический кластер, предполагаются велосипедные поездки по туристическим, рекреационным и спортивным целям (в т.ч. поездки «выходного дня»). Транзитная связь с зонами I, II. Выход на региональный веломаршрут до Белоозерска;
- Зона IV – Юго-западный жилой район, предполагаются велосипедные поездки по общественно-деловым и культурно-бытовым целям. Транзитная связь с зонами I, V. Выход на федеральный веломаршрут до Санкт-Петербурга;
- Зона V - Южный жилой район, предполагаются велосипедные поездки по общественно-деловым, культурно-бытовым, рекреационным и спортивным целям (в т.ч. поездки «выходного дня»). Транзитная связь с зонами I, IV. Выход на федеральный веломаршрут до Москвы.
- Зоны «Л» - зоны СНТ и ИЖС (Баранково, Дуброво, Лукьяново, Доронино и др.). Предполагаются велосипедные поездки по культурно-бытовым, рекреационным целям. Для велосипедистов предполагается летний режим использования, в зимний период – использование как лыжных трасс.
Рисунок 3.21.2 – Формирование основных направлений и каркаса веломаршрутов
Проектом предлагается поэтапное строительство обустроенных велосипедных путей сообщения (велодорожек и велополос), обеспечивающих связность территории города, и позволяющих совершать регулярные корреспонденции на велосипеде с рабочими, культурно-бытовыми, рекреационными, туристическими и учебными целями, на краткосрочный (2020-2025гг.), среднесрочный (2025-2030гг.) и долгосрочный (2030-2035гг.) этапы реализации.
На краткосрочный этап (2020-2025 гг.) предлагается строительство велосипедных путей сообщения в городе (рис. 3.21.3):
- Формирование «студенческого» веломаршрута:
1. Горького ул. (Фрязиновскакя ул. - пл. Чайковского) – 0,55км;
2. Проезд вдоль ТЦ "Макси" (пл. Чайковского - наб. 6-й Армии) – 0,18км;
3. 6-й Армии наб. (ул. Добролюбова - ТЦ Макси у пл. Чайковского) – 0,68км;
4. Пречистенская наб. (ул. Лермонтова - ВоГУ) – 0,14км;
5. Лермонтова ул. (Пречистенская наб. - Предтеченская ул.) – 0,68км;
6. Победы проспект (ул. Батюшкова - ул. Мира на бульварной части) – 0,37км;
7. Красный мост (реконструкция подходов к мосту – устройство пандусов).
- Формирование веломаршрутов «на работу» (жилой район – центр):
1. Новгородская ул. (ул. Возрождения - Ленинградская ул.) – 0,67км;
2. Возрождения ул. (Костромская ул. - Новгородская ул.) – 0,26км;
3. Гагарина ул. (ул. Щетинина - Республиканская ул.) – 0,76км;
4. Гагарина ул. (Гончарная ул. - ул. Преображенского) – 0,55км;
5. Реконструкция ж/д переезда (ул. Преображенского - ул. Товарная - ул. Кирова - Пролетарская ул.) – 0,38км;
6. Октябрьская ул. (Пролетарская ул. - ул. Воровского) – 0,22км;
7. Пролетарская ул. (ул. Кирова - Октябрьская ул.) – 0,21км;
8. Октябрьская ул. (ул. Воровского - Ленинградская ул.) – 0,21км;
9. Автомобильный тоннель под ж/д по ул. Герцена – 0,18км;
10. Ветошкина ул. (Галкинская ул. - ул. Герцена около автомобильного тоннеля под ж/д путями) – 1,86км;
11. Галкинская ул. (Советский пр. - ул. Ветошкина) – 0,6км;
12. Карла Маркса ул. (Северная ул. - ул. Карла Маркса д. 123) – 0,84км;
13. Маршала Конева ул. (Воркутинская ул. - ул. Можайского) – 1,24км;
14. Щетинина ул. (ул. Гагарина - Ленинградская ул.) – 0,49км;
- Начало формирование веломаршрута «набережные р. Вологда»:
1. 6-й Армии наб. (ул. Рубцова - ул. Добролюбова) – 1,01км;
2. 6-й Армии наб. (ул. Рубцова - ул. Варенцовой) – 0,26км;
3. Варенцовой ул. (наб. 6-ой Армии - ул. Гоголя - наб. 6-ой Армии) – 0,44км;
4. 6-й Армии наб. (ул. Варенцовой - ул. Некрасова) – 0,5км;
5. Новый велопешеходный Кремлевский мост (Исторический пешеходный мост через р. Вологду в створе ул. Рубцова) – 0,17км;
6. Некрасовский мост и подходы (от ул. Бурмагиных) – 0,91км;
- Начало формирования велосипедной сети в центре:
1. Каменный Мост ул. (велосипедный переход через проезжую часть к площади Революции) – 0,09км;
2. Проезд вдоль Драматического театра (Предтеченская ул. - Советский пр.) – 0,26км;
3. Батюшкова ул. (Октябрьская ул. - Кремлевская пл.) – 0,48км;
4. Мира ул. (ул. Герцена - Галкинская ул.) – 1,02км;
5. Бабушкина площадь (ул. Мира - Зосимовская ул.) – 0,31км;
6. Зосимовская ул. (пл. Бабушкина - ул. Ветошкина) – 0,56км;
- Начало формирования «дачных» маршрутов с сезонным использованием для велосипедистов:
1. Летний веломаршрут (ул. Карла Маркса - Баранково) - велопешеходная тропа для летнего использования – 3,14км.
На этом этапе благодаря введению в эксплуатацию новых велосипедных путей сообщения и использования уже существующей велосипедной инфраструктуры будет достигнуто минимальное развитие велосети. Сформируется подключение сети к объектам внешнего транспорта (ж/д вокзал и автовокзал), появятся первые не круглогодичные велосипедные направления. Появится велоинфраструктура для всех основных типов поездок по общественно-деловым («студенческий», «на работу»); культурно-бытовым (в центральной части); рекреационным целям («набережные р. Вологда»).
Важным фактором в формировании устойчивого спроса на велосипедные передвижения будет выступать всесезонная уборка велосипедных путей сообщения, а также поддержание их в нормативном состоянии.
Так же на этом этапе предлагается установка крытых велосипедных парковок на 20 мест около основных ТПУ – 2 шт.; Парк Мира - 1 шт.; Кремлевский сад и площадь – 2 шт.
На среднесрочный этап (2025-2030 гг.) предлагается строительство велосипедных путей сообщения в городе (рис. 3.21.4):
- Продолжение формирования веломаршрута «набережные р. Вологда»:
1. Маяковского ул. (Бурмагиных ул. - Ленинградская ул.) – 0,13км;
2. Бурмагиных ул. (ул. Маяковского - парк Мира) – 1,1км;
3. Пречистенская наб. (продолжение набережной Красный мост - мост 800-летия Вологды - Советский пр.) – 1,82км;
- Продолжение формирования велосипедной сети в центре:
1. Пирогова ул. (Ветошкина ул. - Советский проспект) – 0,59км;
2. Герцена ул. (Пушкинская ул. - Галкинская ул.) – 0,41км;
3. Герцена ул. (ул. Батюшкова - ул. Марии Ульяновой) – 0,15км;
4. Добролюбова ул. (ул. Карла Маркса - наб. 6-ой Армии) – 0,92км;
- Формирование туристического регионального веломаршрута «Вологда – Сёменково – Молочное»:
1. Маяковского ул. (ул. Мохова - ул. Бурмагиных) – 0,67км;
2. Мохова ул. (ул. Маяковского - Октябрьская ул.) – 0,83км;
3. Александра Клубова ул. (от проспекта Победы до поворота на Лукьяново) – 2,32км;
4. Луначарского ул. - Кувшиновская ул. - Вологодская ул. (ул. Александра Клубова - существующая велополоса) – 1,48км;
5. Александра Клубова ул. (из города после поворота на Лукьянова до границы МО) – 2,28км;
6. Южная ул. (за границей МО «город Вологда до село Молочное и Семёнково) – около 10 км;
- Начало формирования велосипедной сети южных жилых районов:
1. Мишкольцская ул. (ул. Можайского - ул. Сергея Преминина) – 0,76км;
2. Можайского ул. (ул. Мишкольцская - ул. Маршала Конева) – 0,59км;
3. Маршала Конева ул. (Воркутинская ул. - Архангельская ул.) – 0,48км;
4. Южакова ул. (ул. Гагарина - Ленинградская ул.) – 0,51км;
5. Ярославская ул. (Ленинградская ул. - ул. Маршала Конева) – 4км;
6. Щетинина ул. (ул. Преображенского - ул. Ильюшина) – 1,06км;
На этом этапе при реализации вышеуказанных мероприятий произойдет формирование дополнительных связей – веломаршруты в Лукьяново; связь Вологды и с. Молочное (веломаршрут проходит по нескольким МО). Развитие велопешеходной инфраструктуры в центре Вологды и продолжится формирование туристически-рекреационного веломаршрута «набережные р. Вологда». Сформируется велосипедная связь между жилыми районами на юго-западе по Ярославской улице.
При развитии сети предполагается работа с местным бизнесом и крупными инвесторами/застройщиками для совместного развития велосипедной инфраструктуры: установка велопарковок; открытие веломастерских; оборудование в жилых домах велокомнат/колясочных (для сезонного хранения велосипедов). Также требуются организационные мероприятия популиристического и просветительского характера.
На долгосрочный этап (2030-2035 гг.) предлагается строительство велосипедных путей сообщения в городе (рис. 3.21.5):
- Окончание формирования веломаршрута «набережные р. Вологда»:
1. 6-й Армии наб. (ТЦ Макси около пл. Чайковского - ул. Прокатова) – 0,43км;
2. 6-й Армии наб. (ул. Прокатова - ул. Карла Маркса) – 2,93км;
3. Набережная вдоль Советского проспекта (ул. Пирогова - новый мост в створе Судоремонтной ул.) – 1,01км;
4. Новый мост и подходы в створе Судоремонтной улицы (ул. Герцена - Машиностроительная ул.) – 1,16км;
- Продолжение формирования велосипедной сети в центре:
1. Авксентьевского ул. (Октябрьская ул. - ул. Чехова) – 0,47км;
2. Советский пр. (ул. Пирогова - Галкинская ул.) – 0,57км;
3. Горького ул. (наб. 6-й Армии - пл. Чайковского) – 1,92км;
4. Саммера ул. (ул. Горького - Полярная ул.) – 1км;
- Продолжение формирования велосипедной сети южных жилых районов:
1. Щетинина ул. (ул. Преображенского - ул. Ильюшина) – 1,06км;
2. Велотропа через парк Осановская роща (ул. Поэта Александра Романова - Окружное шоссе) – 1,57км;
3. Ильюшина ул. (ул. Щетинина - Окружное шоссе) – 1,03км;
4. Воркутинская ул. (ул. Маршала Конева - Петрозаводская ул.) – 1,41км;
5. Возрождения ул. (Ярославская ул. - Новгородская ул.) – 0,42км;
6. Ленинградская ул. (Новгородская ул. - Окружное шоссе) – 1,26км;
7. Щетинина ул. (ул. Ильюшина - ул. Гагарина) – 0,21км;
8. Пошехонское шоссе (Ярославская ул. - ул. Сергея Преминина) – 0,53км;
9. Велотропа через парк Победы (ул. Сергея Преминина - ул. Поэта Александра Романова) – 0,61км;
10. Козлёнская ул. (веломаршрут на Лосту) – 4,55км;
- Формирование туристического веломаршрута «Вологда - Прилуки»:
1. 6-й Армии наб. (ул. Некрасова - ул. Лаврова) – 0,89км;
2. Лаврова ул. (Прилуцкая ул. - ул. Лаврова д.9) – 0,15км;
3. Прилуцкая ул. (наб. 6-й Армии - Ново-Архангельское шоссе) – 0,23км;
4. Ново-Архангельское шоссе (Прилуцкая ул. - ул. Чернышевского) – 0,5км;
5. Чернышевского ул. (Ново-Архангельское шоссе - Железнодорожная ул.) – 1,17км;
6. Железнодорожная ул. (ул. Чернышевского - Колхозная ул.) – 1,25км;
- Формирование федеральных велосипедных маршрутов «Вологда – Москва» и «Вологда – Санкт-Петербург»:
1. Веломаршрут «Вологда - Ярославль – Москва». Московское шоссе (ул. Можайского - граница МО "Город Вологда") – 2,21км;
2. Веломаршрут «Вологда - Череповец - Санкт-Петербург». Ленинградское шоссе (ул. Преображенского - граница МО "Город Вологда") – 1,35км;
- Продолжение формирования «дачных» маршрутов с сезонным использованием для велосипедистов:
1. Белоризцев ул. (Парк Мира - Полевая ул.) – 2,34км;
2. Старо-Кирилловское шоссе (Ленинградское шоссе - Ананьинская ул.) – 2,15км;
3. Ананьинская ул. с переходом через ж/д пути (Старо-Кирилловское шоссе - ул. Александра Клубова) – 1,09км;
После данного этапа сформируется минимально развитая велосипедная сеть – для комфортного и безопасного использования, охватывающая основные городские объекты. При должном спросе на велосипедные передвижения необходимо создание единого городского велопроката.
Рисунок 3.21.3 – Схема развития велосипедных и пешеходных путей сообщения, 2025 год, реалистичный вариант (велосипедные пути синие линии – существующие сплошной, предлагаемые пунктирной; пешеходные пути сообщения розовые линии – существующие –сплошной, предлагаемые пунктирной)
Рисунок 3.21.4 – Схема развития велосипедных и пешеходных путей сообщения, 2030 год, реалистичный вариант (велосипедные пути синие линии – существующие сплошной, предлагаемые пунктирной; пешеходные пути сообщения розовые линии – существующие –сплошной, предлагаемые пунктирной).
Рисунок 3.21.5 – Схема развития велосипедных и пешеходных путей сообщения, 2035 год, реалистичный вариант (велосипедные пути синие линии – существующие сплошной, предлагаемые пунктирной; пешеходные пути сообщения розовые линии – существующие –сплошной, предлагаемые пунктирной)
Таблица 3.20.3 - Развитие сети для немоторизованных передвижений по периодам и по вариантам.
Период | Развитие сети велосипедных путей сообщения | Развитие сети пешеходных коммуникаций (пешеходные зоны, улицы, бульвары) | Идеология развития | ||
Прирост, км | Длина на конец периода, км | Прирост, км | Длина на конец периода, км | ||
- | 11,96 | - | 2,00 | Существующие отдельные несвязанные велосипедные полосы, велодорожки и пешеходные зоны и улицы. | |
РЕАЛИСТИЧНЫЙ ВАРИАНТ | |||||
- | + 6,36 (велодорожки и велополосы) | 18,32 | + 1,84 | 3,84 | Минимальное развитие сети – использование существующей велосипедной и пешеходной инфраструктуры для создания протяженных велосипедных и пешеходных маршрутов; завершение реконструкций набережных (согласно Стратегии), новый велопешеходный мост в створе Кремля, велопешеходные подходы и пути к Некрасовскому мосту. ФЛАГМАНСКИЕ ПРОЕКТЫ: · Веломаршрут «студенческий» от общежитий до ВУЗов (связь через реку по существующему пешеходному мосту с реконструкцией подъездов); · Новый велопешеходный Кремлевский мост в створе ул. Рубцова. |
- | + 10,84 (велодорожки и велополосы) + 3,14 (велопешеходная тропа до СНТ) | 32,30 | + 0,82 | 4,66 | Минимальное увеличение плотности сети и подключение сети к объектам внешнего транспорта (ж/д вокзал и автовокзал), первые не круглогодичные велосипедные направления. Учет немоторизованных передвижений в формируемых ТПУ. ФЛАГМАНСКИЕ ПРОЕКТЫ: · Веломаршрут «на работу» с юго-восточного жилого района в центральную часть (связь через ж/д пути) · Веломаршрут «на работу» с юго-западного жилого района в центральную часть (связь через ж/д пути) · Велопешеходная улица-«артерия» по ул. Батюшкова · Летний веломаршрут на восток в район СНТ (зимняя эксплуатация – лыжная трасса) |
- | + 19,01 (велодорожки и велополосы) | 51,31 | +0,85 | 5,51 | Устройство дополнительных связей; веломаршруты в Лукьяново; связь Вологды и с. Молочное (веломаршрут проходит по нескольким МО). Развитие велопешеходной инфраструктуры в центре Вологды и создание кольцевых маршрутов. Велосипедная связь между жилыми районами на юго-западе по Ярославской улице. ФЛАГМАНСКИЕ ПРОЕКТЫ: · Региональный веломаршрут до с. Молочное · Велодиаметр для связи южных жилых районов по Ярославской ул. |
- | + 29,90 (велодорожки и велополосы) + 5,57 (велопешеходные тропы до СНТ) | 87,78 | +4,74 | 10,25 | Минимально развитая велосипедная сеть – для комфортного и безопасного использования. ФЛАГМАНСКИЕ ПРОЕКТЫ: · Туристический веломаршрут в Прилуки · Федеральные веломаршруты на Москву и на Санкт-Петербург |
ОПТИМИСТИЧНЫЙ ВАРИАНТ | |||||
- | +136,4 | 152,91 | +14,99 | 16,99 | Полноценное развитие велосипедной сети в городе – надежная, комфортная, безопасная, связная. |
ИНЕРЦИОННЫЙ ВАРИАНТ | |||||
- | +23,52 (велодорожки и велополосы) | 35,48 | +3,51 | 5,51 | Неполноценное развитие велосипедной и пешеходной сети. Развитие основных направлений: веломаршруты из южных жилых районов в центр города, связь веломаршрутами ТПУ, велосипедная связь между южными жилыми районами, минимальное развитие пешеходной инфраструктуры. |
[1] Vukan R. Vuchic. Urban Transit Systems and Technology. — John Wiley & Sons, 2007. — С. 624. — ISBN 978-0-471-75823-5
[2] пропускная способность на станции/остановке в одном направлении
[3] Пропускная способность принята равной 800 прив.ед./час на одну полосу движения при регулируемом движении, согласно СП 396.1325800.2018 Улицы и дороги населенных пунктов. Правила градостроительного проектирования