Помните о следующих трех важных вещах:
- каждый в группе должен иметь равные возможности выдвинуть свою идею
- никто в группе не должен критиковать идеи на этапе выдвижения, или пытаться их каким-либо образом анализировать
- выдвигаемые идеи должны быть записаны в протокол, чтобы все его могли посмотреть
Порождение ценных идей - процесс творческий и совершенно непредсказуемый
метод имитации принятия решений руководящих работников или специалистов в различных производственных ситуациях, осуществляемый по заданным правилам группой людей или человеком с ЭВМ в диалоговом режиме, при наличии конфликтных ситуаций или информационной неопределенности
Содержание программы организации деловой игры
1. Подготовка к игре.
С заказчиком (руководителем организации):
уточнение задачи, стоящей перед игрой;
составление списка участников (по группам);
определение даты и длительности игры;
подготовка приказа с указанием ответственных лиц.
1.1. Анализ исходного состояния объекта:
проведение диагностического обследования специфики протекания процессов нововведений в данной организации;
подготовка информации для решения задачи;
замер исходного состояния и ориентации будущих участников.
1.3. Подготовка материально-технической базы игры:
планирование помещения и места проведения;
обеспечение транспортом;
обеспечение питанием;
техническое обеспечение;
методическое обеспечение (анкеты, бланки).
1.2. Подготовка участников игры:
индивидуальная работа;
информационное совещание.
|
1.3. Подготовка организаторов игры:
информационная подготовка (вхождение в проблемную ситуацию, изучение документов, анализ перспектив развития ситуации, моделирование поведения участников и заказчиков в ситуациях игры и производства);
методическая подготовка (овладение методами и техникой проведения групповой работы, обучения участников, тренинга, рекреации);
рефлексивный тренинг (моделирование и проигрывание ситуаций содержательного столкновения с различными стратегиями участников, овладение методами и техникой регулирования групповых конфликтов, игровой режиссуры);
социально-психологическая подготовка (тренинг психологической устойчивости организаторов в ситуациях групповой деятельности высокой интенсивности, тренинг эффективных техник взаимодействия организаторов в игре, создание консолидированной группы организаторов).
2. Проведение игры.
2.1. Введение в игру:
организационная часть;
введение в игру (вступительная беседа ведущего);
разминка по Тавистокской модели (предоставление участникам самим определить технологию и оргформы решения задачи).
2.2. Групповая работа:
уточнение задачи и целей;
формулирование (переформулирование) проблемы;
поиск решения на материале событий в группе;
объективация технологий поиска решений;
освоение новых средств;
выработка новых средств и их использование.
2.3. Тренинг:
тренинг сенситивности;
инновационный тренинг.
2.4. Рекреация:
релаксация (расслабление, отдых);
|
активация (возбуждение творческой активности).
2.5. Межгрупповая дискуссия:
доклад групп;
вопросы на понимание;
критика и выступления членов другой группы;
подведение итогов дискуссии штабной группой.
2.6. Клуб (психологически раскрепощенное общение по интересам).
3. Завершение игры.
3.1. Выведение из игры.
3.2. Обработка и анализ результатов:
социологических и психологических;
содержательных (по проблемам);
игровых.
3.3. Подготовка результирующих документов:
для заказчика;
для участников;
для организаторов игры.
4. Постигровая фаза.
4.1 Создание инициативной группы по доведению результатов игры до уровня распорядительных документов.
4.2. Контрольный замер эффективности игры.
Спор – это способ коллективного исследования проблемы, при котором каждая из сторон, аргументируя (отстаивая) и опровергая (оппонируя) мнение собеседника (противника), претендует на монопольное установление истины.
Цели ведения спора, в зависимости от того, направлены они на решение обсуждаемой проблемы или, наоборот, на то, чтобы создать дополнительные проблемы и барьеры, могут быть разделены на две группы: конструктивные и деструктивные. Перечислим наиболее характерные конструктивные цели ведения дискуссии, спора:
- обсудить все возможные варианты решения проблемы;
- выработать коллективное мнение, коллективную позицию по какому-либо вопросу;
- привлечь внимание к проблеме как можно больше заинтересованных и компетентных лиц;
- опровергнуть ненаучный, некомпетентный подход к решению проблемы, разоблачить ложные слухи;
- привлечь на свою сторону как можно больше лиц, готовых к сотрудничеству;
- оценить возможных единомышленников и противников.
Деструктивные цели, которые могут быть целями отдельных групп и участников спора:
|
- расколоть участников спора на две непримиримые группы;
- завести решение проблемы в тупик;
- опорочить идею и ее авторов;
- превратить дискуссию в схоластический спор;
- используя заведомо ложную информацию, повести спор по ложному пути;
- разгромить инакомыслящих, дискредитировать оппозицию.
Вероятно, этих целей, как конструктивных, так и деструктивных, значительно больше. Кроме того, в чистом виде они, как правило, не проявляются в рамках одного спора, а могут реализоваться в самых разных сочетаниях.
Техника убеждения
Что же делать, если возникает реальная необходимость доказать свою точку зрения, не испортив особо, ни с кем отношений.
Правильный способ доказать свое мнение означает не стремление привести окружающих в замешательство и не демонстрацию их некомпетентности в каком-либо вопросе, а представить свое мнение как решение важного вопроса.
Далее придерживайтесь следующих практических рекомендаций по правилам отстаивания своей точки зрения, по технике убеждения.
- Оперируйте простыми, ясными и точными понятиями.
- Ведите аргументацию корректно по отношению к окружающим
- открыто и сразу признавайте правоту партнера, если он прав
- продолжайте оперировать только теми аргументами и понятиями, которые уже приняты окружающими
- сначала ответьте на аргументы окружающих, а уж потом только приводите свои собственные
- в любой ситуации сохраняйте вежливость
- Учитывайте личностные особенности окружающих:
- нацеливайте Вашу аргументацию на цели и мотивы спорящего
- старайтесь избегать простого перечисления фактов и аргументов, лучше покажите их преимущества
- используйте только понятную терминологию;
- соизмеряйте темп и насыщенность Вашей аргументации с особенностями ее восприятия окружающими.
- Старайтесь как можно нагляднее изложить партнеру свои идеи, соображения, доказательства, не забывая при этом стратегии и модальности партнера.
- Помните о том, что излишне подробная аргументация, “разжевывание” для окружающих Вашей идеи, может вызвать резкое неприятие с их стороны, а пара ярких доводов, порой, достигает большего эффекта.
Используйте специальные приемы аргументации:
Постепенное подведение оппонента к противоположным выводам путем поэтапного прослеживания процедуры решения проблемы вместе с ним.
- Постепенно подведите оппонента к полному согласию с Вами путем получения от них согласия сначала в главном, а затем в необходимых для полного согласия частностях.
- Разделите аргументы спорящего на неверные, сомнительные и ошибочные с последующим доказательством несостоятельности его общей позиции.
- Постройте свой разговор таким образом, чтобы он на Ваши первые вопросы отвечал: “Да... Да...” В последующем ему будет намного проще соглашаться с Вами и по более существенным вопросам.
- Соглашаясь с высказыванием спорящего, Вы внезапно опровергаете все его доказательства с помощью одного сильного аргумента. Этот метод особенно хорошо, если партнер слишком агрессивен.
- Умышленное замедление проговаривание вслух наиболее слабых мест в аргументации оппонента.
- Вы указываете оппоненту как сильные, так и слабые места того, что Вы предлагаете. Такой метод лучше всего применять при дискуссии с интеллектуальным партнером.
- Своевременно делайте обобщения и выводы по результатам проведенной дискуссии.