Дворец‑резиденция, Придворная церковь и Оперный театр Земпера ночью
Берлин слывёт городом энергичным и интересным, Гамбург умеет быть светским и открытым миру, в Мюнхене элегантность сочетается с уютом. Но Дрезден – он прежде всего красив, и не случайно его зовут «Флоренцией на Эльбе». Гуляете ли вы по берегу Эльбы с видом на Старый город, плывёте ли на пароходе по прелестной речной долине мимо вилл, виноградников и замков, или бродите в гуще красот неизмеримой ценности в Государственных художественных собраниях – повсюду чувствуется то поклонение красоте и тяга к необычному, которые пробудил здесь ещё Август Сильный.
Красота города выражает себя и в звучании. Богатые музыкальные традиции города живы и в наши дни: здесь круглый год можно услышать классическую музыку высочайшего уровня. Для многих поездка в Дрезден оборачивается настоящим культурным открытием, когда именно тут впервые понимаешь, сколь захватывающим может быть оперный спектакль или концерт. Красотой одарит вас и прогулка по берегу Эльбы в Новом городе.
Окрестности Дрездена не менее очаровательны. Известковые скалы Саксонской Швейцарии, ласкающие взор склоны с виноградниками в Саксонской долине Эльбы, сумрачный край Рудных гор и покатые холмы двуязычного Лаузица, угрюмые крепости, роскошные дворцы, петляющие улочки старинных городков – всё это можно открыть для себя на однодневной или даже более короткой экскурсии.
«Красота всегда единственна, но прекрасное многообразно» – эти слова Гёте украшают фасад Драматического театра напротив Цвингера. В этих золотых буквах отражаются и пышные Коронационные ворота, и Оперный театр Земпера, и башни Придворной церкви, и Дворец‑резиденция, и церковь Фрауэнкирхе – повсюду вокруг себя вы видите восставшие из небытия сокровища барокко.
|
Дрезден
**Дрезден
Живописная лента Эльбы почти на 30 км протянулась в черте города **Дрездена (Dresden) (1), «саксонской жемчужины барокко», украшенной великолепными зданиями времён правления Августа Сильного. До главных достопримечательностей Старого города, лежащего на южном берегу Эльбы, удобно добираться пешком. Располагает к хорошей прогулке и Барочный квартал дрезденского Нового города (Neustadt) на северном берегу реки.
Примыкающие районы по правую и левую сторону Эльбы, вплоть до самого Пильница, лучше всего исследовать с помощью велосипеда, старинного колёсного парохода или общественного транспорта. А в долине Эльбы гостей города ожидают замки и дворцы, виноградники и загородные рестораны.
Как Феникс из пепла
Дрезден после 1945‑го подобен сказочной птице Феникс, восставшей из пепла Но для этого 15 км2 территории пришлось расчищать от развалин на протяжении 11 лет При этом, увы, сносились и те руины, которые ещё можно было спасти. В итоге от Брюльской террасы до главного вокзала раскинулся сплошной пустырь. Глава ГДР Ульбрихт первым делом форсировал социалистическое строительство: хлипкие многоквартирные дома, современные магистрали, и поменьше напоминаний о прошлом. Только Цвингер был восстановлен по указанию «советских братьев». Защитники памятников спасли эти руины, а тем самым и дворец, весьма хитроумным образом – якобы для выращивания шампиньонов в условиях классовой борьбы. При Хонеккере началась реставрация монументальных зданий на берегах Эльбы: Придворной церкви, Оперы Земпера, Брюльской террасы. Новый импульс этим работам придало воссоединение Германии, а затем восстановление церкви Фрауэнкирхе в 1994–2005 гг. В наши дни пока ещё не решён вопрос об оформлении площади Ноймаркт.
|
Чтобы увезти самые яркие впечатления о Дрездене, стоит послушать концерт или оперу в роскошном Оперном театре Земпера
**Центр старого города
Самые знаменитые достопримечательности и музеи мирового уровня сосредоточены в центре Старого города Дрездена недалеко друг от друга.
**Театральная площадь
Как бы это получше изобразить Театральную площадь?
Идеальное место для начала знакомства с Дрезденом – это **Театральная площадь (Theaterplatz) (1). В ней простор и монументальность, история и красота сливаются в одно неповторимое ощущение города. На эту площадь выходят Католический кафедральный собор в стиле барокко, Дворец‑резиденция эпохи Возрождения, старинный ресторан «Italienisches Dörfchen» («Итальянская деревушка») начала XX века, Оперный театр Земпера и Картинная галерея, тоже творение Готфрида Земпера.
В центре площади возвышается конная статуя короля Иоганна, который правил Саксонией с 1854 по 1873 год. А ещё раньше этот высокообразованный ценитель искусства из рода Веттинов успел перевести на немецкий язык «Божественную комедию» Данте Алигьери.
**Оперный театр Земпера
Театральная площадь представляет собой цельный архитектурный ансамбль, окончательный облик которому придал архитектор Готфрид Земпер (1803–1879). После своего путешествия в Италию Земпер был настолько очарован Римом, что задумал создать в Дрездене «Римский Форум искусств». Хотя министр финансов и урезал ему смету, но всё же на свет появился ансамбль, в котором чувствуются отголоски Вечного города Вход и своды галереи 1855 года очертаниями повторяют римскую арку Константина – символ триумфа искусств над повседневностью. Вместо римского Колизея в Дрездене выросло полукруглое здание придворного театра, который был открыт Земпером в 1841 году, но сгорел уже в 1869‑м. Так что с 1878 года эту площадь украшает уже второй придворный театр, нынешний **Оперный театр Земпера (Semperoper) (2) (в войну он был разрушен, а заново реконструирован в 1977–1985 гг.).
|
Достойным соратником Земпера был Рихард Вагнер. Вместе они обсуждали, каким должно быть идеальное здание театра. В первом придворном театре Земпера состоялись премьеры трёх опер Вагнера: «Риенци», «Летучий голландец » и «Тангеизер». Потом и архитектор, и композитор принимали участие в мартовской революции, а после подавления Дрезденского майского восстания 1849 года вынуждены были бежать из Саксонии. В лице короля Баварии Людвига II Вагнер нашёл нового покровителя, а Земпер создал для Мюнхена проект театра для проведения вагнеровских фестивалей. Когда жители Дрездена обратились к Земперу с просьбой восстановить здание Оперного театра, пострадавшего от пожара, архитектор вернулся к своим планам фестивального театра. Живя в Вене, он создал идеальную Оперу для Дрездена: представительную внешне, с превосходной акустикой и двумя симметричными лестницами по бокам – образцовое воплощение городского театра.
Архитектура и росписи здания насыщены символикой античности и гуманизма: сценическая часть увенчана храмовой крышей, а на верхней части фронтона возвышается Аполлон: как бог музыки, он держит античную лиру, а как бог солнца, увенчан лучезарным венцом.
Круглое фойе напоминает о классиче – ском древнеримском театре. Полукруглый фасад прерывается внушительным выступом, так называемой экседрой. Над ней Дионис, греческий бог вина и веселья, и античная героиня Ариадна погоняют четырёх пантер. Звери тянут квадригу, на которой стоят оба мифических персонажа Эта огромная бронзовая скульптура была создана Иоганном Шиллингом в 1877 году
Внизу, с правой и левой стороны от центрального входа, сидят высеченные из песчаника фигуры Гёте и Шиллера. Их автор – Эрнст Ричель, и создал он их ещё для первого придворного театра. В нишах на лестницах стоят скульптуры Софокла и Шекспира (на левой лестнице), Еврипцца и Мольера (на правой).
Из‑за потемневшего от времени песчаника здание Оперы Земпера снаружи кажется строгим на вид, но его внутреннее убранство поражает яркостью красок. Боковые стены нижнего фойе расписаны под дубовую древесину. Когда поднимаешься по лестнице в верхнее фойе, взгляд устремляется наверх: там сияет изобилием красок купол небосвода, населённый греческими богами и героями. Крышу поддерживают зелёные колонны из искусственного мрамора, а потолочные своды украшены сценами из пьес и опер.
Элегантный зрительный зал с искусно украшенной сценой кажется больше, чем он есть на самом деле. Он рассчитан всего на 1200 зрителей. С потолка свисает огромная люстра. С трудом верится, что всё внутреннее убранство – это плод реставрационных работ 1977–1985 годов: ведь во Вторую мировую войну Опера Земпера полностью выгорела.
В течение дня Оперный театр можно посетить в рамках экскурсий, а вечером стоит сходить на какой‑нибудь спектакль. Первоклассным мастерством славится и оркестр Оперного театра это Саксонская Государственная капелла под управлением дирижёра Фабио Луизи, основанная в 1548 году как Придворная капелла Морща Саксонского. В январе проходит традиционный бал в Опере Земпера, который становится блистательной кульминацией театрального сезона
«Итальянская деревушка»
Рядом с Оперой Земпера расположено здание в стиле классицизма – ресторан «Italienisches Dörfchen» («Итальянская деревушка») (3) с нарядными обеденными залами, пивным садом и террасами, выходящими на Эльбу. Его распорядился построить в 1913 году советник по градостроительству Эрлвайн. В названии ресторана ещё сохранилась память о поселении итальянских ремесленников, которыхв 1739 году привёз с собойв Дрезден Гаэтано Киавери для строительства Католической Придворной церкви. В 1817 году там жил Карл Мария фон Вебер, будучи музыкальным директором Оперы.
**Картинная галерея Старых мастеров
К югу от Оперного театра Земпера стоит протяжённое здание Галереи Земпера (Sempergalerie). Это наглядное воплощение земперовской идеи «музея‑форума»: архитектор был искренне убежден, что музей ни в коем случае не должен быть лишь хранилищем произведений искусства. Уже одной своей возвышенной архитектурой он должен вводить посетителей в другой мир, парящий над повседневностью. Сегодня, войдя в эти двери, вы попадаете в один из самых знаменитых в мире музеев изобразительных искусств: в **Картинную галерею Старых мастеров (Gemaldegalerie Alte Meister) (4).
Этот музей славится своей обширной коллекцией произведений итальянской и голландской живописи 1400–1800 гг. В их числе и такие ценности, как «Сикстинская Мадонна» Рафаэля (см. ниже).
Вестибюль галереи создан по образцу античных базилик. Рельефы верхней сводчатой части – это целое иллюстрированное пособие по истории искусства. Они демонстрируют искусство древних греков и римлян, знакомят с итальянским Возрождением и фламандской живописью. Однако современный посетитель, прежде чем подняться по длинной наружной лестнице в мир искусства, сначала отправляется в подвал, к кассе и гардеробу.
Первый зал украшают основатели всемирно известного дрезденского собрания картин: Август II, прозванный Сильным, и его сын Август III. Несколько видов Дрездена кисти Бернардо Беллотго уже подсказывают тему следующего зала, целиком посвящённого Беллотго. В Дрездене этот художник был известен под именем Каналетто. Собственно, это было прозвище дяди Беллотто, Антонио Канале, возглавлявшего в Венеции знаменитую художественную мастерскую. Когда племянник стал самостоятельным и уехал в Германию, то взял с собой и это достойное имя. Благодаря Беллотто в Дрездене появился знаменитый *вид Каналетто (Canaletto‑Blick) (1754 г.): это вид на Эльбу с мостом и Придворной церковью, открывающийся с северного берега.
Затем посетитель попадает в выдержанные в зелёных тонах залы фламандской живописи: залы 104 и 105 посвящены Рубенсу, Йордансу, ван Дейку и другим фламандским художникам XVII века Интересно сравнить «портреты» двух пьяниц: «Пьяный Геракл» происходит из мастерской Рубенса, а сильно помятый жизнью «Силен» (1620 г) принадлежит кисти Ван Дейка, талантливого ученика Рубенса Облачённая в лёгкие одежды *«Вирсавия у фонтана» – пример того самого женского идеала, который сделал Рубенса знаменитым. Трогательно выглядит в сравнении с ней его «Старуха с жаровней». Самая большая картина Рубенса представляет бога морей Нептуна, который укрощает волны, изображённые в виде диких коней (1635 г.). В зале 106 основу экспозиции составляют произведения Рембрандта, в том числе его *«Ганимед». На торцовой стене висит автопортрет Рембрандта в приподнятом праздничном настроении вместе с его женой Саскией.
В следующем зале можно увидеть сразу две редкие картины Вермеера ван Дельфта: красочная палитра «Свахи» выдаёт в ней раннюю работу художника, а знаменитый *«Портрет девушки, читающей письмо» отличают тончайшие зеркальные эффекты и мягкие цвета
Вход в зал 107 с произведениями немецкой живописи немного спрятан в глубине. В нём в первую очередь заслуживают внимания картины Дюрера (*«Портрет Бернгарда фон Рестена»), Лукаса Кранаха (*«Алтарь Св. Екатерины») и Гольбейна («Моретта»).
Дальше по порядку нужно повернуть назад, в несколько залов меньших размеров, в которых выставлены виды голландских городов и пейзажи, а также натюрморты Гальса, Вауэрмана, Беркхевде, Остаде и других авторов.
«Сикстинская Мадонна» Рафаэля, цель паломничества любителей искусства
Французское отделение (зал 112, серый фон) украшают похожие на фрески картины Никола Пуссена, чьё главное произведение здесь – «Царство Флоры», а также картина Никола Ренье «Святой Себастьян».
Итальянская коллекция Картинной галереи Старых мастеров так же великолепна, её легко найти по красному цвету стен. Если сначала пройти вдоль боковых залов 113–116, то можно увидеть религиозные сюжеты и портреты XVI и XVII вв. работы Строцци, Фетги, Гверчино, Рени, Маратти и Вольтерры. А в последнем зале представлены такие художники XIV и XV вв., как Мантенья (*«Святое семейство»), Боттичелли («Мария с младенцем», «Зенобий») и Пинтуриччо (*«Портрет юноши»).
Теперь настало время полюбоваться самой знаменитой картиной дрезденской коллекции: **«Сикстинской Мадонной» Рафаэля (1531 г.). Это крупноформатное полотно висит на видном месте, в центре самой дальней стены средней анфилады. Эту картину Август III выкупил в 1754 году у монахов монастыря Святого Сикста в Пьяченце за такие деньги, на которые можно было выстроить целый замок. Со временем фокус всеобщего внимания переместился с Богородицы с младенцем Иисусом на двух ангелочков, которые сидят у её ног, будто зрители, и с озорством наблюдают за святым действом. В Дрездене их можно найти на каждом шагу в виде сувениров.
По пути назад в сторону центральной лестницы можно увидеть другие знаменитые картины, например *«Спящую Венеру», созданную совместно Джорджоне и Тицианом – это одно из первых изображений обнажённого тела в Новое время. Впоследствии эта картина несколько раз переписывалась. В боковом зале со стороны Цвингера упомянем ещё два шедевра: это *«Динарий кесаря» Тициана и «Святой Себастьян» Антонелло да Мессина.
В восьмиугольном зале в центре здания галереи начинается лестница, ведущая на второй этаж. Здесь вы сможете увидеть небольшую подборку работ знаменитых испанских художников: Веласкеса, Мурильо, Эль Греко и Риберы.
Оружейная палата – пока ещё в галерее Земпера, но скоро обретёт постоянное пристанище во Дворце‑резиденции
Залы левой анфилады представляют немецкую, швейцарскую, чешскую и нидерландскую живопись XVII–XVIII вв., а правая посвящена в первую очередь итальянской живописи. В последнем зале вывешены пастели – в том числе портреты, созданные венецианкой Каррьерой, – и портрет Морица Саксонского работы де ла Тура. Но самая известная картина – **«Шоколадница» Лиотара (1744 г.), образ которой то и дело встречается в Дрездене в виде сувениров, костюмированных фигур или карта‑шок в кондитерских.
В кафе и ресторане Alte Meister («Старые мастера») есть горячий шоколад, вкусные пироги, а по вечерам – превосходное меню.
*Оружейная палата
*Оружейная палата (Rustkammer) (5) пока ещё занимает часть земперовского музейного здания, но её планируют перевести во Дворец‑резиденцию. Её коллекция огромна: от подлинного вооружения и **парадного оружия (среди которого есть изысканные сочетания мечей и пистолетов) до драгоценных тканей, костюмов и украшений для пышных придворных празднеств Августа Сильного. Больше всего впечатляют искусно выполненные *рыцарские доспехи для всадников и броня для боевых коней. В этих доспехах, как модели на подиуме, красуются фигуры лошадей и всадников, выполненные в натуральную величину. Для подрастающего наследного принца были сделаны доспехи маленького размера. А в почти незаметной витрине рядом со входом можно увидеть важнейшее вещественное доказательство того, за что называли «Сильным» Августа II, курфюрста Саксонии и короля Польши, жившего в 1670–1733 годах: это подкова, которую он собственноручно разломал. Правда совсем недавно выяснилось, что эта подкова была заранее подготовлена, чтобы немного помочь успеху «имиджевого» силового номера Августа.
**Цвингер
Двор Цвингера с видом на Павильон на валу
Сквозной проход через здание Земпера ведёт во **двор Цвингера (Zwingerhof). В 1719 году сын Августа Сильного, Август III, женился на Марии Жозефе, дочери императора из династии Габсбургов. Ожидалось, что к этому событию прибудут самые высокопоставленные особы из царствующих домов всей Европы. Вот тогда‑то на пустыре у старой городской крепости, прозванной «Цвингером» («Застенком»), и был создан двор с павильоном, похожим на дворец. Галереи и флигели, планы которых отчасти рисовал даже сам Август, строились как декорации для многонедельных торжеств, где были и приёмы, и спектакли (театральные, балетные и оперные), и игры, и состязания на колесницах, и фейерверки. Так что с самого начала дрезденский **Цвингер (Zwinger) (6) был задуман как синтез всех видов искусств эпохи барокко.
Строительством руководил придворный архитектор Пёппельман, а скульптурные украшения создал Бальтазар Пермозер. Ангелочки путти, сатиры и нимфы выражают изобилие и радость жизни, а гербы, орлы и короны – политические притязания Августа А сам он, изображённый в виде Геракла, держащего земной шар, стоит над всем этим на высшей точке Павильона на валу (Wallpavillon). Под ним ангелы, трубя, возвещают о славе правителя Саксонии на все стороны света.
По лестнице в Павильоне на валу или через северо‑западную галерею можно попасть во второй, меньший по размерам двор. В так называемой «Купальне нимф» (Nymphenbad) летом журчит полноводный фонтан, едва ли уступающий своим итальянским прототипам. В нишах стоят статуи прекрасных нимф, выполненные из песчаника. Легко одетых нимф на северной стороне изваял дрезденский скульптор Врба в 1920‑е годы. Чуть более скромные нимфы остались ещё от от XVIII века, от мастерской Бальтазара Пермозера.
Три сатира из декора Павильона на валу, аллегория полноты жизни и изобилия – сочная и игривая
В галереях большого двора Цвингера, в которых во времена Августа хранились праздничные декорации и апельсинные деревья в кадках, служившие для украшения двора, сегодня располагаются музеи. До завершения работ по реорганизации Альберта‑шума и дворца в правом крыле можно увидеть часть Собрания скульптур (Skulpturensammlung).
Крыло слева от Павильона на валу по окончании реставрации в 2011 году снова будет отдано Физико‑математическому салону (Mathematisch‑Physikalischer Salon).
Всю восточную часть Цвингера занимает **Собрание фарфора (Рогzellansammlung) (7). Август, по его собственным словам, страдал от «maladie de porcelaine» («фарфоровой болезни»), или порцелланита: любой фарфор, который ему попадался на глаза, он непременно хотел иметь у себя. Это «белое золото», пришедшее в Саксонию через Голландию из Японии и Китая, было настолько дорогим, что грозило Августу разорением, пока на его пути не повстречался ученик аптекаря Фридрих Бётгер, который обещал, что сумеет получить золото алхимическим путём. Август, недолго думая, заточил его в крепость, посадил рядом с ним учёного Вальтера Эренфрида фон Чирнгауза и велел им найти рецепт изготовления фарфора. И вот в 1708 году свершилось: в Девичьем бастионе, под нынешним Брюльским садом, состоялся первый успешный пробный обжиг, а в 1709 году гордый Август объявил о создании саксонского фарфора.
Прогулка по балюстраде Цвингера ведёт через роскошные Коронационные ворота, мимо забавных ангелочков Бальтазара Пермозера
Затем в 1710 году Август основал в Мейсене первую европейскую фарфоровую мануфактуру. Поначалу в ней изготавливались копии азиатских образцов, а позже из‑под рук придворного модельера Иоганна Иоахима Кендлера (1706–1775) появились и самостоятельные произведения искусства. Лучшие из них вошли в личную коллекцию Августа, остальные шли на продажу. Так возникло крупнейшее собрание фарфора, насчитывающее 20 000 экземпляров, из которого публике показывают лишь десятую часть.
Предметы азиатского фарфора выставлены в северо‑восточном крыле, в галерее Восточной Азии (Ostasiengalerie), интерьер которой блестяще переоформил американский архитектор Питер Марино. В южной части музея тоже представлен восточный фарфор из Китая и Японии. Дальше находится большой зал, в котором разместился целый зоопарк из барочных фарфоровых фигур животных. И, наконец, в длинном зале галереи хранятся статуэтки поменьше и драгоценные сервизы, в том числе предметы из *«Лебединого сервиза», одного из первых в мире полных обеденных наборов фарфоровой посуды. Этот сервиз, состоящий ни много ни мало из 2500 предметов, заказал для себя директор Мейсенской мануфактуры граф Брюль.
На втором этаже можно увидеть первые сохранившиеся изделия Мейсенской мануфактуры (Meißener Маnufaktur). Среди них есть и те, которые треснули или разбились при изготовлении, но тем самым обрели ещё большую ценность, как своеобразные вещественные доказательства в истории развития фарфора.
Во дворце Ташенберг теперь гостей принимает Grand Hotel Kempinski
Павильон, обращённый в сторону города, тоже украшен мейсенским фарфором: фарфоровые колокола (8) отмечают звоном каждую четверть часа. А в 10.15, 14.15, 18.15 и 22.15 (кроме морозной погоды) звучит целая небольшая колокольная сюита.
От Собрания фарфора можно совершить прогулку по *балюстраде Цвингера, усаженной ангелочками работы Бальтазара Пермозера, откуда открывается прекрасный вид на весь барочный ансамбль. Путь по балюстраде ведёт через роскошные **Коронационные ворота (Kronentor) (1697 г.) с короной польского короля. Они напоминают о коронации саксонца Фридриха Августа I на титул польского короля Августа II, что было достигнуто исключительно хитростью и большими деньгами.
Снаружи, позади Цвингеровского пруда, возвышается светлое здание театра 1913 года постройки, с красивыми интерьерами, в стиле которых смешались необарокко и модерн. После Второй мировой войны этот театр очень быстро восстановили, и при этом удалось запустить старые механизмы сцены, которые в наши дни уже можно считать техническим памятником. Если пройти ещё дальше, то на уровне «Купальни нимф», позади парка с прудом, покажутся ещё несколько интересных зданий: небоскрёб «Саксонской газеты» (Sächsische Zeitung), купол табачной фабрики «Йе – нидце» в восточном стиле и бывший городской склад.
Летом Цвингер оживляют праздничные концерты. С мая по октябрь Театр земли Саксония выступает здесь с вечерами танцевальной или камерной музыки. В случае дождливой погоды представления перемещаются в Мраморный зал рядом с Павильоном на валу
*Дворец Ташенберг
Покинув Павильон с колоколами, вы окажетесь прямо напротив Холерного фонтана (Cholerabrunnen), который называют ещё Фонтаном благодарности. Этот памятник, напоминающий готическую церковную башню, был создан Готфридом Земпером в знак благодарности Всевышнему за то, что Дрезден избежал эпидемии холеры, которая бушевала в 1840 году.
Позади фонтана возвышается *дворец Ташенберг (Taschenbergpalais) (9). Создатель Цвингера, архитектор Пёппельман, возвёл это здание в 1705–1708 гг. для Августа Сильного, который подарил его своей фаворитке, рейхсграфине Анне Констанции фон Козель (1680–1765). Впрочем, радоваться этому «утреннему дару» ей пришлось недолго. Для саксонского двора графиня была слишком самоуверенна, а для самодержавного правителя – и подавно. Когда любовь Августа не без помощи интриг стала ослабевать, Козель потребовала справедливости и во всеуслышание заявила о заключённом с ней брачном союзе. В ответ Август велел арестовать её и в 1716 году пожизненно заточил в крепости Штольпен.
Позже дворец Ташенберг стал резиденцией наследного принца и в конце концов был соединён с Дворцом‑резиденцией мостом. В 1994 году здание восстановили уже как гостиницу Grand Hotel Kempinski.
**Дворец‑резиденция с Историческими и Новыми Зелёными сводами
Внешний облик этого огромного дворцового комплекса был восстановлен после разрушений Второй мировой войны только в 2006 году. Теперь сюда постепенно переезжают музеи, наполняя бывший **Дворец‑резиденцию (Residenzschloss) (10) саксонских правителей жизнью и искусством. К реставрационным работам саксонцы подошли очень рационально. От каждой архитектурной эпохи было восстановлено самое красивое: готический свод в восточном крыле, ренессансные росписи «сграффито» в Большом дворцовом дворе (GroBer Schlosshof), барочная купольная крыша башни Хаусманна, наружные фасады и Георгиевские ворота постройки 1904 года По‑современному оказалась оформлена часть интерьеров и футуристическая крыша Малого дворцового двора (Kleiner Schlosshol) с ромбами и мембранами.
Уголок Южной Европы на небольшой площади между дворцом Ташенберг (слева) и Дворцом‑резиденцией (справа)
Главный музей во дворце – Грюнес Гевёльбе (Grünes Gewolbe, «Зелёные своды»). Это сокровищница Августа Сильного, которую он лично открыл для широкой публики как один из первых музеев Нового времени. Она настолько богата, что при реорганизации её поделили на две выставочные зоны:
**Исторические Зелёные своды
**Исторические Зелёные своды (Historisches Grünes Gewolbe) на первом этаже западного крыла – это настоящий сплав искусств эпохи барокко, где в центре внимания находятся сами восстановленные роскошные залы (Внимание: необходимо предварительно купить билет с указанием времени посещения). Уже в вестибюле можно полюбоваться первыми сокровищами, среди которых чаша Ивана Грозного и перстень с печаткой Мартина Лютера. Пройдя через камеру‑пылеуловитель, вы окажетесь поочерёдно в Янтарном кабинете (Bernstein‑Kabinett), Комнате слоновой кости (Elfenbeinzimmer), Комнате белого серебра (WeiBsilberzimmer) и Комнате серебра и позолоты (Silbervergoldetes Zimmer). Первым кульминационным пунктом этой барочной драматургии будет *Комната драгоценностей (Pretiosenzimmer). Ещё сохранившиеся в оригинале лепные потолки в стиле эпохи Возрождения образуют свод. Но зелёные росписи, давшие имя всей коллекции, спрятаны за зеркальной облицовкой стен. На этих стенах золотые консоли, как и в прежние времена, служат подставками для предметов искусства – выставленных открыто, не под стеклом.
За более скромной Гербовой комнатой (Wappenzimmer) следует главньш зал: сияющая золотом и яркими красками **Ювелирная комната (.luwelenzimmer) с легендарными **ювелирными украшениями Августа Сильного и его сына, усыпанными алмазами, бриллиантами, рубинами, и с самым крупным в мире синим сапфиром в 548 карат. Здесь же стоят оба знаменитых «мавра» работы придворного ювелира Динглингера *Мавр с изумрудным штуфом и *Мавр со штуфом из Лацдштейна.
Завершают экспозицию Бронзовая комната (Bronzezimmer) и по‑современному оформленный Зал бронзовых скульптур эпохи Возрождения (Raum der Renaissancebronzen), где выставлены в основном работы из Италии.
**Новые Зелёные своды
**Новые Зелёные своды (Neues Grünes Gewolbe) на втором этаже можно посетить без предварительного заказа билетов. В этих залах около 1000 самых известных шедевров коллекции выставлено в современных витринах, почти не дающих бликов. В отличие от Исторических Зелёных сводов, эта экспозиция составлена в хронологическом порядке. В Зале кунштюков (Saal der Kunststücke) есть диковинные механические часы, часы с боем, похожие на телебашни, а в Микрокабинете (Mikro‑Kabinett) – такие миниатюрные вещицы, как *вишнёвая косточка с вырезанными на ней 185 (как говорят!) портретами.
В следующем, Хрустальном кабинете (Kristallkabinett), выставлена каравелла из горного хрусталя и тарелки из венецианского стекла.
В двух Залах курфюрстов (Raumen der Kurfürsten) среди множества удивительных вещей прежде всего упомянем **фрегат из слоновой кости с парусами и крошечными матросами.
Зал королевских драгоценностей (Raum der koniglichen Pretiosen) отведён для более мелких предметов, принадлежавших Августу, таких как фигурки из жемчуга и из слоновой кости, часы.
В следующем за ним Зале Динглингера (Dinglinger‑Saal), названном в честь придворного ювелира, некоторые произведения искусства выдают абсолютистское мировоззрение Августа. Например, алтарь, который превозносит Августа как египетского фараона. Есть и не имеющий себе подобных в мире **«Дворцовый приём у Великого могола Ауренга Зеба» со множеством фигурок из покрытого эмалью золота и примерно пяти тысяч драгоценных камней и жемчугов. В этой композиции четыре народа Африки и Азии преклоняются перед блистательным властителем XVII века, с которым Август Сильный себя отождествлял. А *золотой кофейный сервиз (45 предметов) – своеобразный привет турецким любителям чая от греческой античности.
Далее следуют миниатюры на эмали. Поскольку Август хотел и в варшавской резиденции иметь перед глазами свои любимые вещицы, он велел изготовить для их перевозки богатые кожаные футляры. Они сами по себе являются произведениями искусства, и им посвящён следующий зал.
После этого идут залы с драгоценностями XIX века и, наконец, Кабинет Ватцдорфа (Watzdorf‑Kabinett), где хранится крупнейший в мире *зелёный алмаз.
На третьем этаже к 2013 году должны быть восстановлены Парадные залы.
На четвёртом этаже *кабинет гравюры (Kupferstichkabinett) представляет свои сокровища на тематических выставках или в читальном зале.
К 2013 году Оружейная палата (Rüstkammer) постепенно переедет во Дворец‑резиденцию. Начало этому уже положила **Турецкая палата (Türckische Cammer) с такими уникальными трофеями, как роскошный османский шатёр, кольчуги, оружие и парадная сбруя, очень картинно развешанная на деревянных фигурах. Эти трофеи саксонцы получили от Габсбургов в знак благодарности за участие в обороне Вены и освобождении Венгрии от турок.
Английская лестница (Englische Trepре) и Княжеская галерея (Fürstengalerie) династии Вепинов сияют своим свежеотреставрированным видом.
Уже начиная с 2010 года с мая по октябрь можно увидеть всю территорию дворца сверху, с отреставрированной платформы башни Хаусманна (Hausmannsturm) высотой 100 м. Большой дворцовый двор украшают восстановленные росписи сграффито начала XVI века При работе в этой технике живописи, очень распространённой в Северной Италии, сначала наносят два слоя штукатурки – чёрный и белый, а затем выцарапывают рисунок. О том, какого развития достигло искусство рельефа в эпоху Возрождения, свидетельствуют реконструированные Золотые ворота (Goldenes Tor) евангелической дворцовой капеллы, созданные в 1555 году. Кроме этого, с башни Хаусманна можно полюбоваться неповторимым *видом на крыши Старого города, на соседнюю Придворную церковь. Оперу Земпера, купол церкви Фрауэнкирхе и долину Эльбы.
**Католическая Придворная церковь
Вид на Придворную церковь и «Итальянскую деревушку» с противоположного берега Эльбы
**Католическая Придворная церковь (Katholische Hofkirche) (11) с 1980 года является епископальной церковью и теперь официально называется Кафедральным собором Святой Троицы (Kathedrale Ss. Trinitatis). Она была сильно повреждена в 1945 году, но в 1946–1965 гг. её тщательно отреставрировали.
Церковь изначально была построена как дворцовая. По обильно украшенному переходу, ведущему во Дворец‑резиденцию, королевская семья могла прийти сюда на богослужение, не замочив ног.
Созданный в 1751 году орган Зильбермана в Придворной церкви
В 1697 году Август Сильный, вознамерившись стать королём Польши, обратился в католичество. Его подданным всё же удалось уговорить своего курфюрста оставить им евангелическую веру. Но Риму было мало простой смены вероисповедания, он требовал более активных действий, и Август устроил в Дрездене католическую церковь, поначалу приспособив под неё свой Театр комедии. Такое решение сильно покоробило Августа III, женатого на ярой католичке, габсбургской принцессе Марии Жозефе. И тогда в 1739 году король поручил римскому архитектору Гаэтано Киавери построить почтенный и богоугодный храм.
В то время силуэт Дрездена уже украшал устремлённый ввысь купол евангелической церкви Фрауэнкирхе, детища саксонского архитектора Георга Бэра И Киавери нашёл дня Придворной церкви противоположное решение: вытянутое не вверх, а в длину сооружение с несколькими нефами. При этом обходную галерею с часовнями ему пришлось разместить внутри, чтобы немногочисленные католики могли совершать по ней свои процессии, не смущая горожан‑протестантов. Так к 1751 году в городе появилась крупнейшая церковь Саксонии – здание в стиле позднего барокко, увенчанное 78 статуями святых работы итальянца Матшелли.