История возникновения и функционирования термина "маргинальность" чрезвычайно важна для его понимания. Она сравнительно коротка, но предельно насыщена разнонаправленными интеллектуальными поисками, оригинальными находками. Пожалуй, трудно найти другой научный термин, понимание которого так зависело бы от знания его истории. Ведь его методологическая универсальность, применимость к изучению самых разнообразных социальных процессов, множество контекстов употребления приводили к тому, что в разных условиях он каждый раз приобретал новое звучание и даже порой совершенно новый смысл, демонстрируя в то же время свою эвристическую плодотворность.
Теория маргинальных людей и маргинальных общностей выдвинута в 20-х годах нашего века Р.Э. Парком[2]. У Парка понятие маргинальности означало положение индивидов, находящихся на границе двух различных, конфликтующих между собой культур, и служило для изучения последствий неадаптированности мигрантов, особенностей положения мулатов и других "культурных гибридов".
Теория Парка была развита Э. Стоунквистом в социально-психологическом труде «Маргинальный человек», впервые опубликованном в 1937 году. Стоунквист определяет маргинального человека в терминах личности или группы, которые движутся из одной культуры в другую, или в некоторых случаях (например, в результате женитьбы или через образование) соединяются с двумя культурами.
В дальнейшем концепция маргинальности была подхвачена "бесчисленным количеством социологов" и, принятая как должное многими, стала "эластичной". В 40 — 60-е годы она особенно активно разрабатывалась в американской социологии.
|
В рамках социальной психологии механизм маргинальности достаточно подробно исследовал Т. Шибутани (раздел, посвященный маргинальности, в его работе "Социальная психология", вышедшей у нас в 1969 и переизданной в 1999 году, едва ли не впервые познакомил массового русскоязычного читателя с этой концепцией). Он рассматривает маргинальность в контексте социализации личности в изменяющемся обществе. Центральным моментом в его понимании маргинальности является доминирование социальных изменений, трансформации социальной структуры, приводящие к временному разрушению согласия. В результате человек оказывается перед лицом нескольких эталонных групп с различными, часто противоречащими друг другу требованиями, которые одновременно удовлетворить невозможно. В этом отличие от ситуации в стабильном обществе, когда эталонные группы в жизни личности подкрепляют друг друга. Это и является источником маргинальности. Шибутани дает следующее определение маргинального человека: "Маргинальны те люди, которые находятся на границе между двумя или более социальными мирами, но не принимаются ни одним из них как его полноправные участники"
В немецкой социологической литературе характерен подход к маргинальности в области социальной структуры как к общественной позиции, характеризуемой высокой социальной дистанцией по отношению к доминантной культуре "основного общества". Эта позиция находится обычно на низшей ступеньке иерархической структуры (в этом смысле "на краю") общества, а социальная категория людей, которые пребывают в маргинальном положении, здесь обозначается как окраинная группа (а также "маргинальная", "проблемная группа", "социально презираемые слои", деклассированные; в обыденной речи — "осадки", "дно", "отбросы", прокаженные", "асоциальные"). В немецкой исследовательской литературе к социальным окраинным (маргинальным) группам причислены различные гетерогенные группы, например, цыгане, иностранные рабочие, гомосексуалисты, проститутки, алкоголики, наркоманы, бродяги, молодежные субкультуры, нищие, преступники и освобожденные уголовники. В последнее время в связи с воссоединением Восточной и Западной Германии исследователи обратились к новым маргинальным группам, появившимся на рынке труда в результате этого сложного политического процесса. Описываются такие отличительные черты поведения и установок маргиналов, как бедность контактов, разочарованность, пессимизм, апатия, агрессия, отклоняющееся поведение и т.д.
|
В то же время здесь, как правило, речь идет не о теоретических, а об очевидных критериях отнесения. Отмечается неясность содержания значения понятия маргинальности. Для его определения предлагаются различные теоретические обоснования. Рассматриваются низкий уровень признания общеобязательных ценностей и норм, а также участия в их осуществлении в социальной жизни; кроме того, подчеркивают относительную социальную и пространственную дистанцию, недостаточные организационные и конфликтные способности как определяющие черты окраинного положения. Особенно подчеркивается тот факт, что окраинные группы легитимируются как объекты официального контроля и определенных институтов. И хотя признано существование различных видов маргинальности и различных причинных связей, все же существует единодушие в том, что только в незначительной части они сводимы к индивидуальным факторам. Большинство видов маргинальности образуются из структурных условий, связанных с участием в производственном процессе, распределении дохода. Многие находящиеся на краю люди ограничены в том, чтобы жить в соответствии с общими представлениями и общими стандартами (например, бездомные). Существует также определение маргинализации как консервативного метода социальной политики.
|
В настоящее время концепция маргинальности находится в стадии дальнейшего развития. Маргинальность социальной роли — маргинальность этого типа возникает в следующих случаях: в случае неудачи при попытке отнесения к позитивной референтной группе; нахождение в роли, которая лежит между двумя рядом расположенными ролями; членство в группах, определяемых как маргинальные (некоторые профессиональные группы); к этому же типу относят и те социальные группы, которые полностью вне основного течения социальной организации (например, цыгане, бездомные и т.д.)
Таким образом, маргинальность (от латинкого marginalis – находящийся на краю) - состояние групп людей или личностей, поставленных общественным развитием на грань двух культур, участвующих во взаимодействии этих культур, о не примыкающих полностью ни к одной из них.
Маргинальность возникает, прежде всего, при миграциях. Иммигранты – самые характерные маргинальные люди. Маргинальными бывают люди, вступившие в межэтнические и межрасовые браки. Маргинальность характерна для этнических и расовых меньшинств, образовавшихся в результате миграции. Нередко возникает маргинальный тип личности в колониях под воздействие колонизаторов. Во всех случаях маргинальность обуславливается социальными процессами. Маргинальность сопряжена с дуальностью этнического самосознания. В личном плане она вызывает психическое напряжение и может привести к двойственности, даже разорванности личностного самосознания. Отмечено также, что маргинальный психический тип во многих случаях отличается творческими потенциями, что люди этого типа становились руководителями этнических групп, национальных движений и так далее. Маргинальная личность является продуктом тех разнообразных процессов, в результате которых человек определенной культуры вынужден осваивать иные, чуждые ему культурные ценности, социальные роли, образ жизни. Социальное пространство создается через объективацию в первую очередь обыденных, повседневных смыслов. Смыслы, выраженные в символах, или «символический универсум» по Бергеру и Лукману, самый высокий уровень легитимации социальной реальности, это матрица всех социально-объективных и субъективных реальных значений, которые касаются любых, в том числе и маргинальных ситуаций. Главный признак маргинализации — разрыв социальных связей,
причем в «классическом» случае последовательно рвутся экономические,
социальные и духовные связи. При включении маргинала в новую социальную
общность эти связи в той же последовательности и устанавливаются, причем
установление социальных и духовных связей как, правило, сильно отстает от
установления связей экономических. Следует отметить, что конкретный индивид включен в конкретное социальное поле, которое является лишь фрагментом данного общества со своими определенными механизмами социализации и наборами культурных ценностей. Одним из важнейших факторов, влияющих на человека в переходном состоянии, является «революция ожидания», которая обещает ему улучшить экономическое положение, предоставить землю, недорогие продукты питания, работу, то есть удовлетворить основные желания. Такие ожидания во многом перестраивают внутренний мир человека, как в городе, так и в деревне. Но при этом возникают коллизии от столкновения ожиданий с действительностью. В городе индивид (зачастую недавний выходец из деревни) оказывается лишенным работы, жилья, нормального и достаточного питания, медицинского контроля. Тяготы и лишения рассеивают мираж, углубляют разочарование новоявленного горожанина. Вместе с тем его кругозор расширяется – он узнает о существовании нового образа жизни, других религий и политический воззрений, учится терпимости в отношении норм поведения и привычек, нередко противоречащих его собственным. Но терпимость имеет свои пределы и переходит в зависть, озлобленность, гнев из-за вопиющей несправедливости, экономического неравенства, растущей пропасти между кричащей роскошью и предельной бедностью.
Все эти факторы и процессы создают тот социальный контекст, в котором рождается «переходная личность» - изолированный одинокий и беззащитный человек, вырванный с корнями из привычной среды и тщательно ищущий почву, чтобы укорениться в иной, далеко не эквивалентной среде. Успех сопутствует лишь немногим, которым удается приобрести профессию, усвоить городские обычаи и влиять в ряды квалифицированных рабочих, офицеров, интеллектуалов, предпринимателей.
Однако большинство так и остается в переходном состоянии. Потеряв относительное спокойствие традиционного мирка, маргинальный человек стремится, во что бы то ни стало обрести новую стабильность, новые авторитеты взамен прежних с тем, чтобы от них услышать четкие указания на то, как жить и что дальше делать.
Формы существования.