В городе богини Афины
Педагогические цели | Создать условия для ознакомления с основными архитектурными принципами и элементами древнегреческих построек, архитектурным ансамблем афинского Акрополя; способствовать развитию умений отличать художественные особенности произведений искусства, понимать язык данной эпохи; содействовать формированию собственного впечатления от произведения искусства |
Тип и вид урока | Изучение и первичное закрепление новых знаний / урок-путешествие |
Планируемые результаты (предметные) | Готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира |
Личностные результаты | Освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека; формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности |
Метапредметные результаты | Способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.); владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности |
Основное содержание темы, понятия и термины | Ремесло. Культура Древней Греции. Классическое искусство. Древнегреческая архитектура. Основные ордера: дорический, ионический, коринфский. Колонна древнегреческого храма. Архитектурный ансамбль афинского Акрополя. Древнегреческая скульптура. Творения Фидия: статуя Афины-Девы, Зевс Олимпийский. Быт и досуг древних греков. Акрополь, Парфенон, Пропилеи, Эрехтейон. Архитектурный ордер, виды ордеров: дорический, ионический, коринфский; капитель, архитектура, амфора, килик, кратер, пифос, вазопись, Керамик, гончар, Агора, портик, храм, фронтон, кариатида, скульптура, смотрители рынка, Совет пятисот |
Образовательные ресурсы | Учебник. Карта «Древняя Греция». Электронное приложение к учебнику. Рабочая тетрадь № 2. Схема «План города Афины в V в. до н. э.». Учебные картины: «Чернофигурный и краснофигурный сосуды», «В гончарной мастерской», «Храм Гефеста и правительственные здания на афинской Агоре», «Праздничное шествие на Акрополь», «Статуя Афины в Парфеноне», «Эрехтейон». Рисунки с изображением дорического, ионического, коринфского ордеров |
Организационная структура урока
Этапы урока | Формы, методы, методические приемы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Форма контроля | |
характеристика основных видов деятельности | формируемые УУД | ||||
I. Организационный момент | Фронтальная. Словесный. Слово учителя | Приветствует учащихся. Проверяет готовность к уроку | Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место | Быстрое включение в деловой ритм | |
II. Постановка учебной задачи | Фронтальная. Словесный, наглядный. Сообщение учителя, беседа, работа с картой | – Мы отправляемся в путешествие. Наш корабль бороздит водные просторы Эгейского моря. Хотите побывать в Афинах, городе, названном в честь богини Афины? – Афиняне говорили: «Так ты чурбан, если не видел Афин, осел, если видел их и не восторгался, а если по своей воле покинул их, то ты верблюд!» - Как вы понимаете это высказывание? Вам очень понравится этот замечательный город! | Слушают учителя. Работают с картой: находят Эгейское море, город Афины | Регулятивные: принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем. Познавательные: используют знаково-символические средства. Коммуникативные: планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; слушают и понимают речь учителя | Работа с картой |
III. Усвоение новых знаний и способов действий. В районе Керамик | Фронтальная. Объяснительно-ил-люстративный. Рассказ учителя, работа со схемой, картиной, текстом учебника, беседа, рассказ | Организует работу с текстом учебника п.1.стр.175 «В гончарной мастерской», проводит беседу (Обращает внимание на сосуды) предлагает их сравнить, найти в тексте (п. 1 § 37) описание стилей, предположить, какой из них более ранний. Формирует представление о вазописи Если город Афины вызывал восторг, то район мастерских Керамик вряд ли. Узкие немощёные улочки извивались между глухими стенами домов с запертыми калитками. Горожане выливали помои и вышвыривали отбросы прямо на улицу, вечером из-за грязи нельзя было ходить, не освещая дорогу факелом. Тем не менее Керамик был известен далеко за пределами Эллады. | Анализируют схему, составляют по ней рассказ. Описывают картину, различают свободных худож-ников и работников-рабов, чей труд однообразен и не требует творчества. Сравнивают красно-фигурный и чернофигурный стили, устанавливают очередность их появления. Объясняют значения терминов | Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, соответствующую этапу обучения. Познавательные: осуществляют поиск и выделение необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием схемы, картины; находят ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях. Коммуникативные: высказывают свое мнение, прислушиваются к мнению других | Рассказ, беседа по вопросам |
Агора – главная площадь Афин | Фронтальная. Словесный, наглядный, проблемный. Рассказ учителя, работа с текстом, картиной, беседа | – Спустя некоторое время мы выходим на главную площадь города. Предлагает прочитать п. 2 § 37, рассмотреть картину «Храм Гефеста и правительственные здания на афинской Агоре». Организует беседу по вопросам: – Вспомните, какие здания были в Керамике? – А как вы думаете, почему общественные здания строились большими и красивыми? – Что собой представляла Агора в Афинах? Как она была связана с общественной жизнью граждан? – Найдите на картине портики. Что это за здания? С какой целью они строились? – Кто следил за порядком на Агоре? – Покажите здание, где собирался Совет пятисот, игравший большую роль в управлении Афинами. – Какими вопросами ведал этот орган? | Определяют значения терминов. Объясняют внешние различия между небольшими и скромными зданиями в Керамике и общественными зданиями, на которые Народное собрание не жалело средств, так как они прославляли родной город. Распознают на картине архитектурные постройки | Познавательные: умеют осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; овладевают умением подводить под понятия, выводить следствия; извлекают необходимую информацию из наглядных пособий. Коммуникативные: полно и точно выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации | Беседа по вопросам, работа с картиной |
Прогулка по Акрополю. Миф о рождении богини Афины | Фронтальная. Объяснительно-ил-люстративный. Рассказ, работа с картиной, текстом, беседа | – Мы покидаем Агору и приближаемся к высокому холму в центре города. Это Акрополь (см. Приложение 3). Организует работу с текстом учебника и рабочей тетрадью (РТ стр.28 №37 / У стр.178 п.3) Прочитайте текст учебника и выполните задание в рабочей тетради. | Объясняют значения терминов. Описывают картину, анализируют документ | Регулятивные: владеют первоначальным умением выполнять учебные действия в устной речи. Познавательные: находят ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; анализируют изучаемые объекты окружающего мира с выделением их отличительных признаков. Коммуникативные: слушают и понимают речь других | Работа с текстом, беседа по вопросам |
IV. Закрепление знаний и способов действий | Фронтальная. Словесный, наглядный. Беседа, работа с картиной | – Наше путешествие подошло к концу. С какими районами Афин вы познакомились? Какие достопримечательности этого замечательного города увидели? – Как называется главная площадь Афин? Какие здания располагаются на ней? – Что входит в ансамбль афинского Акрополя? | Называют районы Афин, перечисляют достопримечательности. Называют здания, расположенные на Агоре, архитектурные сооружения афинского Акрополя. Используют знание терминов для ответов на вопросы | Познавательные: воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи. Коммуникативные: оформляют диалогическое высказывание в соответствии с требованиями рече-вого этикета; описывают объект: передают его внешние характеристики | Беседа по вопросам |
V. Информация о домашнем задании | Фронтальная. Словесный. Сообщение учителя | Комментирует задание. § 37. Задания 37, 42, 43 в рабочей тетради | Воспринимают задание, уточняют | Регулятивные: принимают учебную задачу | Задания в рабочей тетради |