Зарождение демократии в Афинах
Педагогические цели | Способствовать ознакомлению с особенностями общественно-политического устройства Афинского полиса периода правления аристократии; содействовать развитию умений анализировать причины недовольства демоса, характеризовать личность Солона, основные положения его реформ; создать условия для формирования представлений о реформах Солона как зарождении демократических порядков в Афинах; способствовать ознакомлению с реформами Клисфена, развитию умения характеризовать их |
Тип и вид урока | Изучение и первичное закрепление новых знаний / урок-исследование |
Планируемые результаты (предметные) | Овладение целостными представлениями об историческом пути человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества; расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории человечества |
Личностные результаты | Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений; способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе; ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанный выбор и построение дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе уважительного отношения к труду, развитие опыта участия в социально значимом труде |
Метапредметные результаты | Владение умением работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях |
Основное содержание темы, понятия и термины | Местоположение Афинского полиса. Утверждение демократии. Реформы Солона (594 г. до н. э.). Реформы Клисфена (509 г. до н. э.). Демос, демократия, архонт, Народное собрание, граждане, аристократия, долговое рабство |
Образовательные ресурсы | Учебник. Карта «Древняя Греция». Электронное приложение к учебнику. Рабочая тетрадь № 2. Схема «Состав населения Аттики в эпоху Солона» |
Организационная структура урока
Этапы урока | Формы, методы, методические приемы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Форма контроля | |
характеристика основных видов деятельности | формируемые УУД | ||||
I. Организационный момент | Фронтальная. Словесный. Слово учителя | Приветствует учащихся. Проверяет готовность к уроку | Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место | Быстрое включение в деловой ритм | |
II. Актуализация знаний | Фронтальная. Словесный, проблемный. Беседа, работа с картой | – Покажите на карте территорию Афинского государства. – Почему крестьяне Аттики бедствовали? Как они теряли землю и свободу? – Расскажите о господстве знати в Афинах. Какие законы были «написаны не чернилами, а кровью»? | Показывают на карте территорию Афинского государства. Объясняют причины бедственного положения крестьян. Характеризуют законы Драконта | Познавательные: умеют осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; устанавливают причинно-следственные связи; строят логическую цепь рассуждений. Коммуникативные: слушают и понимают речь других | Беседа по вопросам, работа с картой |
III. Постановка учебной задачи | Фронтальная. Словесный, проблемный. Сообщение учителя | Сообщает тему урока. Формулирует проблему: – Есть ли связь между демократией в Афинах и демократией в настоящее время? | Слушают учителя, принимают учебную задачу | Регулятивные: принимают учебную задачу, сформулированную учителем | |
IV. Усвоение новых знаний и способов действий. Состав населения Аттики в конце VII в. до н. э. | Коллективная. Словесный, практический. Рассказ учителя, работа со схемой, беседа | Организует совместное составление схемы на основе рассказа (см. Приложение 1) | Называют и характеризуют население Аттики; составляют схему под руководством учителя | Познавательные: используют знаково-символические средства для решения учебной задачи | Составление схемы, беседа по вопросам |
Требования демоса | Коллективная. Словесный, творческий, исследовательский. Инсценировка, беседа | Говорит, что демос был недоволен властью аристократов. Различия в правах между богатым, но незнатным человеком и аристократом и требованиями верхушки демоса раскрывает с помощью инсценировки. Организует беседу (см. Приложение 2) Демос восстает против знати. - Неравенство между бедными и богатыми привело к восстанию демоса. - Смута продолжались долго. - Начались переговоры. - В 594 г. до н.э. избрали архонтом Солона. - Солон установил новые законы. - Законы записали на деревянных досках и выставили на городской площади. Отмена долгового рабства - Все долги были прощены. - Долговое рабство отменялось. - Все рабы - должники были отпущены на волю. - Те, кто был в рабстве за границей, выкупались. - Рабами в Афинах были только чужеземцы. РТ стр.15 Задание №20 (У.стр.144 п.2) | Инсценируют встречу богатого торговца и аристократа. Анализируют разговор, называют требования демоса: участие в управлении страной, отмена долгов, наделение землей | Познавательные: создают способы решения проблем творческого и поискового характера. Коммуникативные: владеют монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами родного языка и современных средств коммуникации | Инсценировка, беседа по вопросам |
Реформы Солона (594 г. до н. э.) | Групповая. Словесный, практический, исследовательский. Работа с текстом, документами, беседа | Создает условия для работы с текстом § 30, материалом к уроку, вопросами и заданиями к § 30 Перемены в управлении Афинами - Архонтом мог стать не только знатный, но и любой богатый человек. - Стали созывать Народное собрание: - все свободные граждане. - Солон отменил жестокие законы Драконта. - Учрежден выборный суд. - Судьи избирались из числа всех граждан (по жребию). - Описание судебного процесса (стр. 139): - Выступали обвинитель, обвиняемый, свидетели. - Судьи голосовали тайно: бросали в сосуд камешки: - белый (оправдание), - черный (обвинение). - Если камешков было поровну, то обвиняемый оправдывался. РТ стр.14 Задание №18 | Характеризуют личность Солона, его реформы. Осуществляют запись тезисов «Реформы Солона» | Познавательные: осуществляют поиск нужной информации в учебнике, дополнительных материалах | Тезисы, беседа по вопросам |
Реформы Клисфена (509 г. до н. э.) | Фронтальная. Словесный. Рассказ, беседа | Рассказывает о реформах Клисфена (см. Приложение 3) | Характеризуют деятельность Клисфена | Познавательные: воспринимают на слух рассказ учителя | Беседа по вопросам |
V. Закрепление знаний и способов действий | Фронтальная. Словесный, проблемный. Беседа, работа со схемой | Солон вынужден покинуть Афины. - «Трудно в великих делах сразу же всем угодить». (Солон) - Солон навлек на себе ненависть всех: - богатые недовольны отменой долгового рабства. Почему? - бедняки недовольны тем, что не было передела земли. - Солон уехал за границу и вернулся только через несколько лет. – Вычеркните то слово на схеме, которое стало лишним после реформ Солона. Предлагает ответить на проблемный вопрос, сформулированный в начале урока | Вычеркивают из схемы лишнее слово «должники». Объясняют значение понятия «демократия», его употребление в Афинах и в настоящее время | Познавательные: овладевают умением подводить под понятия, выводить следствия; устанавливают причинно-следственные связи; строят логическую цепь рассуждений; используют доказательство. Коммуникативные: допускают существование различных точек зрения | Беседа по вопросам |
VI. Информация о домашнем задании | Фронтальная. Словесный. Сообщение учителя | Комментирует задание. Задания 18–21, 23, 24 в рабочей тетради | Воспринимают задание, уточняют | Регулятивные: принимают учебную задачу для самостоятельного выполнения | Задания в рабочей тетради |