Особенности и основные положения ламаизма




 

Основные особенности буддизма связаны с переплетением буддийских традиций и местной религии бон.

Например, когда буддизм только начал распространяться, в Тибете случился страшный голод и эпидемии. Буддисты свалили это на местных бонских демонов и пригласили Падмасамбхаву – крупнейшего знатока буддизма того времени. Он вписал местных злых духов, т.е. местных тибетских богов, в пантеон буддийских божеств «в качестве дхармапал – защитников буддийской веры, которые достойны почитания и поклонения».[19] Царь Тисрон для укрепления буддизма создал первую общину монахов, но он был веротерпимым к религии бон, поэтому в монастыре были построены отдельные храмы Солнца и Луны, а некоторые статуи божеств бон были рассеяны по многим храмам. Общее в буддизме и боне – указание верующим делать добрые дела и стремиться к самоусовершенствованию. При установлении буддийской религии в Тибете происходил моральный упадок. Состоятельного человека считали мудрецом, даже если он был негодяем, а бедного, даже талантливого, считали негодяем. Поэтому буддизм, который «провозглашал принцип равенства всех, богатых и бедных, знатных и плебеев, давал возможность способным и энергичным людям, независимо от их положения в обществе, занять место при дворе».[20]

Другая важная особенность тибетского буддизма – сильное влияние Индии. Он вобрал в себя лучшие достижения духовной культуры Индии. Основное течение индийского буддизма – Ваджраяна, которое развивало «идеи единства тела и космоса, энергетического начала сущего. В нем была распространена йогическая практика, подчеркивалась роль озарения, утверждалась достижимость нирваны с помощью медитации».[21] Отсюда можно заключить, что в тибетском буддизме «достижение просветления происходит через глубокую медитацию и общение с чистыми духами».[22]

Еще одна особенность – «создание более централизованной и разветвленной религиозной организации, чем в других странах, где господствует буддизм»[23]. Об этой особенности будет рассказано далее.

Свое название ламаизм получил от почитания лам – наставника монаха, потому что только с его помощью можно понять учение Шакьямуни. Верующие должны оказывать ламам много внимания, почитать ламу как самого Будду. «Для простых религиозных обывателей лама может служить помощником в улучшении их кармы и подготовки к благоприятному перерождению. С его поддержкой человек получает возможность приблизиться к спасению. Для практикующих и монахов он — наставник, определяющий вид и технику практик своих подопечных, в соответствии с уровнем духовного развития последних». [24]

Еще одна заметная особенность тибетского буддизма – это разросшийся пантеон божеств. Это связано с преемственностью традиций из ваджраяны, бона и «народной религии». В тибетских святилищах очень большое разнообразие изображений божеств и святых. Все божества и святые подразделены на разряды. В каждом из разрядов имеются свои внутренние подразделения.

Итак, можно выделить:

· «Первый разряд, который составляют более 1050 будд, 8 бодхисаттв, бархатов, а также обожествленные деятели буддизма. К числу приравненных к богам относят как подвижников общебуддийского масштаба (Нагарджуна, Васубандху), так и тех, кто сыграл решающую роль в истории тибетского буддизма (Цзонхава, далай-ламы)»[25].

· Во второй разряд входят дакини (воздушные путешественницы). Они повелевают демонами и являются тем, кто их вызывает заклинаниями или ищет их помощи.

· Третий разряд отведен докшитам. Они являются защитниками веры.

· А четвертый разряд включает в себя «божеств местности» - тех божеств, которые были включены в пантеон буддийских богов из религии бон.

Теперь необходимо обратиться к организации буддизма в Тибете.

«Главный сборник священных текстов в ламаизме — Ганджур (Канджур) (тибетский перевод откровений (Будды)), насчитывает 108 томов».[26] Он представляет собой много длинных листов бумаги, исписанных с одной или двух сторон, и рассказывает об основных доктринах ламаизма. Составление Ганджура закончилось в XIV веке.

На втором месте после Ганджура стоит Данджур (Танджур). В основном этот сборник комментирует основные священные тексты буддизма. Состоит из 225 томов.

Размеры священного канона тибетцы измеряют в мулах. Для перевозки Ганджура требуется 14 мулов, а Данджура – 28.

«Почетное место в священной ламаистской литературе занимают также Калачака-тантра и сочинения «отца-основателя» ламаизма Цзонхавы».[27]

Основными понятиями ламаизма являются:

- «закон кармы, который гласит, что бытие любого живого существа есть следствие его прошлых деяний, а его будущее явится следствием его нынешнего существования;

- закон взаимного происхождения, неразрывно связанный с законом кармы, — Бхавачакра («Колесо Бытия», «Колесо Перевоплощений»). В Бхавачакре раскрыты двенадцать нидан (причин или ступеней) как перерождения, так и страдания людей. В ламаистской традиции Бхавачакра изображается в виде колеса, которое охватывает Яма, «Владыка смерти». Яма вершит суд в соответствии с законом кармы и является символом неумолимости времени, рождений и смертей, неотвратимости воздаяния. Само Колесо Бытия имеет три круга. В центральном малом круге изображены Свинья, Петух и Змея; они символизируют три корневых зла: Неведение, Страсть и Гнев. Именно они отравляют сознание живых существ и не дают им вырваться за пределы Колеса Сансары»[28].

Центром ритуальной, политической, культурной жизни стал монастырь с «иерархически организованным ламством (ученики, послушники, монахи, настоятели, воплощения будд, бодхисатв, видных деятелей буддизма)»[29].

Очень впечатляют культовые сооружения буддистов в Тибете: красивые монастыри, простые деревенские храмы, часовни и, конечно же, ступы. В ламаизме присутствует культ ступ, или чортенов.

Каждая ступа что-то обозначает, ее символика сложна. Ступа обычно состоит из пяти геометрических элементов: куба, шара, полушария, треугольника, сваямбху. Они последовательно располагаются друг над другом и обозначают собой то, из чего состоит Вселенная: землю, воду, огонь, воздух и эфир (сознание, дух). Обычно ступа заканчивается шпилем – осью мира. «Ступа воспроизводит в полном соответствии с «колесом перерождений» цикл каждой человеческой жизни: рождение на земле — восхождение по ступеням знания — переход в царство чистого сознания — новое рождение»[30].

В ламаизме есть очень интересное вероучение – о «живых богах». Суть его состоит в том, что некоторые буддийские боги могут воплотиться в крупнейших представителей духовенства. Например, какой-нибудь бодхисатва, вместо ухода в нирвану, решает появиться в новом обличье, чтобы спасти мир от злых духов и продолжить свою миссию. Это учение породило целую практику поиска новых инкарнаций знаменитых деятелей ламаизма. Самым простым способом являлась женитьба с последующим первенцем, который станет духовным наследником своего отца. Можно было объявить во всеуслышание или тайно указать в письменном виде о своем будущем перевоплощении. На будущего перерожденца, обычно это был младенец до 9-ти месяцев, указывал целый ряд примет (вещие сны учеников или родителей, время и место рождения, разного рода предзнаменования). Ребенка отправляли в монастырь.

Позже ему предстоял целый ряд дополнительных испытаний — к примеру, выбрать предметы, которыми он владел в прошлой жизни, из множества подобных. В случае успеха после годов длительной подготовки ему предстояло занять место своего предшественника.

Существуют даже ранги перевоплощений. Самые высшие – Далай-лама и его духовный наставник Панчен-лама.

«Культовая практика мирских последователей ламаизма состоит как бы из двух соприкасающихся, но принципиально различных пластов, — монастырского, официального, и внемонастырского, простонародного»[31]. Монастырская часть означает участие простых мирян в торжественных праздниках и ежегодных богослужениях в монастырях. Монастырь – центр религиозной жизни. Он представляет собой сложный комплекс различных построек – культовых, хозяйственных, учебных. Вдоль монастырской стены стоят хурдэ – молитвенные колеса – заполненные томами цилиндры, насаженные на вертикальную ось.

Интересен обряд богослужения. Для лам отводится отдельный помост, который расположен между рядами поддерживающих крышу колонн. Богослужения совершаются два или три раза в день. Ламы сидят на подушках – и чем выше ранг ламы, тем больше под ним подушек. Им постранично раздают книги, которые они начинают читать одновременно, иногда прерывая чтение пением. Пение сопровождается звуками различных ритуальных инструментов.

Верующие-миряне заходят в храм только после богослужения. Там они раздают земные поклоны и преподносят небольшие подношения.

«Для совершения молитвы неграмотные верующие активно используют механические хурдэ. Один механический поворот цилиндра равноценен прочтению всех заложенных в нем молитв».[32]

Любимыми монастырскими праздниками у тибетцев являются Цалаган, Майтрейи («Круговерть Майдари») и Дзул-хурал. Цалаган приходится на начало нового года по древнему лунному календарю. Майтрейи празднуется летом и призывает скорейшее появление нового Будды на земле. Дзул-хурал проходит осенью в честь перехода в нирвану основоположника ламаизма Цзонхавы; в этот день в знак скорби тибетцы едят особую кашу, сваренную из кусочков теста, и зажигают повсюду масляные лампадки. Также принято устраивать процессии, в которых люди идут с зажженными факелами и несут скульптурные изображения Цзонхавы. Еще интересен праздник, который очень торжественно и пышно отмечается в июне, - день рождения Гуру Римпоче, так с почтением называют Падмасамбхаву - одного из первых учителей, принесших учение Будды в Тибет и способствовавшего его распространению. В этот день проводится церемония Цок (Тсок): храмы украшают, развешивая по стенам танки (изображения, написанные на ткани клеевыми красками), приносят цветы и благовония. Перед статуей Будды ставят еду и зажигают светильники. Люди заняты в песнопения или же медитируют в тишине.

Существуют у тибетцев и особые дни, которые надо проводить в посте и размышлениях. Они приходятся на 15-е и 30-е числа каждого месяца. В эти дни служба в храме идет почти целый день. Миряне же совершают простирания с пением мантр, а также дают обеты.

Такова монастырская культовая практика. Основой внемонастырского пласта является соблюдение этических заповедей, то есть десяти «черных грехов» и десяти «белых добродетелей».

К числу грехов относятся грехи тела (убийство, кража, прелюбодеяние), грехи мысли (зависть, злоба, святотатственные мысли) и грехи слова (ложь, клевета, брань, пустословие). Добродетели противоположны грехам.

Помимо соблюдения этических заповедей необходимы ежедневные жертвоприношения перед домашним алтарем, проведение ритуальных гаданий и обрядов.

Особенно ответственны обряды, сопровождающие смерть и погребение. Есть поверье, что если не выполнить все детали погребения, то в семье смерти будут продолжаться. «Особенно важно для будущей жизни состояние, в котором в течение 49 дней после смерти находится ла – своего рода «жизненная сила умершего».[33] Ла должен вывести из тела монах-лама и отправить ее в рай.

Тело умершего обычно оставляют в отдаленном месте. Выдающихся лам бальзамируют, а мумии иногда покрывают тонким слоем золота, превращая тем самым в мумии.

«Ламаистские бытовые обряды – итог целенаправленной деятельности духовенства, богословского переосмысления и переработки содержания традиционных народных обычаев для увязки с идеологией ламаистского вероучения»

 




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: