Семинар 13. Тема 13. Технология составления учебно-методических материалов




1.АРМ- активный раздаточный материал по предмету.

2. Технология разработки учебно-методического комплекса: требования к составлению рабочих учебных программ дисциплин

За 20 лет независимости Казахстана существенно изменились содержание, направленность высшего образования.

В результате реализации Государственной программы развития образования в Республике Казахстан на 2005-2010 годы Казахстан вошел в Европейское образовательное пространство и стал первой центрально-азиатской страной-участницей Болонского процесса.

Введена трехуровневая подготовка специалистов: бакалавр – магистр – доктор РhD. Внедрены кредитная технология обучения и современные инфокоммуникационные технологии.

Первым высшим учебным заведением Казахстана, внедрившим кредитную техно логию обучения, является КИМЭП (1992 г.). С 2001 года кредитная система обучения, в режиме эксперимента, была внедрена в Казахской головной архитектурно-строительной академии. С 2002-2003 учебного года – еще 5 вузов.

По вопросам кредитной технологии обучения с 2004 по 2010 гг. МОН РК были организованы и проведены республиканские, международные и региональные мероприятия.

В 2007 году были утверждены Правила организации учебного процесса по кредитной технологии обучения, и кредитная технология обучения внедрялась уже в 46 вузах.

Остановимся на следующих вопросах:

– история и введение кредитной системы обучения в учебный процесс в ведомственных учебных заведениях;

– организация учебного процесса по кредитной системе обучения;

– система оценки знаний;

– дистанционное обучение.

Учебно-методическое обеспечение учебного процесса.

Методическая работа преподавателей должна обеспечить создание и постоянное совершенствование единой системы методических документов, составляющих уровень методической обеспеченности по дисциплинам специальности, объединяемых в учебно-методические комплексы (УМК) по специальностям (УМКС) и дисциплинам (УМКД).

Учебно-методический комплекс является структурной единицей образовательной программы или образовательной траектории слушателя, и разрабатывается на основе соответствующего образовательного стандарта и квалификационной характеристики специалиста.

УМК несет нагрузку:

– оказание слушателям методической и практической помощи в освоении учебного материала;

– оказания методической помощи преподавателям при подготовке проведении учебного процесса по дисциплине;

– является основой для оценки и планирования работы кафедры по дальнейшему совершенствованию методического обеспечения учебного процесса.

Учебно-методический комплекс имеет цель – создание модели изучаемой дисциплины и представляет собой:

– совокупность учебно-методических документов, в которых дается системное описание будущего учебного процесса;

– проект учебно-воспитательного процесса (чем лучше выполнен проект, тем больше вероятность, что при его реализации на практике цели будут успешно достигнуты);

– дидактическое средство управления подготовкой специалистов.

Следует отметить, что это не разовое мероприятие, а постоянная деятельность кафедр и факультетов по учету накапливаемых педагогических знаний о закономерностях обучения, a с другой – данных практического опыта, являющегося естественной опытной базой по проверке эффективности разработанных УМК на практике.

От преподавательского коллектива требуется создание не столько новых компонентов УМК, сколько упорядочение, совершенствование, более глубокое осмысление и оптимизация уже существующих.

УМК должен содержать комплект нормативных документов, которые отражают:

– цели изучения дисциплины, соотнесенные с общими целями государственного образовательного стандарта;

– квалификационные требования по изучаемой дисциплине: какие теоретические и практические знания слушатель должен получить в процессе изучения этой дисциплины, какие умения должен выработать, какими навыками должен обладать;

– четкое определение места и роли учебной дисциплины в овладении слушателями знаниями, умениями и навыками, вытекающими из квалификационной характеристики специалиста и обеспечивающими успешное обучение слушателей их профессиональной деятельности;

– содержание дисциплины, структурированное по видам учебных занятий и форме обучения;

– планирование, организацию и методическое обеспечение самостоятельной работы слушателей;

– требования к уровню усвоения программы, формы текущего, промежуточного и итогового контроля;

– учебно-методическое обеспечение дисциплины, включая использование информационных и педагогических технологий, лабораторного оборудования и т.д.

Учебно-методический комплекс специальности определяет цели, содержание и методы обучения слушателей каждой специальности.

Они представляют собой совокупность взаимосвязанных учебно-методических документов и материалов.

Основой УМКС является Государственный общеобязательный стандарт образования по специальности. В УМКС входят учебные планы. При кредитной системе имеют место три вида учебных планов:

– типовой учебный план определяет содержание и трудоемкость изучения учебных дисциплин (с перечнем краткого их описания);

– рабочие учебные планы служат основой для формирования ежегодного графика учебного процесса и расчета трудоемкости преподавателей;

– индивидуальные учебные планы определяют образовательную траекторию каждого обучающегося.

Учебно-методический комплекс специальности должен включать утвержденные в установленном порядке Государственный общеобязательный стандарт образования по специальности с типовым учебным планом, а также обеспечивающие их реализацию методические документы:

– рабочий учебный план специальности, конкретизирующий типовой учебный план, указания об изучаемых дисциплинах по выбору, другие дополнения и уточнения, право внесения которых предоставлено учебному заведению;

– нормативные требования (рейтинговые) к знаниям слушателей (по кварталам);

– сквозная рабочая программа специальности, в логической последовательности раскрывающая содержание подготовки специалистов, базирующаяся на взаимосогласованных рабочих учебных программах дисциплин, методическая концепция их преподавания и изучения для каждого направления специальности;

– методический комплекс по выполнению выпускной квалификационной работы (проекта);

– положения и методические материалы по проведению Государственных экзаменов.

УМК по дисциплине в общем виде включает программу курса, тематический план лекций, план семинарских и практических занятий, методические указания по их проведению, списки рекомендуемой литературы, тематику докладов, рефератов, курсовых и методические указания по их выполнению, варианты контрольных работ, тексты тестов, списки наглядных пособий, раздаточных материалов, программных средств, конспекты лекций.

Рабочая учебная программа – документ, которым определяется конкретное содержание обучения и требования к профессиональной подготовленности выпускника по дисциплине.

Рабочая учебная программа разрабатывается лектором по читаемой дисциплине на основе действующей типовой учебной программы дисциплины. В случае отсутствия типовых учебных программ и по дисциплинам вузовского компонента рабочие учебные программы разрабатываются на основе учебных программ, утвержденных Ученым советом вуза (академии).

С целью создания и постоянного совершенствования педагогически эффективной методики преподавания рабочие учебные программы ежегодно (не позднее 1 июля каждого года) обсуждаются на заседаниях кафедр, пересматриваются и дополняются с учетом достижений науки и техники, новых требований к подготовке специалистов.

Разработанные программы необходимо согласовывать с выпускающими кафедрами и кафедрами, дисциплины которых опираются на данную дисциплину. Перечень дисциплин для согласования составляет начальник выпускающей кафедры.

Составление и использование рабочих учебных программ направлено на решение следующих задач:

– определение места и роли дисциплины в овладении знаниями, умениями и навыками, вытекающими из квалификационной характеристики специалиста, указанной в Государственном общеобязательном стандарте образования Республики Казахстан и требующиеся для дальнейшего обучения слушателей и в их профессиональной деятельности;

– усиление профессиональной направленности учебно-воспитательного процесса с учетов условий и потребностей предприятий и учреждений, для которых осуществляется подготовка кадров;

– реализацию междисциплинарных логических связей и устранение дублирования изучаемого материала с другими дисциплинами;

– рациональное распределение учебного времени по темам курса и видам учебных занятий, совершенствование методики проведения занятий;

– разделение учебной дисциплины на логические блоки для текущего и промежуточного контроля знаний слушателей;

– улучшение планирования и организации самостоятельной и индивидуальной работы слушателей с учетом их бюджета времени, обеспечения их учебной литературой;

– активизации познавательной деятельности слушателей, развитие их творческих способностей, усиления взаимосвязи учебного и научного процесса.

Рабочая программа для слушателя. Основным методическим материалом для слушателя является программа обучения, которая представляет собой подробную разработку курса (дисциплины). Она должна описывать как содержание курса, так и все, что касается обучения и преподавания по курсу. Также в ней должны быть обозначены ожидания в отношении слушателей, обучающихся на курсе, а также средства оценки результатов.

Программа должна обновляться регулярно, для того чтобы отображала реальное преподавание дисциплины в настоящий момент.

Программа курса обучения выдается слушателю в начале каждого квартала учебного года и также служит в качестве документа, с которым могут ознакомиться люди, заинтересованные в качестве, а также другие преподаватели, которые просто желают ознакомиться с дополнительной информацией по данному курсу.

Программа дисциплины (Syllabus) – учебная программа, включающая в себя описание изучаемой дисциплины, цели и задачи дисциплины, краткое ее содержание, темы ипродолжительность их изучения, задания самостоятельной работы, время консультаций, расписание проверок знаний обучающихся, требования преподавателя, критерии оценки знаний обучающихся и список литературы.

Рабочая программа для слушателя разрабатывается лектором по читаемой дисциплине и может различаться по структуре, но обязательно должна содержать следующую информацию.

Информационный пакет студента представляет собой справочник-путеводитель и учебно-методический комплекс студента, объединяющие свод документов, определяющие весь спектр учебной деятельности студента в вузе. УМК студента разрабатывается с целью ускорения адаптации студента к новым академическим требованиям, "обратной связи" для дальнейшего совершенствования методики преподавания дисциплины и реализации передового опыта содержания образования в условиях вуза.

Учебно-методический комплекс студента готовится кафедрой, утверждается деканом и содержит:

• индивидуальный учебный план (ИУП) студента;

• каталог элективных дисциплин (КЭД);

• рабочие программы дисциплин (Syllabus);

• методические указания по СРС, включая СРСП;

• тестовые задания на все виды контроля;

• материалы для практик.

Титульный лист учебно-методического комплекса студента должен заполняться по единой форме, приведенной в образце. Оборотная сторона титульного листа Должна включать библиографическое описание и аннотацию документа. Библиографическое описание УМК должно содержать название документа, фамилию, имя, отчество составителя, город, издательство и год издания. Объем аннотации не должен превышать 10 предложений.

Индивидуальный учебный план студента определяет образовательную траекторию каждого обучающегося отдельно и формируется по установленной форме на каждый учебный год лично студентом с помощью эдвайзера. Эти планы сдаются в офис Регистратора, утверждаются деканом

Регистратора и служит основой для осуществления контроля за выполнением учебного плана, второй вручается студенту.

В ходе учебного процесса УМК студента пополняется активными раздаточными материалами АРМ (Handouts), предоставляемыми ведущими тьюторами в течение лекций и практических занятий.

Справочник-путеводитель

Одним из основных отличий кредитной системы обучения (КСО) является обеспечение обучающихся не только всей необходимой учебной документацией. Вуз обязан также представить каждому студенту полную информацию о вузе, специальностях, специализациях, организации учебного процесса и системе контроля знаний, условий самоподготовки, отдыха и многостороннего развития.

Справочник-путеводитель служит в качестве руководства для потенциальных партнеров и студентов, а также преподавательского состава партнерских вузов учебным и административным мероприятиям. Информация в Справочнике-путеводителе предназначена для содействия прозрачности процесса обучения и сопутствующих мероприятий, облегчения усилий преподавателей в ориентировании студентов в выборе подходящих программ и планировании их обучения в отечественном вузе и за границей, а также для предоставления практической информации студенту.

В нем имеется также общая информация об университете, его расположении, проживании студентов, административные процедуры, необходимые для регистрации, и академический календарь. В него также включены сведения о порядке приема в университет, типы занятий и формы контроля, методики и технологии преподавания, объем дисциплин в кредитах и их структура, названия факультетов и департаментов, обеспечивающих чтение курсов. Условия проведения экзаменов и оценки знаний, академические степени, присваиваемые по окончании вуза, также включены в справочное издание.

Справочник-путеводитель содержит:

• Введение

Введение должно отражать основные положения организации, структуры, уровни, специальности и квалификации высшего образования, существующие в Республике Казахстан, а также конкретном вузе.

• Общие сведения о вузе

В данном разделе отражаются миссия вуза, его краткая история, организационно-правовая форма, наличие правоопределяющих документов, информация о государственной аттестации и аккредитации государственными и общественными организациями.

• Академический календарь

Академический календарь представляет собой график проведения учебных занятий и контрольных мероприятий в течение учебного года с указанием дней отдыха (каникул).

• Студенческий календарь

Студенческий календарь представляет собой график организационно-массовых мероприятий, организуемых университетом в течение года.

• Особенности организации учебного процесса по кредитной системе образования.

В данном разделе должны быть отражены основные положения и правила организации образовательного процесса:

• Система контроля и оценки освоения учебных дисциплин.

• Правила пользования лабораторно-компьютерной. спортивно-развлекательной и информационно-технической базой университета (библиотека, копировальные услуги, компьютеры, Интернет).

• Действия, права и обязанности студента (Кодекс этики и чести).

Для того, чтобы студент мог сам планировать и организовать программу обучения за рубежом, вузу рекомендуется готовить Справочник-путеводитель на государственном, русском и английском языках.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-12-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: