1.АРМ- активный раздаточный материал по предмету.
2. Технология разработки учебно-методического комплекса: требования к составлению рабочих учебных программ дисциплин
За 20 лет независимости Казахстана существенно изменились содержание, направленность высшего образования.
В результате реализации Государственной программы развития образования в Республике Казахстан на 2005-2010 годы Казахстан вошел в Европейское образовательное пространство и стал первой центрально-азиатской страной-участницей Болонского процесса.
Введена трехуровневая подготовка специалистов: бакалавр – магистр – доктор РhD. Внедрены кредитная технология обучения и современные инфокоммуникационные технологии.
Первым высшим учебным заведением Казахстана, внедрившим кредитную техно логию обучения, является КИМЭП (1992 г.). С 2001 года кредитная система обучения, в режиме эксперимента, была внедрена в Казахской головной архитектурно-строительной академии. С 2002-2003 учебного года – еще 5 вузов.
По вопросам кредитной технологии обучения с 2004 по 2010 гг. МОН РК были организованы и проведены республиканские, международные и региональные мероприятия.
В 2007 году были утверждены Правила организации учебного процесса по кредитной технологии обучения, и кредитная технология обучения внедрялась уже в 46 вузах.
Остановимся на следующих вопросах:
– история и введение кредитной системы обучения в учебный процесс в ведомственных учебных заведениях;
– организация учебного процесса по кредитной системе обучения;
– система оценки знаний;
– дистанционное обучение.
Учебно-методическое обеспечение учебного процесса.
Методическая работа преподавателей должна обеспечить создание и постоянное совершенствование единой системы методических документов, составляющих уровень методической обеспеченности по дисциплинам специальности, объединяемых в учебно-методические комплексы (УМК) по специальностям (УМКС) и дисциплинам (УМКД).
Учебно-методический комплекс является структурной единицей образовательной программы или образовательной траектории слушателя, и разрабатывается на основе соответствующего образовательного стандарта и квалификационной характеристики специалиста.
УМК несет нагрузку:
– оказание слушателям методической и практической помощи в освоении учебного материала;
– оказания методической помощи преподавателям при подготовке проведении учебного процесса по дисциплине;
– является основой для оценки и планирования работы кафедры по дальнейшему совершенствованию методического обеспечения учебного процесса.
Учебно-методический комплекс имеет цель – создание модели изучаемой дисциплины и представляет собой:
– совокупность учебно-методических документов, в которых дается системное описание будущего учебного процесса;
– проект учебно-воспитательного процесса (чем лучше выполнен проект, тем больше вероятность, что при его реализации на практике цели будут успешно достигнуты);
– дидактическое средство управления подготовкой специалистов.
Следует отметить, что это не разовое мероприятие, а постоянная деятельность кафедр и факультетов по учету накапливаемых педагогических знаний о закономерностях обучения, a с другой – данных практического опыта, являющегося естественной опытной базой по проверке эффективности разработанных УМК на практике.
От преподавательского коллектива требуется создание не столько новых компонентов УМК, сколько упорядочение, совершенствование, более глубокое осмысление и оптимизация уже существующих.
УМК должен содержать комплект нормативных документов, которые отражают:
– цели изучения дисциплины, соотнесенные с общими целями государственного образовательного стандарта;
– квалификационные требования по изучаемой дисциплине: какие теоретические и практические знания слушатель должен получить в процессе изучения этой дисциплины, какие умения должен выработать, какими навыками должен обладать;
– четкое определение места и роли учебной дисциплины в овладении слушателями знаниями, умениями и навыками, вытекающими из квалификационной характеристики специалиста и обеспечивающими успешное обучение слушателей их профессиональной деятельности;
– содержание дисциплины, структурированное по видам учебных занятий и форме обучения;
– планирование, организацию и методическое обеспечение самостоятельной работы слушателей;
– требования к уровню усвоения программы, формы текущего, промежуточного и итогового контроля;
– учебно-методическое обеспечение дисциплины, включая использование информационных и педагогических технологий, лабораторного оборудования и т.д.
Учебно-методический комплекс специальности определяет цели, содержание и методы обучения слушателей каждой специальности.
Они представляют собой совокупность взаимосвязанных учебно-методических документов и материалов.
Основой УМКС является Государственный общеобязательный стандарт образования по специальности. В УМКС входят учебные планы. При кредитной системе имеют место три вида учебных планов:
– типовой учебный план определяет содержание и трудоемкость изучения учебных дисциплин (с перечнем краткого их описания);
– рабочие учебные планы служат основой для формирования ежегодного графика учебного процесса и расчета трудоемкости преподавателей;
– индивидуальные учебные планы определяют образовательную траекторию каждого обучающегося.
Учебно-методический комплекс специальности должен включать утвержденные в установленном порядке Государственный общеобязательный стандарт образования по специальности с типовым учебным планом, а также обеспечивающие их реализацию методические документы:
– рабочий учебный план специальности, конкретизирующий типовой учебный план, указания об изучаемых дисциплинах по выбору, другие дополнения и уточнения, право внесения которых предоставлено учебному заведению;
– нормативные требования (рейтинговые) к знаниям слушателей (по кварталам);
– сквозная рабочая программа специальности, в логической последовательности раскрывающая содержание подготовки специалистов, базирующаяся на взаимосогласованных рабочих учебных программах дисциплин, методическая концепция их преподавания и изучения для каждого направления специальности;
– методический комплекс по выполнению выпускной квалификационной работы (проекта);
– положения и методические материалы по проведению Государственных экзаменов.
УМК по дисциплине в общем виде включает программу курса, тематический план лекций, план семинарских и практических занятий, методические указания по их проведению, списки рекомендуемой литературы, тематику докладов, рефератов, курсовых и методические указания по их выполнению, варианты контрольных работ, тексты тестов, списки наглядных пособий, раздаточных материалов, программных средств, конспекты лекций.
Рабочая учебная программа – документ, которым определяется конкретное содержание обучения и требования к профессиональной подготовленности выпускника по дисциплине.
Рабочая учебная программа разрабатывается лектором по читаемой дисциплине на основе действующей типовой учебной программы дисциплины. В случае отсутствия типовых учебных программ и по дисциплинам вузовского компонента рабочие учебные программы разрабатываются на основе учебных программ, утвержденных Ученым советом вуза (академии).
С целью создания и постоянного совершенствования педагогически эффективной методики преподавания рабочие учебные программы ежегодно (не позднее 1 июля каждого года) обсуждаются на заседаниях кафедр, пересматриваются и дополняются с учетом достижений науки и техники, новых требований к подготовке специалистов.
Разработанные программы необходимо согласовывать с выпускающими кафедрами и кафедрами, дисциплины которых опираются на данную дисциплину. Перечень дисциплин для согласования составляет начальник выпускающей кафедры.
Составление и использование рабочих учебных программ направлено на решение следующих задач:
– определение места и роли дисциплины в овладении знаниями, умениями и навыками, вытекающими из квалификационной характеристики специалиста, указанной в Государственном общеобязательном стандарте образования Республики Казахстан и требующиеся для дальнейшего обучения слушателей и в их профессиональной деятельности;
– усиление профессиональной направленности учебно-воспитательного процесса с учетов условий и потребностей предприятий и учреждений, для которых осуществляется подготовка кадров;
– реализацию междисциплинарных логических связей и устранение дублирования изучаемого материала с другими дисциплинами;
– рациональное распределение учебного времени по темам курса и видам учебных занятий, совершенствование методики проведения занятий;
– разделение учебной дисциплины на логические блоки для текущего и промежуточного контроля знаний слушателей;
– улучшение планирования и организации самостоятельной и индивидуальной работы слушателей с учетом их бюджета времени, обеспечения их учебной литературой;
– активизации познавательной деятельности слушателей, развитие их творческих способностей, усиления взаимосвязи учебного и научного процесса.
Рабочая программа для слушателя. Основным методическим материалом для слушателя является программа обучения, которая представляет собой подробную разработку курса (дисциплины). Она должна описывать как содержание курса, так и все, что касается обучения и преподавания по курсу. Также в ней должны быть обозначены ожидания в отношении слушателей, обучающихся на курсе, а также средства оценки результатов.
Программа должна обновляться регулярно, для того чтобы отображала реальное преподавание дисциплины в настоящий момент.
Программа курса обучения выдается слушателю в начале каждого квартала учебного года и также служит в качестве документа, с которым могут ознакомиться люди, заинтересованные в качестве, а также другие преподаватели, которые просто желают ознакомиться с дополнительной информацией по данному курсу.
Программа дисциплины (Syllabus) – учебная программа, включающая в себя описание изучаемой дисциплины, цели и задачи дисциплины, краткое ее содержание, темы ипродолжительность их изучения, задания самостоятельной работы, время консультаций, расписание проверок знаний обучающихся, требования преподавателя, критерии оценки знаний обучающихся и список литературы.
Рабочая программа для слушателя разрабатывается лектором по читаемой дисциплине и может различаться по структуре, но обязательно должна содержать следующую информацию.
Информационный пакет студента представляет собой справочник-путеводитель и учебно-методический комплекс студента, объединяющие свод документов, определяющие весь спектр учебной деятельности студента в вузе. УМК студента разрабатывается с целью ускорения адаптации студента к новым академическим требованиям, "обратной связи" для дальнейшего совершенствования методики преподавания дисциплины и реализации передового опыта содержания образования в условиях вуза.
Учебно-методический комплекс студента готовится кафедрой, утверждается деканом и содержит:
• индивидуальный учебный план (ИУП) студента;
• каталог элективных дисциплин (КЭД);
• рабочие программы дисциплин (Syllabus);
• методические указания по СРС, включая СРСП;
• тестовые задания на все виды контроля;
• материалы для практик.
Титульный лист учебно-методического комплекса студента должен заполняться по единой форме, приведенной в образце. Оборотная сторона титульного листа Должна включать библиографическое описание и аннотацию документа. Библиографическое описание УМК должно содержать название документа, фамилию, имя, отчество составителя, город, издательство и год издания. Объем аннотации не должен превышать 10 предложений.
Индивидуальный учебный план студента определяет образовательную траекторию каждого обучающегося отдельно и формируется по установленной форме на каждый учебный год лично студентом с помощью эдвайзера. Эти планы сдаются в офис Регистратора, утверждаются деканом
Регистратора и служит основой для осуществления контроля за выполнением учебного плана, второй вручается студенту.
В ходе учебного процесса УМК студента пополняется активными раздаточными материалами АРМ (Handouts), предоставляемыми ведущими тьюторами в течение лекций и практических занятий.
Справочник-путеводитель
Одним из основных отличий кредитной системы обучения (КСО) является обеспечение обучающихся не только всей необходимой учебной документацией. Вуз обязан также представить каждому студенту полную информацию о вузе, специальностях, специализациях, организации учебного процесса и системе контроля знаний, условий самоподготовки, отдыха и многостороннего развития.
Справочник-путеводитель служит в качестве руководства для потенциальных партнеров и студентов, а также преподавательского состава партнерских вузов учебным и административным мероприятиям. Информация в Справочнике-путеводителе предназначена для содействия прозрачности процесса обучения и сопутствующих мероприятий, облегчения усилий преподавателей в ориентировании студентов в выборе подходящих программ и планировании их обучения в отечественном вузе и за границей, а также для предоставления практической информации студенту.
В нем имеется также общая информация об университете, его расположении, проживании студентов, административные процедуры, необходимые для регистрации, и академический календарь. В него также включены сведения о порядке приема в университет, типы занятий и формы контроля, методики и технологии преподавания, объем дисциплин в кредитах и их структура, названия факультетов и департаментов, обеспечивающих чтение курсов. Условия проведения экзаменов и оценки знаний, академические степени, присваиваемые по окончании вуза, также включены в справочное издание.
Справочник-путеводитель содержит:
• Введение
Введение должно отражать основные положения организации, структуры, уровни, специальности и квалификации высшего образования, существующие в Республике Казахстан, а также конкретном вузе.
• Общие сведения о вузе
В данном разделе отражаются миссия вуза, его краткая история, организационно-правовая форма, наличие правоопределяющих документов, информация о государственной аттестации и аккредитации государственными и общественными организациями.
• Академический календарь
Академический календарь представляет собой график проведения учебных занятий и контрольных мероприятий в течение учебного года с указанием дней отдыха (каникул).
• Студенческий календарь
Студенческий календарь представляет собой график организационно-массовых мероприятий, организуемых университетом в течение года.
• Особенности организации учебного процесса по кредитной системе образования.
В данном разделе должны быть отражены основные положения и правила организации образовательного процесса:
• Система контроля и оценки освоения учебных дисциплин.
• Правила пользования лабораторно-компьютерной. спортивно-развлекательной и информационно-технической базой университета (библиотека, копировальные услуги, компьютеры, Интернет).
• Действия, права и обязанности студента (Кодекс этики и чести).
Для того, чтобы студент мог сам планировать и организовать программу обучения за рубежом, вузу рекомендуется готовить Справочник-путеводитель на государственном, русском и английском языках.