Простое вещество – это вещество состоящее из атомов одного и того же элемента. Простое вещество неметалл в газообразном состоянии существует в виде молекул. В твердом состоянии – существует в виде атомов.
Кристаллическое строение неметаллов - простых веществ. Аллотропия.
Если металлы – простые вещества образованы за счет металлической связи, то для неметаллов – простых веществ характерна ковалентная неполярная химическая связь. В отличие от металлов неметаллы – простые вещества, характеризуются большим многообразием свойств. Неметаллы имеют различное агрегатное состояние при обычных условиях: газы – H2, O2, O3, N2, F2, Cl2; жидкость – Br2; твердые вещества – модификации серы, фосфора, кремния, углерода и др.
Гораздо богаче у неметаллов и спектр цветов: красный – у фосфора, красно-бурый – у брома, желтый – у серы, желто-зеленый – у хлора, фиолетовый – у паров йода. Элементы – неметаллы более способны, по сравнению с металлами, к аллотропии.
Способность атомов одного химического элемента образовывать несколько простых веществ называется аллотропией, а эти простые вещества – аллотропными видоизменениями или модификациями.
Характеристики простого вещества | Неметалл | Металл |
Тип кристаллической решетки | Атомная и молекулярная | Металлическая |
Тип химической связи | Ковалентная неполярная | Металлическая |
Физические свойства неметаллов
• Агрегатное состояние: Твердые вещества – B, C, Si, Р, Аs, S, Sе, Те, I2, At2; жидкости – Br2; газы – Н2, N2, О2, F2, Cl2.
• Цвет. H2, О2, N2 – бесцветные, F2 – светло-желтый, Cl2 – желто-зеленый, Br2 – бурый, I2 –фиолетовый, S – желтая, Р – красный, белый, С – черный…
• Проводимость. Диэлектрики (за исключением Si, C, B).
|
• Металлический блеск. Нет (за исключением Si, C, I2).
• Пластичность. Хрупкие.
Зависимость свойств галогенов от их положения в Периодической системе.
Неметаллы расположены в основном в правой верхней части ПСХЭ.
В периодах слева направо у атомов элементов увеличивается заряд ядра и уменьшается радиус атома, следовательно, растут неметаллические свойства – способность принимать электроны. Атомы неметаллов стремятся принять электроны до достижения структуры инертного газа.
В группах сверху вниз увеличиваются радиусы атомов, атомы слабее притягивают валентные электроны, следовательно, уменьшаются неметаллические свойства.
Окислительные и восстановительные свойства неметаллов в зависимости от их положения в ряду электроотрицательности.
У неметаллов преобладают окислительные свойства. Самый сильный окислитель – фтор. Сильные окислители: неметаллы 2 и 3 периода. Электроотрицательность и окислительные способности увеличиваются в ряду:
Химические свойства:
Примеры окислительно-восстановительных реакций:
· восстановительные свойства – образование оксидов и фторидов неметаллов;
· окислительные свойства неметаллов – образование галогенидов, сульфидов, карбидов, нитридов, фосфидов.
Вариант 1 | Вариант 2 |
Na + S = Fe + Cl2= H2+ N2= H2+ Cl2= H2+ О2= СH4+ O2= | Mg + F2= S + O2= C + O2= S + F2= P + Cl2= H2+ CuO = |
Вопросы для самоконтроля
1. Что называют атомом?
2. Что называют простым веществом?
3. Что называют сложным веществом? Сколько валентных электронов может быть у металлов?
4. Сколько валентных электронов может быть у неметаллов?
|
5. У каких элементов – металлов или неметаллов – радиус атома больше?
6. Что такое электроотрицательность (ЭО)?
7. У каких элементов – металлов или неметаллов – ЭО больше?
8. Какие свойства, окислительные или восстановительные, проявляют металлы?
9. Какие свойства, окислительные или восстановительные, проявляют неметаллы?
10. Назовите тип кристаллической решетки, который характерен для металлов. Его особенности.
11. Назовите типы кристаллических решеток, характерные для неметаллов.
12. Назовите тип химической связи в металлах. Его особенности.
13. Назовите тип химической связи в неметаллах.
14. Составить схему строения атомов неметаллов с порядковыми номерами 6, 7, 8, 9, 10.
15. Сделать вывод о числе внешних электронов в атомах неметаллов.
16. Составить окислительно – восстановительные реакции:
K + S → K2S
Mg + Cl2 →?
ПЛАН ЗАНЯТИЯ № 3
Дисциплина: Химия.
Тема:
Цель занятия:
В результате проведения занятия обучающийся должен
знать:
уметь:
владеть:
Норма времени: 2 часа
Вид занятия:
Тип занятия:
План занятия:
1.
2.
…….
Оснащение:
Литература: Химия 11 класс: учеб. для общеобразоват. организаций с прил. на электрон. Носителе (DVD) / Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман. – М.:Просвещение, 2014. -208 с.: ил.
Преподаватель: Тубальцева Ю.Н.
Тема 1. ____________________________________________
План:
1. ________________________________________________________
2. ________________________________________________________
3. ________________________________________________________
4. ________________________________________________________
5. ________________________________________________________
1. _____________________________________________
……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….
|
2. _____________________________________________
……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….
3. _____________________________________________
……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….
4. _____________________________________________
……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….
5. _____________________________________________
……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….
Вопросы для самоконтроля
ПЛАН ЗАНЯТИЯ № 4
Дисциплина: Химия.
Тема:
Цель занятия:
В результате проведения занятия обучающийся должен
знать:
уметь:
владеть:
Норма времени: 2 часа
Вид занятия:
Тип занятия:
План занятия:
1.
2.
…….
Оснащение:
Литература: Химия 11 класс: учеб. для общеобразоват. организаций с прил. на электрон. Носителе (DVD) / Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман. – М.:Просвещение, 2014. -208 с.: ил.
Преподаватель: Тубальцева Ю.Н.
Тема 1. ____________________________________________
План:
1. ________________________________________________________
2. ________________________________________________________
3. ________________________________________________________
4. ________________________________________________________
5. ________________________________________________________
1. _____________________________________________
……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….
2. _____________________________________________
……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….
3. _____________________________________________
……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….
4. _____________________________________________
……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….
5. _____________________________________________
……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….
Вопросы для самоконтроля
ПЛАН ЗАНЯТИЯ № 3
Дисциплина: Химия.
Тема: Предмет органической химии. Сравнение органических веществ с неорганическими.
Цель занятия: Выяснить сущность предмета органической химии, охарактеризовать природные, искусственные и синтетические органические вещества. Сравнить органические вещества с неорганическими. Повторить что такое валентность, химическое строение как порядок соединения атомов в молекулы по валентности.
Планируемые результаты
Предметные: Понимать роль химии в естествознании, ее связь с другими естественными науками, значение в жизни современного общества, уметь характеризовать основные классы неорганических и органических соединений, владетьпредставлениями о месте химии в современной научной картине мира; понимание роли химии в формировании кругозора и функциональной грамотности человека для решения практических задач.
Метапредметные: использование различных источников для получения химической информации, умение оценить ее достоверность для достижения хороших результатов в профессиональной сфере;
Личностные: чувство гордости и уважения к истории и достижениям отечественной химической науки;
Норма времени: 2 часа
Вид занятия: Лекция.
План занятия:
1. Предмет органической химии.
2. Природные, искусственные и синтетические органические вещества.
3. Сравнение органических веществ с неорганическими.
4. Валентность.
5. Химическое строение как порядок соединения атомов в молекулы по валентности.
Оснащение: Учебник, модели молекул органических соединений.
Литература:
1. Химия 10 класс: учеб. для общеобразоват. организаций с прил. на электрон. Носителе (DVD) / Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман. – М.:Просвещение, 2014. -208 с.: ил.
2. Химия для профессий и специальностей технического профиля: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / О.С.Габриелян, И.Г. Остроумов. – 5 - изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2017. – 272с., с цв. ил.
Преподаватель: Тубальцева Ю.Н.