Теоретический материал для самостоятельного изучения. · краткую биографию Ф. М




На занятии

мы узнаем:

· краткую биографию Ф. М. Достоевского и «великое пятикнижье», рассмотрим роль писателя в литературе;

мы научимся:

· определять своеобразие творческой манеры великого русского писателя;

мы сможем:

· увидеть авторское умение чувствовать чужую боль, сострадать, а также понять, почему Достоевского считают одним из величайших классиков мировой литературы.

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:

1. Знакомство с биографией Ф. М. Достоевского;

2. Своеобразие творческой манеры писателя. Рассмотрение некоторых особенностей его творчества;

3. Основные направления творчества.

Тезаурус

Контраст — резко выраженная противоположность черт, качеств, свойств одного человеческого характера, предмета, явления другому.

Конфликт — специфически художественная форма отражения противоречий в жизни людей, воспроизведение в искусстве острого столкновения противоположных человеческих поступков, взглядов, чувств, стремлений, страстей.

Композиция — следующие части романа: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, спад действия, развязка.

Натуральная школа — условное название начального этапа развития критического реализма в русской литературе 1840-х годов, возникшего под влиянием творчества Николая Васильевича Гоголя.

Образ автора — способ авторского существования в пределах произведения. Создаётся из прямых высказываний автора-повествователя, пафоса и совокупности всех художественных средств, использованных в произведении.

Психологизм — это передача автором читателю внутреннего мира своих персонажей.

Система образов — совокупность и принципы организации образов автора, персонажей, повествователя, рассказчика.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

«Гениальность Достоевского неоспорима, по силе изобразительности талант равен, может быть, только Шекспиру», - говорил Максим Горький. Фёдор Михайлович оставил после себя огромное литературное наследие.

Проблемные вопросы

В чём своеобразие его творчества?

Как формирование личности и мировоззрения связано с его произведениями?

Почему он остаётся одним из самых читаемых писателей в мире?

Родители Ф. Достоевского

 

Лев Толстой сказал о Достоевском, что он — «человек, который весь борьба». Преодоление себя, поиски истины, переживания и ошибки — все это можно назвать внутренней борьбой писателя.

Фёдор Михайлович родился в семье штаб-лекаря Михаила Андреевича Достоевского и Марии Фёдоровны Нечаевой, происходившей из среды московского купечества, 30 октября Главное инженерное училище 1821 года (в Москве, на улице Новая Божедомка). Местом его рождения стал флигель московской Мариинской больницы для бедных. Семья писателя была глубоко религиозной. Дети придерживались домашнего порядка, установленного отцом. В семье часто устраивали вечерние чтения, няня рассказывала русские сказки. Хотя семья была небогата, детям старались дать хорошее образование. Будущий писатель получил домашнее образование (у него были приходящие учителя), овладел французским и немецким языками, с отцом занимался и латинским.

1837 год. Эта дата в биографии Достоевского была весьма непростой. Умирает мать, на дуэли погибает Пушкин, чье творчество в судьбе обоих братьев играет на тот момент весьма важную роль. Братья Фёдор и Михаил желали заниматься литературой. Достоевский об этом времени вспоминал так: «Мечтали мы только о поэзии и о поэтах». Однако отец считал, что труд писателя не сможет обеспечить будущее Достоевский в 26 лет старших сыновей, и настоял на их поступлении в Главное военно-инженерное училище Петербурга, служба по окончании которого гарантировала материальное благополучие.

Душа Достоевского принадлежала литературе. Вокруг Достоевского быстро сформировался литературный кружок. Он стал редактором «литографированной при училище газеты». Интересно, что многие писатели начинали свой творческий путь не в том жанре, который их прославил. Например, Тургенев и Салтыков-Щедрин в юности писали стихи. А Достоевский пробовал себя в качестве драматурга.

В 1839 году неожиданно погибает отец. Это событие провоцирует эпилепсию. Болезнь преследует писателя до конца жизни.

В 1843 году Фёдора Михайловича Достоевского зачислили полевым инженером-подпоручиком в Петербургскую инженерную команду. Но на военной службе Достоевский пробыл недолго. Военная служба не привлекает Достоевского. Фёдор Михайлович сознательно предпочёл карьере чиновника неустроенную жизнь писателя: «Подал в отставку оттого, что подал… Жизни не рад, как отнимают лучшее время даром… Я буду адски работать…». Получив через год отставку, он начинает заниматься литературой и пишет брату: «Человек есть тайна, её надо разгадать... я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком». Он перечитывает Пушкина, Гоголя, увлекается Шиллером.

1844 год стал для писателя годом литературного дебюта. В журнале «Репертуар и Пантеон» напечатали роман Оноре де Бальзака «Евгения Гранде» в переводе Достоевского. Кроме того, писатель начал работу над своим первым романом «Бедные люди».

В 40‒50-х годах, как и Гоголь, Достоевский уделяет внимание образу «маленького человека», передавая внутренний мир героя, исключительность характеров и ситуаций. Аполлон Григорьев называет писателя блестящим представителем «сентиментального натурализма».

В 1845 году выходит роман «Бедные люди». Оценки В.Белинского и Н.Некрасова были самыми восторженными. По мнению Белинского, «это была первая попытка социального романа в русской литературе». Достоевский точно воссоздал картины «петербургского дна» и вывел целую галерею социальных типов. Разумеется, его сразу же причислили к лучшим писателям «натуральной школы». Главные герои — Макар Девушкин и Варенька Добросёлова. Характер персонажей меняется под воздействием социальных обстоятельств, они не мечтают ни о каких благодетелях, ни о каких спасителях.

Достоевского увлекает зарождающийся в это время социализм как новая пропаганда лучшего будущего для человечества, равенства, критики буржуазного строя, эмансипации женщины. Но в социализме писатель видел истины Евангелия. В конце 50-х годов он посещает разные кружки и общества, где и сам тоже выступает. В этот период происходит знакомство с Михаилом Петрашевским, кружок которого приравнивали к наследникам декабристов, в общество которого входили люди разных сословий, в том числе и разночинцы. Фёдор Михайлович разделяет идею отмены крепостного права и цензуры в литературе. Но в отличие от остальных петрашевцев, является противником насильственного свержения существующей власти. В кружке Петрашевского Достоевский сближается с Дуровым, Спешневым, Момбелли. Они задумывают создать собственную типографию, но не успевают. В апреле 1849 года писателя арестовали вместе с другими участниками «кружка петрашевцев».

За девять месяцев, проведённых в ожидании суда, писатель интересуется всем тем, что происходит на свободе, просит брата присылать ему больше книг. Рассказ «Маленький герой», написанный в Петропавловской крепости, раскрывает проблему соотношения характеров и обстоятельств. Автор приходит к убеждению, что нужно «быть человеком между людьми и остаться им навсегда, в каких бы то ни было несчастьях, не уныть и не пасть...».

Приговор военно-судной комиссии гласил: «…отставного инженер-поручика Достоевского, за недонесение о распространении преступного о религии и правительстве письма литератора Белинского и злоумышленного сочинения поручика Григорьева, — лишить … чинов, всех прав состояния и подвергнуть смертной казни расстрелянием». Инсценировка казни состоялась 22 декабря 1849 года. «Там всем нам прочли смертный приговор, дали приложиться к кресту, преломили над головой шпаги… жить мне оставалось не более минуты», — так пишет он позже брату. Но в последний момент последовала приостановка казни и помилование. По резолюции Николая I Достоевскому казнь была заменена 4-летней каторгой и последующей сдачей в солдаты. Новый приговор зачитали уже тогда, когда солдатам отдали приказ целиться. Потрясение было настолько чудовищным, что один из приговорённых сошёл с ума.

По пути на каторгу, в Тобольске, осуждённые встретились с жёнами декабристов. Жена декабриста Фонвизина подарила ему Евангелие со спрятанными в переплёте деньгами (10 рублей). В первые два года, которые Достоевский провёл в Омске, ему не давали ни книг, ни возможности писать, и заключенный всё это время читал Евангелие. У писателя даже не было карандаша, и он ногтем делал пометки на полях - всего почти 1700. На каторге Достоевский прятал в этот переплёт свои записки о каторжном быте. С этой тобольской книгой он не расставался до конца жизни.

Достоевский находится в Омском остроге. Воспоминания - «моя тетрадка каторжная», содержащая фольклорные, этнографические и дневниковые записи - служат источником для «Записок из Мертвого дома» и многих других книг Достоевского. Автор подробно рисует картины жизни каторжан: «Я узнал… народ русский хорошо и так хорошо, как, может быть, не многие знают его», - пишет он брату Михаилу. - «И в каторге между разбойниками я отличил наконец людей. Есть характеры глубокие, сильные, прекрасные, и как весело было под грубой корой отыскать золото... Сколько я вынес из каторги народных типов, характеров!... На целые томы достанет».

«И никогда ещё человек, более преисполненный надежд, жажды жизни и веры не входил в тюрьму», - внесёт через тридцать лет в свои черновые тетради Достоевский. - «Это был ад, тьма кромешная»… «Те четыре года считаю я за время, в которое я был похоронен живой и зарыт в гробу... Это было страдание невыразимое, бесконечное, потому что всякий час, всякая минута тяготела как камень у меня на душе». Он читает в остроге единственную разрешенную книгу - Евангелие.

Впоследствии писатель скажет: «Несмотря на сотни товарищей, я был в страшном уединении, и я полюбил, наконец, это уединение… Свобода, новая жизнь, воскресенье из мёртвых. Экая славная минута!».

23 января 1854 года заканчивается срок каторжных работ, начинается служба рядовым в ссылке. После долгих хлопот барона Врангеля и других сибирских и петербургских знакомых, в том числе героя Севастополя Эдуарда Ивановича Тотлебена, осенью 1856 года Достоевскому присваивают прапорщика; весной следующего года возвращают потомственное дворянство и право печататься. В 1857 году он женится на Марии Дмитриевне Исаевой, вдове чиновника. Вместе они прожили 7 лет, пока Мария Дмитриевна не умерла от чахотки. «Она любила меня беспредельно, я любил её тоже без меры, но мы не жили с ней счастливо…», ‒ признавался писатель. Мария Дмитриевна тяжело болела чахоткой, и это наложило отпечаток на её характер и поведение. От её бесконечных подозрений и нервных срывов Достоевский спасался одним – литературной работой. Сына Марьи Дмитриевны от первого брака Павла Достоевский всю жизнь опекал, как родного ребёнка.

В 1859 году Достоевский вместе с женой и приемным сыном Павлом покидают место его службы – город Семипалатинск – и перебирается в Петербург. За ним продолжается неофициальное наблюдение. В журналах «Отечественные записки» и «Русское слово» стали появляться его произведения - повести «Дядюшкин сон», «Село Степанчиково и его обитатели».

В 1861 году в Петербурге, в журнале «Время», Достоевский, после долгого затишья, публикует роман «Униженные и оскорблённые», в котором главным героем становится Иван Петрович. В его образе мы видим некоторые факты из жизни самого автора.

В период пребывания на каторге и во время военной службы писатель сильно меняет свое мировоззрение. После произошедших событий автор становится крайне набожным и приобретает своего жизненного идеала – Христа. Писатель признавался, что каторга изменила его душу и творчество. Сутью этих перемен стал «возврат к народному корню, к узнанию русской души, к признанию духа народного».

После каторги всё ярче стали проявляться главные особенности творчества писателя. Прежде всего, это глубокий психологический анализ. Писатель стремится проникнуть в глубины души человека, разгадать его стремления, убеждения, мотивы поступков. Глубокий психологизм повлиял и на тип конфликта в романах. Главным образом это конфликт идей. Не характеров, а идей, за которые они друг с другом сражаются. Вместе с тем, характеры персонажей Достоевского живые и реалистичные. Ещё одной ключевой особенностью является полифоничность ‒ наличие большого количества равнозначных персонажей. Ещё одна яркая черта творчества Достоевского – это последовательное утверждение христианских ценностей. Кроме того, нельзя забывать и про яркий, острый сюжет. Очень часто Достоевский строит конфликт идей вокруг детективной линии.

Автор приходит к выводу, что ни одна существовавшая в мире система государственного устройства не защищает права человека. Спасение - только в обновлении самого себя, а смысл жизни в том, чтобы знать, зачем жить. А жить надо, по Достоевскому, «чтобы был мир между людьми, во имя их процветания, совершенствования».

В это время писатель часто бывал за границей: в Германии, Франции, Англии, Швейцарии, Италии и Австрии. Там он увлекся игрой в рулетку, о которой позже напишет в своем романе «Игрок». Долгов из-за пристрастия к азартным играм было немало. Он часто проигрывает в рулетку большие суммы денег. Деньги очень быстро заканчиваются, и писатель переживает тяжелый период. Писательство было единственным источником дохода Достоевского. А ему нужно было обеспечивать семью, пасынка и сестёр, выплачивать долги. Жизнь писателя была омрачена постоянным отсутствием денег, болезнями, заботой о большой семье и растущими долгами. Федор Достоевский почти всю жизнь писал в долг, то есть под наперед взятый аванс от издателя. В таких условиях у писателя не всегда хватало времени на проработку и оттачивание своих произведений. За каждый лист он получал около ста пятидесяти рублей, в то время как Тургенев – не меньше пятисот. Достоевский часто сравнивал свою литературную работу с каторжным трудом: «Если есть человек в каторжной работе, то это я. Я был в каторге в Сибири 4 года, но там работа и жизнь были сноснее моей теперешней…».

Брат Михаил в 1864 году получает право на выпуск журнала «Эпоха», в котором начинает работать и Федор Михайлович, в этом же году Достоевский пишет «Записки из подполья». Журналы «Время» и «Эпоха» пропагандируют «почвенничество» - специфическую идею славянофильства, попытку найти платформу, которая примирила бы западников и славянофилов. Писатель был и оставался русским человеком, неразрывно связанным с народом, но при этом не отрицал достижения культуры и цивилизации Запада.

В 1864 году умирает жена Достоевского, а затем и брат Михаил. Фёдор Михайлович страдал не только морально. На его плечах – неподъемный груз долгов по журналу и забота о семье брата.

Это вынудило его заключить рабский контракт с книгоиздателем Стелловским. По жёстким условиям «драконовского контракта», под угрозой потери авторских прав и гонораров на свои издания на 9 лет в пользу издателя Ф. Т. Стелловского писатель должен был предоставить новый неопубликованный роман к 1 ноября 1866 года. До окончания срока оставалось чуть больше месяца. На помощь пришёл друг писателя А.П.Милюков, который для ускорения процесса над созданием романа «Игрок» посоветовал нанять стенографистку. Ею стала 20-летняя Анна Григорьевна Сниткина. Роман был создан за 26 дней. С 4 по 29 октября Анна Григорьевна записывала текст под диктовку на квартире писателя. Вскоре после передачи рукописи романа «Игрок» издателю, 8 ноября 1866 года, Достоевский сделал Анне Григорьевне предложение руки и сердца.

Анна стала писателю преданной женой и помощником. Практически все романы из «великого пятикнижия» Достоевского созданы после встречи с ней. Она родила писателю 4 детей (двое умерли в детстве), помогла побороть пагубную страсть к игромании, поправила дела и бережно хранила литературное наследие мужа после его смерти. После смерти писателя Анна Григорьевна собирала документы, связанные с жизнью и деятельностью Достоевского, занималась изданием его сочинений, готовила к печати свои дневники и воспоминания.

В 1860-1880-е годы писатель создает романы, которые потом назвали «великим пятикнижием» — «Преступление и наказание», «Идиот», «Бесы», «Подросток», «Братья Карамазовы. Все они, кроме «Подростка», вошли в список «100 лучших книг всех времен» по версии Норвежского книжного клуба и Норвежского института имени Нобеля.

Роман «Братья Карамазовы», как его называли «житие великого грешника, стал последним произведением Достоевского. Он был дописан в ноябре 1880 года. В основе произведения драматический сюжет - убийство из ненависти и мести, денег и ревности. Писатель открывает новую поэтику романов: «У меня свой особенный взгляд на действительность (в искусстве) и то, что большинство называет почти фантастическим и исключительным, то для меня иногда составляет самую сущность действительного. Обыденность явлений и казённый взгляд на них, по-моему, не есть еще реализм, а даже напротив».

Здоровье писателя ухудшалось. В январе 1881 года Достоевский умер от болезни лёгких.

Полная событий биография Фёдора Достоевского показывает, что автор получил признание еще при жизни. Однако наибольший успех его произведения получили после смерти.

Литературное наследие Фёдора Михайловича Достоевского:

- романы: «Бедные люди» (1845), «Униженные и оскорблённые» (1861), «Преступление и наказание» (1866), «Игрок» (1866), «Идиот» (1868), «Бесы» (1871-1872), «Подросток» (1875), «Братья Карамазовы» (1879-1880).

- рассказы и повести: «Двойник», «Господин Прохарчин» (1846), «Роман в девяти письмах», «Хозяйка» (1847), «Ползунков», «Слабое сердце», «Неточка Незванова», «Белые ночи» (1848), «Дядюшкин сон», «Село Степанчиково и его обитатели» (1859), «Чужая жена и муж под кроватью», «Записки из Мёртвого дома» (1860), «Зимние заметки о летних впечатлениях» (1862), «Записки из подполья», «Скверный анекдот» (1864), «Крокодил» (1865), «Вечный муж» (1869), «Кроткая» (1876), «Сон смешного человека» (1877).

Влияние Достоевского на мировую культуру невозможно переоценить.

Максим Горький отмечал, что, наряду с Л. Н. Толстым, Достоевский обратил «на Россию изумлённое внимание всей Европы», встав в один ряд с Данте, Сервантесом, Руссо и Гёте.

Зигмунд Фрейд достаточно высоко оценил творчество Достоевского: «Наименее спорен он как писатель, место его в одном ряду с Шекспиром. «Братья Карамазовы» – величайший роман из всех, когда-либо написанных, а «Легенда о Великом Инквизиторе» – одно из высочайших достижений мировой литературы, переоценить которое невозможно».

Творчество Достоевского оказало значительное влияния и на великого физика-теоретика Альберта Эйнштейна, который сказал: «Достоевский даёт мне больше, чем любой научный мыслитель, больше, чем Гаусс».

Русский поэт и критик Иннокентий Анненский завещал:

«Читайте Достоевского, любите Достоевского, – если можете, а не можете, браните Достоевского, но читайте... по возможности только его».

Влияние Достоевского на последующую русскую и советскую литературу сказалось главным образом в усвоении творческого метода писателя при изображении человека (психологизм, контрастность внутреннего мира героев, драматизм повествования, соединение диалектики души с диалектикой мысли). Достоевскому обязана современная литература в развитии интеллектуального романа. Важнейшими его признаками можно считать изображение идейной борьбы, столкновений разных точек зрения, раскрытие философских, моральных, политических концепций в системе образов, в логике жизненного поведения героев.

Творчество Достоевского получило широкое признание в западноевропейских странах. Т. Манн, например, назвал Достоевского «первым психологом мировой литературы». У Ф. М. Достоевского учились писатели разных стран. Они перенимали не только способ изображения действительности, но и черпали темы и сюжеты из произведений Ф. М. Достоевского. Его идеи и художественные методы отразились в творчестве С. Цвейга, Ф. Кафки (Австрия), М. Пруста, А. Камю (Франция), Г.Манна (Германия), О. Уайльда (Англия).

Писатель обогатил мировую литературу целым рядом открытий. Задолго до появления психоанализа и литературы «потока сознания» Ф. М. Достоевский сумел показать «пограничное» состояние человеческой души в «пороговой» ситуации, ситуации нравственного выбора, когда в человеке борются добро и зло, вера и безверие. Писатель создал принципиально новый жанр - полифонический роман, ввёл нового героя - человека «высшей идеи».

При всей противоречивости идейно-эстетических взглядов великий гуманист вложил в умы потомков мысль о том, что «красота спасёт мир». Он убедил всех, что счастье всего человечества не может быть построено даже на слезинке одного ребёнка; а в своих произведениях наглядно показал, что каждый «человек есть тайна», а её разгадывание является содержанием жизни любого мыслящего существа.

По мотивам произведений Достоевского создано множество художественных фильмов, музыкальных опусов, оперных, театральных и балетных постановок. Знаменитый японский кинорежиссёр Акира Куросава снял киноадаптацию романа «Идиот», в которой перенёс роман на японскую почву.

Всего в мире существует восемь литературно-мемориальных музеев Фёдора Михайловича Достоевского. Шесть из них находятся в России, один - в Казахстане, и один - в Белоруссии.

Во многих местах, связанных с именем писателя, установлены памятники или бюсты:

§ Баден-Баден (2004)

§ Висбаден

§ Гомбург (2014)

§ Усадьба Даровое (1993)

§ Добрич, Болгария (2008)

§ Дрезден - 10 октября 2006 года президент РФ Владимир Путин и федеральный канцлер ФРГ Ангела Меркель открыли на набережной Эльбы памятник писателю работы народного художника России А. И. Рукавишникова.

§ Люблино, Москва (2007) - памятник на территории ГБОУ СОШ № 1148, Краснодонская улица, дом 2

§ Москва (1997) - памятник у здания Российской Государственной Библиотеки, скульптор А. И. Рукавишников, арх. М. М. Посохин

§ Омск

§ Новокузнецк - бюст (скульптор А.И. Брагин) у административного здания Литературно-мемориального музея Ф.М. Достоевского, ул.Достоевского, 29

§ Санкт-Петербург (1997)

§ Старая Русса (2001)

§ Таллин (2002) - бюст скульптора Валерия Евдокимова

§ Тобольск - памятник писателю был открыт 29 октября 2010 года.

§ Харьков

§ Достоево

До встречи на занятиях.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-03-24 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: