Сказки Ханса Кристиана Андерсена. Особенности мастерства.




Андерсен (1805 – 1875) – самый читаемый в мире писатель. Отец сказочника был башмачником, а мать – прачкой, дед Андерсена был довольно состоятельным фермером. Однажды разразилось непоправимое: пожар пожрал всё, что у них было, в том числе и надежды на будущее... Дед не перенёс удара: он лишился рассудка. Отец отказался от мечты об образовании, семья погрузилась в жестокую бедность. Переехала она в город Оденсе – это центр датского острова Фюн – и поселилась близ богадельни, где содержались несчастные безумцы. Там бабушка могла ухаживать за дедом. Там и родился Ханс Кристиан. Был Ханс Кристиан долговяз, нескладен, лицом невыразителен, и только внушительных размеров нос придавал ему некоторую значительность. Надо было пристально вглядеться в это лицо, чтобы оценить, какой добротой и кротостью сияли его небольшие голубые глаза.

Кристиан – наследственное имя датских королей, которое означает – «Христов», принадлежащий Христу. Когда, в одиннадцать лет, Андерсен лишился своего мечтательного, нежного отца и все кругом жалели сиротку, сам мальчик знал, что есть у него Отец Небесный, и Он любит его. Однажды жестокая бедность вынудила мальчика с матерью отправиться на господское поле собирать оставшиеся после жатвы колосья. В разгар работы вдруг появился барский управляющий, известный своей свирепостью. Со страшным криком накинулся он на ребёнка и замахнулся хлыстом. "Но я взглянул ему прямо в глаза и невольно сказал: «Как же ты смеешь бить меня – ведь Господь видит тебя!»" Реакция мальчика была столь неожиданной, что ошеломлённый управляющий опустил хлыст, потрепал его по щеке и даже дал денег… Имел он высокий чистый и сильный голос. Прослушав однажды в театре оперу, он мог затем дома или в саду – как он полагал, на радость соседям – воспроизвести все арии из неё. Просмотрев театральную афишу с перечнем действующих лиц, мог сочинить и разыграть кукольный спектакль, исполняя обязанности не только драматурга, режиссёра и актёров, но и декоратора, костюмера, мастера-кукольника. Когда впервые он увидел балет, то был настолько потрясён, что вообразил себя танцовщиком и в каморке своей репетировал все партии без исключения. Одним словом, он осознал себя человеком искусства и видел долг свой в созидании красоты. В четырнадцать лет он понял, что медлить нельзя, и надумал ехать в Копенгаген. Когда же ему советуют попросту, как всем, обучиться полезному ремеслу, он отвечает серьёзно: "Это было бы величайшим грехом!" Перепуганная мать обращается к гадалке. "Сын твой, – сказала старуха, – будет великим человеком! Настанет день, и родной город Оденсе зажжёт в его честь иллюминацию". Но проза жизни говорила другое. Казалось бы, в Копенгагене, одинокий, довольно безграмотный провинциальный подросток со смешными амбициями должен был бы погибнуть, однако в первые же дни с ним вновь начинают происходить чудеса: директор Королевского театра Йонас Коллин становится его покровителем, его устраивают в театральную школу, берутся платить за обучение и содержание. Дают возможность окончить гимназию. И уверенность его крепнет: «...из меня непременно выйдет поэт. Только не маленький!» Однако первые публикации даруют юноше не радость, а жестокие страдания: критика беспощадна, язвительна, уничтожающа. За долгие десять лет такого обстрела можно было сломить любую волю, но только не Андерсена. Он писал, писал, писал невероятно много и вот наконец – перелом: роман "Импровизатор" приносит ему европейскую известность. Герой его откровенно автобиографичен. Вся его история – цепь несчастных случаев, которые в конечном счёте приводят к счастью. Такова, по Андерсену, логика и его собственной судьбы. А потому своего героя он тоже наделил способностью понимать и принимать с благодарностью эту логику, видеть за утратами удачи, за случайностями – руку провидения. Это одна из любимых андерсеновских идей. Она пронизывает всё его творчество. Она станет одной из основных в его "Сказках".

Первый выпуск сказок вышел в 1835 году. Сразу же вслед за "Импровизатором". Как и все предыдущие произведения, на родине поэта они вызвали злобные нападки критики. До конца жизни поэт остался верен сказкам, и сказки прославили его имя во всем мире. Непоколебимая верность своему призванию, зародившаяся в детстве, и была той силой, что вела его сквозь все испытания и превратила в конце концов в одного из счастливейших людей в мире. Потому-то автобиографическую повесть он и назвал "Сказка моей жизни". Первую её часть Андерсен завершает так: " Да, правда, что я родился под счастливой звездой! Я чувствую, что я дитя счастья!" Эти слова были написаны 2 апреля 1855 года – в день пятидесятилетия поэта, а 6 декабря 1867 года, осуществилось давнее пророчество: родной город был иллюминирован в его честь – он был избран почётным гражданином Оденсе. Спустя ещё восемь лет – 2 апреля 1875 года – в день его семидесятилетия, который отмечался как национальный праздник, было решено поставить ему в столице памятник при жизни, и он принимал участие в обсуждении проекта. Когда он был более счастлив – в часы творчества, в минуты триумфов или во время молитвы – как знать? Ясно одно: его молитва была услышана, и даже смерть пощадила его. Он умер тихо, как уснул. Это случилось в ночь с 3 на 4 августа 1875 года. Накануне он сложил свои прощальные стихи:

До свиданья ж, друзья! Мир цветущий, прости!

С благодарной душой вас покину –

Славя Бога за всё, что мне дал – что мне даст –

В бесконечном пути к совершенству!..

Андерсен считается автором ста семидесяти сказок. На русский язык переведено сто пятьдесят четыре. Первую книжку сказок Андерсен выпустил в 1835 году. Этому предшествовали давние планы собрать воедино и издать датские народные сказки. Однако, принявшись за осуществление плана, писатель понял, что не может просто взять да записать фольклорный текст – он должен его рассказать по-своему. Сказок, непосредственно заимствованных в фольклоре, у него всего семь. Это «Огниво», «Маленький Клаус и Большой Клаус», «Дорожный товарищ», «Дикие лебеди», «Свинопас», «Что муженёк ни сделает, то и ладно», «Ганс-чурбан». Их хорошо знали в Дании, но неповторимый стиль Андерсена преобразил их до неузнаваемости.

Горький удел личности, отмеченной Богом, но не признанной людьми, – одна из основных тем Андерсена. Ей посвящены "Гадкий утёнок"(1843), "Ребячья болтовня", "Садовник и господа"(1852), "Тернистый путь славы"(1855), "Перо и чернильница"(1859), "Психея"(1861), "Золотой мальчик"(1865), "Сын привратника"(1866),"Жаба"(1866), "Доля репейника" (1869). Если даже эти сказки заканчиваются счастливо, всё равно, большая часть повествования посвящена страданиям героя. Описания их пронзительны. В голосе сказочника слышатся слёзы. Сказка «Гадкий утёнок» как бы заключает в себе модель сюжета данного типа. Лишь испив сполна чашу страданий, отверженный уродец неожиданно для самого себя обнаруживает, "что он прекраснейший между прекрасными". Финал – ослепительное счастье. Да! "Не беда появиться на свет в утином гнезде, если ты вылупился из лебединого яйца!"

Часто искусство связано у Андерсена с комплексом – «истина, добро и красота». Оно властвует над разрушительной силой времени и смерти. Оно пробуждает в человеческих душах высокие порывы, оно посрамляет мелочность, вульгарность и злобу. Великой верой в животворную силу искусства

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: