Воспитание как политическая задача




1990-е годы наглядно показали, что культура не выживает без государственной поддержки. В лучшем случае она сводится к «массовой культуре», к необременительным развлечениям. В худшем – общество оказывается беззащитным перед интервенцией чуждых нам смыслов извне, из-за рубежа.

Появление Основ государственной культурной политики подтверждает, что государство в России – не «ночной сторож» 34, при котором культура существует по воле «невидимой руки рынка» (то есть деградирует). Структура и понятийный аппарат ОГКП подразумевают государство как активный субъект культурной политики: «Государственная культурная политика призвана обеспечить приоритетное культурное и гуманитарное развитие как основу экономического процветания, государствен-

культуры и образования в вопросах воспитания и обучения несовершеннолетних: опыт работы Кадуйского районного центра народной традиционной культуры и ремесел», пос. Кадуй Вологодской области, 6 сентября 2011 года. Опубликовано на сайте Российского фольклорного союза, см. www.folklore.ru/ article/267-2011-10-24-10-57-25.html.

33 Конституция Российской Федерации, преамбула.

34 Выражение «государство – ночной сторож» принадлежит Фердинанду Лассалю (1825–1864), одному из руководителей рабочего движения 60-х годов ХIХ века в Германии. Впервые выражение было использовано в речи Лассаля перед берлинскими рабочими «Об особенной связи современного исторического периода с идеей рабочего сословия» 12 апреля 1862 года. (Вариант перевода: «Буржуазия требует невмешательства государства в отношения граждан между собой. Оно должно, по ее мнению, лишь следить за тем, чтобы всякий беспрепятственно пользовался своими силами, как знает и умеет. Но так как не все одинаково сильны и богаты, одинаково образованы и ловки, то ограничение государства ролью «ночного сторожа» (Nachtw chter) ведет к дурным последствиям».)

ного суверенитета и цивилизационной самобытности страны» 35.

Такое понимание термина «культура» возвращает нас к изначальному смыслу этого слова (от лат. «возделываю» 36): задачей государства становится «возделывание», «окультуривание» современного человека и общества в целом в соответствии с традиционными нравственными ценностями. Отметим, что при этом в ОГКП ставится задача воспитания не только детей и молодежи, но и взрослых граждан [24].

Соответственно, определен самый широкий спектр тех сфер государственной и общественной жизни, которые должна охватывать государственная культурная политика, – от образования до телевидения [25].

Таким образом, решение задач ОГКП требует согласованных действий целого ряда федеральных органов исполнительной власти и должной их координации [26].

35 Преамбула ОГКП.

36 Ср. Марк Туллий Цицерон, «Тускуланские беседы» (книга II, 13): «…как плодородное поле без возделывания не даст урожая, так и душа. А возделывание души – это и есть философия: она выпалывает в душе пороки, приготовляет души к приятию посева и вверяет ей – сеет, так сказать – только те семена, которые, вызрев, приносят обильнейший урожай».

Культурный суверенитет

Авторитет российского государства в мире определяется не только его вооруженными силами и экономическими ресурсами, но и великой русской культурой, ее духовным, интеллектуальным и инновационным потенциалом [27].

Современный глобализированный мир – арена политической, экономической и культурной борьбы. Главным (для России) содержанием этого противоборства является стремление Запада довести победу в холодной войне до логического конца и покончить с Россией, как было покончено с СССР [28].

Достижение военной победы над ядерной державой невозможно. Экономические санкции в долгосрочной перспективе лишь ослабят зависимость российской экономики от мирового рынка. Значит, наши геополитические оппоненты снова будут

характера. И потому государственная культурная политика должна охватывать все стороны жизни, способствовать сохранению традиционных ценностей, укреплению глубоких духовных связей с родной страной, повышать доверие между людьми, их ответственность и гражданское участие в развитии нашего государства» (выступление Президента Российской Федерации В.В. Путина на расширенном заседании президиума Совета по культуре и искусству, Псков, 3 февраля 2014 года).

вынуждены делать ставку на подрыв российского общества изнутри.

Конфликт развивается на уровне цивилизаций, между представлениями о правильном и неправильном образе жизни. А в такого рода противоборстве главным козырем является цивилизационная идентичность, выраженная в нашем историко-культурном наследии и в нашей системе ценностей. В рамках этой идентичности Россия выжила на протяжении более чем тысячелетней истории, гибко реагируя на меняющиеся вызовы. Соответственно, сохранение этой уникальной идентичности в условиях глобального противостояния является важнейшей задачей [29].

Говоря о культуре в международном аспекте, мы приходим к концепции «культурного суверенитета» страны, выдвинутой профессором С.Ф. Черняховским [30]. Это право самостоятельно определять и осуществлять культурную политику, необходимую для воспроизводства общества. Это право противодействовать враждебной культурной экспансии – и это наша обязанность.

«Россия, бесспорно, является страной европейской культуры и европейской цивилизации, – пишет С.Ф. Черняховский. – Проблема в том, что не всегда расположенные западнее ее границ государства имеют сегодня отношение к классическим ценностям Европы…

Российское государство вступает в свою «культурную борьбу» и, ведя ее, защищает не только нашу национальную самоидентификацию и культурный суверенитет страны, но и остатки собственно европейской культуры, носителем и хранителем которой сегодня остается Россия» 44.

Но борьба за культурный суверенитет не сводится лишь к сохранению нашего наследия. Речь должна идти о мировой культурной экспансии России как хранителя традиционных ценностей, близких огромному большинству нормальных людей на планете 45. Именно таким должно быть содержание нашей «мягкой силы». Чтобы победить, нужно наступать.

* * *

Изложенные выше подходы обеспечивают коренное изменение отношения к культуре, отраженное в Основах государственной культурной политики: «Принимая настоящие Основы, государство впервые возводит культуру в ранг национальных при-

44 Там же.

45 «Сегодня во многих странах пересматриваются нормы морали и нравственности, стираются национальные традиции и различия наций и культур. От общества теперь требуют не только здравого признания права каждого на свободу совести, политических взглядов и частной жизни, но и обязательного признания равноценности, как это ни покажется странным, добра и зла, противоположных по смыслу понятий. Подобное разрушение традиционных ценностей «сверху» не только ведет за собой негативные последствия для обществ, но и в корне антидемократично, поскольку проводится в жизнь, исходя из абстрактных, отвлеченных идей, вопреки воле народного большинства, которое не принимает происходящей перемены и предлагаемой ревизии.

И мы знаем, что в мире все больше людей, поддерживающих нашу позицию по защите традиционных ценностей, которые тысячелетиями составляли духовную, нравственную основу цивилизации, каждого народа: ценностей традиционной семьи, подлинной человеческой жизни, в том числе и жизни религиозной, жизни не только материальной, но и духовной, ценностей гуманизма и разнообразия мира.

Конечно, это консервативная позиция. Но, говоря словами Николая Бердяева, смысл консерватизма не в том, что он препятствует движению вперед и вверх, а в том, что он препятствует движению назад и вниз, к хаотической тьме, возврату к первобытному состоянию» (Послание Президента Российской Федерации В.В. Путина Федеральному Собранию, 12 декабря 2013 года).

Н.А. Бердяев: «…смысл консерватизма не в том, что он препятствует движению вперед и вверх, а в том, что он препятствует движению назад и вниз, к хаотической тьме, возврату к состоянию, предшествующему образованию государств и культур. Смысл консерватизма – в препятствиях, которые он ставит проявлениям зверино-хаотической стихии в человеческих обществах» («Философия неравенства»).

оритетов и признает ее важнейшим фактором роста качества жизни и гармонизации общественных отношений, залогом динамичного социально-экономического развития, гарантом сохранения единого культурного пространства и территориальной целостности России» [31].

Культура важнее обороны и экономики, потому что без культуры не будет ни того ни другого. А при должной духовно-нравственной мотивации все сферы нашей жизни развиваются качественно эффективнее. Как выразился наш президент: «Потому что если нет культуры, то непонятно вообще, что такое суверенитет, и непонятно тогда, за что бороться» [32].

Основным содержанием государственной культурной политики должно стать формирование полноценного человека – гражданина единой России, хранителя историко-культурных традиций нашей цивилизации и их продолжателя в современных условиях. А результатом будет сохранение и умножение русского народа и всех братских народов, населяющих нашу страну.

Приложение

ЦЕЛИ И ЦЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ КУЛЬТУРНОЙ ПОЛИТИКИ:



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: