ВАРИАНТ 1
1Какая социальная группа выделена по демографическому признаку?
1) предприниматели 3) «свидетели Иеговы»
2) молодёжь 4) москвичи
2 В семье Орловых бережно хранят фотографии. Родители рассказывают детям о подвиге прадеда, ветерана Великой Отечественной войны, участника Сталинградской битвы. Дети знают историю семьи. О какой функции семьи идёт речь?
1) репродуктивной 3) хозяйственной
2) социального контроля 4) воспитательной
3.По данным социологических исследований, средний возраст начала трудовой деятельности в европейских странах значительно повысился. Причина данного явления связана с
1) кризисом семьи и семейных ценностей
2) замедлением темпов общественного развития
3) удлинением сроков обучения и профессиональной подготовки
4) ростом иждивенческих настроений в молодёжной среде
4.«Плати за зло чистосердечием, а за добро плати добром» (Конфуций). О каких социальных нормах идёт речь?
1) нормах права
2) нормах морали
3) нормах этикета
4) религиозных нормах
5.Верны ли следующие суждения о способах обеспечения социальных норм?
А. Выполнение социальных норм обеспечивается исключительно внутренним убеждением, нравственными принципами самого человека.
Б. Общественное мнение — это главный механизм поддержания законности и правопорядка в стране.
1) верно только А 3) верны оба суждения
2) верно только Б 4) оба суждения неверны
6.В приведённом списке указаны черты сходства и различия семьи и других малых групп. Выберите и запишите в таблицу сначала порядковые номера черт сходства, а затем - черт различия.
Черты сходства | Черты различия | ||
1) между членами существуют непосредственные реальные контакты
2) отношения основаны на факте родства или свойства
3) осуществление репродуктивной функции
4) наличие общих целей, интересов, ценностей
ОТДЕЛЬНЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ СТАТУСЫ | ВИДЫСТАТУСА |
А)грузин Б) генеральный директор фирмы В)врач Г) женщина | 1) предписанный 2) приобретённый |
А | Б | В | Г |
7.Установите соответствие между видом статуса и отдельным социальным статусом: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите позицию из второго столбца.
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
8.Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение
которого отмечено буквой.
(А) Термин социология был введён в науку французским учёным и философом Нового времени О. Контом. (Б) Предметом внимания и изучения социологии является социальная жизнь. (В) Она определяется как система взаимодействия многих процессов, обеспечивающих реализацию различных функций. (Г) Функции эти постоянно расширяются, усложняются, что привело к оформлению новых социальных структур, новых субъектов социальной жизни. (Д) По-видимому, не только теперь, но и прежде, на более ранних стадиях развития, система воспроизводства социальной жизни не была простой.
А | Б | В | Г | Д |
Определите, какие положения текста
1) отражают факты
2) выражают мнения
Запишите в таблицу цифры, обозначающие характер соответствующих положений.
Прочитайте текст. Проанализируйте данные таблицы и выполните задания 9 и 10.
9.Найдите в приведённом ниже списке выводы, которые можно сделать на основе таблицы, и запишите цифры, под которыми они указаны, в порядке возрастания.
1) Более половины опрошенных считают, что продолжительность жизни человека зависит от него самого.
2) Каждый четвёртый респондент ставит продолжительность жизни в зависимость от уровня материального благосостояния.
Поданным социологического исследования, факторами, способствующими долголетию, россияне считают: | |
Варианты ответа | Количество опрошенных (%) |
Материальное благосостояние | |
Правильное питание и отказ от вредных привычек | |
Заботу о своём здоровье, регулярное посещение врачей | |
Спорт и активный образ жизни | |
Социально-экономическую политику государства | |
Экологическую обстановку |
3) Половина опрошенных в качестве основного фактора, влияющего на продолжительность жизни, назвали экологическую обстановку в стране.
4) Каждый шестой респондент связывает продолжительность жизни с регулярным посещением врачей.
5) Чем старше респонденты, тем более значимой для них является экологическая обстановка.
10.Результаты опроса, отражённые в таблице, были опубликованы и прокомментированы в СМИ. Какие из приведённых ниже выводов непосредственно можно сделать из полученной в ходе опроса информации? Запишите цифры, под которыми они указаны, в порядке возрастания.
1) Человек может продлить или укоротить свою жизнь.
2) Со стороны СМИ требуется пропаганда здорового образа жизни, правильного питания и отказа от вредных привычек.
3) Продолжительность жизни в стране значительно сократилась по сравнению с прошлым веком.
4) Состояние защищенности и психологического комфорта удлиняет жизнь человека.
5) Реализация национального проекта «Здоровье нации» сделает более доступной качественную и высококвалифицированную медицинскую помощь, что будет способствовать повышению продолжительности жизни россиян.
ВАРИАНТ 2
1 Арсению 17 лет, он заканчивает 11-й класс гимназии и художественную школу. Он проживает совместно с родителями, сестрой и братом. В этих характеристиках проявляется его:
1) личный авторитет
2) этническая принадлежность
3) статус семьи
4) социальный статус личности
2.Репродуктивная функция семьи проявляется в
1) поддержании культурных традиций общества
2) укреплении дружеских основ брачного союза
3) биологическом воспроизводстве населения
4) совместном проведении досуга
3.В среднем в мире в возрастной группе старше 65 лет на 100 женщин приходится 67 мужчин. Этот показатель отражает
1) половозрастную структуру
2) межпоколенческий кризис
3) изменение статусов
4) долю нетрудоспособного населения
4.Александр не выполнил обещание навестить больного товарища, за что одноклассники выразили ему своё неодобрение. Какое явление отразилось в данном факте?
1) социальное неравенство
2) социальная стратификация
3) социальная мобильность
4) социальный контроль
5.Верны ли следующие суждения о социальном конфликте?
А. Переговоры как способ разрешения конфликта характеризуются односторонним использованием власти и силы.
Б. Игнорирование социального конфликта может ещё больше обострить его.
1) верно только А 3) верны оба суждения
2) верно только Б 4) оба суждения неверны
6.В приведенном списке указаны черты сходства класса и нации и отличия класса от нации. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку — порядковые номера черт отличия.
1) занимает определённое место в системе производства;
Черты сходства | Черты различия | ||
2) складывается под влиянием объективных факторов;
3) относится к большим социальным группам;
4) принадлежность характеризует прирожденный статус личности.
7.Установите соответствие между типами социальной стратификации и присущими им особенностями общественных отношений: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите позицию из второго столбца.
ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ | ТИПЫСТРАТИФИКАЦИИ |
А) принадлежность человека к определённой социальной группе объясняется религией Б) полное отсутствие социальной мобильности В) юридическое закрепление прав и обязанностей за основными социальными группами Г) воснове стратификации общества лежат доступ к средствам производства, размеры и формы оплаты труда | 1)сословная 2) кастовая 3) классовая |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
А | Б | В | Г |
8. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого отмечено буквой.
(А) 210 млн безработных в мире насчитала Международная организация труда в 2015 году. (Б) Число безработных выросло более чем на 30 млн. (В) Исторический максимум мировой безработицы, по видимому, ещё не пройден. (Г) С учётом сложившейся ситуации представляется целесообразным внесение существенных изменений в российское законодательство в области регулирования занятости населения.
А | Б | В | Г |
Определите, какие положения текста
1) отражают факты
2) выражают мнения
Запишите в таблицу цифры, обозначающие характер соответствующих положений.
Прочитайте текст. Проанализируйте данные гистограммы и выполните задания 9 и 10.
Социологической службой проведён опрос населения с целью выяснения степени влияния экологического кризиса на жизнь и самочувствие простых людей. Результаты опроса (в % от числа респондентов) представлены в виде следующей гистограммы.
9.Найдите в приведённом ниже списке выводы, которые можно сделать на основе гистограммы, и запишите цифры, под которыми они указаны, в порядке возрастания.
1) Количество опрошенных, знающих об экологической проблеме и испытывающих на себе её отрицательное воздействие, больше, чем тех, кто равнодушно относится к ней.
2) Каждый десятый считает, что его жизнь не зависит от состояния экологической среды.
3) Более половины участников опроса не располагают никакими знаниями об экологическом кризисе.
) Количество тех, кто знает об экологической опасности, но никак её не ощущает на себе, больше, чем тех, кто не задумывается о ней.
5) Подавляющее большинство респондентов знают о существовании экологической проблемы.
10.Результаты опроса, отражённые на гистограмме, были опубликованы и прокомментированы в СМИ. Какие из приведённых ниже выводов непосредственно можно сделать из полученной j в ходе опроса информации? Запишите цифры, под которыми они указаны, в порядке возрастания.
1) Большинство людей интересуются экологической обстановкой в стране.
2) Около трети респондентов проявили равнодушие к своему здоровью и состоянию окружающей среды.
3) Экологическую проблему нужно решать совместными усилиями различных государств и общественных организаций.
4) Все без исключения участники опроса считают экологическую проблему чрезвычайно важной.
5) В ближайшее десятилетие экологический кризис будет усугубляться.
ВАРИАНТ 3
1.К среднему классу в экономически развитых странах относятся
1) менеджеры крупных компаний
2) владельцы небольших фирм
3) неквалифицированные рабочие
4) лица, занятые физическим трудом
2.Император Николай II в переписном листе во время переписи населения 1897 года указал, что является православным. Таким образом император определил свою принадлежность к общности
1) поселенческой
2) профессиональной
3)этнической
4) конфессиональной
3.Москвичка Н. вышла замуж за жителя села Лесное Ульяновской области и переехала к нему на постоянное, место жительства. Какое явление отражает этот факт?
1) социальное неравенство
2) социальную мобильность
3) социальный статус
4) социальный лифт
4.Сибиряки, уральцы — это
1) национальные общности
2) территориальные сообщества
3) этнические группы
4) профессионально-региональные группы
5.Верны ли следующие суждения о социальной структуре общества?
А. Общественное разделение труда является одной из причин структуризации общества на различные социальные группы.
Б. Чем больше в обществе различных социальных групп, тем оно более примитивно,
1) верно только А 3) верны оба суждения
2) верно только Б 4) оба суждения неверны
6.Выберите и запишите в таблицу сначала порядковые номера общих для положительной и отрицательной девиантности признаков, а затем — номера признаков, свойственных только для отрицательно направленного девиантного поведения.
Общие признаки | Признаки только отрицательной девиантности | ||
1) отличие от общепринятого поведения
2) вредность и даже общественная опасность
3) осуждение общественным мнением
4) несовпадение личных интересов, ценностей, привычек с общепринятыми
7.Установите соответствие между типами семьи и признаками, характеризующими их: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите позицию из второго столбца.
ПРИЗНАКИ | ТИПЫСЕМЬИ |
A) отсутствие отношений господства и подчинения Б) главенствующая роль отца семейства B) отсутствие жёсткого распределения обязанностей на мужские и женские Г) материальная зависимость женщины от мужчины | 1) патриархальная 2) партнёрская |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
А | Б | В | Г |
8.Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого отмечено буквой.
(А) Семья — основанная на родственных связях малая группа, регулирующая отношения между супругами, родителями и детьми, а также ближайшими родственниками. (Б) В последние годы появилась тенденция к увеличению числа неполных семей, в которых ребёнок проживает с одним из родителей. (В) Социологи полагают, что это является свидетельством кризиса семьи. (Г) Можно предположить, что данный процесс обусловлен стремлением к индивидуализации, к росту интересов супругов, не связанных с семьей, что объективно и, вне всякого сомнения, является особенностью информационного общества.
А | Б | В | ' Г |
Определите, какие положения текста
1) отражают факты
2) выражают мнения
Запишите в таблицу цифры, обозначающие характер соответствующих положений.