Международная организация дважды (в 2005 и 2015 гг.) проводила и стране Н. опрос совершеннолетних граждан, имеющих детей. Им задавали вопрос: «Допускаете ли вы использование физических наказаний в качестве средства воспитания детей?» Результаты опросов представлены в таблице.
9. Найдите в приведённом ниже списке выводы, которые можно сделать на основе таблицы, и запишите цифры, под которыми они указаны, в порядке возрастания.
1) Количество опрошенных, которые не смогли определить своё отношение к проблеме, с 2005 по 2015 гг. увеличилось.
2) Число родителей, считающих телесные наказания в отношении детей недопустимыми ни при каких обстоятельствах, в 2015 году увеличилось.
3) Количество сторонников телесных наказаний как наиболее действенного воспитательного метода сократилось в полтора раза.
4) Почти каждый четвёртый из опрошенных в 2005 году готов применять физическую силу по отношению к детям только осторожно и в особо серьёзных случаях.
5) В целом родители стали чаще применять телесные наказания в 2015 году, чем в 2005 году.
10. Результаты опроса, отражённые в таблице, были опубликованы и прокомментированы в СМИ. Какие из приведённых ниже выводов непосредственно вытекают из полученной в ходе опросов информации? Запишите цифры, под которыми они указаны, в порядке возрастания.
1) В семьях страны Н. происходит демократизация отношении между родителями и детьми, проявляющаяся в постепенном отказе от физических наказаний детей за непослушание.
2) Для успешного решения семейных проблем в стране необходимо развивать систему социального обеспечения семей пищей, одеждой, жильем.
3) Несмотря на положительную динамику применение телесных наказаний и сегодня имеет место в семьях страны Н.
|
4) Государство Н. должно разработать систему мер, гарантирующую и защищающую права детей, в том числе и от насилия со стороны родителей и воспитателей.
5) Проблема взаимоотношений родителей и детей является частной, она не терпит вмешательства со стороны государства и общества.
ВАРИАНТ4
1. Какое понятие выступает более общим (родовым) по отношению к понятиям «семья», «государство», «церковь», «профсоюз»?
1) социальная структура 3) неформальная группа
2) социальная стратификация 4) социальный институт
2.Функция первичного социального контроля семьи проявляется в
1) ведении совместного хозяйства
2) заботе о здоровье и развитии детей
3) применении моральных санкций за нарушение норм членами семьи
4) наделении её членов первичным социальным статусом
3.Выпускник вуза работает инженером-технологом. В процессе
труда он приобрёл очень важные профессиональные навыки, научился принимать решения, руководить людьми. Данный пример иллюстрирует
1) социальную адаптацию 3) социальный контроль
2) социальную мобильность 4) социальную стратификацию
4.Перед вами таблица, содержащая статистические данные о распределении численности населения страны Z по признаку пола и месту проживания на 1 сентября 2015 года. Проанализируйте информацию. Какой вывод можно сделать на основе таблицы?
Всего, тыс. чел. | Мужчин, тыс.чел. | Женщин, тыс. чел. | |
Все население | 141 904 | ||
городское население | 103 690 | ||
сельское население | 38 214 |
1) больше всего женщин страны Z проживает в сельской местности
|
2) больше всего одиноких женщин проживает в городах
3) самая большая разница в численности мужчин и женщин зафиксирована в сельской местности
4) в сельском хозяйстве преобладает мужской труд
5.Верны ли следующие суждения о социальном конфликте?
А. Несовпадение интересов различных социальных групп можно привести к конфликту.
Б. Межнациональный конфликт является разновидностью социального конфликта.
1) верно только А 3) верны оба суждения
2) верно только Б 4) оба суждения неверны
6.В приведённом ниже списке указаны черты сходства традиционной и партнёрской семей и их различия. Выберите и запишите в таблицу сначала порядковые номера черт сходства, а затем — черт различия.
1) выполняет репродуктивную функцию
Черты сходства | Черты различия | ||
2) жёсткое разделение обязанностей на мужские и женские
3) является институтом первичной социализации человека
4) предполагается равноправие супругов в распоряжении семейным бюджетом, в решении вопросов воспитания детей
7.Установите соответствие между примерами межнациональных отношений и названиями тенденций в их развитии: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите позиции из второго столбца.
ПРИМЕРЫМЕЖНАЦИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ | ТЕНДЕНЦИИ |
A) создание единого образовательного пространства Б) введение евровалюты B) международное сотрудничество в решении глобальных проблем современности Г) распад СССР и провозглашение независимых государств в бывших союзных республиках | 1) интеграция 2) дифференциации |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
|
А | Б | В | Г |
8.Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого отмечено буквой.
(А) Макс Вебер выделил три компонента неравенства: богатство, престиж, власть. (Б) Он считал, что они, с одной стороны, являются взаимосвязанными, а с другой, — независимыми. (В) С точки зрения Вебера, богатство играет важную роль, но не менее важен престиж, который может совершенно не зависеть от богатства. (Г) Власть — это способность человека или группы проводить в жизнь планы, предпринимать действия или вести определённую политику даже вопреки возражениям со стороны других людей или групп.
А | Б | В | ' Г |
Определите, какие положения текста
1) отражают факты
2) выражают мнения
Запишите в таблицу цифры, обозначающие характер соответствующих положений.
Прочитайте текст. Проанализируйте данные таблицы и выполните задания 9 и 10.
В стране А. социологической службой дважды (в 2010 и 2015 гг.) Был проведен опрос совершеннолетних граждан. Им задавали вопрос: «Удовлетворены ли вы работой государственных учреждений здравоохранения?» Результаты опроса представлены в виде таблицы.
9.Найдите в приведённом ниже списке выводы, которые можно сделать на основе таблицы, и запишите цифры, под которым они указаны, в порядке возрастания.
1) Большинство респондентов в 2015 году не смогли определить своего отношения к данной проблеме.
2) Число жителей страны А., которых устраивает уровень работы государственной медицины, в 2015 году возросло.
3) По мнению абсолютного большинства участников опроса, работу государственных медицинских учреждений можно оценить отрицательно как в 2010, так и в 2015 году.
4) Участники опроса проявили интерес к изучаемой социологами проблеме, ответив на их вопросы.
5) В 2010 году женщины гораздо выше оценивали работу государственных медицинских учреждений, чем мужчины в 2015
10.Результаты опроса, отражённые в таблице, были опубликованы и прокомментированы в СМИ. Какие из приведённых ниже выводов непосредственно вытекают из полученной в ходе опроса информации? Запишите цифры, под которыми они указаны, в порядке возрастания.
1) В общественном настроении преобладает отрицательное отношение к деятельности государственных учреждений здравоохранения.
2) Уровень обслуживания пациентов частных клиник значительно выше, чем государственных учреждений.
3) Правительству необходимо разработать ряд мер, способствующих повышению качества услуг, оказываемых государственными медицинскими учреждениями.
4) Система государственного здравоохранения требует повышенной заботы и финансирования со стороны органов государственной власти.
5) Через десять лет в стране А. не останется бесплатных государственных медицинских учреждений.