ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ВСЕМИРНЫЙ ФОРМАТ ШКОЛЬНЫХ ДЕБАТОВ
I. ТЕМА ИГРЫ
Дебаты начинаются с темы (резолюции). Тема – это спорное суждение, которое формирует основу для дебатов.
В каждом раунде дебатов выступают две команды: команда «Утверждение» и команда «Отрицание». Первая обязана утверждать, что тема верна, вторая – приводить доводы в поддержку того, что тема не верна. Каждая тема Дебатов начинается с «ЭП» или «ЭПСЧ» - «Этапа палата» и «Эта палата считает, что …» соответственно.
Спикеры обеих команд в общей сумме произносят восемь речей. Первые шесть основных речей продолжительностью по 6 минут, после которых каждая команда завершает дебаты произнесением 3-х минутной заключительной речи.
В каждой команде есть три спикера. Спикеров обычно называют по их порядковому номеру выступления и стороне команды. Например, участники дебатов могут называться У1 - "Первый спикер Утверждения" (первый спикер команды утверждения) или О3 - "Третий спикер отрицания" (третий спикер команды отрицания). Каждый спикер, кроме У1 - первого утверждения (первого спикера во всем раунде), должен опровергать аргументы оппонентов. Первые и вторые спикеры в обеих командах также могут вводить самостоятельные аргументы. Третьи речи используются для опровержения, четвертые - для подведения итогов (в них отсутствуют информационные запросы).
Порядок речей и рассадка команд-участниц и судейской коллегии:
| |||||||
|
| ||||||
![]() |
Каждая команда использует два основных типа аргументов в поддержку собственной позиции:
· самостоятельные аргументы (substantive arguments) – это подготовленные аргументы в защиту позиции Вашей команды.
· опровержение (rebuttal) - это атака на аргументы оппонентов.
Разница между самостоятельными аргументами и опровержением – это различие между тем, почему ваша команда права и тем, почему ваши оппоненты неправы. Каждый из них столь же важен как и другой, и каждый из них очень необходим для успешного дебатирования.
Тему дебатов участники узнают за 15 минут до начала раунда. При подготовке к игре запрещается использовать информационные источники и общаться с кем-либо помимо своего тиммейтов (членов команды). Распределение ролей между командами также происходит за 15 минут до игры путём жеребьёвки.
Полная игра:
1. Объявление позиций команд
2. Оглашение темы
3. 15 минут на подготовку
4. Игра
5. Анализ игры судейским составом
II. РЕГЛАМЕНТ ВЫСТУПЛЕНИЙ
6 минут
![]() | ||||
![]() | ||||
![]() | ||||
«Защищённая минута» «Защищённая минута»
«Защищённые минуты» - время, равное одной минуте, в которое спикеру запрещено задавать информационные запросы. Это необходимо для того, чтобы выступающий мог органично начать свою речь и сделать выводы при её завершении.
Роли спикеров во Всемирном формате школьных дебатов
Спикер | Время | Обязанности | ||
У1 и О1 | 6 минут | Утверждение: 100% речи – новый материал - кейс; Отрицание: 80% речи – новый материал (конструктивный кейс отрицания), 20% речи – опровержение кейса оппонентов.
Структура:
Общие задачи: · Интерпретация темы дебатов · «Разделение аргументов» -. какие аргументы вводит первый, какие – второй спикер · Основная/большая часть кейса своей команды · Ответы на информационные запросы оппонентов по ходу выступления · ТОЛЬКО ДЛЯ СТОРОНЫОТРИЦАНИЯ: выдвижение контраргументов (большего количества) | ||
У2 и О2 | 6 минут | 25-50% (соотношение ситуативно, зависит от дебатируемой стороны) - новые аргументы (1/3 часть кейса), 50-75% – опровержение предыдущей речи оппонента. Структура речей У2/О2: 1. Приветствие 2. Контраргументация 3. Аргументация 4. Подкрепление «повреждённого» кейса 5. Вывод Общие задачи: · Начать с резюме: о чем спорим и что я буду делать? · Опровержение аргументов оппонентов (до 40% от времени УТВ, до 50% времени - ОТР), не забывая о командной линии · Вводит новые аргументы (до 60% времени УТВ и до 50% от времени ОТР) · Ответы на информационные запросы оппонентов по ходу выступления | ||
У3 и 03 | 6 минут | 0% нового материала – новых аргументов нет (НО: может использовать новые примеры и поддержки для уже приведённых аргументов кейса!) Структура речей У3/О3: 1. Приветствие 2. Контраргументация 3. Подкрепление «повреждённого» кейса 4. Вывод Общие задачи: · Ответы на аргументы оппонентов (60-75% времени) · Восстановление исходного кейс своей команды, не забывая о командной линии (25-40% времени) · Ответы на информационные запросы оппонентов по ходу выступления | ||
У4 и О4 | 3 минуты | 0% нового материала. Невозможно введение новых аргументов, примеров, фактов! Структура: 1. Приветствие 2. Анализ игры 3. Вывод Общие задачи: · Анализ прошедшей игры, выделяет основные области столкновений, стараясь показать лучшие стороны игры своей команды · Не отвечает на информационные запросы оппонентов, вопросы в этой речи не задаются! · Речи У и О «меняются местами»: сначала выступает спикер отрицания, завершает игру спикер утверждения. |