- Верховный Совет САГ:
Состоит из королей, президентов и эмиров, считается институтом верховной власти в рамках САГ. Верховный Совет занимается формулированием и установлением общей политики, издает постановления, занимается ратификацией рекомендаций и постановлений, переданных в Верховный Совет нижестоящими советами. Председательство в Совете возложено на плечи одного из лидеров государств САГ, причем смена власти осуществляется ежегодно в порядке установленной очередности.
- Национальный Совет:
Состоит из двух палат:
- палата депутатов;
- совещательная палата.
Законодательная структура Союза является воплощением принципа, защищающего право арабского народа наблюдать и контролировать деятельность институтов САГ. В своем формировании законодательная структура постепенно переходит от уже существующих парламентов и других представительных органов в государствах – членах САГ к созданию представительных органов в соответствии со стандартами и ограничениями, оговоренными в достигнутых соглашениях, определению внутреннего устройства каждого представительного совета, его компетенции, резиденции, сроков его деятельности и ее характера.
- Совет глав правительств
Это исполнительный совет САГ, он формируется из глав правительств государств, входящих в САГ.
- Министерские советы
Министерские советы включают в себя:
Совет министров иностранных дел стран, входящих в САГ
Совет министров развития, экономики и торговли (Экономический совет)
Совет обороны и государственной безопасности
Любые другие советы, создание которых может стать необходимым с течением времени.
Перечисленные советы – каждый в своей области – занимаются внесением предложений, связанных с интеграционной политикой в рамках общей политики, установленной в САГ, наблюдают за проведением этой политики посредством механизмов власти и исполнительных мер, предусмотренных в САГ. Внутренние комитеты этих советов определяют способ внедрения на практике этих мер, инструментов власти и методы их работы.
- Арабский Суд Справедливости
Занимается разрешением конфликтов между государствами – членами САГ и любых задач, порученных ему в соответствии с порядком, установленным Верховным Советом САГ.
- Комитет полномочных представителей
- Комитет постоянных делегатов
- Генеральный секретариат САГ
Проект конституции подробно рассматривает особенности, связанные с перечисленными комитетами и органами.
Помимо этого предусматривается создание ряда эффективных рабочих органов в рамках САГ:
- Союзная касса взаимопомощи и развития
Ее деятельность нацелена на оказание помощи государствам – членам САГ для осуществления сближения уровней технического и экономического прогресса.
- Союзный банк развития
Создан для финансирования совместных интеграционных и инвестиционных проектов с целью создания общеарабского рынка и осуществления экономической интеграции.
- Комитет по урегулированию конфликтов между арабскими странами в сфере торговли
Нацелен на урегулирование коммерческих конфликтов путем арбитража и согласования.
СОЮЗНЫЙ БЮДЖЕТ
САГ имеет свой собственный бюджет, устанавливаемый союзным Верховным Советом. Доля каждого государства – члена САГ в бюджете Союза определяется в соответствии с величиной его национального дохода.
ГОЛОСОВАНИЕ
Устанавливается новый порядок голосования, отвечающий интересам большинства стран – членов и интересам народа. Он зиждется на следующих положениях и нормах:
- единогласное решение является обязательным условием в случае решения вопроса о принятии нового члена в ряды САГ;
- большинство в три четверти голосов необходимо при решении основополагающих вопросов;
- большинство в две трети голосов – при решении законодательных вопросов;
- простое большинство – в случае голосования по процедурным и исполнительным вопросам.
Йеменская республика вносит предложение создать министерский комитет для разработки конституции САГ на основе целей, принципов и предложенных механизмов функционирования САГ. В состав этого комитета должны войти представители семи арабских государств, которые возьмут на себя обязанность подготовки проекта конституции Союза Арабских Государств, используя при этом законодательный, экономический и политический опыт ЛАГ и государств – будущих членов Союза. Этот проект должен быть составлен в течение шести месяцев и отдан на рассмотрение государствам – членам САГ, а затем представлен в Совет министров иностранных дел для его утверждения и последующего подписания в рамках очередного или экстренного заседания на высшем уровне.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
Арабский мир. Три десятилетия независимого развития. М.: Наука, 1990. - 372 с.
Арабские страны: история, экономика, политика. Сб.ст. М.: Наука. 1986. - 278 с.
3.Баймуратов К. Вот он, арабский Восток (арабы в борьбе за независимость и единство). Алма-Ата; Казахстан. 1967. - 303 с.
4.Копин А.В. Лига арабских стран в 80-е годы: деятельность и перспективы. М., б.и. (Ин-т Африки. Вып.3). 1989. - 43 с.
5.Левин З.И. Развитие арабской общественной мысли (1917-1945 гг.). М.: Наука, 1979. - 198 с.
6.Тума Э. Национально-освободительное движение и проблема арабского единства. М.: Наука. 1977. - 432 с.
7. Абдаллах Амир. Исторический путь к единству арабской нации: очерк. Бейрут. Б.г. - 46 с. (на араб.яз.).
8.Абд ал-Муали Мухамед. Великое разрушение: причины появления и падения единства Сирии и Египта. Бейрут. 1979. - 263 с. (на араб.яз.).
9.Абд ал-Манам Ахмад Фарис. Лига арабских государств 1945-1985. Бейрут. Б.г.- 176 с. (на араб.яз.).
10.ад-Даввари Абд ал-Азиз. Исторические корни арабского национализма. Бейрут. 1960. - 104 с. (на араб.яз.).
11. Внешняя политика арабских стран на современном этапе: выход из тупика. Йеменский взгляд на лучшее будущее арабов. Документ |Министерства Иностранных Дел Йеменской Республики. 2003. (на араб.яз.).