ОБРАЩЕНИЕ
Уважаемый руководитель исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного в сфере экономического развития!
В 2014 г. Россия перешла на постоянное «зимнее» время. К сожалению, данное решение было принято вопреки научным рекомендациям и запросам людей. В результате темнеть вечером стало на час раньше, а летом солнце встает посреди ночи, что привело к потере около 200 часов используемого населением светлого времени суток за год. Это негативно повлияло в том числе и на сферу экономики.
Из-за ранней темноты люди вынуждены идти домой вместо того, чтобы активно проводить свободное время, в том числе посещая магазины, кафе, рестораны и стимулируя потребительскую активность. Сокращаются возможности для туризма, так как экскурсии проводятся в основном в светлое время суток. В то же время дополнительное утреннее светлое время приходится на время сна большинства населения и генерирует исключительно малую долю в обороте товаров и услуг: светлым утром улицы совершенно пусты, магазины закрыты, транспорт не ходит, а клиентов очень мало. В результате падает покупательская активность, снижаются доходы бизнеса в сфере торговли, услуг, туризма, общественного питания.
Особенно важно поддержать эти отрасли в период пандемии коронавируса и восстановления после нее.
Снижаются и объемы выполняемых строительных, дорожных, сельскохозяйственных работ из-за сокращения светлого периода, в который их можно выполнять, с учетом того, что время ранее 6 часов утра законодательно считается ночным, что влечет ограничения по шуму и необходимость доплаты не менее 20%. Из-за ранней темноты такие работы приходится преждевременно сворачивать.
По вышеизложенным причинам экономика не реализует свой полный потенциал, а регион и страна недополучают доходы.
Экономический ущерб от применения постоянного «зимнего» времени может оцениваться различными способами. Одна из методик – оценка ущерба от воздействия на человека вредных факторов среды обитания, связанных с физиологически неадекватным использованием светлого времени суток, т.е. дополнительным вынужденным бодрствованием в темное время суток и дополнительным вынужденным сном в светлое время суток по сравнению с физиологически оптимальным режимом. Данные вредные воздействия выливаются в соответствующее падение производительности труда, объемов производства товаров и услуг. Подсчитано, что минимальный экономический ущерб от действия постоянного «зимнего» времени составляет около 3 трлн. руб. в год, т.е. около 2,5% ВВП страны (см. приложение 1). К этому ущербу также следует добавить ущерб от падения потребительского спроса по причинам, указанным выше, и от невозможности выполнения разного рода работ в темное время суток.
Таким образом, для оптимальных темпов экономического развития естественная смена дня и ночи должна максимально совпадать с периодом активности населения, что обеспечивается при применении «летнего» времени в летнюю половину года.
Возврат привычного для людей «летнего» времени, т.е. увеличение светового дня на 1 час вечером и смещение рассвета в летние месяцы с ночного на утреннее время, окажет благоприятное влияние на экономику региона, даст дополнительный импульс для экономического роста, оживит сферы торговли, услуг, туризма, увеличит ВРП и ВВП, а также повысит конкурентоспособность региона и страны в целом.
Помимо прямого положительного влияния на экономику в результате стимулирования различных сфер бизнеса, переход на «летнее» время окажет на экономическое развитие и косвенное положительное влияние благодаря улучшению показателей здоровья населения, психоэмоционального состояния людей, повышения мотивированности к труду.
Кроме того, за счет продления светового дня граждане сэкономят около 20% на освещении, а в энергосистемах будут сглажены пики потребления.
Необходимо отметить, что вопрос возврата «летнего» времени постоянно поднимается на государственном уровне: в Госдуме, в региональных органах власти, в научных кругах. При этом летнее время предпочтительно не только для сферы экономики, но и для сфер охраны здоровья, санитарно-эпидемиологического благополучия, безопасности дорожного движения, транспорта, туризма, энергетики, строительства, сельского хозяйства, труда.
Применяемый в России в настоящее время неоптимальный и неестественный порядок исчисления времени не практикуется практически ни в одной стране мира. В абсолютном большинстве стран, как развитых, так и развивающихся, естественная смена дня и ночи максимально соответствует оптимальному времени сна и бодрствования, работы и отдыха.
Возврат «летнего» времени массово поддерживается и гражданами. Согласно опросам, более 80% населения в летнюю половину года предпочитают именно «летнее» время, причем такой расклад характерен для всех регионах страны.
И даже тем десяти регионам, которые уже перешли на час вперед в период с 2015 г., дополнительный переход на сезонное «летнее» время не повредит – во всех без исключения регионах такой режим практиковался ранее и одобрялся населением. Экономический эффект в таких регионах будет пусть и меньшим по величине, но также положительным.
Ускорение темпов экономического роста является одним из приоритетов государственной политики, реализуются соответствующие государственные программы и национальные проекты. Своевременная их реализация зависит в том числе и от максимально эффективного использования населением светлого и темного времени суток. Светлое время суток является важным природным ресурсом, который необходимо использовать настолько полно, насколько это возможно, тем самым обеспечивая эффективность во всех сферах, включая экономику.
Учитывая изложенное, в целях увеличения темпов экономического роста, преодоления последствий коронавирусного кризиса, стимулирования потребительской активности в сферах торговли, услуг, туризма прошу:
- проанализировать влияние исчисления времени на сферу экономики в регионе и предоставить экспертное мнение по данному вопросу, при необходимости с привлечением экспертных организаций;
- обратиться к высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации с предложением инициировать законопроект о возврате «летнего» времени в Российской Федерации, т.е. о переводе времени на 1 час вперед, предпочтительно на сезонной основе (с апреля по октябрь).
ПРИЛАГАЕТСЯ.
1. Оценка экономического ущерба от действия постоянного «зимнего» времени в Российской Федерации.
Приложение 1.