Разделы базового обязательного модуля дисциплины и трудоемкость по видам занятий (в часах)




МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Кемеровский государственный университет»

Факультет политических наук и социологии

Кафедра социологических наук

УТВЕРЖДАЮ

Декан (директор филиала)

Факультет политических наук и социологии
название факультета

 

  / Желтов В.В. /

 

 

«   »       г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ


Б2.В.1 Документоведение

 

Направление подготовки

_______ 62.040100 – Социология_______

 

Профиль подготовки _

040108 Социология организации и управления__

 

 

Квалификация (степень) выпускника

 

Бакалавр

 

Форма обучения

очная

 

 

 

Кемерово

Цели освоения дисциплины

Целями освоения дисциплины являются: дать системное представление о сущности, структуре, функциях, свойствах и многообразии документов, выработать практические навыки создания документов.

 

1. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата.

Дисциплина «Документоведение» относится к базовой (основной) дисциплине в математическом и естественнонаучном цикле, Б2.В.1. Дисциплина изучается во 2 семестре.

Изучение дисциплины «Документовединие» базируется на знаниях, полученных студентами ранее в области следующих учебных дисциплин: русский язык и культура речи, а именно:

- уметь логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь;

- владеть культурой мышления.

Изучение дисциплины «Документоведение» формирует базовые знания для овладения специальными профессиональными навыками, формируемые дисциплиной «Социология организаций», «Социология управления», «Социология коммуникаций», знать правила и процедуры принятия организационно-управленческих решений, уметь документировать эти решения, в различных управленческих ситуациях; понимать сущность и значение информации в развитии современного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности; способен осуществлять документную коммуникацию.

Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Документоведение»

В результате освоения дисциплины «Документоведения» у студентов формируются следующие компетенции:

Общекультурные компетенции:

ОК-13 Владение основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыками работы с компьютером как средством управления информацией.

В результате освоения дисциплины студент должен:

знать:

· теоретические основы документационных процессов в обществе;

· нормативно-методическую базу документирования;

· современные способы и техники создания, распространения, хранения документации;

· унификацию и стандартизацию документов и систем документации

· основные правила работы с документами, содержащими конфиденциальные сведения.

уметь:

· собрать необходимую информацию, составлять и оформлять документы в соответствии с нормативно-методическими требованиями;

· унифицировать тексты документов;

· систематизировать документы и формировать дела;

· организовать хранение управленческих документов.

владеть:

· терминологией в области документоведения,

· технологиями создания организационно-распорядительных документов применительно к конкретным управленческим ситуациям;

 

4. Структура и содержание дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы 72 часа.

 

Объем дисциплины и виды учебной работы (в часах)

Объём и виды учебной работы (в часах) по дисциплине в целом

Вид учебной работы Всего часов
Общая трудоемкость базового модуля дисциплины  
Аудиторные занятия (всего)  
В том числе:  
Лекции  
Семинары  
Самостоятельная работа  
В том числе:  
Ознакомление с основной и дополнительной литературой  
Эссе  
Составление и оформление документов; выполнение практических заданий  
Подготовка к контрольной работе, тесту  
Вид промежуточного контроля устный опрос, проверка выполнения практических заданий и составленных документов, Тесты, кроссворды, контрольная работа
Вид итогового контроля - зачет -

 

Разделы базового обязательного модуля дисциплины и трудоемкость по видам занятий (в часах)

 

№№ п/п Раздел дисциплины Семестр Общая трудо- емкость всего Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля успеваемости Форма промежуточной аттестации
Учебная работа В т.ч. активных форм Самостоятельная работа
лекции прак-тич
1. Документоведение как научная дисциплина             Устный опрос, эссе
  Документ, его функции, способы и средства документирова-ния             Устный опрос, эссе, проверка практических заданий
3. Системы документации, унифицированые системы документации. Составление и оформление организационно-распорядитель-ных документов             Устный опрос, эссе, проверка документов, контрольная работа
  Организация работы с документами, обеспечение их сохранности             Устный опрос, Тест, кроссворд
  Итого             зачет

 

 

Содержание дисциплины

4.2.1. Тематическое содержание дисциплины

Наименование раздела дисциплины Содержание раздела дисциплины Результат обучения, формируемые компетенции
1. Документоведение как научная дисциплина Предмет и задачи курса. Структура документоведения. Методы исследования документоведческих проблем. Общенаучные и специальные методы. Становление и развитие документоведения как научной дисциплины, её место в системе наук. Взаимосвязь документоведения с другими науками. Роль практики в развитии документоведения. Источники и литература. ОК-13 Знать: - теоретические основы документационных процессов в обществе владеть: терминологией в области документоведения
2. Документ, его функции, способы и средства документирова-ния Происхождение документа. Генезис и развитие понятия «документ». Определение документа в государственном стандарте. Соотношение понятий «документ» и «информация». Свойства и признаки документа. Социальная сущность документа. Полифункциональность документа. Основные функции документа, их особенности. Способы придания документу юридической силы. Черновики, подлинники, копии документов. Виды копий. Редактирование документов. Фальсифицированные документы, способы подделки документов. Классификация документов. Иерархический и фасетный методы классификации. Основания классификации: по информационной составляющей документа, по физической (материальной) составляющей, по условиям бытования документа во внешней среде. Общие и специфические свойства документированной информации: релевантность, ценность, полнота, полезность и др. Рассеяние информации во времени и пространстве. Проблемы поиска документированной информации. Поиск социологической информации. Коммуникативные возможности документа. Информационные барьеры, их классификация и характеристика. Пути преодоления информационных барьеров. Понятия «документирование», «способы, методы и средства документирования». Эволюция способов документирования. Текстовое документирование. Развитие типов письма. Пиктографическое, логографическое, слоговое, фонемографическое письмо, их особенности, достоинства и недостатки. История русского письма. Техническое документирование. Основные группы технической документации. Виды технических документов. Использование фотодокументов в различных сферах человеческой деятельности. Кинодокументирование. Виды кинодокументов. Видеозапись. Фоно(аудио)документирование, его особенности и области применения. Документирование с применением электронно-вычислительной техники. Документы на машинных носителях. Электронные документы. Средства документирования. Историческое развитие и классификация средств документирования. Понятие носителя документированной информации. Древнейшие материалы для письма. Изобретение бумаги и совершенствование её производства. Виды и форматы бумаги. Современные носители информации. Влияние типа носителя информации на долговечность и стоимость документа. ОК-13 Знать: · нормативно-методическую базу документирования; · современные способы и техники создания, распространения, хранения документации; владеть: · терминологией в области документоведения,  
  Системы документации, унифицированые системы документации. Составление и оформление организационно-распорядитель-ных документов   Понятие «система документации». Унификация и стандартизация. Унифицированные системы документации. Требования к составлению и оформлению организационно-распорядительных документов. Единая Государственная Система документационного обеспечения управления /ЕГСДОУ/. ГОСТ 6.30-2003 «Унифицированные системы документации. Система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов». Формуляр-образец документа. Состав и расположение реквизитов. Требование к оформлению реквизитов. Виды бланков. Текст документа. Правила построения текста, требования к содержанию, стилю документа. Элементы текста. Виды текстов. Унификация текста документа. Формы унификации: типовой, трафаретный тексты, таблица, анкета, графики, диаграммы. Организационные документы: основное назначение, общая характеристика. Структура текста, содержание реквизитов основных организационных документов: положения, устава, инструкции, протокола. Распорядительные документы. Особенности подготовки и оформления отдельных видов документов: приказ, распоряжение, решение, указание. Справочно-информационные документы: докладная записка, служебная записка, справка, объяснительная записка, акт, телефонограмма, телеграмма, факс, модем. Деловые и коммерческие письма: классификация, структура, стиль. Правила составления справочно-информационных документов. Документы по личному составу. Документы личного происхождения; заявление, автобиография, резюме, расписка. Виды документов по личному составу: трудовой договор, приказ по личному составу, трудовая книжка, личное дело, личная карточка Т-2, характеристика, и др. Основные правила составления документов по личному составу. ОК-13 Знать: - нормативно-методическую базу документирования - унификацию и стандартизацию документов и систем документ уметь: - собрать необходимую информацию, составлять и оформлять документы в соответствии с нормативно-методическими требованиями · унифицировать тексты документов; владеть: · терминологией в области документоведения,  
  Организация работы с документами, обеспечение их сохранности Организация документооборота. Регистрация и контроль исполнения документов. Понятие «номенклатура дел», ее значение и основные виды, требования. Работа с документами, содержащими конфиденциальные сведения. Федеральные законы «О государственной тайне», «О коммерческой тайне». Правила секретности и соблюдения государственной и коммерческой тайны. Гриф, обозначающий ограничение доступа к документам. Режим коммерческой тайны. Организация работы по защите конфиденциальных документов от несанкционированного доступа. Формирование дел и их текущее хранение. Признаки группировки документов в дело. Экспертиза ценности документов. Принципы и критерии ценности документов. Оформление результатов экспертизы ценности документов. Основные правила подготовки документов к сдаче в архив организации и передаче дел в ведомственный и государственный архив. Государственный архивный фонд как комплекс документов, принадлежащих государству. ОК-13 Знать: · основные правила работы с документами, содержащими конфиденциальные сведения. Уметь: · систематизировать документы и формировать дела; · организовать хранение управленческой документации. владеть: · терминологией в области документоведения,  

Содержание семинарских и практических занятий дисциплины

Наименование раздела дисциплины Содержание семинарских и практических занятий Результат обучения, формируемые компетенции
1. Документоведение как научная дисциплина   Предмет и задачи документоведения. Структура документоведения. Связь документоведения с гуманитарными науками. История и организация делопроизводства в России (ХY- н. ХХ вв.) ОК-13 владеть: · терминологией в области документоведения,  
2.1. Документ и его функции. Классификация документов Понятие «информация», его связь с понятием «документ». Расширение понятия «документ». Функции документа и их особенности. Классификация документов. ОК-13 владеть: · терминологией в области документоведения,  
2.2. Документ как информационная система Свойства документированной информации. Коммуникативные возможности документа. Информационные барьеры и пути их преодоления. ОК-13 владеть: · терминологией в области документоведения,  
2.3. Способы и средства документирования, материальные носители информации   Текстовое документирование: основные этапы развития. Фото-, кино- аудиодокументирование. Видеозапись. Особенности и области применения. Классификация средств документирования. Материальные носители документированной информации. ОК-13 владеть: · терминологией в области документоведения,  
3.1. Структура документа Унификация и стандартизация документов. Оформление основных реквизитов. Требования к тексту документа. Анализ образцов документов. ОК-13 уметь: - собрать необходимую информацию, составлять и оформлять документы в соответствии с нормативно-методическими требованиями - унифицировать текст документа: владеть: терминологией в области документоведения,
3.2. Требования к составлению и оформлению организационных документов Основное назначение и виды организационных документов. Анализ должностной инструкции. Анализ образца протокола. Составление текста протокола. ОК-13 владеть: · терминологией в области документоведения, технологиями создания организационно-распорядительных документов применительно к конкретным управленческим ситуациям;
3.3. Распорядительные документы Анализ образца приказа. Составление приказа. Анализ составленного приказа. ОК-13 владеть: · терминологией в области документоведения, технологиями создания организационно-распорядительных документов применительно к конкретным управленческим ситуациям;
3.4. Справочно-информационные документы Анализ образца акта. Анализ составленного акта. Анализ образца докладной записки. Составление докладной записки. Анализ составленной служебной записки. Составление служебной записки. Составить справку, объяснительную записку, личную доверенность, телефонограмму. ОК-13 владеть: · терминологией в области документоведения, · технологиями создания организационно-распорядительных документов применительно к конкретным управленческим ситуациям;
3.5. Деловые и коммерческие письма Анализ образца служебного письма. Составление служебного письма. Анализ составленного служебного письма. Анализ текстов письма-запроса, письма-ответа. Составление письма-запроса, письма-ответа. Анализ текстов составленных писем. Составление рекламации. Анализ составленной рекламации. ОК-13 владеть: · терминологией в области документоведения, владеть: · терминологией в области документоведения, технологиями создания организационно-распорядительных документов применительно к конкретным управленческим ситуациям;
3.6. Документы по личному составу Составить личные документы: заявление, автобиографию, характеристику. Контрольная работа «Решение производственных ситуаций» (см. сборник практических заданий в списке дополнительной литературы 21, с. 36-42). ОК-13 владеть: · терминологией в области документоведения, технологиями создания организационно-распорядительных документов применительно к конкретным управленческим ситуациям;
4.1. Организация работы с документами Упорядочение документооборота Анализ номенклатуры дел. Режим ограничения доступа к документам. ОК-13 уметь: · систематизировать документы и формировать дела; организовать хранение управленческих документов владеть: · терминологией в области документоведения, технологиями организации документооборота.
4.2. Хранение документированной информации Оперативное (текущее) и архивное хранение. Передача документов на архивное хранение. Экспертиза ценности документов. ОК-13 уметь: · систематизировать документы и формировать дела; - организовать хранение управленческих документов владеть: · терминологией в области документоведения,  
4.3. Архивное хранение документов Экскурсия в архив ОК-13 уметь: · систематизировать документы и формировать дела; - организовать хранение управленческих документов владеть: · терминологией в области документоведения,  
4.4 Итоговое занятие Решение кроссворда по теме (Салазкина Л.П «Документирование управ. деятельности. Кроссворды» С.23-226 (на выбор) или тест (Салазкина Л.П. «Документирование управ. деятельности. Сборник практических заданий»). ОК-13 владеть: · терминологией в области документоведения,  


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: