ВОПРОСЫК ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОМУ ЗАЧЕТУ
По дисциплине
ОП.03. ВОЗРАСТНАЯ АНАТОМИЯ, ФИЗИОЛОГИЯ И ГИГИЕНА
1. Предмет возрастной анатомии, физиологии и гигиены. Значение дисциплины в подготовке мастеров производственного обучения.
2. Понятие о росте и развитии организма подростков, юношей.
3. Антропометрические исследования и их прикладное значение.
4. Физиология нервной системы. Общий план строения нервной системы, ее функции.
5. Физиологические свойства нервной системы. Строение и функции нейрона, синапса.
6. Возбуждение и торможения, их взаимодействие и соотношение.
7. Рефлекс как основа нервной деятельности. Условные и безусловные рефлексы. Координация нервных процессов у подростков и юношей, ее усовершенствование в процессе онтогенеза.
8. Спинной мозг. Основные анатомо-физиологические особенности головного мозга. Стволовая часть головного мозга.
9. Морфофункциональная организация головного мозга.
10. Физиологии высшей нервной деятельности.
11. Типы ВНД, их характеристика. Учет типов ВНД при осуществлении индивидуального подхода к учащимся.
12. Особенности условных и безусловных рефлексов. Классификация безусловных рефлексов.
13. Возрастные особенности структурно-функциональной организации коры головного мозга. И. М. Сеченов, Павлов - основоположники учения о высшей нервной деятельности (ВНД). Методы изучения ВНД.
14. Специфические особенности высшей нервной деятельности человека. Две сигнальные системы деятельности человека. Физиологические основы речи. Физиологические механизмы сна и сновидений: значение сна, современные данные о физиологических механизмах сна и сновидений.
15. Учение академика А.А. Ухтомского о доминанте и его значение в управлении познавательной деятельностью учащихся.
|
16. Возрастные особенности опорно-двигательного аппарата. Значение опорно-двигательного аппарата. Первая помощь во время травм опорно-двигательного аппарата.
17. Строение и функции мышц. Усталость во время разных видов работы мышц и ее профилактика.
18. Двигательный режим и физическое воспитание подростков. Вредность гиподинамии.
19. Осанка, формирование и роль правильной осанки для здоровья. Необходимость применения мебели соответствующего размера за ростом учащихся и оборудования во время организации занятий на производственном обучении.
20. Влияние физических упражнений на состояние здоровья и работоспособность учащихся, на формирование правильной осанки.
21. Средства физического воспитания в зависимости от физической подготовки учащихся.
22. Значения органов чувств в жизнедеятельности организма их связь с внешней средой. Понятие об анализаторах; их строение.
23. Строение и оптические свойства глаза. Профилактика близорукости. Особенности зрительного восприятия в разном возрасте. Строение и акустические свойства уха.
24. Гигиенические принципы профилактики нарушений слуха у подростков.
25. Особенности слухового восприятия в разном возрасте. Вестибулярный аппарат. Влияние физических упражнений в трудовой деятельности на развитие вестибулярного аппарата и кинестезии.
26. Внутренняя среда организма (тканевая жидкость, лимфа, кровь), относительное их постоянство. Анализ крови как один из показателей состояния здоровья. Инфекционные заболевания, их возбудители. Противоэпидемические мероприятия.
|
27. Значение кровообращения. Первая помощь во время кровотечения. Частота сердечных сокращений в разном возрасте. Пульс и его характеристика. Гипертония и гипотония.
28. Возрастные особенности реакции сердечно-сосудистой системы на физическую нагрузку. Влияние психики на деятельность сердца и сосудов. Тренировка сердечно-сосудистой системы. Неблагоприятные влияния курения и алкоголя на деятельность сердца и сосудистой системы.
29. Возрастные особенности органов пищеварения. Обмен веществ иэнергии. Гигиена питания. Питание и пищеварение.
30. Пищеварения в полости рта, в желудке и кишечнике. Роль печени и поджелудочной железы в пищеварении. Секреторная, всасывающая и моторная функции кишечника. Возрастные особенности функционирования органов пищеварительной системы.
31. Зубы и профилактика кариеса. Обмен веществ и энергии в жизнедеятельности организма. Основной обмен. Пищевые продукты, их состав, усвоение и энергетическая ценность. Нормы питания.
32. Характеристика энергозатрат при разных видах деятельности. Режим питания. Организация питания учащихся. Вредные последствия перенасыщения и несвоевременности питания учащихся.
33. Профилактика заболеваний органов пищеварительной системы; средства первой помощи. Гигиенические требования к организации питания подростков.
34. Вредное влияние употребления алкоголя на органы пищеварения.
35. Органы выделения и правила личной гигиены. Роль личной гигиены в предупреждении заболеваний системы мочеотделения.
|
36. Значение дыхания. Особенности строения и функции дыхательных путей и легких в разном возрасте. Защитные дыхательные рефлексы. Газообмен в легких и тканях.
37. Значение правильного дыхания для здоровья человека. Особенности дыхания во время физической нагрузки. Искусственное дыхание.
38. Физические, химические, биологические свойства воздуха, их изменение в условиях учебных мастерских во время проведения уроков производственного обучения.
39. Понятие о микроклимате. Оптимальные условия воздушной среды. Способы проветривания помещений, предназначенных для проведения уроков производственного обучения.
40. Физические и химические свойства промышленной пыли и особенности ее влияния на организм. Борьба с пылью в учебных мастерских.
41. Вредное влияние курения на органы дыхания. Респираторные вирусные инфекции; свойства их возбудителей, пути распространения, особенности стойкости к ним организму человека.
42. Профилактика респираторных вирусных инфекций и осложнений, которые могут возникнуть; правила поведения больного во время болезни.
43. Строение и функции кожи.Правила ухаживания за кожей. Предупреждение потливости кожи ног у учащихся. Профилактика гнойничкового заболевания кожи. Правила ухаживания за ногтями и волосами. Изотермия. Терморегулирование.
44. Теплообмен организма с окружающей средой для разного рода деятельности. Температурный режим в учебных мастерских. Гигиенические требования к отоплению и отопительным приборам.
45. Предупреждение теплового и солнечного удара, ожогов и переохлаждений, мероприятия первой помощи. Функции одежды. Гигиенические требования к одежде и обуви.
46. Закаливание как система мероприятий, направленных на укрепление здоровья. Средства и методы закалки.
47. Железы внутренней секреции. Гормоны. Гипоталамус, гипофиз; их роль в регуляции деятельности желез внутренней секреции. Роль гормонов у регуляции роста и физического развития организма, адаптации его к условиям внешней среды.
48. Строение и функции щитовиднойжелезы, надпочечников и поджелудочной желез. Половые железы и их роль в процессе полового созревания; развитие вторичных половых признаков.
49. Гигиена трудовой и учебной деятельности учащихся ПТУЗ.
50. Гигиенические требования к оборудованию учебных мастерских, учебных кабинетов.
51. Работа мастера производственного обучения по пропаганде здорового образа жизни.
52. Гигиенические принципы построения режима дня учащихся.
53. Работоспособность и ее динамика. Факторы, которые способствуют поддержанию высокой работоспособности в течение учебного времени.
54. Гигиенические рекомендации относительно выполнения домашних заданий. Организация свободного времени. Гигиена сна.
55. Работа мастера производственного обучения по пропаганде здорового образа жизни.
56. Неблагоприятные факторы производственного процесса: шум, вибрация, химические вещества; их виды. Разрешенные нормы концентрации. Санитарные нормы и правила ограничения уровня шума и вибрации в учебных мастерских.
57. Мероприятия индивидуальной защиты. Отрасли промышленности, в которых запрещается организация экскурсий учащихся.
58. Состояние здоровья учащихся, его обусловленность возрастным особенностям и факторам, которые его укрепляют или ослабляют.
59. Физическое и психическое здоровье. Группы здоровья. Влияние состояния здоровья учащихся на их работоспособность, успешность и поведение. Нормализация физиологических показателей после перенесенных заболеваний.
60. Особенности индивидуального подхода к учащимся, которые перенесли острое заболевание и страдают хроническими заболеваниями, учащимися с нарушением зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата.
61. Задания медицинско-гигиенического воспитания, полового воспитания как неотъемлемой части подготовки учащихся к трудовой деятельности и семейной жизни.
62. Содержание и методы медицинско-гигиенического и полового воспитания, взаимодействие мастеров производственного обучения и медицинских работников в его осуществлении.
63. Воспитание у учащихся сознательного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих людей.
64. Состояние здоровья учащихся, его обусловленность возрастным особенностям и факторам, которые его укрепляют или ослабляют.
65. Вредные привычки и их зависимость. Наркотические вещества, их влияние на психику. Влияние алкоголя на организм и психику учащихся.
66. Деградация личности алкоголика. Влияние алкоголя на потомство. Общественные изъяны алкоголизма. Профилактика подростково-юношеского алкоголизма.
67. Никотин - наркотическое вещество. Канцерогенные вещества табачного дыма. Вредные последствия курения. Основы антитабачного
68. воспитания.
69. Роль мастера производственного обучения в осуществлении гигиенического воспитания учащихся.
Преподаватель
высшей категории А.А.Борисова