Требования к аудитору: физ. лицо в РФ для того чтобы заниматься ауд. д-тью должно получить квалификационный аттестат аудитора, выдается по итогам квалиф-го экзамена, кот. проводит единая аттестационная комиссия. КА выдается при условиях: лицо сдало квалиф-й экзамен; имеет ко дню объявления результатов квалиф-го экзамена стаж работы связанной с ауд. д-тью или ведением бух. учета не менее 3 лет, из которых не менее 2 лет должны приходиться на работу в аудиторской орг-ии. К экзамену допускаются претенденты получившие высшее образование в имеющем госуд. аккредитацию образовательном учреждении. Аттестат выдается бессрочно, но может быть отозван в случаях: если аттестат получен по подложным документам; если вступил в силу приговор суда запрещающий физ. лицу вести такую д-ть; не соблюдение аудитором требований конфиденциальности и независимости; аудитор систематически нарушает закон-во при проверке; аудитор подписал заведомо ложное заключение; неучастие аудитора в ауд-х проверках в течении 2 лет подряд; аудитор не окончил ежегодные курсы повышения квалификации; аудитор уклоняется от внешнего контроля СРО.
Аудит системы
Аудит системы
Это самый трудоемкий и громоздкий процесс. Он обычно длится от двух до пяти дней (в среднем три дня). Проводится, чтоб выяснить на основе объективных доказательств, претворяются ли в жизнь система управления качеством и планы организации и соответствуют ли они предъявленному к ним набору требований. Аудит системы может быть внешним (аудит поставщика) или внутренним (самоаудит).
Для аудита системы надо установить цель и масштаб. Для полного аудита системы чаще всего достаточно эффективной считается работа двух или трех аудиторов. Число аудиторов для каждой системы обычно определяется во время составления годового графика аудитов.
|
Аудит системы может проводиться в качестве условия привлечения нового поставщика до принятия решения о заключении контракта с ним. Цель доконтрактного обследования — оценка способности потенциального поставщика поставлять товары или услуги, которые удовлетворяют требованиям заказчика, а также определение того, нужна ли какая-то помощь (если она вообще нужна) поставщику для производства требуемого товара или услуги. Это обследование обычно выполняется в виде общего обзора, не вдаваясь в подробности.
После приема нового поставщика на следующем этапе проводятся более обширные аудиты, которые рассматриваются уже как проверки качества у продавца или поставщика.
При значительных изменениях на предприятии, влияющих на качество продукции, выполняются аудиты системы, которые часто называют пересмотрами (ревизиями) системы качества. Этот тип аудита может потребоваться при ухудшении качества продукции или при изменениях в управлении организацией.
Аудит процесса
Аудит процесса
Ему посвящена значительная и важная часть аудита системы качества. В ходе аудита системы можно проверить один или несколько процессов. Независимый аудит процесса — наиболее распространенный и удобный, часто приносящий более быстрые и плодотворные результаты. Причина в том, что поставщик обычно скорее соглашается с необходимостью изменений в конкретном процессе, чем с необходимостью заниматься глубокими проблемами системы управления, обнаруживающимися в результате аудита системы.
|
Аудиты процесса:
• менее обширны, чем аудиты системы;
• обычно направлены на один или несколько конкретных процессов производства товаров или оказания услуг;
• могут быть как внешними, так и внутренними;
• требуют меньшего объема планирования, чем аудит системы;
• могут оказаться очень полезными в совершенствовании рассматриваемого процесса;
• менее формальны, чем аудиты системы качества;
• их можно выполнить за время от одного часа до двух дней (это зависит от масштаба аудита, от рассматриваемых различных процессов, производственных линий, требований стандартов и т.д.);
• обычно для этих аудитов требуется меньше аудиторов, чем при выполнении аудитов системы.
(Масштаб аудита поможет определить требуемое число аудиторов.) Например, для выполнения простого внутреннего аудита процесса потребуется один аудитор, а для внешнего — два или более;
• этот аудит удостоверяет соответствие стандартам, методам, процедурам или другим требованиям.
Аудит продукции
Это оценка конечного продукта или услуги, их "соответствие назначению" в сравнении с установленными требованиями. Аудит продукции ориентирован на потребителя (производится с его точки зрения). Он может производиться как минимум одним аудитором, но может потребовать и большой группы аудиторов (или даже не
Введение в аудит качества
скольких групп, в случае, если продукт или его функциональные показатели должны удовлетворять требованиям защиты окружающей среды или другим требованиям безопасности). Аудит продукции может выполняться:
|
• изнутри. Например, на погрузочной площадке, когда товар испытывается и проверяется перед отгрузкой, или на выходе производственной линии, внутри предприятия, когда рассматриваются результаты технологического процесса, каждый как входной материал для следующего процесса (или внутреннего потребителя);
• снаружи. При этом приведенные выше примеры аудита могут поводиться либо у поставщика, либо у заказчика, либо с участием конечного потребителя.
Аудит потребителей обычно не рассматривается как проверка обеспечения качества. Для ясности можно привести следующие примеры аудита потребителей, которые традиционно не рассматриваются как функция аудита качества:
• сбор отзывов о товаре путем непосредственного хождения по адресам потребителей;
• опросы потребителя методом рассылки специальных анкет по почте;
• опросы по телефону;
• местные обследования в общественных местах (универсамах, рынках и т.д.);
• результаты обследований, опубликованные в прессе или показанные по телевидению.
Оценка товара с точки зрения потребителя может проводиться сторонними организациями, не известными производителю товаров или услуг и не уполномоченными им. Результаты таких исследований, опубликованные в прессе или показанные по телевидению, могут нанести значительный моральный и материальный урон не только изготовителю, но и тем постоянным заказчикам, которые используют продукт, добавляя свою стоимость, а также поставщикам.
Независимая оценка потребителей может вызвать утрату их доверия, снижение объемов продаж и даже дорогостоящие судебные издержки. Это весьма веская причина, чтобы считать аудиты системы качества, процессов и продукции важными для производителя.
Производитель имеет наибольшие возможности для контроля своего товара до момента его поступления на рынок. Другими словами, обнаруживайте проблему до того, как кто-то сделает это вместо вас! Аудиты — прекрасная возможность для экономии затрат и снижения потерь.
Планирование и подготовка аудита
Планирование аудита
Термин “ Планирование ” означает разработку общей стратегии и детального подхода, обусловленных сроками проведения аудита и объемами аудиторских процедур.
Планирование аудита должно определить наиболее важные направления аудита и способствовать более эффективному распределению обязанностей среди аудиторов, проводящих аудиторскую проверку.
Планирование является начальным этапом проведения аудита и состоит из разработки общего плана аудита с указанием ожидаемого объема работ и сроков проведения аудита, а также аудиторской программы, определяющей объем, виды и последовательность осуществления аудиторских процедур, необходимых для формирования аудитором объективного и обоснованного мнения о бухгалтерской (финансовой) отчетности субъекта, их исполнителей.
Планируемый объем работы зависит от размеров и характера (вида) деятельности организации, сложности аудита, результатов предшествующих проверок финансово-хозяйственной деятельности данного объекта.
Планирование аудита должно проводиться аудиторской организацией (аудитором) в соответствии со следующими принципами:
· комплексности планирования;
· непрерывности планирования;
· оптимальности планирования.
Этапы планирования предусматривают: предварительное планирование аудита; подготовка и составление общего плана аудита; подготовка и составление программы аудита.
Предварительное планирование аудита. До заключения договора о проведении аудита аудиторская организация (аудитор) согласовывает с руководством субъекта основные организационные вопросы, связанные с проведением аудита.
На этапе предварительного планирования аудиторская организация (аудитор) должна ознакомиться с экономической ситуацией в республике, с финансово-хозяйственной деятельностью субъекта и информацией о внешних и внутренних факторах, влияющих на его деятельность.
Кроме того, необходимо получить сведения о: организационной структуре субъекта; наличии обособленных подразделений; видах производственной деятельности и номенклатуре выпускаемой продукции; структуре капитала; учетной политике; уровне рентабельности; порядке распределения прибыли; принципах организации системы оплаты труда персонала; технологических особенностях производства продукции; основных покупателях (заказчиках) и поставщиках; организации внутреннего контроля.
Информация о субъекте может быть получена из следую-щих источников: учредительных документов и свидетельства о государственной регистрации субъекта; протоколов заседаний совета, собраний акционеров или других органов управления ор-ганизацией; документов, регламентирующих учетную политику; бухгалтерской, финансовой и статистической отчетности; документов планирования деятельности организации (бизнес-планов и другие); контрактов, договоров, соглашений; внутриведомственных инструкций; актов проверок государственных контролирующих органов; материалов судебных исков; перечня филиалов, дочерних предприятий и других структур, созданных субъектом; информации, полученной из бесед с руководством и при осмотре основных участков, складов и другие.
При планировании состава специалистов, необходимых для проведения аудита, аудиторская организация обязана учитывать:
· бюджет рабочего времени для каждого этапа аудита;
· сроки работы аудита;
· квалификационный уровень аудиторов.
Подготовка и составление общего плана аудита. Аудиторской организации (аудитору) необходимо разработать и документально оформить общий план аудита с описанием предполагаемого объема, перечня работ и срока их проведения. Общий план аудита должен быть достаточно детальным, его форма и содержание могут меняться в ходе осуществления аудита в зависимости от объема работ, выполняемых субъектом предпринимательской деятельности, сложности аудита, специфической методологии и технических приемов, используемых аудитором. При разработке общего плана аудита необходимо учитывать:
· данные предварительного планирования;
· оценку риска внутреннего контроля;
· определение существенности для целей аудита;
· оценку вероятности существенного искажения отражения в бухгалтерском учете хозяйственных операций проверяемым субъектом с учетом прошлых проверок;
· выявление наиболее сложных участков бухгалтерского учета, подлежащих аудиту;
· возможность изменения подхода к специфическим областям аудита;
· соответствие методик бухгалтерского учета субъекта нормативным правовым актам;
· выполнение принципа непрерывности планирования;
· условия проведения аудита.
Подготовка и составление программы аудита. Программа аудита составляется в развитие общего плана аудита и представляет собой детальный перечень аудиторских процедур, необходимых для практической реализации плана аудита и предполагаемый перечень рабочей документации аудитора.
Аудиторская организация (аудитор) должны разработать и документально оформить программу аудита. В ходе проведения аудита программа может пересматриваться. Причины и результаты изменений программы следует документировать. Выводы аудитора по каждому разделу аудиторской программы, документально отраженные в рабочей документации аудитора, являются фактическим материалом для составления аналитической части аудиторского заключения, а также основанием для формирования объективного мнения аудитора о бухгалтерской отчетности субъекта предпринимательской деятельности (заключительной части аудиторского заключения).