Мероприятия по организации аудита




Понятие аудит, его цели и задачи

Аудит- систематический, независимый и документированный процесс получения свидетельств аудита и объективного их оценивания с целью установления степени выполнения согласованных критериев аудита

Аудит- проверка на соответствие установленных требований.

Цели аудита:

1.установление соответствия или несоответствия элементов системы качества установленным требованиям.

2.дать уверенность руководству:

-соответствует ли система требованиям

-работает ли система

-эффективна ли система?(эффективность-Достижение каких-либо определенных результатов с минимально возможными издержками)

-Необходимы ли изменения?

-Обеспечение руководства обратной связью (обратная связь это взаимосвязь между действием и результатом)Выразить признание сотруднику и поддержать его высокую мотивацию)

Задачи

проверка состояния бухгалтерского учета и отчетности;

проверка достоверности важнейших показателей отчетности, включая баланс, отчет о финансовых результатах и др.;

исследование хозяйственной деятельности с целью выявления внутрипроизводственных резервов;

проверка состояния и эффективности использования ресурсов (трудовых, финансовых, материальных).

Термины и определения, относящиеся к аудиту

3.2 Критерии аудита (audit criteria): Совокупность политики, процедур или требований.

3.3 Свидетельства аудита (audit evidence): Записи, изложение фактов или другая информация, которые имеют отношение к критериям аудита (3.2) и могут быть проверены.

3.4 Выводы (наблюдения) аудита (далее - выводы аудита) (audit findings): Результат оценки собранных свидетельств аудита (3.3) на соответствие критериям аудита (3.2).

3.5 Заключение по результатам аудита (audit conclusion): Выходные данные аудита (3.1), представленные аудиторской группой (3.9) после рассмотрения целей аудита и всех выводов аудита (3.4).

3.6 Заказчик аудита (audit client): Организация или лицо, заказавшие аудит (3.1).

3.7 Проверяемая организация (auditee): Организация, подвергающаяся аудиту.

3.8 Аудитор (эксперт) (далее - аудитор) (auditor): Лицо, обладающее компетентностью (3.14) для проведения аудита (3.1).

3.9 Аудиторская группа (комиссия) (далее - аудиторская группа) (audit team): Один или несколько аудиторов (3.8), проводящих аудит (3.1), при необходимости поддерживаемые техническими экспертами (3.10).

3.10 Технический эксперт (technical expert): Лицо, предоставляющее аудиторской группе (3.9) свои знания или опыт по специальному вопросу.

3.11 Программа аудита (audit programme): Совокупность одного или нескольких аудитов (3.1), запланированных на конкретный период времени и направленных на достижение конкретной цели.

3.12 План аудита (audit plan): Описание деятельности и мероприятий по проведению аудита (3.1).

3.13 Область аудита (audit scope): Содержание и границы аудита (3.1).

3.14 Компетентность (competence): Проявленные личные качества и выраженная способность применять свои знания и навыки.

 

Мероприятия аудита

Мероприятия по организации аудита

Формирование и развитие аудиторской деятельности выступает на современном этапе как обязательное и неотложное условие нормального функционирования хозяйствующих субъектов. Аудит обеспечивает действенный финансовый контроль хозяйственной деятельности при сохранении коммерческой тайны и соблюдении законных интересов государства, юридических и физических лиц.

Организация аудита вызывает необходимость проведения следующих мероприятий:

• создать законодательную и методическую базу для деятельности и развития саморегулируемых организаций аудиторов;

• осуществлять ведение реестра аудиторов и аудиторских организаций, внесение в него сведений об аудиторах и аудиторских организациях – членах саморегулируемой организации аудиторов;

• создание научно-методической и нормативно-правовой базы для организации рыночной экономики, обеспечивающей формирование достоверной информации для правовой защиты собственности в хозяйственной деятельности и независимо от ее организационных форм;

• формирование механизма осуществления Минфином России возложенных на него функций методического обеспечения и организации бухгалтерского учета, оперативной, статистической отчетности и контрольной работы. Преобладание негосударственных предприятий и организаций означает, что аудит является единственно возможной организационной формой действенного контроля хозяйственной деятельности, оказания помощи десяткам тысяч новых и реформированных предприятий в постановке учета, реальной оценке финансовых результатов деятельности, противостоянии монополистам;

• подготовка аудиторов должной квалификации, создание нормальных условий их деятельности;

• усиление гарантий возвратности предоставляемых банками кредитов и использования их по целевому назначению;

• предупреждение неэффективных направлений хозяйственной деятельности и правовых нарушений;

• обеспечение законных интересов хозяйствующих субъектов и государства при исчислении и уплате налогов и других платежей;

• информационное обеспечение действенных антимонопольных мер на основе аудиторских проверок применяемых цен, наценок и других условий реализации товаров;

• формирование важнейшего компонента механизма реорганизации (банкротства) предприятий, потребность которого для экономической реформы бесспорна.

 

Программа аудита включает следующее:

а) ряд внутренних аудитов системы менеджмента качества организации, проводимых в текущем году;

б) аудиты второй стороны систем менеджмента потенциальных поставщиков «критичной» продукции, проводимые в течение 6 мес;

в) аудиты по сертификации и инспекционные аудиты, проводимые органом по сертификации систем экологического менеджмента в качестве третьей стороны, в период времени, согласованный между органом по сертификации и заказчиком.

Программа аудита также включает планирование, обеспечение ресурсами, разработку процедур для проведения аудитов в объеме программы.

 

4. Виды аудитов, типы аудитов

1 Внутренние аудиты, называемые "аудитами первой стороны", проводит для внутренних целей сама организация или от ее имени. Результаты внутреннего аудита могут служить основанием для декларации о соответствии. Во многих случаях, особенно на малых предприятиях, независимость при аудите демонстрируют отсутствием ответственности за деятельность, которая подвергается аудиту.

2 Внешние аудиты включают аудиты, называемые "аудитами второй стороны" и "аудитами третьей стороны". Аудиты второй стороны проводят стороны, заинтересованные в деятельности организации, например потребители или другие лица от их имени. Аудиты третьей стороны проводят внешние независимые организации, которые проводят сертификацию или регистрацию на соответствие требованиям ИСО 9001 или ИСО 14001.

3 Аудит систем менеджмента качества и экологического менеджмента, проводимый одновременно, называют комплексным аудитом.

4 Если аудит проверяемой организации проводят одновременно две или несколько организаций, такой аудит называют совместным.

Типы аудита:

Внеплановый он в основном характерен для аудитов 1ой и второй стороны.

Основание для внепланового аудита могут быть следующие:

1.серьезные изменения в организационной структуре предприяия

2.выявление новых проблем при анализе данных о качестве

3.разработка и постановка на производство новой продукции

4.наличие серьезных претензий и рекламаций от потребителя

Совместный – аудит проверяемой компании проводиться одновременно двумя или несколькими организациями

Плановый-он проводится опо заранее разработанному плану.Он обеспечивает,чтобы все элементы системы качества оценивались,через регулярные промежутки времени. Интервалы должны поддерживать нормальную работу системы качества.Обычно ежегодный план аудита характерен для внутреннего аудита и составляется службой качества предприятия.

 

5. Стандарты и нормативные документы по проведению аудита

Стандарты аудита — это единые базовые принципы, которым должны следовать аудиторы в процессе профессиональной аудиторской деятельности. Они устанавливают единые требования к порядку осуществления аудиторской деятельности, оформлению и оценке качества аудита и сопутствующих ему услуг, а также к порядку подготовки аудиторов и оценке их квалификации. Стандарты необходимы для обучения аудиторов внутри фирм, а также могут использоваться для защиты аудитора на судебном процессе.

Различают четыре группы стандартов:

  • международные аудиторские стандарты, разработанные Международным комитетом по аудиторской практике. Они фиксируют требования к проведению аудита в разных странах. Их требования обязательны при проведении аудита транснациональных компаний;
  • национальные стандарты имеют развитые страны. В настоящее время в России действуют 34 федеральных правила (стандарта) аудиторской деятельности.. Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности являются обязательными для аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов, а также для аудируемых лиц, за исключением положений, в отношении которых указано, что они имеют рекомендательный характер;
  • внутренние правила (стандарты) аудиторской деятельности, действующие в профессиональных аудиторских объединениях, а также правила (стандарты) аудиторской деятельности аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов. Одна из функций профессиональных объединений аудиторов состоит в организации аудита на основе единых принципов и подходов. С этой целью профессиональные аудиторские объединения могут устанавливать для своих членов внутренние правила (стандарты) аудиторской деятельности на основе федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности. При этом требования внутренних правил (стандартов) аудиторской деятельности не могут быть ниже требований федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности. Аудиторские организации, добровольно вступившие в объединение, обязаны соблюдать требования данных
  • внутрифирменные стандарты. Аудиторские организации и индивидуальные аудиторы, основываясь на национальных стандартах, разрабатывают свой фирменный подход к выполнению различных действий аудитора, закрепляемых в собственных правилах (стандартах) аудиторской деятельности, которые не могут противоречить федеральным правилам (стандартам) аудиторской деятельности.

 

В Российской Федерации система нормативного регулирования аудиторской деятельности состоит из пяти уровней.

К первому уровню относится Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» №307-ФЗ, который призван регулировать аудиторскую деятельность в Российской Федерации. В нем содержится понятие и основные принципы аудита, порядок осуществления аудиторской деятельности, объекты и субъекты аудиторской проверки, порядок государственного регулирования, аттестации, лицензирования и стандартизации аудиторской деятельности, права, обязанности и ответственность аудиторов и их клиентов

К документам второго уровня относятся указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации

В качестве документов третьего уровня можно рассматривать правила (стандарты) аудиторской деятельности, разрабатываемые с целью установления норм аудита.

Четвертый уровень охватывает внутренние стандарты профессиональных аудиторских объединений, а также нормативные акты министерств и ведомств, устанавливающие правила организации аудиторской деятельности и проведения аудита применительно к конкретным отраслям, организациям и по отдельным вопросам налогообложения, финансов, бухгалтерского учета, хозяйственного права.

Пятый уровень -- внутрифирменные стандарты аудиторской деятельности, разрабатываемые аудиторскими организациями на базе практики аудита.

 

6. Ключевые требования стандарта ИСО 19011

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-07-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: