Объектом диверсии выступают отношения, складывающиеся в процессе обеспечения экономической безопасности Российского государства. Государственная стратегия экономической безопасности России, утвержденная Указом Президента РФ от 29 апреля 1996 г. N 608, определяет экономическую безопасность России как состояние защищенности экономических интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, основанное на независимости, эффективности и конкурентоспособности экономики страны. Диверсия посягает на общественные отношения, обеспечивающие безопасность в первую очередь государственных, экономических интересов от внутренних и внешних угроз, с которыми напрямую связано состояние обороноспособности страны.
Предметом анализируемого преступления выступают: предприятия, сооружения, объекты транспортной инфраструктуры и транспортные средства, средства связи, объекты жизнеобеспечения населения. Основное требование к указанным объектам состоит в их важном экономическом и оборонном значении.
Предприятие в соответствии со ст. 132 ГК РФ (Федеральный закон от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ) <1> представляет собой имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской деятельности. К предприятиям относятся заводы, фабрики, электростанции и другие промышленные или сельскохозяйственные объекты. Исходя из общей логики ст. 281 УК РФ, предметом диверсии могут быть государственные или муниципальные унитарные предприятия, а также иные юридические лица, на которых размещен государственный оборонный заказ. Согласно Федеральному закону от 29 декабря 2012 г. N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе" такой заказ представляет собой установленные нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации задания на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных нужд в целях обеспечения обороны и безопасности Российской Федерации, а также поставки продукции в области военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами в соответствии с международными обязательствами Российской Федерации.
|
Сооружением следует признавать искусственное строение, которое функционально предназначено для удовлетворения различных потребностей человека. Сооружения могут входить в состав предприятия имущественного комплекса либо являться самостоятельными объектами; гражданским законодательством они признаются разновидностью недвижимого имущества. Полный перечень сооружений, являющихся предметом диверсии, дать невозможно. В качестве примеров таких сооружений можно назвать гидротехнические сооружения (Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" (в ред. Закона от 4 марта 2013 г.) <1>), мелиоративные системы (Федеральный закон от 10 января 1996 г. N 4-ФЗ "О мелиорации земель" (в ред. Закона от 28 ноября 2011 г.) <2>), системы водоснабжения (Федеральный закон от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении") <3> и др.
Объекты транспортной инфраструктуры согласно Федеральному закону от 9 февраля 2007 г. N 16-ФЗ (в ред. Закона от 18 июля 2011 г.) <1> представляют собой технологический комплекс, включающий в себя железнодорожные, трамвайные и внутренние водные пути, контактные линии, автомобильные дороги, тоннели, эстакады, мосты, вокзалы, железнодорожные и автобусные станции, метрополитены, морские торговые, рыбные, специализированные и речные порты, портовые средства, судоходные гидротехнические сооружения, аэродромы, аэропорты, объекты систем связи, навигации и управления движением транспортных средств, а также иные обеспечивающие функционирование транспортного комплекса здания, сооружения, устройства и оборудование.
|
Транспортные средства в соответствии с этим же Законом представляют собой воздушные суда, суда, используемые в целях торгового мореплавания или судоходства, железнодорожный подвижной состав, подвижной состав автомобильного и электрического городского наземного пассажирского транспорта в значениях, устанавливаемых транспортными кодексами и уставами (см., например, Кодекс внутреннего водного транспорта РФ от 7 марта 2001 г. N 24-ФЗ <1>; Федеральный закон от 10 января 2003 г. N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" <2> и др.).
Средства связи в соответствии с Федеральным законом от 7 июля 2003 г. N 126-ФЗ "О связи" (в ред. Закона от 25 декабря 2012 г.) <1> представляют собой технические и программные средства, используемые для формирования, приема, обработки, хранения, передачи, доставки сообщений электросвязи или почтовых отправлений, а также иные технические и программные средства, используемые при оказании услуг связи или обеспечении функционирования сетей связи, включая технические системы и устройства с измерительными функциями.
|
Объекты жизнеобеспечения населения - также собирательный термин, охватывающий собой объекты коммунальной сферы, которые обеспечивают нормальную жизнь населенных пунктов, системы водоснабжения и коммунальной канализации, системы газоснабжения и т.д.
С объективной стороны диверсия выражается активными действиями, состоящими в совершении взрыва, поджога или иных действий, направленных на уничтожение или повреждение обозначенных выше объектов.
Под взрывом понимается освобождение большого количества энергии в ограниченном объеме за короткий промежуток времени. В результате взрыва вещество, заполняющее объем, в котором происходит освобождение энергии, превращается в сильно нагретый газ с очень высоким давлением. Этот газ с большой силой воздействует на окружающую среду, вызывая ее движение. В твердой среде взрыв сопровождается ее разрушением и дроблением.
Поджог - это умышленные действия виновного, приводящие к уничтожению или повреждению материальных объектов, с использованием реакции горения. Поджог может привести к пожару, под которым Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (в ред. Закона от 30 декабря 2012 г.) <1> понимает неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства <2>.
Иные действия, направленные на уничтожение или повреждение предметов диверсии, могут состоять в механическом, физическом, химическом и других способах воздействия на материальные предметы, в результате чего прекращается само их существование в прежнем виде или они приводятся в непригодное для целевого использования состояние. Полная непригодность предмета к использованию, а равно состояние, при котором затраты на восстановление его полезных свойств экономически нецелесообразны, приравнивается к уничтожению этого предмета. Законодатель оставил перечень действий, направленных на уничтожение или повреждение предметов диверсии, открытым. Это дает основание рассматривать в качестве таковых не только общеопасные действия (обвал, затопление шахт, организация крушения на железнодорожном транспорте и т.д.), но и действия, не представляющие опасности для третьих объектов уголовно-правовой охраны (поломка машин, обрыв проводов, устройство короткого замыкания и т.д.).
Состав диверсии является формальным. Преступление, предусмотренное ч. 1 ст. 281 УК РФ, считается оконченным с момента совершения определенных действий независимо от факта наступления последствий.
Субъективная сторона диверсии характеризуется виной в форме прямого умысла. Виновный сознает, что совершает действия, направленные на уничтожение или повреждение значимых в экономическом и оборонном отношениях объектов, и желает причинить им ущерб. Мотивы преступления не имеют квалифицирующего значения; это могут быть мотивы враждебности в отношении России, а также корысть, месть, иные личные мотивы. Выяснение мотивов представляется необходимым для верной социально-политической оценки акта диверсии. Обязательным признаком субъективной стороны преступления является цель - подрыв экономической безопасности и обороноспособности Российского государства.
Субъект диверсии общий - физическое вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста.
Закон предусматривает несколько квалифицирующих признаков диверсии.
Диверсия, совершенная организованной группой (п. "а" ч. 2 ст. 281 УК РФ), означает, что преступление выполнено заранее объединившейся устойчивой группой лиц (см. комментарий к ст. 35 УК РФ).
Диверсия, повлекшая причинение значительного имущественного ущерба либо наступление иных тяжких последствий (п. "б" ч. 2 ст. 281 УК РФ), представляет собой материальный состав преступления.
Диверсия в силу своей специфики всегда причиняет реальный ущерб экономической безопасности и обороноспособности государства независимо от того, влекут ли действия виновного какие-либо имущественные или иные последствия. В ситуации же реального причинения имущественного ущерба или наступления иных тяжких последствий их оценка осуществляется на основе данного квалифицирующего признака.
Исходя из закона, психическое отношение виновного к наступившим последствиям может быть выражено как в умышленной, так и в неосторожной форме вины (в последнем случае деяние, предусмотренное п. "б" ч. 2 ст. 281 УК РФ, будет относиться к преступлениям с двумя формами вины). Учитывая это, определяется объем последствий, наступление которых в результате диверсии охватывается п. "б" ч. 2 ст. 281 УК РФ и не требует дополнительной квалификации по совокупности преступлений.
Под значительным имущественным ущербом следует понимать реальный вред (не включая упущенную выгоду), который причинен в результате повреждения или уничтожения предприятий, сооружений, объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, средств связи, объектов жизнеобеспечения. Размер ущерба является оценочным признаком, содержание которого устанавливается в каждом конкретном случае исходя из стоимости поврежденного или уничтоженного имущества, его значимости для экономики и т.д. Уничтожение или повреждение имущества, причинившее значительный ущерб и умышленно, и по неосторожности, полностью охватывается п. "б" ч. 2 ст. 281 УК РФ и не требует дополнительной квалификации.
Под иными тяжкими последствиями следует понимать как нематериальные последствия (срыв выполнения оборонных заказов, остановку производства и т.д.), так и физические (неосторожное причинение смерти, умышленное или неосторожное причинение вреда здоровью человека и др.).
В ч. 3 ст. 281 УК РФ предусмотрена ответственность за диверсию, если она повлекла умышленное причинение смерти человеку. По смыслу закона представляется, что отношение к последствию в виде смерти потерпевшего в данном составе может быть охарактеризовано только косвенным умыслом. Он имеет место в ситуации, когда, например, избирая общеопасный способ диверсии, виновный предвидит возможность наступления смерти одного или нескольких лиц и безразлично к ней относится либо сознательно допускает данное последствие. Если виновный действует с прямым умыслом на причинение смерти конкретному потерпевшему (или потерпевшим), содеянное должно квалифицироваться по статье об ответственности за убийство общеопасным способом, а при наличии к тому оснований - по совокупности с преступлением, предусмотренным ст. 281 УК РФ.
Диверсию следует отграничивать от террористического акта (ст. 205 УК РФ). Их основные различия заключаются в следующем:
а) предметом диверсии является ограниченный круг предприятий и сооружений, в то время как при терроризме им могут выступать любые предметы;
б) если диверсия объективно выражается в совершении действий, направленных на уничтожение или повреждение предметов, то терроризм образует и угроза совершения указанных действий;
в) целью диверсии является подрыв экономической безопасности и обороноспособности страны, в связи с чем уничтожение или повреждение предприятий или сооружений важно для преступника само по себе, целью же совершения террористического акта является воздействие на принятие решений органами власти, в связи с чем уничтожение или повреждение определенных материальных объектов значимо лишь с точки зрения создания атмосферы общественного страха.
Содержание цели действий субъекта преступления, направленность умысла и особенности законодательной конструкции объективной стороны позволяют отграничить диверсию от таких преступлений, как умышленное уничтожение или повреждение имущества (ст. 167 УК РФ), приведение в негодность объектов жизнеобеспечения (ст. 215.2 УК РФ), приведение в негодность нефтепроводов, нефтепродуктопроводов и газопроводов (ст. 215.3 УК РФ), уничтожение или повреждение лесов (ст. 261 УК РФ), приведение в негодность транспортных средств (ст. 267 УК РФ), умышленное уничтожение или повреждение военного имущества (ст. 346 УК РФ).