Урок 5. Пейзаж как жанр изобразительного искусства




Пейзаж (франц. paysage, от pays - страна, местность), жанр изобразительного искусства (или отдельные произведения этого жанра), в котором основным предметом изображения является дикая или в той или иной степени преображённая человеком природа. В пейзаже воспроизводятся реальные или воображаемые виды местностей. В нём, как правило, представлено изображение водной или земной поверхности.

Пейзажная картина может включать дома, сооружения, водоёмы (озера, моря, реки), животных, людей, облака, дождь, туман.

Художник не только стремится точно воспроизвести выбранный пейзажный мотив, но и передает свое отношение к природе, одухотворяет ее, создает художественный образ, обладающий эмоциональной выразительностью и идейной содержательностью.

Впервые пейзаж появился в Китае, Японии и других странах Востока в VII – X веках. Пейзажи китайских художников очень одухотворены и поэтичны. Они как бы вбирают в себя представления о необъятности и безбрежности мира природы.

В Европейской живописи он появился в XVII веке, сначала в Италии, а затем в Голландии. В европейском искусстве предпосылки для формирования пейзажа как самостоятельного жанра складываются в эпоху Возрождения. Художники обращаются к непосредственному изучению натуры, строят пространство в картинах, основываясь на принципах научно разработанной линейной и воздушной перспективы, пейзаж у них становится реальной средой, в которой живут и действуют персонажи.

В русском искусстве расцвет пейзажа приходится на конец XIX века. Расцвет русского реалистического пейзажа связан с деятельностью передвижников.

Неисчерпаемое многообразие природы породило в изобразительном искусстве различные виды пейзажного жанра.

1. Сельский пейзаж

К этому пейзажу прибегали многие художники – Федор Александрович Васильев, Алексей Кондратьевич Саврасов, Исаак Ильич Левитан, Константин Алексеевич Коровин и др. Это изображение сельской жизни, природы в разных состояниях, в разные времена года: деревьев, цветов, кустарников. В сельском пейзаже художника привлекает поэзия деревенского быта, его естественная связь с окружающей природой.

2. Городской пейзаж – вид пейзажа, основной предмет изображения которого является город, жизнь горожан, здания, улицы, проспекты, площади, набережные.

3. Ведута (архитектурный пейзаж) – вид пейзажа в европейской живописи, представляющий собой картину, с детальным изображением городской архитектуры. Архитектурный пейзаж близко соприкасается с городским. Но в архитектурном пейзаже художник главное внимание обращает на изображение памятников архитектуры в синтезе с окружающей средой. К архитектурному пейзажу обращались Николай Константинович Рерих, Александр Николаевич Бенуа, Петр Петрович Кончаловский и др.

4. Парковый пейзаж

В нем изображают уголки природы, созданные для отдыха и удовлетворения эстетических потребностей людей. Такие пейзажи создавали Семён Федорович Щедрин в XVIII веке и Александр Николаевич Бенуа в конце XIX веке. На их картинах гармоничное сочетание природных форм с декоративной скульптурой и архитектурой.

5. Картины с изображением морского пейзажа называют маринами. Марина (ит. marina, от лат. marinus – морской) – один из видов пейзажа, объектом изображения которого является море. Марина – рассказывает о своеобразной красоте то спокойного, то бурного моря.

В России приверженцев этого пейзажа было очень немного, но самый яркий из них Иван Константинович Айвазовский. Его картины известны во всем мире. Вашему вниманию сегодня предоставлены картины «Девятый вал».

Изображая природу, художник отражает представления людей своей эпохи о прекрасном в окружающей их действительности.

Каждый пейзаж художник трактует по-своему, вкладывая в него определенный смысл.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-12-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: