ПСИХОЛОГИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА




Примерный перечень вопросов к зачету во 2 семестре.

 

1. Ситуация для анализа. «Сережа был довольно развитым мальчиком. К моменту поступления в школу он мог читать, считать, знал много стихов. Несмотря на то, что Сережа пошел в школу с большой радостью, с первых дней учебы он стал нарушать школьную дисциплину: вертелся на уроках, не слушал объяснения учителя. Пока домашние задания представляли для него какой-то интерес и новизну, он хотя и недостаточно аккуратно, но выполнял их. Но как только мальчик стал обнаруживать трудности в обучении, преодоление которых требовало систематических занятий, волевых усилий, он стал получать плохие отметки». Прочитайте пример. Что послужило причиной неуспеха ребенка к школе? Как ему

2. помочь?

3. Ситуация для анализа. «В одном из экспериментов первой группе младших школьников было предложено в качестве игры самостоятельно выбирать и решать задачи разной сложности. Во второй группе выбор и решение аналогичных заданий проводилось на отметку. Оказалось, что дети, которым за решение ставили отметки, выбирали более легкие задания, кроме того, они испытывали сильный страх перед неудачей». Прочитайте пример. Прокомментируйте результаты проведенных экспериментов.

4. Ситуация для анализа. «Таня учится в первом классе. Ей трудно дается чтение. Дома мама усаживает ее за стол и начинает спрашивать: «Как называется эта буква? Что здесь написано?». Девочка молчит. «Ну, вот, ничего не знаешь. Учи, сама!» И уходит по делам на кухню. Затем возвращается и проверяет. Улучшений в чтении нет. «Сегодня гулять не пойдешь, будешь читать». Прочитайте пример. Дайте психологическое обоснование характеру общения мамы с дочкой.

5. Теоретический вопрос. Раскройте компоненты структуры учебной деятельности. Что означает сформированная у обучающегося в полной мере учебная деятельность?

6. Теоретический вопрос. Раскройте эффекты учебной деятельности (по Г. А. Цукерман).

7. Теоретический вопрос. Какова сущность рефлексии и особенности ее развития в младшем школьном возрасте?

8. Вопрос по результатам исследований. Приведите пример экспериментального исследования М. Ф. Морозова познавательной установки у младших школьников.

9. Вопрос по результатам исследований. Какие качественные отличия сотрудничества детей со сверстниками от взаимодействия детей с взрослыми выявила в экспериментальных исследованиях Г. А. Цукерман?

10. Теоретический вопрос. Дайте определение умению учиться (по Г. А. Цукерман). Раскройте его составляющие.

11. Вопрос по результатам исследований. Г. А. Цукерман в экспериментальных исследованиях выявила характеристику сотрудничества детей в учебной деятельности: независимость от взрослого. Раскройте подробнее.

12. Вопрос по результатам исследований. В экспериментальных исследованиях Г. А. Цукерман одна из выявленных характеристик сотрудничества детей в учебной деятельности: обращенность детей не столько на результат, сколько на способ действий свои и партнера. Раскройте подробнее.

13. Вопрос по результатам исследований. В. В. Рубцов по результатам своих экспериментальных исследований сделал вывод о связи кооперации со сверстниками и происхождением интеллектуальных структур ребенка. Раскройте подробнее, в чем суть данного вывода?

14. Практико-ориентированный вопрос. Опишите три периода физиологической адаптации (временные рамки, симптомы).

15. Практико-ориентированный вопрос. Раскройте связь между социально-психологической адаптацией ребенка к школе и его психическим развитием.

16. Практико-ориентированный вопрос. Перечислите возможные формы проявления школьной дезадаптации.

17. Ситуация для анализа. «И в семье и в школе Саша проявляет себя подвижным, впечатлительным и реактивным ребенком. Мальчик тяжело переносит всякое ожидание: начинает нервничать, становится непослушным, невнимательным. Он не терпит никаких замечаний, сразу возражает, громко кричит и плачет».Проанализируйте поведение ребенка. Определите тип реакции нарушения адаптации. Дайте общую характеристику ребенка с таким типом нарушения адаптации.

18. Ситуация для анализа. «Миша К. сидит лицом к учителю. Он спокоен, его взгляд устремлен в окно, вернее во двор. Миша ничем не нарушает дисциплину в классе, но за ходом урока не следит. Один из учеников ошибся у доски, весь класс смеется. Миша равнодушен к происходящему в классе, по-прежнему смотрит в окно: во дворе мальчики играют в футбол». Проанализируйте поведение ребенка. Определите тип реакции нарушения адаптации. Дайте общую характеристику ребенка с таким типом нарушения адаптации.

19. Ситуация для анализа. «Юля К. - девочка застенчивая, робкая, теряется перед учителем и ребятами, отвечает тихо, неуверенно. Если попросить ее говорить громче, она расплачется. Юля старается быть незаметной на уроке, но принимает поддерживающие знаки учителя ("глаза в глаза", прикосновение, одобряющая улыбка и т. д.)». Проанализируйте поведение ребенка. Определите тип реакции нарушения адаптации. Дайте общую характеристику ребенка с таким типом нарушения адаптации.

20. Ситуация для анализа. «С трудом устанавливает контакт со сверстниками. Не имеет близких друзей, знает по именам и фамилиям лишь часть одноклассников. Мало контактирует с учителями. Теряется, когда с ним разговаривает взрослый. Плачет, обижается в ответ на замечания взрослого. Не интересуется совместными делами класса». Определите, к какой сфере дезадаптации относятся данные симптомы.

21. Ситуация для анализа. «Быстро забывает задание учителя, часто не доводит выполнение до конца. Резко возрастает число ошибок на контрольной работе при хорошем усвоении материала. Домашние задания выполняет гораздо лучше классных (разница очень существенна, больше, чем у других детей). Не уверен в себе. Испытывает страх перед школой». Определите, к какой сфере дезадаптации относятся данные симптомы.

22. Ситуация для анализа. «В первые школьные месяцы болел ОРЗ более 1 раза. Плохо работает в условиях ограниченного времени. Если же его торопить, может «отключиться» и бросить работу. В первые школьные месяцы обострилось хроническое заболевание. Для ребенка характерны навязчивые действия (часто моргает, сосет палец или ручку, грызет ногти и т.п.)». Определите, к какой сфере дезадаптации относятся данные симптомы.

23. Практико-ориентированный вопрос. Каковы задачи учителя по формированию у младшего школьника целенаправленного произвольного восприятия?

24. Практико-ориентированный вопрос. Раскройте особенности развития воли у младшего школьника (экспериментальное исследование С. А. Гарсиашвили).

25. Практико-ориентированный вопрос. Раскройте особенности развития мышления у младших школьников.

26. Психологическая задача. Ребенка спрашивают, сколько слов в предложении: «Ваня и Петя пошли гулять», ребенок отвечает: «Два (Ваня и Петя)». Проанализируйте предложенный факт. С чем связана трудность решения данного задания?

27. Психологическая задача. Младшему школьнику показывают 4 маленьких кружка и 2 больших и спрашивают, где больше, ребенок указывает на 2 больших». Проанализируйте предложенный факт. С чем связана трудность решения данного задания?

28. Психологическая задача.

29. «Ребенка спрашивают, что такое плод, он отвечает, что это то, что едят и то, что растет». Проанализируйте предложенный факт. С чем связана трудность решения данного задания?

30. Практико-ориентированный вопрос. Какие мотивы способствуют успешной учебной деятельности? Приведите примеры.

31. Теоретический вопрос. Дайте характеристику социальных качеств, формирующихся в младшем школьном возрасте (по периодизации Э. Эриксона).

32. Теоретический вопрос. Раскройте сущность понятия «внутренняя позиции школьника». Назовите психолога разрабатывавшего данное понятие.

33. Практико-ориентированный вопрос. Перечислите особенности взаимоотношений младших школьников, динамику отношений.

34. Практико-ориентированный вопрос. Перечислите приемы, способствующие формированию намерения выполнить общественное поручение (по Л. И. Божович).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-07-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: