Урок № 5 Экономика 10 класс
Тема:понятия об экономических системах и основные критерии ихотличия.
Цель:
Обучающие:
изучить типы экономических систем; познакомить обучающихся с основными характеристиками экономических систем; способствовать формированию навыков практической, самостоятельной, исследовательской деятельности; систематизировать знания по данной теме с опорой на межпредметные связи (география и право);
Развивающие:
навыки исследовательской деятельности и самостоятельной работы с различными источниками; умения планировать свою деятельность и работать в группах;
Воспитывающие:
способности к самоорганизации, целеустремленности, волевых качеств личности, чувство патриотизма.
Ход урока.
1. Организационный момент
2.Мотивация. Один отечественный сатирик задал своим слушателям проблемный вопрос: «Что вы выберите: полный карман денег и пустые прилавки магазинов или полные прилавки магазинов и пустой карман?» Отчего это зависит? Исследованием этого вопроса мы займемся на сегодняшнем уроке.
Обучающиеся делают вывод о зависимости уровня жизни от типа экономической системы о важности типа экономической системы для социально-экономического и политического развития любого общества.
- Какая тема сегодняшнего занятия?
Типы экономических систем.
Изучение нового материала.
Основными проблемами любой экономической системы, функционирующей в рамках ограниченности ресурсов и возрастающих потребностей, являются вопросы: Что производить? Как производить? Для кого производить?
Экономические системы — формы организации хозяйственной жизни общества, различающиеся по:
1) способу хозяйственной деятельности людей, фирм и государства.
2) типу собственности на экономические ресурсы.
Четыре основных варианта экономических систем:
1) традиционная;
2) командная;
3) рыночная;
4) смешанная.
Каждая экономическая система по-разному отвечает на три вопроса: 1) что производить?; 2) как производить?; 3) для кого производить?
Традиционная экономическая система — способ организации экономической жизни, при котором земля и капитал находятся в общем владении племени, а ограниченные ресурсы распределяются в соответствии с длительно существующими традициями.
Традиционная экономика основана на традициях, передающихся от поколения к поколению. Эти традиции определяют, какие товары и услуги производить, для кого и каким образом. Перечень благ, технология производства и распределение базируются на обычаях данной страны. Экономические роли членов общества определяются наследственностью и кастовой принадлежностью. Такой тип экономики сохранился сегодня в некоторых слаборазвитых странах, куда технических прогресс проникает с большими трудностями, так как он, как правило, подрывает устоявшиеся в этих странах обычаи и традиции. Характерные черты экономик традиционного типа: Слабое развитие техники и технологий производства; большая доля ручного труда во всех отраслях экономики; со временем основные элементы традиционной экономической системы перестали удовлетворять человечество Вот почему традиционная экономическая система со временем перестала быть основой организации жизни людей в большинстве стран мира.
Что производить? продукты сельского хозяйства, охоты, рыболовства, производится мало продуктов и услуг, а что производить определяется обычаями и традициями
Как производить? производят так и тем, как и чем производили предки;
Для кого производить? большинство людей существуют на грани выживания, добавочный продукт достаётся вождям или собственникам земли, оставшаяся часть распределяется согласно обычаям;
Преимущества | Недостатки |
1) стабильность общества; 2) достаточно высокое качество производимых благ | 1) отсутствие технического прогресса; 2) слабая приспособляемость к изменению внешних условий; 3) ограниченность числа производимых благ |
Командная (централизованная, плановая) экономическая система – способ организации экономической жизни, при котором капитал и земля находятся в собственности государства, а распределение ограниченных ресурсов осуществляется по указаниям центральных органов управления и в соответствии с планами. Она основана на государственной собственности на все материальные ресурсы. Отсюда все экономические решения принимаются государственными органами посредством централизованного (директивного планирования).
Каждому предприятию производственным планом предусматривается, что и в каком объеме производить, выделяются определенные ресурсы, тем самым государство решает вопрос как производить, указываются не только поставщики, но и покупатели, то есть решается вопрос, для кого производить.Средства производства распределяются между отраслями на основании долговременных приоритетов, определяемых плановым органом.
Что производить? определяется группами профессионалов: инженеров, экономистов, представителями промышленности – «плановиками».
Как производить? определяется планом;
Для кого производить? «плановики», направляемые политическими лидерами, определяют, кто и сколько, будет получать товаров и услуг.
Преимущества | Недостатки |
1) устойчивое развитие без экономических кризисов; 2) способность сконцентрировать все силы и средства общества для решения какой-либо проблемы (мобилизационные возможности); 3) гарантирует людям необходимый минимум жизненных благ, обеспечивая уверенность в будущем; 4) позволяет избежать безработицы, хотя достигается всеобщая занятость, как правило, за счёт искусственного сдерживания роста производительности труда | 1) невозможность точно спланировать все потребности общества и соответственно распределить ресурсы, что приводит к перепроизводству одних товаров и дефициту других; 2) отсутствие стимула к выпуску качественных товаров; 3) отсутствие экономической свободы у граждан; 4) формирование социального иждивенчества; 5) расточительное отношение к ресурсам |
Рыночная экономическая система – способ организации экономической жизни, при котором капитал и земля находится в собственности отдельных лиц, а ограниченные ресурсы распределяются с помощью рынков.
Основу рыночной системы составляют:
· право частной собственности;
· экономическая свобода;
· конкуренция.
Частная собственность — признаваемое обществом право отдельных граждан и их объединений владеть, пользоваться и распоряжаться определенным объемом (частью) любых видов экономических ресурсов.
Экономическая свобода есть право каждого владельца производственных ресурсов самостоятельно решать, каким образом и в какой мере их использовать для получения дохода.
Конкуренция — экономическое соперничество за право получения большей доли определенного вида ограниченных ресурсов.
Рынки, основанные на конкуренции, стали самым удачным из известных человечеству способов распределения ограниченных производственных ресурсов и созданных с их помощью благ.
Что производить? определяют сами потребители, производители производят то, что может быть куплено.
Как производить? определяют сами производители.
Для кого производить? потребители получают столько, сколько хотят, производители прибыль.
Преимущества | Недостатки |
1) гибкость, способность приспосабливаться к изменившимся условиям; 2) наличие стимулов к техническому прогрессу; 3) рациональное использование ресурсов; 4) ресурсы направляются на производство необходимых обществу товаров. | 1) неспособность обеспечить равенство доходов, стабильно высокий уровень жизни; 2) слабый интерес к фундаментальным научным исследованиям; 3) нестабильность развития (кризисы, инфляция); 4) отсутствие полной занятости и стабильности цен. |
Смешанная экономическая система — способ организации экономической жизни, основанный на использовании различных форм собственности, при котором распределение ограниченных ресурсов осуществляется как рынками, так и при значительном участии государства.
Сегодня государство участвует в экономической жизни общества по двум причинам:
1) некоторые потребности общества в силу их специфики (содержание армии, выработка законов, организация уличного движения, борьба с эпидемиями и т. д.) оно может удовлетворить лучше, чем возможно только на основе рыночных механизмов;
2) оно может смягчить негативные последствия деятельности рыночных механизмов (слишком большие различия в богатстве граждан, ущерб для окружающей среды от деятельности коммерческих фирм и т. д.).
В большинстве современных развитых стран существует смешанная экономика, сочетающая элементы всех трех видов.В такой экономической системе основой является частная собственность на экономические ресурсы, хотя в некоторых странах (Франция, Германия, Великобритания и др.) существует достаточно крупный государственный сектор. В него входят предприятия, капитал которых полностью или частично принадлежит государству, но которые:
a) не получают от государства планов;
b) работают по рыночным законам;
c) вынуждены на равных конкурировать с частными фирмами.
В основе такой системы лежит осознанная жизненная позиция каждого трудоспособного гражданина — "За свое благополучие я отвечаю сам!"
Смешанная экономика предполагает использование регулирующей роли государства и экономической свободы производителей. Предприниматели и рабочие перемещаются из отрасли в отрасль по собственному решению, а не по правительственным директивам. Государство же в свою очередь осуществляет антимонопольную, социальную, фискальную (налоговую) и другие виды экономической политики, что в той или иной степени способствует экономическому росту страны и повышению жизненного уровня населения.
4.Итог урока
Контрольные вопросы:
- Сколько типов экономических систем вы знаете?
- Сравните командную и рыночную систему?
- Как Вы считаете какой тип системы присущ России?
4. В государстве N большинство жителей традиционно занято добычей жемчуга со дна моря. К какому типу экономических систем относится экономика данной страны?
5. В СССР все экономические решения принимались на съездах партии, существовала только государственная собственность, Госплан распределял средства производства между всеми отраслями промышленности. К какому типу экономических систем относилась экономика СССР?