Для специальности «Социальная работа»




Вопросы к экзамену по курсу

«Физиологические основы поведения человека»

Для специальности «Социальная работа»

1. Процессы управления в живых системах. Управление. Регуляция. Инициация. Координация.

2. Средства управления (регуляции) деятельностью органов. Местные механизмы управления (регуляция). Гуморальные и нервные механизмы управления (регуляции). Кибернетика. Кибернетическая система.

3. Теория функциональных систем П.К. Анохина как одно из фундаментальных направлений в физиологии ЦНС. Блок афферентного синтеза. Блок принятия решения. Блок эфферентного синтеза. Блок акцептора результата действия. Блок оценки результатов действия.

4. Общие принципы эволюции нервной системы. Сетевидная, узловая трубчатая нервная система.

5. Методы исследования функций ЦНС и функционального состояния мозга. Метод раздражения. Методы удаления (экстирпации) и разрушения (повреждения).

6. Методы регистрации электрической активности структур мозга. Методы исследования рефлекторной деятельности спинного и головного мозга.

7. Методы оценки состояния вегетативной нервной системы. Методы оценки состояния двигательных систем мозга.

8. Методы оценки состояния сенсорных систем мозга. Методы исследования ВНД.

9. Методы регистрации работы отдельных систем и органов

10. Дополнительные методы исследования нервной системы.

11. Классификация нервной системы.

12. Цереброспинальная жидкость (ликвор), функции. Нейроглия, ее биологическое значение.

13. Морфологические особенности нейрона. Составные части нейрона. Морфологические особенности дендритов. Нервное волокно и его строение. Безмиелиновые и миелиновые нервные волокна.

14. Функции нейрона как целого образования. Классификация нейронов. Морфологическая, функциональная и биохимическая классификация нейронов.

15. Физиология нервных волокон. Проведение возбуждения в безмиелиновых и миелиновых волокнах. Законы проведения возбуждения по нервным волокнам.

16. Патология нейронов и их отростков. Понятие апоптоза и некроза, их биологическая роль в период внутриутробного развития и на этапе постнатального онтогенеза.

17. Патология тела нейрона: острая и хроническая гипоксия, гипогликемия. Эпилепсия как проявление патологии нейронов мозга.

18. Болезни, связанные с нарушением миелиновой оболочки нервных волокон (миелинопатии). Демиелинизирующие заболевания нервной системы: рассеянный (множественный) склероз, лейкоэнцефалиты и лейкодистрофии.

19. Общая физиология синапса. Классификация синапсов. Общие представления о строении и механизмах химического синапса. Медиаторы.

20. Локализация медиаторов и соответствующих нейронов ЦНС. Патология, связанная с обменом медиаторов.

21. Заболевания, связанные с нарушением синоптической передачи: столбняк, ботулизм, миастения, болезнь Паркинсона.

22. Основы рефлекторной теории. Определение термина «рефлекс» и «рефлекторная дуга». Рецепторы как начальное звено рефлекторной дуги, классификация рецепторов.

23. Рефлекторная дуга, звенья простого и сложного рефлекторного пути. Эволюционные аспекты рефлекторной деятельности человека и животных.

24. Классификация рефлексов человека и животных. Понятие условных и безусловных рефлексов. Сложнейшие безусловные рефлексы (инстинкты).

25. Торможение в ЦНС. Классификация торможения в ЦНС. Тормозные нейроны в ЦНС. Постсинаптическое и пресинаптическое торможение как вариант первичного торможения.

26. Морфологические особенности спинного мозга. Серое вещество спинного мозга. Морфофункциональная характеристика нейронов спинного мозга. Мозговые оболочки спинного и головного мозга

27. Белое вещество и проводящие пути спинного мозга. Нисходящие пути спинного мозга. Восходящие пути спинного мозга.

28. Функции спинного мозга. Рефлекторная функция. Собственная рефлекторная деятельность спинного мозга.

29. Головной мозг. Общее представление о головном мозге. Ствол мозга (общие представления).

30. Продолговатый мозг.Морфологические особенности. Проводниковая функция. Симптомы повреждения продолговатого мозга.

31. Мост. Морфологические особенности моста. Функции моста. Черепно-мозговые нервы. Ретикулярная формация. Проводниковая функция моста.

32. Морфологические и физиологические особенности мозжечка. Ядра мозжечка, их патология.

33. Морфологические особенности среднего мозга. Ножки мозга, покрышка, функции.

34. Морфологические особенности ретикулярной формации. Восходящее влияние ретикулярной формации.

35. Промежуточный мозг. Таламус. Метаталамус. Эпиталамус. Гипоталамус. Участие промежуточного мозга в реализации сложных поведенческих реакций.

36. Кора больших полушарий. Морфофункциональная организация коры. Борозды и извилины большого мозга.

37. Локализация функций в коре головного мозга. Моторные, сенсорные зоны коры. Зрительная, слуховая, соматическая сенсорные системы коры.

38. Особенности мозгового кровотока. Гематоэнцефалический барьер (ГЭБ)

39. Потребление крови и кислорода тканями мозга. Значение мозгового кровотока.

40. Диагностика мозгового кровотока. Патология мозга, связанная с нарушением мозгового кровообращения. Хроническое расстройство мозгового кровообращения.

41. Острое расстройство мозгового кровообращения. Преходящее нарушение мозгового кровообращения. Мозговые инсульты. Факторы риска.

42. Понятие о сенсорных системах. Классификация раздражителей. Принцип работы сенсорных систем. Методы исследования сенсорных систем.

43. Общая физиология периферического отдела сенсорных систем. Понятие о сенсорных рецепторах. Классификация рецепторов.

44. Основные свойства и функции анализаторов. Кодирование информации в сенсорных системах

45. Морфологические особенности глаза человека

46. Оптический аппарат глаза. Аккомодация. Старческая дальнозоркость. Рефракция глаза и её аномалии. Зрачок и зрачковый рефлекс

47. Фоторецепция. Физические основы зрения человека. Пигментный слой сетчатки. Фоторецепторы. Морфологические особенности палочек и колбочек.

48. Психофизиологические характеристики зрения

49. Основные формы нарушения зрения

50. острые воспалительные заболевания глаз у детей. Профилактика нарушения зрения

51. Защитные механизмы глаза. Веки. Слёзный аппарат глаза.

52. Морфология и физиология периферического отдела слухового анализатора человека

53. Психофизиологические характеристики слуха

54. Заболевания слухового анализатора. Характеристика стойких нарушений слуха у детей.

55. Классификация стойких нарушений слуха. Основные профилактические и лечебные мероприятия при нарушениях слуха у детей

56. Общие представления о морфологических особенностях и функции вестибулярного анализатора.Патология вестибулярного анализатора

57. Общие представления о соматической сенсорной системе. Тактильная сенсорная система как компонент соматической сенсорной системы. Значение тактильной чувствительности. Методы исследования простой тактильной чувствительности.

58. Ноцицептивная сенсорная система (болевая рецепция). Чувство боли. Разновидности боли. Методы исследования болевой чувствительности.

59. Температурная сенсорная система (терморецепция). Методы исследования температурной чувствительности. Восприятие теплового (инфракрасного) излучения.

60. Вкусовая сенсорная система (вкусовой анализатор) человека

61. Периферический отдел вкусового анализатора. Вкусовые почки, или луковицы. Вкусовые рецепторные клетки. Механизм вкусовой рецепции. Вкусовая адаптация. Методы исследования вкусового анализатора.

62. Обонятельная сенсорная система (обонятельный анализатор) человека

63. Проводниковый и корковый отделы обонятельного анализатора. Обонятельные ощущения человека. Классификация запахов. Чувствительность обонятельной системы человека. Адаптация обонятельного анализатора. Методы исследования обонятельного анализатора.

64. Морфологические особенности организации вегетативной (автономной) нервной системы. Строение симпатического и парасимпатического отделов ВНС

65. Физиология желез. Общие представления о железахПродукты секреторной деятельности железистых клеток. Классификация желез. Общая характеристика желез внутренней секреции.

66. Краткая характеристика основных желез. Надпочечники. Щитовидная железа. Паращитовидная железа. Возрастные изменения желез, гипо- и гиперфункции.

67. Краткая характеристика основных желез. Вилочковая железа. Гипофиз. Шишковидная железа (эпифиз). Возрастные изменения желез, гипо- и гиперфункции.

68. Железы смешанной секреции. Поджелудочная железа. Половые железа.

69. Физиология сна. Сон как компонент циркадного ритма. Виды сна. Стадии и фазы естественного сна человека. Классификация нарушений сна. Инсомнии. Гиперсомнии. Парасомнии. Сомнамбулия (снохождение, лунатизм)

70. Классификация видов памяти. Генетическая память. Эпигенетическая память. Иммунологическая память.

71. Речь как основа сознания.Значение слова как условного сигнала для животных и человека. Взаимодействие между первой и второй сигнальными системами. Речь и язык. Функции речи. Виды речи. Свойства речи. Мозговые центры речи Афазия. Центр Брока. Центр Вернике.

72. Учение о темпераменте. Учение И.П. Павлова о типах высшей нервной деятельности. Общая характеристика основных типов ВНД.

73. Определение термина «эмоция». Переживания, настроения, чувства и эмоции. Классификация эмоций. Физиологическая роль эмоций.

74. Определение термина «стресс». Виды стресса. Стрессоры. Значение стресса. Стресс и болезни. Профилактика стрессовых состояний.

75. Формы поведения и формы обучения. Общие представления о поведении и обучении. Классификация форм обучения: неассоциативное (облигатное), ассоциативное (факультативное), когнитивное обучение.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-12-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: