Продолжение. Начало в № 23 «Православный Петровск»
Посчастливилось трижды! Подойти и приложиться к Поясу Пресвятой Богородицы. Я встал на колени, ковчег с поясом монах опустил мне на голову и прочитал молитву, упомянув мое имя. Приложился и к мощам Иоанна Златоуста. Ковчег с ними имеет два оконца: в одном из них видно ухо Святого. После этого монах передал нам каждому ленту, освященную на Поясе и по сосуду с маслом. В состоянии непередаваемого восторга и ощущения необыкновенной святости, покидаем монастырь.
12:30 - погрузка на паром Agios Anna. Прибыли через три остановки в Дионисиат. От пристани крутым серпантином дорога ведёт к монастырю, 250-300 метров.
Монастырь Дионисиат, известный также под названием Неа Петра — «новая скала», находится на юго-западном побережье полуострова Афон, почти у самого подножия святой горы. В иерархии афонских монастырей Дионисиат занимает пятое место, однако по зрелищности он, пожалуй, превосходит другие обители. Монастырь прилепился к отвесной скале из камня змеевика.
Перед входом на стене мозаичное изображение св. Дионисия, работа папы Ивана Мастеропуло. Проходим в архандарик (гостевую комнату), где нас угощают ципросом (анисовой настойкой) и лукумом. Прямо напротив входа увидели мозаичное полотно. Это уже работа Ивана Мастеропуло. Работа вполне является достойным продолжением работ отца.
Нам отвели келью на углу постройки на самом верху. Окно выходит на обрыв, внизу море, нескончаемый шум прибоя. Стрижи пролетают ниже нашего окна. В коридоре напротив нашей кельи звонница из трёх колоколов. На одном надпись гласит: «Отлит в заводе потомственного почетного гражданина П. И. Оловянишникова и сыновья в Ярославле. Вес 25 пудов 25 фунтов». Второй колокол: «1881 года сей колокол пожертвован на святой Афон в обитель святаго первомученика архидиакона Стефана от Зеновии Прокофьевой петергофский купчихи. Завод Ефима Матвеева Васильева. Ростов на Дону». Рядом с колоколами висит било - деревянная толстая доска на веревочной подвеске с двух концов.
|
Немного отдохнув, идём на службу в храм. После службы вынесли частицы мощей. Среди них наиболее почитаемые в Христианском мире: фрагменты одежд Иисуса Христа и Пресвятой Богородицы, частица правой руки святого пророка Иоанна Предтечи, сосуд с миром от мощей великомученика Димитрия Солунского и кованные оковы, в которые был заключен апостол Петр, во время допросов и пыток. Святыни хранятся в серебренных ковчегах.
Трапеза в просторном зале. Налита чечевичная похлебка, к ней оливки, хлеб, вода и яблоки. Все чистят яблоки от кожуры и, нарезая дольками, едят с ножа. После трапезы проходим по галерее, на стенах которой фрески со сценами Страшного суда. Мрачная гамма красок.
Прошлись по территории монастыря, видели с высоты закат солнца. После заката ворота монастыря закрываются на ночь до восхода.
Монастырское кладбище расположено на двух небольших террасах, на которых увидел десять могилок. В пещерке, закрывающейся двумя коваными дверцами, сложены черепа монахов. На каждом черепе написано имя монаха и дата кончины. В отдельной невысокой часовенке собраны кости. Опустевшая могила занимается следующим усопшим, на нее ставится тот же крест, только меняют табличку с надписью. Поэтому на этом кладбище через много веков только десять могилок, да и на всем Афоне с его тысячелетней историей нет больших кладбищ.
|
Пришел Ваня и познакомил нас со старцем Семёном. Очень приятный, сухонький старичок, прожил в монастыре около тридцати лет. Его трудами и заботами был создан музей при монастыре.
Интересно будет увидеть и скульптуру Распятия из слоновой кости, датируемую 10 веком, образцы шитья, потиры и церковные одеяния. В библиотеке Дионисиата хранятся более тысячи манускриптов и около 15 тыс. раннепечатных книг, изготовленных до 1500 г. Идём узкими лабиринтами монастырских коридоров. В конце одного из них сбоку железная дверь лифта. Лифт очень маленький. Вмещает едва двоих, но мы смогли втиснуться в него втроём. На пульте 4 кнопки, последняя -4. На нее и нажимаем. Плавно опускается лифт и мы выходим на лестничную площадку, где надо еще спускаться вниз. Дождались, когда Ваня и падре Семён присоединятся, спустившись на лифте. По лестнице спускаемся еще ниже, попадаем в первый зал музея монастыря. Там видим витрины со старыми свитками пергамента, старинные фолианты и грамоты. Старец, на правах хозяина начинает экскурсию. Он говорит, что здесь собраны документы различных правителей, начиная с 6 века, дающие монастырю право пользования землей. Оказывается, что эти документы во все времена ценились дороже золота и нападавшие на монастырь всегда искали именно эти документы, наравне с поисками монастырских сокровищ. Все документы в идеальном состоянии. Кажется, будто они написаны совсем недавно, так бережно их хранили многие поколения братии. На многих документах сохранились восковые и сургучные печати.
|
Спускаемся на этаж ниже. Здесь ярким светом освещены витрины с облачением священников самых разных времен, собрана церковная утварь и предметы для богослужения, посуда и личные вещи давно почивших священников и монахов. Сбоку зал музея завершается не обработанной глыбой скалы. Это уже почти подножие скалы, к которой и прилепился монастырь. Здесь, до недавнего времени, располагались мастерские монастыря, столярные, слесарные, шилась одежда и обувь для братии.
Идем еще ниже. В этом зале собраны ювелирные изделия и предметы украшения. Несколько витрин с самыми разными посохами. Некоторые представляют собой простые деревянные палки, но есть и истинные произведения ювелирного искусства. Другая витрина хранит драгоценные оклады массивных фолиантов, украшенные множеством драгоценных камней. Эта сокровищница несколько напоминает собрание Оружейной палаты. Пройдя дальше, видим работы Ваниного папы, тоже ювелира и мозаичника. Удивил нас большой серебряный лист, как бы символизирующий лист Священного писания, с размещенными на нем клеймами перегородчатой эмали со сценами Страшного суда. Ваня нам рассказал историю экспоната. Его отец, Мастеропуло Николас, начал эту большую работу, но смерть не позволила завершить ее. Ваня взялся закончить работу отца и, завершив один лист с эмалью, сделал и его продолжение. Рядом с работой старшего Мастеропулоса в музейной витрине теперь находится и работа Ивана на ту же тему. Достойный сын, достойного отца! Прошу сфотографировать эту работу. Ваня очень неохотно дает разрешение, предварительно спросив его у падре Семена. Я пообещал нигде не публиковать эти изображения.
Спускаемся еще на этаж ниже. Здесь уже скальные породы со всех сторон окружают нас. В зале стеллажи и витрины с инструментами разных веков и разного назначения: столярные, слесарные, ювелирные, скорняжьи, швейные и ткацкие. Отец Семён объяснил, что сам долгое время все это собирал, иначе их просто выбросили бы за ненадобностью. Инструменты большей частью изготовлены вручную, но с большим мастерством. Они долгое время служили монастырским ремесленникам, так как обособленное расположение и недоступность монастыря предполагает его полностью автономное существование. Заинтересовал нас тщательно и подробно выполненный макет нашего монастыря. На нём мы смогли даже найти окно своей кельи над обрывом.
Молча идем в обратный путь наверх. Совсем не ожидали увидеть в этом, столь аскетичном и суровом месте россыпь столь разнообразных и удивительных вещей. Такой музей достоин и большей публичности. Преклоняем голову перед отцом Семеном за его подвижничество и столь любовное отношение к истории и культуре монастыря. В средние века в этих местах процветал пиратский промысел, были набеги турок и военные конфликты. В них монастыри, после длительной осады, брались штурмом или измором. Как правило вся монашеская община истреблялась, а монастыри грабили и сжигали. Теперь можно только представить, как удалось сохранить эти, поистине уникальные свидетельства времени и духа, прошедшие суровые, тёмные века.
Октября.
Проснулся с мыслью, что сегодня был бы мамин день рождения и мысленно помолился за нее. Думаю, что моя поездка на Афон для нее была бы лучшим подарком.
А проснулись от звона колокола в час ночи, звали к службе. Встали в 7 часов, я заварил овсяную кашу. К 9 часам спустились к пристани, в ожидании парома. Поездка обошлась в 5 евро. Проплыли 3 остановки до причала Святой Анны.
Небольшая площадь перед пристанью заполнена вьючными осликами. За некоторую плату можно взять напрокат это четвероногое «такси». Начался подъем по каменной лестнице к монастырю Святой Анны. Он находится на высоте около 300 метров и идти к нему надо по дорожке с вырубленными в скалах ступенями. Вся дорога на каждом шагу нам напоминает о недавнем пребывании здесь множества осликов.
Группы паломников то обгоняют нас, то мы обгоняем их, кто-то уже спускается от скита. Подъём тяжелый, но как только хочется отдохнуть, так на пути встречаем или скамеечки, или устроенный источник с родниковой водой. В таких местах, присев для отдыха, открываются чудесные виды на море и лесистые горы.
Час интенсивного подъема, и мы у цели. Скит находится на обрывистом склоне горы. Надо заметить, что крыши большинства построек на Афоне, за исключением больших храмов, покрыты каменной кровлей из местного сланца, имеющего слоистую структуру и хорошо поддающегося расслоению.
Здесь хранится реликвия – левая стопа святой Анны, матери Богородицы, принесенная некогда на Афон из Азии. Было замечено, что подобно другим мощам – руке святой равноапостольной Марии Магдалины и руке святой мученицы Марины, которые сохраняют температуру человеческого тела, – остается постоянно теплой и стопа святой Анны.
От мощей святой Анны и ее иконы проистекало и проистекает множество чудес, особенно связанных с исцелением от бесплодия. Здесь надо заметить, что данной реликвии могут поклониться и женщины. Для них из Уранополиса организуются морские поездки к побережью Афона возле подножия горы, на которой стоит скит св. Анны. Монахи выносят икону и, погрузившись на катер, подвозят ее к кораблю с паломницами. Именно так они могут приложиться к святыне и попросить Святую о милости.
Сам храм очень компактный. Напротив алтаря, справа от входа, на высоте человеческого роста видим чудотворную икону. Мы помолились перед чудотворной иконой и отдали записки. Потом прошли в иконную лавку. Там я купил икону Святой и вязанную чёрную шапочку.
Вышли из монастыря через другие ворота и направились по дороге к монастырю св. Павла. Дорога перешла в крутую тропинку, то взмывающую вверх, то круто уходящую вниз. Порой тропинка такая узкая, что возможно только поставить одну ногу: справа скала, а слева пропасть на многие десятков метров. Каждый неверный шаг может стать последним.
Идём долго, ноги в постоянном напряжении, делаем остановки для отдыха. Вдали показалось ущелье с быстрой горной рекой, а рядом сам монастырь св. Павла на плато. Павел - это местночтимый афонский святой. Узкими лабиринтами подходим к входу в монастырь. Две иконы возле входа. Слева – св. Георгия, справа – св. Павла. Людей мало, но вместе с нами в монастырь заселяются паломники из Франции. Удивительно, французы в православном монастыре как паломники?! Помог поднести вещи пожилому месье, у него левая рука была в гипсе.
Основателем обители считается Павел, сын милосердного императора Михаила I. Среди множественных сокровищ и драгоценных реликвий, хранящихся в монастыре св.Павла первое место занимают Святые Дары, которые принесли Каспар, Мельхиор и Валтасар Младенцу Христу.
Пресвятая Богородица хранила их всю свою жизнь, а незадолго до того, как оставить этот мир, она передала их на хранение Иерусалимской церкви.
В 400 г. император Аркадий перенёс Дары в Константинополь в Собор Святой Софии. На протяжении тысячи лет Дары волхвов были одной из главнейшей святынь Византии. После падения Константинополя, дочь сербского правителя Георгия Бранковича Мария, будучи вдовой турецкого султана Мурата II-го, передала их в обитель Святого Павла.
В монастыре говорят по-русски и нам показали дорогу к нашему монастырю св. Дионисия. Надо спуститься от монастыря к самому морю.
Затем, от берега моря, крутая узкая тропа поднимается на высоту примерно 250 метров, то опускаясь, то поднимаясь опять. Камни под ногами предательски шатаются, но надо идти вперёд. Местами тропа укреплена каменной стеной или правильней сказать сделана из множества камней. Чувствуется усталость, ведь мы в пути уже около 5 часов.
Подходим к деревянному кресту на самом обрыве. Возле него растут два старых оливковых дерева, искореженные ветром. Это наш последний привал, отсюда открывается вид на наш монастырь. Мы сейчас выше него.
Вот мы и дома. Усталость многокилометрового перехода и потертые ноги забываются, остаётся только чувство гордости от преодоления трудного пути, воспоминания красот и опасностей этого пути, красота расположения храмов, святость реликвий, в них хранимых. Чувства нас переполняют.
Вечером, после службы подошёл Ваня со своим другом и помощником Вано и пригласил в свою мастерскую. Она расположена выше монастыря по ущелью горной речки. Небольшой двухэтажный домик. Здесь есть кухня, душевая, спальня и сама мастерская, занимающая большую из комнат. Здесь есть даже интернет. Расположились в кухне, где накрыт скромный стол. Вано, по грузинскому обычаю взял право хозяина на первый тост.
Вечер прошёл быстро за разговорами, но надо спешить, монастырь закрывается на ночь с заходом солнца. На улице уже кромешная тьма. Подсвечиваем себе путь фонарями от айфонов. Ворота оказались уже закрытыми... Звоним Ване, просим помощи. Вот уже звучат шаги привратника за воротами, лязг мощных засовов, и мы попадаем внутрь монастыря. Облегченно вздыхаем, спокойной ночи! Ю.Вахромеев
Окончание в следующем номере газеты.
П О З Д Р А В Л Я Е М!
3 декабря – с днём ангела Скачкову Анну Ивановну;
6 декабря – с днём рождения Полуэктова Арсения;
21 декабря – с днём рождения Попову Татьяну
Васильевну
26 декабря – с днём рождения Солянову Галину
Николаевну;
26 декабря - с днём ангела Полуэктова Арсения.