Лекция 3. Основы конституционного права




Лекция 1. Основные понятия права.

1. «Основы права» - это совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения складывающиеся в деятельности государства и права. Предметом «Основы права» являются нормы, институты, понятия права и государства. При изучении предметов «Основы права» использует различные методы. Методы «Основы права» это совокупность приёмов и способов, с помощью которых изучается его пред­мет. Методы «Основы права» можно подразделить на три группы: всеобщие методы (диалектика, метафизика, материалистическая диалектика, идеализм, объективный, идеа­лизм, субъективный идеализм), общенаучные методы (анализ, синтез, системный под­ход, функциональный подход,), частнонаучные методы (статистический, формально-юридический, сравнительно-правовой, конкретно-социологический, кибернетический).

Система «Основы права» - это совокупность внутренних его институтов и понятий в их последовательности. Система «Основы права» состоит следующих элементов: теоретические правовые знания, историко-правовые знания, отраслевые правовые знания, прикладные правовые знания. Функции «Основы права» - это направленность его деятельности. К функциям «Основы права» относятся: гносеологическая (познавательная), методологиче­ская, прикладная, прогностическая, гуманитарная, идеологическая.

2. Основные понятия и категории права. Основное понятие «Основы права» является право. Право - это общее правило поведения людей устанавливаемое государством. На вопрос «что такое право?» существует несколько теории: нормативистская; психологическая; социологическая; социальная; теории естественного права; марксистская; интегративная. Если сравнить права с нормами морали, то чем отличается права от нормы морали – это и называется признаками права. К признакам права относятся: нормативность; системность; общеобязательность; формальная определенность; процедурность; неперсонифицированность; неоднократность; связь права с государством; волевой характер.

Из чего складывается, на основе чего формируется права – это называется источником права. Источники права - это исходящие от государства или признаваемые им официально-документальные формы выражения и закрепления норм права, придания им юридического, общеобязательного значения. К источникам прав относятся: правовой обычай; доктрина; правовой прецедент; нормативно-правовой акт (законы и подзаконные нормативные акты).

Совокупность внутренних элементов права называется системой права. Система права состоит из следующих элементов: отраслей права; подотраслей права; институты права; нормы права (диспозиция, гипотеза, санкция). Право реализуется в деятельности, поступках, поведении людей. Формы реализации права: соблюдение; исполнение; использование. Этим трем непосредственным формам реализации права соответствуют три способа правового регулирования: запрет; обязывание; дозволение.

Толкование права. Процесс выявления воли законодателя, выраженной в норме права, обозначается понятием "толкование". Толкование права состоит из двух этапов: толкование-уяснение и толкование-разъяснение. Виды толкования: официальное, легальное, казуальное, неофициальное, обыденное, профессиональное. Способ толкования права: грамматический, логический, систематический, историко-политический, специально-юридический, теологический.

Правоотношение - это устойчивая юридическая связь между участниками урегулированного нормами права общественного отношения, заключающегося в наличии у них субъективных прав и юридических обязанностей, обеспечиваемых в случае необходимости принудительными мерами государственно-властного характера. К субъектам правоотношений относятся: индивиды (физические лица); коллективы (юридические лица); государство в целом.

Законность. Урегулированность взаимодействий между людьми, индивидами и государством отражается понятием «законность». Очевидно, что в реальной жизни добиться строгого и неуклонного соблюдения и исполнения всем населением, органами государства норм права достаточно сложно. Поэтому то, насколько требования правовых норм вошли в быт, привычку, повседневное поведение людей отражает понятие «правопорядок». Правопорядок отражает степень фактической упорядоченности общественных отношений. Следовательно, правопорядок - это состояние фактической упорядоченности и организованности общественной жизни, основанной на праве и законности.

Правонарушение - это общественно опасное, противоправное, виновное деяние, совершенное человеком, достигшим установленного законом возраста, и влекущее юридическую ответственность, применение к нему мер общественного либо государственного принуждения. Юридическая ответственность - это применение мер государственного принуждения к правонарушителю за совершенное им противоправное деяние, связанное с претерпением виновным лишений личного или имущественного характера. К видам юридической ответственности относятся: уголовно-правовая, административно-правовая, дисциплинарная, материальная, гражданско-правовая, финансовая, семейная, процессуальная.

2. Правовое сознание и правовая культура. Правосознание - это
совокупность взаимосвязанных идей, теорий, представлений, чувств,
настроений, показывающих отношение общества, группы, личности как к
существующему праву и правовым явлениям, так и к желаемому правовому
строю. Правосознание является субъективным отражением объективной
правовой деятельности. Функции правосознания: 1. познавательная; 2.
оценочная; 3. регулятивная. Структура правосознания: правовой психологии и правой идеологии. К поведенческим элементам правосознания относятся: привычки, установки, ценностей, ориентации.

Виды правосознания: В зависимости от того, кто является носителем правовых идей, взглядов, переживаний выделяют индивидуальное, групповое и общественное правосознание. Кроме того, правосознание различается по глубине отражения правовой реальности. В этой связи выделяют обыденное, научное и профессиональное правосознание. Типы правосознания: правовое мировоззрение; правовой нигилизм - это тип правосознания, основанный на негативном, отрицательном отношении к праву и закону. Подобное неуважительное отношение к праву имеет место в тех обществах, где идеи прав и индивидуальных свобод оказываются невостребованными и не представляют главной ценности для людей. Одной из причин распространения правового нигилизма является правовое невежество, отсутствие элементарных знаний о праве. Значительно более серьезны психологические корни
данного явления. Они кроются в недоверии в преобразующую, конструктивную роль
права, его способности оказывать влияние на судьбы миллионов простых обывателей. По этой причине простые граждане стремятся действовать в обход существующих норм права.

Правовой инфантилизм несформированность правовой установки,
обусловленной недостаточностью правовых знаний при завышенной
самооценке собственного правосознания. Правового дилетантизма – поведенческая реакция может быть основана на вольном обращении с законами, которое обусловлено небрежностью, неорганизованностью субъекта права. Правовой идеализм, правовой романтизм - этот тип правосознания характеризуется чрезмерными, заведомо несбыточными надеждами на право, закон в качестве главных средств избавления общества от негативных явлений, таких как преступность, коррупция, войны и т. д.

Правовая культура отличается от правосознания тем, что последнее включает в себя лишь совокупность идей, воззрений, теорий, ориентации, выражаю отношение общества и индивида к праву, а правовая культура представляет собой положительный тип отношения к правовым явлениям, который выражается в деятельности индивида, юридических учреждений. Высшим уровнем проявления правовой культуры является правовая активность индивида. Она выражается не только в законопослушном поведении индивида, но и в способности личности к активным, творческим действиям в сфере реализации права, а также в сфере правового регулирования. Правовая культура выполняет в обществе ряд функций: познавательная; регулятивная; функция правовой социализации; оценочная; прогностическая. Виды правовой культуры: правовую культуру общества, группы и личности. По степени познания правовых явлений и использования их в практической правовой деятельности выделяют: обыденный уровень правовой куль туры, профессиональный и теоретический.

 

Лекция 2. Основные понятия государства.

Одно из основных понятий «Основы права» является государство. Государство – это специальный аппарат устанавливающий право, принимающий законы, охраняющий правопорядок и законности. Первые известные человечеству государства возникли от 6 до 2 тысяч лет назад. Основные теории возникновения государства: теологическая, патриархальная, дого­ворная, органическая, теория Гегеля о происхождении государства, психо­логическая, ирригационная, теория насилия, экономическая (классовая).

Признаки государства: государственная власть, государственный суверенитет, террито­рия (граница), правовая система, гражданство, государственный язык, символы государства (гимн, герб, флаг), налоги и сборы. Функции государства: внешние и внутренние. Внешние: функция обороны страны и поддержания мирового порядка; внешнеполитическая деятельность и международное сотрудничество. Внутренние: регулятивные т.е. экономическая, социальная, налоговая и финансовая, культурная, экологическая. Охранительные т.е.охрана прав и свобод чело­века и гражданина, обеспечение правопорядка. Формы осуществления функции госу­дарства: правовые формы (правоохранительная, правоприменительная, правотворче­ская), организационные формы (организационно-идеологическая, организационно-хозяйственная, организационно-регламентирующая).

Методы осуществления функции государства: убеждение, принуждение, поощ­рение, наказание. Формы государства – это структурная организация общества, выраженная в форме правления, в форме государственного устройства и в форме политического режима. Форма правления – это состав, порядок образования и соотношения полномочий высших органов государственной власти. По форме правления все государства делятся на: республику и монархии. Монархия: абсолютная, конституционная, дуалистическая (Кувейт, Непал), парламентарная, теократическая (Ватикан, Иран), нетрадиционная (ОАЭ: состоят из нескольких монархий - эмиратов (Шарджи, Дубай), возглавляемых эмирами, каждый из которых по очереди стано­вится верховным эмиром ОАЭ). Малайзия: состоит одновременно из республик и монар­хий. Главы монархий из своего числа избирают общегосударственного монарха сроком на 9 лет.

Республикой называется такая форма правления, при которой высшие органы и должности государственной власти формируются населением на определенной срок, путем свободных выборов. Виды республики: президентская, парламентская, президентско-парламентская. Для эффективного управления страной, при достижении определенной численности населения и размера территории возникает потребность разделить территорию страны на административные-территориальные единицы (село, район, город, край, округ, штат, земля, губерния, уезд и т.д.) и это называется формой государственного управления. Существуют три формы государственного управления: унитарное государство (унитаризм), федеративное государство (федерация) и конфедеративное государство (конфедерация).

Политический режим – это методы и способы осуществления государственной власти. Существуют две формы политического режима: антидемократический режим (антидемократическое государство) к ним относятся: тоталитаризм, авторитаризм, военные режимы, сталинизм, гитлеризм, фашизм, маоцизм и т.д. и демократический режим (демократическое государство), к ним относятся: парламентский режим и президентский режим, смешенный режимы, монархические государства.

Правовое государство – это способ связи государства и личности посредством права, при котором властные притязания государства ограничиваются таким образом, что гарантируются достоинство человека, свобода, справедливость и правовая защищенность его как в отношениях с государственной властью, так и между индивидами. Признаки правового государства: разделение власти на законодательную, исполнительную и судебную ветви с целью концентрации власти в руках одного лица или кучки людей; верховенство закона и равенство всех перед законом, в том числе органов и должностных лиц, граждан государства; взаимная ответственность государства и личности на правовой основе; относительно высокий уровень правосознания и правовой культуры граждан; юридическая возможность гражданского общества контролировать принятие и исполнение законов всеми субъектами права.

 

Лекция 3. Основы конституционного права

Конспект лекции:

Конституционное право - это совокупность правовых норм, регулирующая общественных отношений складывающихся в сфере конституционного права. Эти общественные отношения являются предметом конституционного права. Общественные отношения конституционное право регулирует с помощью следующих методов: основополагающий, учредительный, общерегулирующий, обязывающий, запрещающий, дозволяющий, признающий. Формулируя теоретические выводы, наука конституционного права опирается на широкую систему источников, под которыми подразумеваются факторы, составляющие основы научного познания. К источникам конституционного права относятся: Конституция РК; Конституционные законы РК; Законы РК; Акты, издаваемые Президентом РК; Акты Парламента РК; Акты Правительства РК; Регламенты палат Парламента РК; Международные договоры и соглашения РК с другими странами; Общепризнанные нормы международного права; Акты Конституцинного Совета РК; Акты органов местного государственного управления; Акты органов местного самоуправления.

Одним из основных понятий конституционного права являются конституционно-правовые нормы. Они являются средством упорядочения общественных отношений, принимаются государством и выполняют регулятивную и правоохранительную функции. Конституционно-правовые нормы классифицируют по следующим основаниям: По характеру содержащихся предписаний их разделяют на: управомочивающие, обязывающие и запрещающие. Управомочивающие нормы - это нормы, закрепляющие право субъектов осуществлять предусмотренные в них действия и определяющие рамки их, полномочий. Обязывающие нормы закрепляют обязанности субъектов соотносить свое поведение, свои действия с установками данных норм. Запрещающие нормы - это нормы, содержащие запреты на совершение определенных действий, в них предусмотренных. По степени определенности содержащихся в них предписаний различают императивные и дизпозитивные нормы. Императивные нормы - это нормы, которые не допускают свободы усмотрения субъекта в применении установленного ими правила. Диспозитивные нормы - это нормы, которые предусматривают возможности выбора варианта действия субъекта с учетом указанных в норме условий и обстоятельств. По назначению в механизме правового регулирования различают материальные и процессуальные (процедурные) нормы. Материальные нормы - это нормы, предусматривающие содержание действия по правовому регулированию общественных отношений. Процессуальные нормы - это нормы, определяющие порядок, в котором они должны быть реализованы. Существуют и иные критерии классификации норм.

Система конституционного права - это совокупность составных частей и элементов конституционного права, характеризующих его внутреннее строение и обособляющих его от других отраслей права. В системе конституционного права выделяют следующие правовые институты: основы конституционного строя; права и свободы человека и гражданина; административно-территориальное устройство; избирательная система; президентская власть; законодательная власть; исполнительная власть; судебная власть и прокуратура; местное государственное управление; местное самоуправление; порядок изменения Конституции

К универсальным принципам конституционного права, оказывающим влияние на всю систему национального права РК, относятся: принципы высшей юридической силы и прямого действия Конституции на всей территории Республики (ст.4 Конституции РК); принцип абсолютности и неотчуждаемости прав и свобод человека (ч.2 ст.12 Конституции РК). К общим отраслевым принципам конституционного права относятся: принцип решения наиболее важных вопросов государственной жизни демократическими методами; принцип суверенитета; принцип принадлежности государственной власти народу, ее единство; принцип признания идеологического и политического многообразия.

Конституционно-правовые отношения – это общественные отношения, урегулированные нормами конституционного права, содержанием которых является юридическая связь между субъектами в форме взаимных прав и обязанностей. Классификация конституционно-правовых отношений: по сроку действия различаются постоянные и временные отношения; по назначению в механизме правового регулирования различают; материальные и процессуальные отношения; по целевому назначению различают правоустановительные и правоохранительные правовые отношения.

Субъекты конституционного права - это участники конституционно-правовых отношений. Субъектами конституционно-правовых отношений выступает: человек – вступая в отношения сам или через соответствующие органы с государством; государство - вступая в отношения с другим государством или человеком.

Конституционную основу общественного строя Республики Казахстан составляют: суверенитет, государственный суверенитет, народный суверенитет, республиканская форма правления, народовластие, светский характер государства, верховенство права, социальный характер государства, унитарность, политический и идеологический плюрализм, экономический плюрализм, права и свободы человека и гражданина, приоритет норм международного договора над нормами закона, государственный язык, государственные символы - флаг, герб и гимн, в которых в своеобразной форме выражается государственный суверенитет Казахстана, а также ее столица - город Астана.

Конституционные (основные) права и свободы человека и гражданина - это его неотъемлемые права и свободы, принадлежащие ему от рождения или в силу гражданства, защищаемые государством и составляющие ядро правового статуса личности. Понятие «права человека» и «права гражданина» не тождественны. Права человека - это совокупность естественных и неотчуждаемых прав и свобод, таких, как право на жизнь, свободу и личную неприкосновенность, которыми человек обладает в силу рождения и которые не зависят от его принадлежности к государству. Права гражданина - это права и свободы, закрепляемые за лицом только в силу его принадлежности к государству. В данном случае действует принцип - каждый гражданин является человеком, но не каждый человек является гражданином.

Система консиитуционных права, свобод и обязанностей человека и гражданина состит из пяти элемнтов: личные права и свободы человека и гражданина; политические права и свободы человека и гражданина, экономические права и свободы человека и гражданина, социальные права и свободы человека и гражданина, культурные права и свободы человека и гражданина. К личным (гражданским) правам и свободам относятся: право на жизнь (ст.15), право на личную свободу (ст.16), неприкосновенность достоинства человека (ст.17), право на неприкосновенность частной жизни (ст.18), право на неприкосновенность жилища (ст. 25), право на свободу передвижения и выбора места жительства (ст. 21), свобода совести (ст. 22), право определять и указывать или не указывать национальную, партийную и религиозную принадлежность (ст. 19), свобода слова и творчества (ст. 20). Политические права и свободы: право на участие в управлении делами государства (ст. 33), право на участие в мирных митингах, собраниях, шествиях и пикетированиях (ст. 32), право на свободу объединений (ст. 23). Экономические права и свободы: свобода труда (ст. 24), право на частную собственность(ст. 26), право наследования (ст.26), свобода предпринимательской деятельности (ст. 26). Социальные права: право на отдых (ст. 24), право на защиту материнства, отцовства и детства (ст.27), право на социальное обеспечение (ст. 28), право на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 29), право на образование (ст. 30). Культурные права человека – признаваемые гарантированные конституцией или законом возможности реализации человека в сфере культурной и научной жизни. Они включает в себя право на пользование родным языком и культурой, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества.

Основные (конституционные) обязанности человека и гражданина - это конституционно закрепленные и охраняемые правовой ответственностью виды и мера общественно - необходимого поведения лиц, находящихся на территории государства, либо только собственных граждан, независимо от места их нахождения, в связи с необходимостью их участия в обеспечении интересов общества, государства, других граждан. Конституция РК возлагает на каждого гражданина следующие обязанности: обязанность соблюдать Конституцию РК и законодательство РК (ст.34); обязанность уважать права, свободы, честь и достоинство других лиц (ст. 34); обязанность уважать государственные символы Республики (ст.34); обязанность и долг платить законно установленные налоги, сборы и иные обязательные платежи (ст.35); обязанность и долг защищать РК (ст.36); обязанность заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры (ст.37); обязанность сохранять природу и бережно относиться к природным богатствам (ст.38).

Гражданство - это устойчивая политико-правовая связь человека с государством, выражающая совокупность их взаимных прав и обязанностей. Основания приобретения гражданства РК. Гражданство РК приобретается: по рождению; в результате приема в гражданство; по основаниям или в порядке, предусмотренными межгосударственными договорами РК; по иным основаниям, предусмотренным законом. Гражданство РК утрачивается: вследствие поступления на службу в органы государственной власти и управления другого государства; если гражданство приобретено в результате предоставления заведомо ложных сведений или фальшивых документов; если лицо, постоянно проживающее за границей, не встало на консульский учет без уважительных причин в течение трех лет; по основаниям, предусмотренным межгосударственными договорами РК.

Избирательная система РК: понятие, принципы, избирательные органы. Под избирательной системой понимают порядок формирования выборных органов государства и местного самоуправления, включающий в себя принципы и условия участия в формировании избираемых органов, а также организацию и порядок выборов. Под избирательной сис­темой Республики Казахстан понимается порядок выборов Пре­зидента РК, депутатов Мажилиса и Сената Парламента РК, депутатов Маслихатов, акимов сельской (поселковых) местности предусмотренный Конституцией РК и Конституционным законом «О выборах в РК», избираемых как непо­средственно, так и косвенно гражданами РК. Существуют два вида избирательных систем — пропорциональная и мажоритарная. Пропорциональ­ная избирательная система строится на принципе пропорцио­нальности между полученными голосами и завоеванными ман­датами. Для функционирования пропорциональной системы необходимо создать ряд больших территориальных округов и иметь не менее двух сложившихся политических партий.

Мажоритарная избирательная система имеет два подвида: абсолютного большинства и относительного большинства. При мажоритарной системе абсолютного большинства выборы счи­таются состоявшимися, если в них приняло участие как в пер­вом, так и во втором туре более 50 % граждан, внесенных в списки избирателей; кандидат считается избранным, если число голосов, поданных за него, составляет более 50 % от числа из­бирателей, принявших участие в голосовании.

При мажоритарной системе относительного большинства выборы считаются состоявшимися вне зависимости от числа избирателей, принявших участие в голосовании, а избранным считается кандидат, набравший большее по отношению к дру­гим кандидатам число голосов избирателей при условии, если за него проголосовало более чем 25 % от числа граждан, вне­сенных в списки избирателей.

В Конституции РК, а также в Конституцион­ном законе «О выборах в РК» закреплены следующие принципы избирательного права:

1. Принцип всеобщности - означает, что все граждане РК, достигшие определенно­го возраста, независимо от пола, национальности, расы, веро­исповедания, социального происхождения и т. д. имеют право избирать и быть избранными в выборный орган государствен­ной власти. Всеобщее избирательное право делится на актив­ное и на пассивное избирательное право.

Активное избирательное право — это право граж­дан Республики участвовать в голосовании на выборах по до­стижении 18-летнего возраста.

Пассивное избирательное право — это право граждан Рес­публики быть избранным Президентом, депутатом Мажилиса Парламента и маслихата с ограничениями, установленными Конституцией. Принцип всеобщности знает исключения.

Во-первых, для избрания на пост Президента предъявляются требования, относящиеся к возрасту, языку, сроку проживания на территории РК. Ряд требований предъявляется к гражданам, выдвигаемым кандидатами в депутаты Парламента, маслихатов.

Во-вторых, Конституция РК устанавливает, что не имеют права из­бирать и быть избранными, участвовать в республиканском референдуме граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свобода по приговору суда.

Не подлежат регистрации в качестве кандидата в Президенты РК, в депутаты парламента РК, маслихатов, а также кандидатом в члены органов местного самоуправления лицо: привлекавшееся в течение года перед регистрацией к дисциплинарной ответственности за совершение коррупционного правонарушения; на которое в течение года перед регистрацией налагалось в судебном порядке административное взыскание за умышленное правонарушение; имеющие судимость, которая ко времени регистрации не погашена или не снята в установленном законом порядке.

2. Принцип равенства - означает, что избиратели участвуют в выбо­рах Президента, депутатов Мажилиса Парламента и маслихатов республики на равных основаниях и каждый из избирате­лей обладает одним голосом. Каждый избиратель может быть внесен только в один список, может голосовать в данных вы­борах (Президента, депутатов Парламента и т. д.) только один раз.

Избирательный бюллетень выдается по документу, удос­товеряющему личность. Кандидаты (в Президенты, депутаты) также имеют равные права на участие в выборах. Участие в выборах на равных основаниях обеспечивается также и тем, что ни один избиратель не имеет каких-либо преимуществ пе­ред другими избирателями.

3. Принцип прямого избирательного права – означает, что Президент, депу­таты Мажилиса Парламента и маслихатов, члены органов мес­тного самоуправления Республики избираются гражданами не­посредственно.

В Республике Казахстан установлены как пря­мые, так и косвенные выборы депутатов. Косвенное избирательное право выражается в том, что в выборах депутатов Сената Парламента участвуют выборщики - граждане республики, являющиеся депу­татами маслихатов. Выборщики участвуют в выборах депута­тов Сената на равных основаниях, и каждый из выборщиков обладает одним голосом при выборах депутата Сената.

4. Принцип тайного голосования проявляется в том, что голо­сование на выборах Президента, депутатов Мажилиса и Сената Парламента, депутатов маслихатов, членов органов местного самоуправления республики осуществляется в условиях, исключающих возможность контроля над волеизъявле­нием избирателя, а также давление на волю избирателя.

5. Принцип добровольности участия граждан РК в выборах выражается в том, что никто не вправе ока­зывать воздействие на избирателя с целью принудить его к участию или неучастию в выборах. Свобода волеизъявления во время выборов обеспечивается также запрещением агитации в день выборов. Добровольное неучастие избирателей в выборах называется - абсентеизм.

Избирательные органы. Государственными органами, обеспечивающими подготовку и проведение выборов в РК, являются образующие единую систему избирательные комиссии: центральная избирательная комиссия республики; территориальные избирательные комиссии; окружные избирательные комиссии; участковые избирательные комиссии. Срок полномочий избирательных комиссий составляет пять лет.

Центральная избирательная комиссия (ЦИК) возглавляет единую систему избирательных комиссий Республики и явля­ется постоянно действующим органом. ЦИК состоит из Пред­седателя, заместителя Председателя, секретаря и членов ко­миссии, избираемых и освобождаемых от должности Мажилисом Парламента по представлению Президента Республики. Председатель и секретарь ЦИК должны иметь высшее юриди­ческое образование. Как постоянно действующий государствен­ный орган ЦИК имеет свой аппарат.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: