Известно большое число реакций, приводящих к образованию солей. Приведем наиболее важные из них.
1. Взаимодействие кислот с основаниями (реакция нейтрализации):
NаОН + НNO3 = NаNO3 + Н2О
Al(OH)3 + 3НС1 = AlCl3 + 3Н2О
2. Взаимодействие металлов с кислотами:
Fе + 2HCl = FeCl2 + Н2
Zn + Н2SО4 разб.= ZnSO4 + Н2
3. Взаимодействие кислот с основными и амфотерными оксидами:
СuO + Н2SO4 = СuSO4 + Н2О
ZnO + 2HCl = ZnСl2 + Н2О
4. Взаимодействие кислот с солями:
FeCl2 + H2S = FeS¯ + 2HCl
AgNO3 + HCI = AgCl¯ + HNO3
Ba(NO3)2 + H2SO4 = BaSO4¯ + 2HNO3
5. Взаимодействие растворов двух различных солей:
BaCl2 + Na2SO4 = ВаSO4¯ + 2NаСl
Pb(NO3)2 + 2NaCl = РbС12¯ + 2NaNO3
6. Взаимодействие оснований с кислотными оксидами (щелочей с амфотерными оксидами):
Са(ОН)2 + СО2 = СаСО3¯ + Н2О,
2NаОН(тв.) + ZnO Na2ZnO2 + Н2О
7. Взаимодействие основных оксидов с кислотными:
СаO + SiO2 СаSiO3
Na2O + SO3 = Na2SO4
8. Взаимодействие металлов с неметаллами:
2К + С12 = 2КС1
Fе + S FеS
9. Взаимодействие металлов с солями.
Cu + Hg(NO3)2 = Hg + Cu(NO3)2
Pb(NO3)2 + Zn = Рb + Zn(NO3)2
10. Взаимодействие растворов щелочей с растворами солей
CuCl2 + 2NaOH = Cu(OH)2↓+ 2NaCl
NaHCO3 + NaOH = Na2CO3+ H2O
Вопросы для самоконтроля
1 - Напишите уравнения реакций:
Na2 SO₄ + NaOH →
Ca(NO₃)₂ + K2 SO₄ →
BaCO₃↓®
¾ Что такое соли?
¾ Какие соли бывают?
¾ Назовите физические свойства солей.
¾ Где применяются соли?
¾ В вашей специальности соли нашли применение?
2 - Составьте уравнения следующих реакций и, пользуясь таблицей растворимости, определите, пройдут ли они до конца:
а) хлорид бария + сульфат натрия;
б) хлорид алюминия + нитрат серебра;
в) фосфат натрия + нитрат кальция;
г) хлорид магния + сульфат калия;
д) сульфид натрия + нитрат свинца;
е) карбонат калия + сульфат марганца;
ж) нитрат натрия + сульфат калия.
Уравнения записывайте в молекулярной и ионных формах.
|
ПЛАН ЗАНЯТИЯ № 16
Дисциплина: Химия.
Тема: Гидролиз солей. Оксиды и их свойства.
Цель занятия: Научиться определять реакцию среды раствора соли в воде, составлять уравнения реакций гидролиза неорганических веществ;Углубить, систематизировать, обобщить знания обучающихся об оксидах, способах их получения и областях применения.
Планируемые результаты
Предметные: понимание роли химии в формировании кругозора и функциональной грамотности человека для решения практических задач; владение основополагающими химическими понятиями, теориями, законами и закономерностями; уверенное пользование химической терминологией и символикой;
Метапредметные: использование различных видов познавательной деятельности и основных интеллектуальных операций (постановки задачи, формулирования гипотез, анализа и синтеза, сравнения, обобщения, систематизации, выявления причинно-следственных связей, поиска аналогов, формулирования выводов) для решения поставленной задачи;
Личностные: готовность к продолжению образования и повышения квалификации в избранной профессиональной деятельности и объективное осознание роли химических компетенций в этом;
Норма времени: 2 часа
Вид занятия: Лекция.
План занятия:
1. Гидролиз солей.
2. Солеобразующие и несолеобразующие оксиды.
3. Основные, амфотерные и кислотные оксиды. Зависимость характера оксида от степени окисления образующего его металла.
4. Химические свойства оксидов.
5. Получение оксидов.
Оснащение: Учебник, периодическая система химических элементов.
|
Литература:
1. Химия 11 класс: учеб. для общеобразоват. организаций Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман. – М.: Просвещение, 2014. -208 с.: ил..
2. Химия для профессий и специальностей технического профиля: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / О.С.Габриелян, И.Г. Остроумов. – 5 - изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2017. – 272с., с цв. ил.
Преподаватель: Тубальцева Ю.Н.
Тема 16. Гидролиз солей. Оксиды и их свойства.
План:
1. Гидролиз солей.
2. Солеобразующие и несолеобразующие оксиды.
3. Основные, амфотерные и кислотные оксиды. Зависимость характера оксида от степени окисления образующего его металла.
4. Химические свойства оксидов.
5. Получение оксидов.
Гидролиз солей.
Кислая среда образуется в растворах кислот, так как кислоты диссоциируют с образованием ионов водорода: HCl ↔ H+ + Cl- Лакмус в кислой среде окрашивается в красный цвет.
Щелочная среда образуется в растворах щелочей и обусловлена наличием ОН-. Щёлочи диссоциируют с образованием гидроксид-ионов: NaOH ↔ Na+ + OH- Лакмус в щелочной среде окрашивается в синий цвет.
Нейтральная среда образуется тогда, когда концентрация ионов Н+ и ионов ОН- будут равны: [H+] = [OH-] Лакмус не изменяет окраску, остаётся фиолетовым.
Можно предположить, что нейтральная среда образуется в растворе любой средней соли, так как в их составе нет ионов водорода или ионов гидроксильных групп.