План:
1. Реакции соединения, разложения, замещения, обмена.
Реакции соединения, разложения, замещения, обмена.
Признаки химических реакций:
¾ выделение или поглощения тепла иногда выделение света;
¾ изменение окраски;
¾ появление запаха;
¾ образование осадка;
¾ выделение газа.
Условия возникновения и течения химических реакций:
¾ измельчение и перемешивание;
¾ нагревание.
Классификация по составу реагентов и продуктов реакции
Тип реакции | Примеры |
Реакции соединения | 1. Взаимодействие простых веществ: 3Fe + 2O2= Fe3O4 (FeO* Fe2O3) S + O2= SO2 Mg + I2= MgI2 H2+ Cl2 = 2HCl 2. Взаимодействие сложных веществ: SO2+ H2O = H 2SO3 CaO + H2O = Ca(OH)2 CO2 + CaO = CaCO3 |
Реакции разложения | 1. Разложение оксидов при температуре: 2HgO = 2Hg +O2 2SO3 = 2SO2+ O2 2. Разложение кислот при температуре: H2SiO3 = SiO2 + H2O HNO3= NO2 + O2 + H2O H2SO4= SO3 + H2O SO2+ O2 3. Разложение н/р оснований при температуре: Cu(OH)2= CuO + H2O 2Al(OH)3= Al2O3 + 3H2O 4. Разложение солей при температуре: CaCO3=CaO + CO2 2NaNO3 = 2NaNO2 + O2 2KClO3= 2KCl + 3O2 2KMnO4= K2MnO4 + MnO2 + O2 (NH4)2Cr2O7 = N2 + Cr2O3 + 4H2O Карбонаты и сульфаты щелочных металлов не разлагаются. |
Реакции замещения | 1. Металлы(щел. и щел.- зем.) с водой: 2Na + 2H2O = 2NaOH + H2 2. Металлы с разбавл. кислотами: Mg + 2HCl = MgCl2 + H2 3. Металлы с солями: Cu + HgCl2 = Hg + CuCl2(медная монета покрыта ртутью). |
Реакции обмена | 1. Выпадение осадка: BaCl2 + H2SO4 = BaSO4 + 2HCl 2. Образование газа: Na2CO3 + 2HCl = 2NaCl + CO2 + H2O 3. Образование слабого электролита – воды: 2HCl + Ca(OH)2 = CaCl2 + 2H2O – реакция нейтрализации. |
Решение заданий у доски: «Типы химических реакций»
Вариант 1
1.Какая реакция относится к реакциям обмена:
а) Al2O3+HCl→, б) Na2O + H2O→, в) Fe + H2SO4 →, г) CaCO3 →.
2.Какая реакция относится к реакциям соединения:
|
а) Al2O3+HCl→, б) Na2O + H2O→, в) Fe + H2SO4 →, г) CaCO3 →.
3.Какое уравнение соответствует реакции разложения:
а) Zn+CuSO4=ZnSO4+Cu б)BaCl2+K2CO3=BaCO3+2KCl, в) CaO+CO2 → CaCO3,
г) Fe(OH)2=FeO+H2O.
4. Какое уравнение соответствует реакции замещения:
а) CO2+H2O=H2CO3, б) C+2H2=CH4, в) 2H2O=2H2+O2, г) 2 H2O+2Na=2NaOH+H2
5. Установите соответствие между левой и правой частями уравнения:
1. 2Na+O2= А. MgCO3+H2
2. K2O+H2O= Б. 2Na2O
3. Cu(OH)2+H2SO4= В. Na2O2
4. Mg+H2CO3= Г. 2KOH
Д. CuSO4+2H2O
Вариант 2
1. Укажите правильное определение реакции соединения:
А) Реакция образования нескольких веществ из одного простого вещества;
Б) Реакция, в которой из нескольких простых или сложных веществ, образуется одно сложное вещество;
В) Реакция, в которой вещества обмениваются своими составными частями.
2. Укажите реакцию замещения:
А) Реакция между основанием и кислотой;
Б) Реакция взаимодействия двух простых веществ;
В) Реакция взаимодействия щелочных металлов с водой.
3. Укажите правильное определение реакции разложения:
А) Реакция, при которой из одного сложного вещества образуются несколько простых или сложных веществ;
Б) Реакция, в которой вещества обмениваются своими составными частями;
В) Реакция с образованием молекул водорода и кислорода.
4. Укажите признаки протекания реакции обмена:
А) Образование воды;
Б) Только образование газа;
В) Только выпадение осадка;
Г) Выпадение осадка, образование газа или образование слабого электролита.
5. К какому типу реакций относится взаимодействие кислотных оксидов с основными:
А) Реакция обмена; Б) Реакция соединения;
В) Реакция разложения; Г) Реакция замещения.
6. К какому типу реакций относится взаимодействие солей с кислотами или с основаниями:
|
А) Реакции замещения; Б) Реакции разложения;
В) Реакции обмена; Г) Реакции соединения.
7. Правильно ли утверждение, что во время реакции обмена обязательно одно из веществ должно выпасть в осадок:
u А. Да;
u Б. Нет.
8. Найдите соответствие:
u 1. Мg(OH)2 = MgO + H2O A) Реакция соединения
u 2. CuO + H2 = Cu + H2O Б) Реакция обмена
u 3. 3CaO + P2O5 = Ca3(PO4)2 В) Реакция замещения
u Г) Реакция разложения
9. К какому типу реакций относится это превращение: Ag + Сl = AgCl
u A) Реакция соединения
u Б) Реакция обмена
u В) Реакция замещения
u Г) Реакция разложения
Вариант 3
1. Взаимодействие оксида серы (IV) с кислородом
2. Взаимодействие кислорода с азотом
3. Взаимодействие цинка с соляной кислотой
4. Взаимодействие гидроксида калия с раствором сульфата
5.Взаимодействие гидроксида калия с серной кислотой
Вопросы для самоконтроля
1 Что называется явлением?
2. Чем сопровождается любое явление?
3. Какие виды энергий вы знаете?
4.К каким явлениям относятся данные превращения?
5. В чём разница между физическими и химическими явлениями?
6. Будут ли данные реакции химическими?
7. Какие уровни организации вещества затрагиваются при химических реакциях?
8. Что же такое химическое явление?
9. По каким признакам можно судить о протекании именно химических реакций?
10. Приведите примеры образования оксида углерода (4) в результате реакции:
соединения,
разложения.
11. Проставьте коэффициенты в следующих схемах реакции, определите к какому типу относиться каждая из них:
Al + Cl2 → Al2O3
CaO + HCl → CaCl2 + H2O
|
NaHCO3 → Na2CO3 + H2O + CO2
Mg + H2SO4 → MgSO4 + H2
12. К какому типу химической реакции относиться образование углекислого газа в результате:
взаимодействия угля с оксидом меди;
прокаливания известняка;
сжигания угля;
горения угарного газа?
13.Какие бывают реакции по числу и составу реагентов? Перечислите их.
14.Что такое реакции соединения, разложения, замещения, обмена?
15.Чем отличаются реакции замещения и обмена между собой?
ПЛАН ЗАНЯТИЯ №18
Дисциплина: Химия.
Тема: Классификация химических реакций.
Цель занятия: познакомить учащихся с новой классификацией химических реакций по признаку изменения теплового эффекта реакции, дать понятие “тепловой эффект”, “теплота сгорания”; систематизировать знания о типах химических реакций
Планируемые результаты
Предметные: понимание роли химии в формировании кругозора и функциональной грамотности человека для решения практических задач; сформированность собственной позиции по отношению к химической информации, получаемой из разных источников;
Метапредметные: использование различных источников для получения химической информации, умение оценить ее достоверность для достижения хороших результатов в профессиональной сфере;
Личностные: умение использовать достижения современной химической науки и химических технологий для повышения собственного интеллектуального развития в выбранной профессиональной деятельности;
Норма времени: 2 часа
Вид занятия: Лекция.
План занятия:
1. Каталитические реакции.
2. Обратимые и необратимые реакции.
3. Гомогенные и гетерогенные реакции.
4. Экзотермические и эндотермические реакции.
5. Тепловой эффект химических реакций. Термохимические уравнения.
Оснащение: Учебник.
Литература:
1. Химия 11 класс: учеб. для общеобразоват. организаций Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман. – М.:Просвещение, 2014. -208 с.: ил..
2. Химия для профессий и специальностей технического профиля: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / О.С.Габриелян, И.Г. Остроумов. – 5 - изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2017. – 272с., с цв. ил.
Преподаватель: Тубальцева Ю.Н.