Тема 17. Классификация химических реакций.





План:

1. Реакции соединения, разложения, замещения, обмена.

 

Реакции соединения, разложения, замещения, обмена.

Признаки химических реакций:

¾ выделение или поглощения тепла иногда выделение света;

¾ изменение окраски;

¾ появление запаха;

¾ образование осадка;

¾ выделение газа.

Условия возникновения и течения химических реакций:

¾ измельчение и перемешивание;

¾ нагревание.

Классификация по составу реагентов и продуктов реакции

Тип реакции Примеры
Реакции соединения 1. Взаимодействие простых веществ: 3Fe + 2O2= Fe3O4 (FeO* Fe2O3 ) S + O2= SO2 Mg + I2= MgI2 H2+ Cl2 = 2HCl 2. Взаимодействие сложных веществ: SO2+ H2O = H 2SO3 CaO + H2O = Ca(OH)2 CO2 + CaO = CaCO3
Реакции разложения 1. Разложение оксидов при температуре: 2HgO = 2Hg +O2 2SO3 = 2SO2+ O2 2. Разложение кислот при температуре: H2SiO3 = SiO2 + H2O HNO3= NO2 + O2 + H2O H2SO4= SO3 + H2O SO2+ O2 3. Разложение н/р оснований при температуре: Cu(OH)2= CuO + H2O 2Al(OH)3= Al2O3 + 3H2O 4. Разложение солей при температуре: CaCO3=CaO + CO2 2NaNO3 = 2NaNO2 + O2 2KClO3= 2KCl + 3O2 2KMnO4= K2MnO4 + MnO2 + O2 (NH4)2Cr2O7 = N2 + Cr2O3 + 4H2O Карбонаты и сульфаты щелочных металлов не разлагаются.
Реакции замещения 1. Металлы( щел. и щел.- зем. ) с водой: 2Na + 2H2O = 2NaOH + H2 2. Металлы с разбавл. кислотами: Mg + 2HCl = MgCl2 + H2 3. Металлы с солями: Cu + HgCl2 = Hg + CuCl2(медная монета покрыта ртутью) .
Реакции обмена 1. Выпадение осадка: BaCl2 + H2SO4 = BaSO4 + 2HCl 2. Образование газа: Na2CO3 + 2HCl = 2NaCl + CO2 + H2O 3. Образование слабого электролита – воды: 2HCl + Ca(OH)2 = CaCl2 + 2H2O – реакция нейтрализации.

 

Решение заданий у доски: «Типы химических реакций»

Вариант 1

1.Какая реакция относится к реакциям обмена:

а) Al2O3+HCl→, б) Na2O + H2O→, в) Fe + H2SO4 →, г) CaCO3 →.

2.Какая реакция относится к реакциям соединения:

а) Al2O3+HCl→, б) Na2O + H2O→, в) Fe + H2SO4 →, г) CaCO3 →.

3.Какое уравнение соответствует реакции разложения:

а) Zn+CuSO4=ZnSO4+Cu б)BaCl2+K2CO3=BaCO3+2KCl, в) CaO+CO2 → CaCO3,

г) Fe(OH)2=FeO+H2O.

4. Какое уравнение соответствует реакции замещения:

а) CO2+H2O=H2CO3, б) C+2H2=CH4, в) 2H2O=2H2+O2, г) 2 H2O+2Na=2NaOH+H2

5. Установите соответствие между левой и правой частями уравнения:

1. 2Na+O2= А. MgCO3+H2

2. K2O+H2O= Б. 2Na2O

3. Cu(OH)2+H2SO4= В. Na2O2

4. Mg+H2CO3= Г. 2KOH

Д. CuSO4+2H2O

Вариант 2

1. Укажите правильное определение реакции соединения:

А) Реакция образования нескольких веществ из одного простого вещества;

Б) Реакция, в которой из нескольких простых или сложных веществ, образуется одно сложное вещество;

В) Реакция, в которой вещества обмениваются своими составными частями.

2. Укажите реакцию замещения:

А) Реакция между основанием и кислотой;

Б) Реакция взаимодействия двух простых веществ;

В) Реакция взаимодействия щелочных металлов с водой.

3. Укажите правильное определение реакции разложения:

А) Реакция, при которой из одного сложного вещества образуются несколько простых или сложных веществ;

Б) Реакция, в которой вещества обмениваются своими составными частями;

В) Реакция с образованием молекул водорода и кислорода.

4. Укажите признаки протекания реакции обмена:

А) Образование воды;

Б) Только образование газа;

В) Только выпадение осадка;

Г) Выпадение осадка, образование газа или образование слабого электролита.

5. К какому типу реакций относится взаимодействие кислотных оксидов с основными:

А) Реакция обмена; Б) Реакция соединения;

В) Реакция разложения; Г) Реакция замещения.

6. К какому типу реакций относится взаимодействие солей с кислотами или с основаниями:

А) Реакции замещения; Б) Реакции разложения;

В) Реакции обмена; Г) Реакции соединения.

7. Правильно ли утверждение, что во время реакции обмена обязательно одно из веществ должно выпасть в осадок:

u А. Да;

u Б. Нет.

8. Найдите соответствие:

u 1. Мg(OH)2 = MgO + H2O A) Реакция соединения

u 2. CuO + H2 = Cu + H2O Б) Реакция обмена

u 3. 3CaO + P2O5 = Ca3(PO4)2 В) Реакция замещения

u Г) Реакция разложения

9.К какому типу реакций относится это превращение: Ag + Сl = AgCl

u A) Реакция соединения

u Б)Реакция обмена

u В) Реакция замещения

u Г) Реакция разложения

Вариант 3

1. Взаимодействие оксида серы (IV) с кислородом

2. Взаимодействие кислорода с азотом

3. Взаимодействие цинка с соляной кислотой

4. Взаимодействие гидроксида калия с раствором сульфата

5.Взаимодействие гидроксида калия с серной кислотой

 

Вопросы для самоконтроля

1 Что называется явлением?

2. Чем сопровождается любое явление?

3. Какие виды энергий вы знаете?

4.К каким явлениям относятся данные превращения?

5. В чём разница между физическими и химическими явлениями?

6. Будут ли данные реакции химическими?

7. Какие уровни организации вещества затрагиваются при химических реакциях?

8. Что же такое химическое явление?

9. По каким признакам можно судить о протекании именно химических реакций?

10. Приведите примеры образования оксида углерода (4) в результате реакции:

соединения,

разложения.

11. Проставьте коэффициенты в следующих схемах реакции, определите к какому типу относиться каждая из них:

Al + Cl2 → Al2O3

CaO + HCl → CaCl2 + H2O

NaHCO3 → Na2CO3 + H2O + CO2

Mg + H2SO4 → MgSO4 + H2

12. К какому типу химической реакции относиться образование углекислого газа в результате:

взаимодействия угля с оксидом меди;

прокаливания известняка;

сжигания угля;

горения угарного газа?

13.Какие бывают реакции по числу и составу реагентов? Перечислите их.

14.Что такое реакции соединения, разложения, замещения, обмена?

15.Чем отличаются реакции замещения и обмена между собой?

 


 

ПЛАН ЗАНЯТИЯ №18

Дисциплина: Химия.

Тема:Классификация химических реакций.

Цель занятия: познакомить учащихся с новой классификацией химических реакций по признаку изменения теплового эффекта реакции, дать понятие “тепловой эффект”, “теплота сгорания”; систематизировать знания о типах химических реакций

Планируемые результаты

Предметные: понимание роли химии в формировании кругозора и функциональной грамотности человека для решения практических задач; сформированность собственной позиции по отношению к химической информации, получаемой из разных источников;

Метапредметные: использование различных источников для получения химической информации, умение оценить ее достоверность для достижения хороших результатов в профессиональной сфере;

Личностные: умение использовать достижения современной химической науки и химических технологий для повышения собственного интеллектуального развития в выбранной профессиональной деятельности;

Норма времени:2 часа

Вид занятия:Лекция.

План занятия:

1. Каталитические реакции.

2. Обратимые и необратимые реакции.

3. Гомогенные и гетерогенные реакции.

4. Экзотермические и эндотермические реакции.

5. Тепловой эффект химических реакций. Термохимические уравнения.

Оснащение:Учебник.

Литература:

1. Химия 11 класс: учеб. для общеобразоват. организаций Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман. – М.:Просвещение, 2014. -208 с.: ил..

2. Химия для профессий и специальностей технического профиля: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / О.С.Габриелян, И.Г. Остроумов. – 5 - изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2017. – 272с., с цв. ил.

Преподаватель:Тубальцева Ю.Н.


 





Читайте также:
Своеобразие романтизма К. Н. Батюшкова: Его творчество очень противоречиво и сложно. До сих пор...
Определение понятия «общество: Понятие «общество» употребляется в узком и широком...
Особенности этнокультурного развития народов Пензенского края: Пензенский край – типичный российский регион, где проживает ...
Тест Тулуз-Пьерон (корректурная проба): получение информации о более общих характеристиках работоспособности, таких как...

Рекомендуемые страницы:



Вам нужно быстро и легко написать вашу работу? Тогда вам сюда...

Поиск по сайту

©2015-2022 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:


Мы поможем в написании ваших работ!
Обратная связь
0.016 с.