ИЗДЕРЖКИ И ПРИБЫЛЬ ПРЕДПРИЯТИЙ.




ТЕМА 4. ТЕОРИИ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ПОВЕДЕНИЯ.

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО И ПРЕДПРИЯТИЕ.

КАПИТАЛ И ФОНДЫПРЕДПРИЯТИЙ.

ИЗДЕРЖКИ И ПРИБЫЛЬ ПРЕДПРИЯТИЙ.

ПЛАН:

1. Поведение потребителя и факторы, его определяющие. Теории потребительского поведения. Правило максимизации полезности.

2. Кривые безразличия. Бюджетная линия. Равновесие потребителя. Эффект дохода и замещения.

3. Предпринимательство: сущность, функции, принципы. Предприятие и фирма. Виды предприятий.

4. Капитал и фонды предприятий, их структура. Кругооборот и оборот фондов.

5. Понятие и виды издержек производства. Закон убывающей отдачи.

6. Прибыль: сущность, функции и виды.

 

1. Потребительское поведение - это процесс формирования спроса покупателей, осуществляющих выбор товаров с учетом цен и личного бюджета, то есть собственных денежных доходов.

В основе потребительского выбора всегда лежит желание покупателя удовлетворить ту или иную потребность. Каждый индивид имеет свои собственные предпочтения. Рыночный спрос суммирует эти индивидуальные предпочтения, так как потребители выражают свои желания путём распределения своих доходов между различными товарами и услугами, и определяет цену и объём предложения на рынке. Такая способность потребителя воздействовать на производителя называется суверенитетом потребителя. Суверенитет потребителя - способность воздействия потребителя на производителя путём свободного выбора товара на рынке.

Свобода потребительского выбора очень важна. Ее ограничение может лишить возможности покупателя приобрести конкретный товар на рынке и повлиять на его производство. Если решения будут приниматься административным путём, то они могут привести к кризису. Свобода выбора может быть искажена в результате:

· следования потребителя за большинством покупателей (эффект присоединения к большинству или эффект подражания);

· стремления потребителя выделиться из общей среды (эффект сноба);

· настойчивой демонстрации престижного потребления (эффект Веблена или эффект демонстрации исключительности).

Несмотря на то, что результаты действий экономических агентов не всегда приемлемы с точки зрения общества и требуют корректировки, экономическая теория предполагает, что люди в своём потребительском поведении ведут себя разумно. Гипотеза о рациональности потребителя означает, что он стремится максимально эффективно распорядиться имеющимися у него средствами. Абстрактного, идеального человека, соответствующего данной гипотезе, в экономической науке принято называть «экономическим человеком».

Рассмотрим некоторые факторы, оказывающие влияние на поведение индивидуального потребителя, более подробно.

1.Культура – основная первопричина определения потребностей и поведения человека. Культура зависит от определенного исторического уровня, различается в разных странах, в зависимости от социального класса. Человеческое поведение – вещь благоприобретенная.

2. Субкультура– это проявление культуры людей других национальностей, религиозных групп, представителей других регионов страны, других рас в рамках основной культуры на определенной территории.

3. Общественные классы – сравнительно стабильные группы в рамках общества, располагающиеся в иерархическом порядке и характеризующиеся наличием у их членов схожих ценностных представлений интересов в поведении.

4.Референтные группы – это социальная группа, которая служит для индивида своеобразным стандартом, системой отсчёта для себя и других, а также источником формирования социальных норм и ценностных ориентаций.

5. Роли и статусы потребителей меняются в соответствии с теориями ролевого поведения, и это необходимо учитывать как фактор, влияющий на поведение потребителя.

6. Тип личности – совокупность отличительных психологических характеристик человека, обеспечивающая типы его ответной реакции на окружающую среду. «Каким человек кажется себе?» одна сторона вопроса. «Является на самом деле» другая сторона вопроса.

7. Психологические факторы:

Мотивация (побуждение) нужда, ставшая столь настоятельной, что заставляет человека искать пути и способы её удовлетворения. Удовлетворение нужды снимает испытываемую индивидом внутреннюю напряженность.

Восприятие процесс, посредством которого индивид отбирает, организует и интерпретирует поступающую информацию для создания значимой картины окружающего мира. Восприятие одного и того же по-разному разными людьми, восприятие одного и того же одним человеком в разное время.

Усвоение определенные изменения, происходящие в поведении индивида под влиянием накопленного им опыта.

Убеждение мысленная характеристика индивидом чего-либо. Убеждение, что товар хороший, делает человека постоянным покупателем.

Отношение сложившаяся на основе имеющихся знаний устойчивая благоприятная или неблагоприятная оценка индивидом объекта, идеи, испытываемого к ним чувства и направленность возможных действий.

Главной задачей теории потребительского поведения является исследование проблемы реализации покупателями своих доходов и получения ими при этом наибольшей пользы для себя. Теория потребительского поведения определяет условия и степень влияния на выбор покупательских предпочтений товарных цен, величины доходов, а также способы максимизации покупателями выигрыша от приобретения определенных товаров и услуг.

Теория потребительского поведения имеет широкое практическое применение. С её помощью становится возможным установить экономическую целесообразность не только таких действий, как покупка товаров или получение услуг, но и сделать рациональный выбор занятия определенным видом деятельности, решить проблемы создания семьи и рождения ребенка, а также рассчитать эффективность многих других явлений повседневной жизни.

Центральное место в теории потребительского поведения занимают категории потребления и полезности.

Под потреблением в экономическом смысле принято понимать действия людей по использованию материальных и духовных благ для удовлетворения их потребностей.

Полезность – это удовлетворение, которое получает потребитель при потреблении товаров и услуг.

Предпочтение одних благ другим означает выделение людьми преимуществ одних благ относительно других в соответствии с их опытом, вкусом и возможностями. Объектом выбора предпочтительного вида благ всегда является набор или гипотетическая группа благ, способных удовлетворить определенную потребность, но в то же время отличающихся друг от друга специфическими качественными свойствами. Сравнивая эти блага, потребитель отдаёт предпочтение одному или нескольким из них или считает их равнозначными.

Современной экономической науке известны две концепции измерения полезности вещи или услуги: кардиналистская и ординалистская.

Кардиналистская теория полезности предполагает математически точное определение величины полезности. Основателями данного направления теории предельной полезности были К. Менгер (1840–1921), Ф. фон Визер (1851–1926), Е. Бем-Баверк (1881–1953).

В качестве меры полезности здесь используется условно-субъективная единица, названная основоположниками кардиналистской концепции «ютилем». Например, плитка шоколада для одного человека приносит полезность в 4 ютиля, а 1 кг мяса - 6 ютилей и т. д. Методологически кардинализм опирается на два взаимоисключающих начала: с одной стороны, он связан с чисто субъективной трактовкой содержания «ютиля», а с другой с абсолютно точным соотношением (2 ровно в два раза больше 1, а 3 ровно в три раза больше 1) между полезностями различных товаров, что даёт объективную основу для подобного сопоставления.

Очевидно, что субъективный характер оценки полезности, предложенный кардиналистами, не позволяет использовать ютиль в качестве всеобщего и универсального показателя полезности, а именно это условие является чрезвычайно важным и необходимым в реальной практике.

Ординалистская теория предлагает принципиально иной подход к измерению полезности. Термин «ординарный» означает рядовой, т. е. предполагает ранжирование или выстроенные в определенном порядке числа: первый, второй, третий и т. д. Исходя из этого принципа ординалисты ранжируют потребительские предпочтения товаров и услуг или выстраивают товары и услуги в определенном порядке на основе предпочтений. Поэтому полезность каждого конкретного товара, их набора или услуги определяется ординалистами тем местом, которое это благо занимает в порядковом ряду.

Ординалистская теория предельной полезности – более поздняя разработка двух экономистов В. Парето (1848–1923) и Дж. Хикса (1904–1989), она пришла на смену кардинализму.

Такой подход в отличие от кардиналистского не требует субъективно-психологической оценки полезности блага и поэтому более универсален, а, следовательно, и более приемлем и распространен.

Теория потребительского поведения исходит из того, что потребителя интересует не только общая, но и предельная полезность вещи или услуги.

Общая полезность представляет собой меру общего удовлетворения потребности, получаемого от потребления набора благ либо отдельного товара или услуги.

Предельная полезность – это изменение общей полезности, вызванное изменением в потреблении данного товара или услуги, при условии, что потребление других товаров остается неизменным.

Основные свойства общей и предельной полезности, а также специфическое содержание каждой из них можно выразить в табличной и графической формах.

В экономической литературе принято обозначать предельную полезность MU, общую полезность – TU. Предположим, что мы измеряем предельную полезность какого-то товара – x. При данных обозначениях алгебраическое выражение предельной полезности товара x будет выглядеть следующим образом:

где ΔTUx – приращение общей полезности; ΔQx – малое (единичное) приращение количества товара x.

Закон убывающей предельной полезности гласит: по мере увеличения количества потребляемого товара его предельная полезность имеет тенденцию к сокращению. Этот закон обычно называют первым законом Госсена.

Представьте себе, что вы только что пришли из бани, предварительно хорошо напарившись, и вас мучает жажда. Вы с огромным наслаждением выпиваете первый стакан ароматного чая, который имеет для вас максимальную полезность, так как интенсивность потребности в этот момент самая высокая. Через пять минут вы выпиваете второй стакан чая. Он вам кажется замечательным, хотя принесенное им удовлетворение не идет ни в какое сравнение с наслаждением, доставленным первым стаканом. Из третьего стакана вы делаете несколько глотков и оставляете его не выпитым до конца, поскольку ваша жажда полностью утолена и, следовательно, полезность чая для вас упала до нуля. Более того, если вы будете продолжать пить чай, то его полезность для вас станет уже отрицательной.

Таблица 1. Расчет общей и предельной полезностей потребления чая.

Объем потребления чая (количество стаканов) Q Предельная полезность MU Общая полезность TU
     
    10+7=17
    17+3=20
    20+0=20
  – 4 20-4=16

Вторая графа таблицы демонстрирует принцип убывания полезности. Здесь чётко видна обратная зависимость между объёмом потребления и предельной полезностью. Третья графа показывает, что общее удовлетворение потребителя (общая полезность) возрастает по мере увеличения количества благ, находящихся в его распоряжении.

Рисунок 1 - Графики: а) предельной полезности, б) общей полезности.

Кривая предельной полезности имеет отрицательный наклон, так как полезность потребляемых одна за другой частей блага постепенно убывает.

Максимум удовлетворения общей полезности достигается в точке А, когда предельная полезность становится равной нулю. Это значит, что благо полностью удовлетворяет потребность. Отрицательное значение предельной полезности говорит о том, что благо приносит вред (отрезок на графике АВ).

Принцип убывания полезности лежит в основе создания ситуации равновесия потребителя. Допустим, что потребитель удовлетворяет всего три потребности – А, В, С. Предельная полезность каждой потребности приведена в таблице.

Блага Предельная полезность Цена   Взвешенная предельная полезность
  (MU) (P) (MU/P)
А      
В      
С      

Распределение денежных средств не оптимально, так как благо В, взвешенная предельная полезность которого равна 20 приносит наибольшую полезность. Потребитель может перераспределить свой бюджет, чтобы получить больше блага В, отказавшись от одной единицы блага А, при этом предельная полезность блага А будет повышаться, а предельная полезность блага В – понижаться.

Перераспределяя наш доход, мы постараемся достичь ситуации, при которой наши взвешенные предельные полезности будут равны.

Блага Предельная полезность Цена   Взвешенная предельная полезность
  (MU) (P) (MU/P)
А      
В      
С      

 

- условие равновесия потребителя

Потребительский выбор – это выбор, максимизирующий функцию полезности рационального потребителя в условиях ограниченности ресурсов (денежного дохода).

Функция полезности максимизируется в том случае, когда денежный доход потребителя распределяется таким образом, что каждый последний рубль (доллар, марка, фунт и т. д.), затраченный на приобретение любого блага, приносит одинаковую предельную полезность (второй закон Госсена).

Правило максимизации полезности позволяет сделать ряд выводов.

Действительно, если

, то и

 

и т. д.

Следовательно, соотношение между предельными полезностями любых благ равно соотношению их цен, то есть

MU1: MU2: …: MUn = P1: P2: … Pn.

Обозначим взвешенную предельную полезность через:

= λ, где λ - предельная полезность денег.

Таким образом, в равновесии предельные полезности денежных единиц при разных вариантах использования равны. В общем виде можно записать так:

MUi =Piλ.

 

2. Кривая безразличия – график, каждая точка которого представляет такую комбинацию двух видов товаров (x и y), что потребителю безразлично, какую ему выбрать. Другими словами, кривая безразличия показывает альтернативные наборы товаров, обеспечивающие одинаковый уровень полезности.

Допустим, что х является молоком, а благо y – булочкой. Допустим, что потребителю все равно, съесть ли три булочки, запив их стаканом молока (точка А), или съесть одну булочку, запив её тремя стаканами молока (точка В) ( рис.2 ). Кривая безразличия представляет всё множество комбинаций молока и булочек, имеющих одинаковую, с точки зрения потребителя полезность.

Множество кривых безразличия называется картой кривых безразличия ( рис.3).

Свойства кривых безразличия:

1. Hаборы на кривых безразличия, более удаленных от начала координат, обеспечивают потребителю большую полезность, а потому – предпочтительнее, чем наборы на менее удаленных кривых. Это вытекает из предположения, что большее количество благ предпочитается меньшему.

Hа рис.3. U4 > U3 > U2 > U1

2. Касательная, проведенная к любой точке кривой безразличия, имеет отрицательный угол наклона, выпукла относительно начала координат.

3. Кривые безразличия никогда не пересекаются друг с другом. Поэтому через любую точку можно провести только одну кривую безразличия.

 

Рисунок 2. Рисунок 3.

Зона замещения (субституции) – участок кривой безразличия, в котором возможна эффективная замена одного блага другим (рис.2). Переходя от A к B, потребитель сокращает потребление товара y на y = -2 в обмен на увеличение товара x на x = 2 единицы, но общий уровень удовлетворения потребителя остается неизменным. Взаимная замена благ x и y имеет смысл только в пределах отрезка АВ. Вне его замена исключается и два блага выступают как независимые друг от друга.

Предельной нормой замены благом x блага y (MRSxy - marginal rate of substitution) называется количество блага y, которое должно быть сокращено при увеличении блага x на одну единицу так, чтобы уровень удовлетворения потребителя не изменился.

Кривые безразличия позволяют выявить потребительские предпочтения. Однако при этом не учитываются два важных обстоятельства: цены товаров и доход потребителей.

Кривые безразличия лишь показывают возможность замены одного блага другим. Однако они не определяют, какой именно набор товаров потребитель считает для себя наиболее выгодным. Эту информацию дает нам бюджетное ограничение(линия цен, прямая расходов). Оно показывает, какие комбинации двух товаров могут быть приобретены при определенном уровне цен на эти товары и величине денежного дохода. Если покупатель хочет купить товар x по цене Рх и товар y по цене Рy в определенных количествах, то на покупку этих двух товаров он может выделить денежную сумму, равную I, где I – доход потребителя.

Уравнение бюджетного ограничения имеет вид:

где Рх, Рy, Qx, Qy - соответственно цены и количества товаров x и y.

Смысл бюджетного ограничения состоит в том, что доход потребителя равен сумме расходов на покупку товаров x и y. Преобразовав предыдущее равенство, получим:

 

и

Если потребитель решит израсходовать весь доход только на покупку товара x, то он купит этого товара на величину I/Px. Если потребитель решит израсходовать весь доход только на покупку товара y, то он купит этого товара на величину I/Py.

Проведем через указанные точки линию, которая и будет называться бюджетной линией потребителя (рис. 4).

 

Рисунок 4 - Бюджетная линия.

Любая точка на этой линии характеризует возможные комбинации товаров x и y, на которые потребитель может израсходовать свои деньги, и является доступной потребителю. Все наборы, расположенные выше и правее бюджетной линии, недоступны для потребителя (точка В), так как приобрести набор В не позволяет реальный доход потребителя.Точка С для потребителя достижима, но в этом случае из своего дохода потребитель не извлечет максимума полезности, а стало быть, она менее предпочтительна. Наклон бюджетной линии характеризуется отрицательным соотношением цен (-Px/Py), что означает то количество товара y, от которого следует отказаться, чтобы приобрести дополнительную единицу товарах в рамках затрат реального дохода.

Указанное ценовое соотношение измеряет альтернативную стоимость потребления товара x и определяет норму замещения товара y товаром x.

Поведение бюджетной линии подчиняется определенным закономерностям.

Расстояние от бюджетной линии до начала осей координат зависит от величины дохода потребителей.

Рисунок 5 - Изменения бюджетной линии.

Наклон линии зависит от соотношения цен на товары x и y.

Первый случай: цены на оба товара пропорционально возросли, т. е. увеличились в одинаковое число раз, при этом величина дохода потребителя не изменилась. Потребительские возможности уменьшились, и бюджетная линия потребителя сместилась параллельно вниз к центру осей координат (соответствует нашему примеру с линией I').

Второй случай: цены на оба товара пропорционально уменьшились, что будет означать рост потребительских возможностей (эффект дохода), и бюджетная линия потребителя сместится параллельно вверх от начала осей координат.

Если же цены и доходы потребителя одновременно возрастут или упадут, то положение бюджетной линии потребителя не изменится. Отсюда вывод: смысл индексации доходов в том и состоит, чтобы государство могло обеспечить (как минимум) пропорциональное смещение цен и доходов с целью недопущения снижения уровня жизни населения. Политика социальной защиты состоит, прежде всего, в том, чтобы рост цен не опережал роста доходов.

Третий случай: произошло изменение цен товаров относительно друг друга. Цена товара x осталась прежней, товара y – снизилась (рис. 5). В таком случае потребитель сможет купить больше единиц товара y без ущерба для приобретения товара х. Здесь работает эффект дохода. Если же цена товара y возросла, то потребитель без ущерба для приобретения товара x будет покупать меньше единиц товара y.

Кривые безразличия и бюджетная линия используются для графической интерпретации ситуации потребительского равновесия. Равновесие потребителя соответствует такой комбинации покупаемых товаров, которая максимизирует полезность при наличном бюджетном ограничении.

Совместим карту безразличия и бюджетную линию в одной системе координат.

Выбирая оптимальный набор, потребитель ставит перед собой две цели:

1. Потратить весь доход. Поэтому его не интересуют комбинации, лежащие ниже бюджетной линии. Hаборы, расположенные выше бюджетной линии, недоступны потребителю по средствам;

2. Занять максимально удаленную от начала координат кривую безразличия, чтобы получить максимальное удовлетворение. Hаборы B1 и B3 обеспечивают самый низкий уровень полезности. Двигаясь вдоль бюджетной линии от набора B1 к набору B2 потребитель переходит к более высокой кривой безразличия и, следовательно, увеличивает полезность. ( рис.6.)

Потребитель израсходует все свои деньги и получит максимально возможное удовлетворение, если он приобретет комбинацию товаров, соответствующую точке, где бюджетная линия совпадает с касательной к наивысшей из доступных кривых безразличия. В точке потребительского оптимума предельная норма замены двух благ равна обратному отношению цен этих благ.

Рисунок 6 - Потребительское равновесие

При наложении бюджетной линии и кривой безразличия возможны три варианта:

1. Бюджетная линия пересекает кривую безразличия в двух точкахВ1 и В3 ( рис.6. ), или кривая полностью лежит внутри треугольника, составленного из бюджетной линии и осями координат. В этом случае потребитель имеет возможность увеличить уровень своего потребления.

2. Кривая безразличия касается бюджетной линии в точке В2 ( рис.6. ). В этом случае потребитель получает максимальную полезность;

3. Кривая безразличия лежит за пределами треугольника, составленного из бюджетной линии и осями координат ( рис.6 .). В этом случае потребитель не может удовлетворить свои потребности.

Равновесие потребителя (рис.6) называется внутренним, поскольку точка оптимума B2 лежит «внутри» графического двумерного пространства товаров. Hо, бывают случаи, когда бюджетная линия и кривая безразличия имеют разный наклон на всем их протяжении и точка касания их вообще отсутствует. Тогда оптимальное решение определяется положением, наиболее близким к касанию, и называется угловым. Оно определяется пересечением бюджетной прямой одной из осей координат и кривой безразличия ( рис.7 ).

В реальной рыночной ситуации (многопродуктовая модель) угловое решение является скорее правилом, поскольку никто не покупает все виды товаров, предлагаемых рынком. Итак, при заданном доходе и ценах потребитель выбирает на бюджетной линии точку, которая принадлежит самой удаленной от начала координат и, следовательно, самой полезной с учётом бюджетного ограничения кривой безразличия. При переходе от мгновенного к короткому периоду, а от него к длительному возрастает вероятность изменения дохода и цен.

 

Рисунок 7.

Реакция потребителя на изменение цен тех или иных товаров неоднозначна и, согласно теории полезности, получила название «эффекта дохода» и «эффекта замещения».

В ответ на изменение реального дохода потребитель изменяет объём потребления различных видов благ в зависимости от их оценки как нормального или низшего качества. Следует помнить, что рост дохода стимулирует спрос на нормальные товары и уменьшает спрос на товары низшего качества. Однако потребитель, если не хочет увеличения потребления подешевевших товаров, может перейти на потребление аналогичных, но более качественных и дорогих товаров. Эффект дохода вызывает в этом случае эффект замещения (субституции).

Эффект дохода – это изменение спроса на товар только как результат колебания покупательной способности денежного дохода, вызванного в свою очередь изменением цен.

Эффект замещения будет иметь место тогда, когда потребитель начнет покупать больше товаров, на которые снизились цены, или заменять их товаром, на который цены постоянны или даже выросли.

Теория полезности помогает установить зависимость между ценой товара и его количеством. При падении цен на товары при неизменной величине номинального дохода потребителя происходит увеличение покупательной способности данной суммы денег. По существу снижение цен приводит к увеличению реального дохода. В данном случае увеличение доходов столь же реально, как и в случае повышения заработной платы.

Как мы знаем, предельная полезность на один рубль продукции при максимизации общей полезности от потребления одинакова для всех продуктов. В этом случае цена продукции отражает её предельную полезность, т. е. наступает равновесие потребителя при неизменной покупательной способности денег, которое получило название «излишек потребителя». Смысл этого понятия заключается в следующем: потребитель платит за каждую единицу товара одинаковую цену, равную предельной полезности последней, наименее ценной для него единицы. А это значит, что на каждой единице товара, предшествующей последней, потребитель получает некоторую выгоду.

Итак, излишек потребителя – это разница между той суммой, которую потребитель был бы согласен уплатить, и той суммой, которую он реально уплатил.

Поясним идею излишка потребителя графически (рис. 8.а). Проведем через точки линию, характеризующую спрос потребителя на какой-то товар.

 

Рисунок 8 - Излишек потребителя.

Точка Р1 – максимальная цена, которую потребитель может и готов заплатить за одну единицу товара. Это предельная цена товара.

Окажись она выше P1 потребитель вообще не стал бы покупать товар.

За вторую единицу товара потребитель готов заплатить Р2 (закон убывающей полезности) и т. д. Реальная же цена товара на рынке Рn. Следовательно, покупая первую единицу товара, потребитель получает потребительский излишек в размере Р1 – Рn, покупая вторую единицу товара, – в размере Р2 – Рп и т. д.

На графике излишек потребителя – это область, ограниченная сверху кривой спроса, а снизу – линией цены. Чем ниже цена, тем больше величина излишка потребителя.

Например (рис. 8 б), если бы потребитель приобретал только одну единицу товара, то он согласен был бы уплатить 80 ден. ед. За вторую единицу потребитель заплатил бы 60 ден. ед., третью единицу покупатель оценивает в 40 ден. ед., и эта предельная полезность будет определять рыночную цену всех трех единиц. Следовательно, рыночная цена, уплаченная потребителем при покупке трех товаров, составит: 40 + 40 + 40 = 120 ден. ед. Если же суммировать индивидуальные оценки предельной полезности каждой из трех единиц, то получилось бы: 80 + 60 + 40 = 180 ден. ед. Таким образом, при покупке трех единиц товара излишек потребителя составил: 180–120 = 60 ден. ед.

 

3. Предпринимательство - необходимая, определяющая черта рынка, его неотъемлемый элемент, поскольку важнейшим условием перехода к рынку является формирование субъектов рыночных отношений, в роли которых выступают предприниматели, Без них невозможен рынок как и предпринимательская деятельность невозможна без рынка. Предпринимательство очень емкое понятие, оно включает в себя совокупность экономических, юридических, политических, исторических и психологических отношений. Понятие «предпринимательство» впервые ввел в научный лексикон английский экономист Р. Кантильон, (конец XVII - начало XVIII века), он рассматривал предпринимательство как особую экономи­ческую функцию, важной чертой которой является риск. Предприниматель, по его мнению, умеет предвидеть, стремится к получению дохода, но одновременно он готов и к убыткам.

Предпринимательство - особый род таланта. Специалисты считают, что в любой стране к такой деятельности способны не более 3-5% граждан. Как явление хозяйственной жизни предпринимательство развивается в определенной социально-экономической и исторической среде. Для его непрерывного воспроизводства необходимы определенные условия:

- свобода предпринимательской деятельности (наличие у предпринимателя определенной совокупности прав и свобод в выборе вида хозяй­ственной деятельности и её организации);

- создание законодательной и нормативной базы (исключение воз­можности национализации, экспроприации, предоставление предприни­мателям гарантий сохранности их собственности, создание для всех субъ­ектов рынка равных прав);

- конкурентный режим хозяйствования со всей рыночной инфра­структурой (система товарных и фондовых бирж, коммерческих банков, предприятий оптовой торговли, свободный доступ к ресурсам, кредитам, информации, помощь со стороны государства);

- наличие у предпринимателей определенных обязанностей и ответственность за принимаемые решения;

- наличие определенной социально-экономической и правовой среды и, прежде всего, рынка с его структурными элементами.

В основе предпринимательства лежит особый человеческий ресурс предпринимательская способность (предприимчивость), которая реализуется в следующих функциях:

- инициативность в организации процесса производства и реализации товаров и услуг;

- принятие основных решений и определение стратегического курса развития фирмы;

- новаторство, заключающееся в умении разрабатывать и использовать в хозяйственной деятельности на коммерческой основе новые комбинации, их существует пять видов: новое благо или услуга, новая технология, новые рынки сбыта, новые источники ресурсов, новая организационная структура;

- умение рисковать, т.к. в бизнесе без непредсказуемых решений, обостренного чувства интуиции, упреждающих по отношению к конкурентам действий не обойтись.

Сущность предпринимательства раскрывается через его основные функции: ресурсная, управленческая, инновационная, функция риска.

Ресурсная функция заключается в том, что предприниматель берет на себя инициативу соединения экономических ресурсов (СП, информации, капитала, рабочей силы), организует процесс производства, распределения, обмена товаров и услуг, т.е. хозяйственную деятельность.

Управленческая функция - это принятие управленческих решений на всех этапах производственной и сбытовой деятельности, осуществление планирования, организации контроля, мотивации производства.

Инновационная функция - осуществление нововведений (новарство), освоение новой продукции, новых технологий и форм организации труда, поиск новых рынков сбыта и др.

Функция риска - предусматривает необходимость принятия решений направленных на достижение успеха, но не гарантирующих его в связи с возможностью изменчивости и неопределенности экономической ситуации. Предприниматель всегда рискует своим капиталом, трудом, временем, деловой репутацией.

Исходя из содержания рассмотренных функций, можно сделать вывод, что предпринимательство это:

- процесс создания нового, обладающего ценностью:

-процесс, приносящий не только доход, но и моральное удовлетворение достигнутым;

-процесс принятия на себя финансовой, моральной и социальной Ответственности:

- его инициативная, самостоятельная деятельность хозяйствующих субъектов, направленная на получение максимальных экономических результатов и осуществляемая на свой риск и под свою имущественную ответственность.

Следует также отметить нетождественность понятий предприниматель, собственник, менеджер (управляющий). Предприниматель может быть и не быть собственником используемых им ресурсов (арендовал землю, взял кредит): собственник может получать доход не занимаясь предпринимательской деятельностью (сдал землю в аренду и предпринимателем является арендатор); менеджер в зависимости от объекта управления (начальник цеха) не всегда конкретной целью своей деятельности считает получение прибыли.

Итак, предприниматель - это субъект, деятельность которого нацелена на получение прибыли и осуществляется на условиях собственной имущественной ответственности.

Рассматривая предпринимательство, нельзя не сказать о нетождественности понятий «бизнес» и «предпринимательство». Слово «бизнес» вошло в научный и бытовой оборот при переходе к капитализму. «Бизнес» {в переводе с английского) дело, приносящее доход, деловые отношения между деловыми людьми, связанные с хозяйственной деятельностью, т.е те же производственные отношения, а обмен результатами деятельности - деловой контакт, т.е. сделка. В западных учебниках бизнеса, в частности, в учебнике Техасского университета «Концепция бизнеса» дается его системное определение; Бизнес - это система ведения дела. Бизнес - это создание продукции, нужной людям. Бизнес - это работа. Бизнес - это центральная магистраль в нашей социально-экономической системе. Бизнес - это система, которую мы создали для удовлетворения наших желаний. Бизнес - это то, как мы живем!», т.е. если кратко, то бизнес - это система производства для удовлетворения потребностей и желаний общества. «Бизнес» более широкое понятие чем «предпринимательство», так как охватывает отношения между всеми участниками



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: