Финансовый контроль в РФ: понятие, значение, цели, задачи
Понятие, задачи и принципы аудиторского контроля
Практическое занятие № 2. Решение ситуационных задач - 2
Финансовый контроль - регламентированная нормами права деятельность государственных, муниципальных, общественных органов и организаций, иных хозяйствующих субъектов по проверке своевременности и точности финансового планирования, обоснованности и полноты поступления доходов в соответствующие фонды денежных средств, правильности и эффективности их использования.
Цели финансового контроля:
1. выявление нецелевого (неправомерного, необоснованного) и неэффективного использования денежных средств;
2. соблюдение объектами контроля финансовой дисциплины и законности при совершении финансово-хозяйственных операций с использованием денежных средств;
3. проверка наличия и движения имущества и обязательств, использования материальных и трудовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами;
4. выявление резервов улучшения финансовой деятельности;
5. выявление, предупреждение, недопущение и пресечение неправомерных и неэффективных действий по использованию денежных средств;
6. анализ причин возникновения нарушений в сфере финансовых правоотношений, в том числе нецелевого и неэффективного использования денежных средств, низкой результативности расходования денежных средств, выявление резервов по повышению эффективности использования денежных средств;
7. принятие мер по своевременному устранению нарушений, выявленных в ходе осуществления финансового контроля, разработка рекомендаций (мероприятий) по их устранению и предупреждению.
|
Законодательство о финансовом контроле - совокупность нормативных правовых актов, регулирующих финансово-контрольные отношения. В настоящее время в России нет единого нормативного правового акта, устанавливающего общие положения о финансовом контроле, принципах и порядке его осуществления. К числу наиболее значимых в этой сфере нормативных правовых актов следует отнести БК РФ, НК РФ, Федеральный закон «О Счетной палате Российской Федерации» и ряд других.
Принципы финансового контроля:
1. соответствие - содержание и организация контроля, его цели и задачи должны соответствовать задачам бюджетной системы России;
2. непрерывность - осуществление контроля на постоянной основе, включая предварительный, текущий (оперативный) и последующий контроль);
3. гласность - информационная открытость в работе субъектов контроля, доведение результатов контрольных мероприятий до заинтересованных органов и организаций, а также общественности.
4. законность - строгое и точное соблюдение действующего законодательства.
5. независимость - формальная и фактическая независимость от органов, осуществляющих управление финансовыми и материальными ресурсами, а также от проверяемых организаций; наделение контрольно-счетных органов статусом юридического лица;
6. объективность - строгое соответствие действий сотрудников контрольно-счетных органов принципам служебного поведения государственных и муниципальных служащих, установленным процедурам проведения контроля; беспристрастность и обоснованность выводов по результатам проверок, подтверждение их данными, содержащими достоверную и официальную информацию.
|
7. системность - единство правовых основ функционирования органов внутреннего и внешнего государственного и муниципального финансового контроля; разграничение функций органов внешнего и внутреннего финансового контроля, отсутствие дублирования в выполнении возложенных на них задач, взаимодействие между ними в процессе осуществления контроля; планирование деятельности, предусматривающее охват наиболее значимых объектов контроля, а также эффективную реализацию всех форм контроля: предварительного, текущего и последующего; периодичность проведения контроля на одних и тех же объектах, в том числе контроля за устранением ранее выявленных нарушений;
8. ответственность - добросовестное отношение сотрудников контрольно-счетных органов к своим профессиональным обязанностям, обстоятельность в выборе методики контроля, соблюдение установленных стандартов (процедур) при проведении контрольных, экспертно-аналитических и иных мероприятий, учет всех обстоятельств и факторов при вынесении суждений и оценок; глубокое понимание того, что за ненадлежащее исполнение возложенных обязанностей каждый сотрудник контрольно-счетного органа несет гражданскую, административную, дисциплинарную и иную предусмотренную законом ответственность.
9. профессионализм - необходимый и достаточный уровень профессиональной подготовки сотрудников контрольно-счетных органов, опыт и квалификацию, отвечающие особенностям проверяемой области (объекта) и поставленным задачам; установление для специалистов контрольно-счетных органов всех уровней необходимых квалификационных требований, включая минимальный образовательный ценз; постоянное профессиональное совершенствование сотрудников контрольно-счетных органов, поддержание необходимого уровня знаний путем обучения на курсах повышения квалификации, участия в профессиональных семинарах и конференциях, ознакомления с новейшей литературой и т.д.; содействие руководителей контрольно-счетных органов профессиональному росту своих сотрудников, создание для этого необходимых условий.
|
10. соблюдение профессиональной этики - соответствие поведения сотрудников контрольно-счетных органов как общим требованиям к государственным и муниципальным служащим, так и особым требованиям, обусловленным спецификой деятельности органов внешнего государственного и муниципального финансового контроля; соблюдение сотрудниками контрольно-счетных органов в своей профессиональной деятельности принципов, содержащихся в названной выше Декларации.
Законодательство о контрольно-счетных органах закрепляет принципы, на основе которых данные органы осуществляют свою деятельность (Федеральный закон от 05.04.2013 № 41-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации» в ст. 4 устанавливает следующие принципы: законность, эффективность, объективность, независимость, открытость и гласность.
Виды финансового контроля:
1.0. в зависимости от времени его проведения:
1.1. Предварительный финансовый контроль проводится до совершения операций по созданию, распределению и использованию определенных фондов денежных средств и осуществляется:
• в целях предупреждения и пресечения финансовых (бюджетных, налоговых, валютных и др.) нарушений;
• в ходе обсуждения и утверждения проектов законов (решений) о бюджете и других проектов законов (решений), затрагивающих бюджетные, финансовые и имущественные вопросы;
• при подготовке экспертных заключений по проектам законов (решений) о бюджете, проектам долгосрочных целевых программ;
• в других случаях, предусмотренных законом.
1.2. Текущий финансовый контроль осуществляется при проведении финансовых операций. Например, текущий контроль, проводимый законодательными (представительными) органами государственной власти и местного самоуправления, осуществляется в ходе рассмотрения отдельных вопросов исполнения бюджета на заседаниях комитетов, комиссий, рабочих групп законодательного (представительного) органа, оценки ожидаемого исполнения бюджета в текущем финансовом году и прогнозируемых изменений на плановый период, и в связи с депутатскими запросами. Текущий контроль осуществляется также:
• за поступлением налоговых и неналоговых доходов бюджета;
• расходованием средств бюджета, в том числе в ходе исполнения долгосрочных и ведомственных целевых программ;
• использованием привлеченных средств (кредитов, займов) и обслуживанием государственного и муниципального долга.
1.3. Последующий финансовый контроль осуществляется после совершения финансовой операции по использованию финансовых ресурсов из соответствующих фондов денежных средств в целях установления законности их исполнения, достоверности учета и отчетности.
2.0. в зависимости от сферы контролируемой финансовой деятельности:
2.1. Внешний государственный (муниципальный) - контрольная деятельность Счетной палаты РФ, контрольно-счетных органов субъектов РФ и муниципальных образований.
2.2. Внутренний государственный (муниципальный) - контрольная деятельность Росфиннадзора, органов государственного (муниципального) финансового контроля, являющихся соответственно органами (должностными лицами) исполнительной власти субъектов РФ, местных администраций, Федерального казначейства (финансовых органов субъектов РФ или муниципальных образований).
2.3. налоговый контроль;
2.4. контроль за эмиссионной деятельностью (включающий в себя банковский контроль и надзор, валютный контроль);
2.5. страховой.
3.0. в зависимости от волеизъявления субъектов контрольных правоотношений:
3.1. обязательный - проводится в силу требований законодательства, а также по решению компетентных государственных органов или органов местного самоуправления.;
3.2. инициативный - осуществляется по самостоятельному решению хозяйствующих субъектов.
4.0. в зависимости от особенностей правового статуса субъектов, осуществляющих его, выделяются следующие виды финансового контроля:
4.1. государственный (на федеральном и на региональном уровнях);
4.1.1. общегосударственный (Президент РФ, Правительство РФ, палаты Федерального Собрания РФ, аналогичные органы субъектов РФ)
4.1.2. надведомственный (Счетная палата РФ, контрольно-счетные органы субъектов РФ)
4.1.3. внутриведомственный ( Федеральное казначейство, Росфиннадзор и органы государственного финансового контроля субъектов РФ)
4.2. муниципальный - финансовые органыместного самоуправления.
4.3. общественный;
4.4. аудиторский;
4.5. внутрихозяйственный.
Государственные органы, осуществляющие финансовый контроль
1.0. Счетная палата РФ ( ст. 101 Конституции РФ, ФЗ от 05.04.2013 № 41-ФЗ «О Счетной палате РФ».
Полномочия СП РФ:
- контрольная, экспертно-аналитическая, информационная и иные виды деятельности;
- направление по результатам контрольных и экспертно-аналитических мероприятий соответственно представлений, предписаний, уведомлений о применении бюджетных мер принуждения, информационных писем, а также выявление данных, указывающих на признаки составов преступлений, и передача соответствующих материалов в правоохранительные органы;
- получение в сроки, установленные для осуществления своих функций, информации, документов и материалов, необходимых для осуществления внешнего государственного аудита (контроля), включая действующую государственную и ведомственную статистическую или иную отчетность, а также осуществление формирования предложений к плану статистических работ и запрос данных государственной статистики;
- получение постоянного доступа к федеральным государственным информационным системам, необходимого для осуществления внешнего государственного аудита (контроля);
- запрос сведений о составе данных ведомственных информационных систем объектов аудита (контроля);
- привлечение к участию в проведении контрольных и экспертно-аналитических мероприятий государственных контрольных, правоохранительных и иных органов и их представителей, а также на договорной основе аудиторских, научно-исследовательских, экспертных и иных учреждений и организаций, отдельных специалистов, экспертов, переводчиков;
- осуществление по обращениям контрольно-счетных органов субъектов РФ и муниципальных образований или законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления оценку (анализ) деятельности контрольно-счетных органов субъектов РФ и муниципальных образований, дает заключения о соответствии деятельности этих органов законодательству о внешнем государственном (муниципальном) финансовом контроле и рекомендации по повышению ее эффективности;
- организация взаимодействия с контрольно-счетными органами субъектов РФ и муниципальных образований, в том числе по вопросам планирования и проведения на территориях соответствующих субъектов РФ и муниципальных образований совместных и параллельных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий;
- оказание контрольно-счетным органам субъектов РФ и муниципальных образований организационной, правовой, информационной, методической и иной помощи, содействие в профессиональной подготовке, переподготовке и повышении квалификации работников контрольно-счетных органов субъектов РФ и муниципальных образований;
- анализ и формирование предложений по составу макроэкономических и других ключевых показателей (индикаторов) социально-экономического развития Российской Федерации, а также критериев и методов их оценки;
- осуществление иных полномочий в соответствии с Федеральным законом «О Счетной палате Российской Федерации» и иными федеральными законами.
2.0. Контрольное управление Президента РФ. Полномочия:
- контроль и проверка исполнения федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, а также организациями федеральных законов (в части, касающейся полномочий Президента РФ, в том числе по обеспечению прав и свобод человека и гражданина), указов, распоряжений и иных решений Президента РФ;
- контроль за реализацией общенациональных проектов;
- контроль и проверка исполнения поручений Президента РФ и Руководителя Администрации Президента РФ;
- контроль за реализацией ежегодных посланий Президента России Федеральному Собранию РФ, бюджетных посланий Президента России и иных программных документов Президента России;
- информирование Президента РФ и Руководителя Администрации Президента РФ о результатах проверок и подготовка на их основе предложений по предупреждению и устранению выявленных нарушений.
3.0. Министерство финансов Российской Федерации (Минфина России)
Особенности:
- БК РФ не относит Минфин России к субъектам финансового контроля, однако, на основании Положения о Министерстве финансов Российской Федерации устанавливает, что Минфин России не вправе осуществлять функции по контролю и надзору, а также функции по управлению государственным имуществом, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента РФ или постановлениями Правительства РФ (относится государственный контроль (надзор) за деятельностью саморегулируемых организаций аудиторов). Минфин России разрабатывает и утверждает порядок организации и осуществления контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере; порядок осуществления контроля за исполнением федерального бюджета и реализации мер принуждения, применяемых к участникам бюджетного процесса за нарушение бюджетного законодательства. Минфин России осуществляет финансовый контроль деятельности подведомственных ему федеральных государственных учреждений и федеральных государственных унитарных предприятий, их филиалов и представительств.
4.0. Федеральное казначейство (Казначейство России). Полномочия:
- доводит показатели сводной бюджетной росписи, лимиты бюджетных обязательств и объемы финансирования;
- ведет учет операций по кассовому исполнению бюджетов всех уровней;
- открывает и ведет лицевые счета указанных субъектов;
- составляет и представляет в Минфин России оперативную информацию и отчетность об исполнении федерального бюджета;
- осуществляет распределение доходов от уплаты федеральных налогов и сборов между бюджетами бюджетной системы РФ;
- осуществляет предварительный и текущий контроль за ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета.
- контроль за не превышением суммы по операции над лимитами бюджетных обязательств и (или) бюджетными ассигнования ми;
- контроль за соответствием содержания проводимой операции коду бюджетной классификации РФ, указанному в платежном документе, представленном в Федеральное казначейство получателем бюджетных средств;
- контроль за наличием документов, подтверждающих возникновение денежного обязательства, подлежащего оплате за счет средств бюджета.
5.0. Федеральная служба финансово-бюджетного надзора (Росфиннадзор). Осуществляет контроль и надзор (полномочия):
- за использованием средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов, а также материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности;
- соблюдением требований бюджетного законодательства РФ получателями финансовой помощи из федерального бюджета, гарантий Правительства РФ, бюджетных кредитов, бюджетных ссуд и бюджетных инвестиций;
- исполнением органами финансового контроля федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления законодательства РФ о финансово-бюджетном контроле и надзоре;
- осуществляет в рамках своей компетенции производство по делам об административных правонарушениях в соответствии с законодатель ством РФ.
6.0. Федеральная налоговая служба (ФНС России) - осуществляет контроль и надзор (полномочия):
- за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, — за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей;
- проведением валютных операций резидентами и нерезидентами, не являющимися кредитными организациями;
- соблюдением требований к контрольно-кассовой технике, порядком и условиями ее регистрации и применения;
- полнотой учета выручки денежных средств в организациях и у индивидуальных предпринимателей;
- проведением лотерей, в том числе за целевым использованием выручки от проведения лотерей.
7.0. Федеральная служба по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг) - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, по выработке государственной политики, нормативно-правовому регулированию в этой сфере, по координации соответствующей деятельности других федеральных органов исполнительной власти, а также функции национального центра по оценке угроз национальной безопасности, возникающих в результате легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, финансирования терроризма и распространения оружия массового уничтожения, по выработке мер противодействия этим угрозам. Руководство деятельностью Росфинмониторинга осуществляет Президент России.
Полномочия Росфинмониторинга:
- контроль за выполнением юридическими и физическими лицами законодательства РФ о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, а также привлечение к ответственности юридических и физических лиц, допустивших нарушение законодательства РФ в этой сфере;
- сбор, обработка и анализ информации об операциях (сделках) с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих контролю в соответствии с законодательством РФ;
- проверка информации об операциях (сделках) с денежными средствами или иным имуществом, в том числе получение в установленном порядке дополнительной информации об операциях клиентов организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, а также информацию о движении средств по счетам (вкладам) клиентов кредитных организаций;
- выявление признаков, свидетельствующих о том, что операция (сделка) с денежными средствами или иным имуществом связана с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма;
- контроль за операциями (сделками) с денежными средствами или иным имуществом;
- получение, в том числе по запросам, от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и ЦБ РФ информации по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности, за исключением информации о частной жизни граждан;
- вынесение постановлений о приостановлении операций с денежными средствами или иным имуществом;
- направление информации в правоохранительные органы при наличии оснований о том, что операция (сделка) связана с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма, а также предоставление информации по запросам правоохранительных органов в соответствии с федеральными законами;
- осуществление иных полномочий в установленной сфере деятельности.
8.0. Федеральная таможенная служба РФ (ФТС России) (функции агента валютного контроля – изучить самостоятельно).
Уровни финансового контроля:
1. банковский контроль - контроль за деятельностью банков с целью обеспечения безопасности вкладов и стабильности банковской системы страны. Основные НПА - Закон о Банке России и Закон о банках.
2. ведомственный (внутриведомственный) финансовый контроль - осуществляется в министерствах, ведомствах руководителями данных органов и специально созданными в них контрольно-ревизионными подразделениями, непосредственно подчиняющихся руководителю.
3. Финансовый контроль на уровне субъектов РФ - осуществляется органами законодательной власти и контрольно-счетными органами субъектов РФ, органами исполнительной власти, в том числе специально созданными органами исполнительной власти субъектов РФ.
Основные НПА - БК РФ, Федеральные законы от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», законы и иные НПА субъектов РФ в области финансового контроля.
4. Финансовый контроль на уровне муниципальных образований - осуществляется органами представительной власти, контрольно-счетными органами муниципальных образований, местными администрациями муниципальных образований, в том числе специально созданными органами местных администраций.
Основные НПА - БК РФ, Федеральный закон «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», нормативные правовые акты муниципальных образований в области финансового контроля.
Формы (методы) финансового контроля - обследование, экспертиза, наблюдение, анализ, проверка, ревизия и др. Статья 267.1 БК РФ определяет новый метод финансового контроля - санкционирование операций, т.е. совершение разрешительной надписи после проверки документов, представленных в целях осуществления финансовых операций, на их наличие и (или) на соответствие указанной в них информации требованиям бюджетного законодательства РФ и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.
Аудит (аудиторская деятельность) - независимый финансовый контроль, осуществляемый аудиторскими организациями или индивидуальными аудиторами, для определения достоверности финансовой отчетности объектов контроля, законности формирования и использования государственных средств. Основной НПА – ФЗ от 30.12.2008 № 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности".
Аудиторская организация - коммерческая организация, являющаяся членом одной из саморегулируемых организаций аудиторов.
Индивидуальный аудитор - физическое лицо, получившее квалификационный аттестат аудитора и являющееся членом одной из саморегулируемых организаций аудиторов.
Виды аудита:
1.0. инициативный - проводится по решению хозяйствующего субъекта.
2.0. обязательный (ст.5) - проводится ежегодно в следующих случаях:
2.1. если организация имеет организационно-правовую форму акционерного общества;
2.2. если ценные бумаги организации допущены к организованным торгам;
2.3. если организация является кредитной организацией, бюро кредитных историй, организацией, являющейся профессиональным участником рынка ценных бумаг, страховой организацией, клиринговой организацией, обществом взаимного страхования, организатором торговли, негосударственным пенсионным или иным фондом, акционерным инвестиционным фондом, управляющей компанией акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда (за исключением государственных внебюджетных фондов);
2.4. если объем выручки от продажи продукции (товаров, выполнения работ, оказания услуг) организации (за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, сельскохозяйственных кооперативов, союзов этих кооперативов) за предшествовавший отчетному год превышает 400 миллионов рублей или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец предшествовавшего отчетному года превышает 60 миллионов рублей;
2.5. если организация (за исключением органа государственной власти, органа местного самоуправления, государственного внебюджетного фонда, а также государственного и муниципального учреждения) представляет и (или) раскрывает годовую сводную (консолидированную) бухгалтерскую (финансовую) отчетность;
2.6. в иных случаях, установленных федеральными законами.
Результатом аудиторской проверки является аудиторское заключение (ст. 6) - официальный документ, предназначенный для пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемых лиц, содержащий мнение аудиторской организации, индивидуального аудитора о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица.
Аудиторское заключение представляется аудиторской организацией, индивидуальным аудитором только аудируемому лицу либо лицу, заключившему договор оказания аудиторских услуг.