Классный руководитель.
Считается, что детей важно обучать цивилизованному общению с раннего
возраста. Вместе с формированием общекультурных ценностей необходимо
учить их пользоваться информационными средствами связи, соблюдая
правила этикета и уважения свободы окружающих.
· Контролируют ли родители ваше пребывание в сети?
(Ответы учащихся.)
Классный руководитель.
Я предлагаю рассмотреть несколько ситуаций о некоторых семьях, об их
отношении к компьютеру и к сети.
1. Родители несовершеннолетнего Виктора говорят, что постоянно проводят
беседы с сыном о том, как нужно вести себя в интернете, на какие сайты
можно заходить, на какие нельзя и т.д. «Компьютер у сына давно, еще лет с
семи, а вот к интернету подключили, недавно. Кроме того, мы стараемся ограничить время работы за
компьютером, чтобы ребенок не был от него зависим. И Виктор относится к
этому нормально».
· Родители Виктора сделали достаточно для того, чтобы уберечь своего
ребенка? (Ответы учащихся.)
2. Александру, по его словам, родители ничего не рассказывали, так как и
компьютер, и интернет у него уже давно. Он самостоятельно овладел
культурой пользования всемирной паутиной. Родители Александра знают,
что он общается в интернете только с теми, кого знает лично. Такую
информацию, как телефон, домашний адрес, не пишет — это опасно.
· Правильно ли делают родители Александра, не объясняя ему о влиянии
сети?
(Ответы учащихся)
3. Мама семилетнего Кирилла взвешенно относится к пользованию
компьютером и интернетом своим сыном. Она пытается как можно больше
отлучать его от компьютера, потому что чрезмерное увлечение им имело
печальные последствия в их отношениях. Безопасный интернет для нее —
тот интернет, который иногда контролирует кто-то из взрослых в их семье,
кто имеет представление о настройках.
· Правильно ли делает мама Кирилла?
(Ответы учащихся)
4. Отец восьмилетней Насти считает, что дети бесконтрольно пользуются
интернетом там, где родители безответственно относятся к своим потомкам,
мотивируя свой эгоизм занятостью на работе. Его дочь еще не пользуется
интернетом, но телевизор, в принципе, не менее небезопасен, так он
запрещает часто и долго смотреть мультфильмы. Он считает, что
современное поколение несдержанное, им хочется всего и сразу — это
неправильно. «Мы были счастливее, хотя не имели ни мобильных, ни
компьютеров — мы больше общались в реальной жизни, а не в
виртуальной».
· Интернет — это угроза или помощь?
(Ответы учащихся)
Классный руководитель.
Проблема интернет-зависимости выявилась с возрастанием популярности
сети Интернет. Некоторые люди стали настолько увлекаться виртуальным
пространством,что начали предпочитать Интернет реальности, проводя за
компьютером много часов в день. Резкий отказ от Интернета вызывает у
таких людей тревогу и эмоциональное возбуждение. Психиатры усматривают
схожесть такой зависимости с чрезмерным увлечением азартными играми.
Официально медицина пока не признала интернет-зависимость психическим
расстройством, и многие эксперты в области психиатрии вообще
сомневаются в существовании интернет-зависимости или отрицают вред от
этого явления. Можно определить интернет-зависимость как нехимическую
зависимость— навязчивую потребность в использовании Интернета,
сопровождающуюся социальной дезадаптацией и выраженными психологическими симптомами. По данным различных исследований,
интернет-зависимыми сегодня являются около 10 % пользователей во всём
мире. Российские психиатры считают, что сейчас в нашей стране таковых
4—6%
Несмотря на отсутствие официального признания проблемы, интернет-
зависимость уже принимается в расчёт во многих странах мира. Например, в
Финляндии молодым людям с интернет-зависимостью предоставляют
отсрочку от армии.
Основные 5 типов интернет-зависимости таковы:
1. Навязчивый веб-серфинг— бесконечные путешествия по Всемирной
паутине, поиск информации.
2. Пристрастие к виртуальному общению и виртуальным знакомствам—
большие объёмы переписки, постоянное участие в чатах, веб- форумах,
избыточность знакомых и друзей в Сети.
3. Игровая зависимость— навязчивое увлечение компьютерными играми по
сети.
4. Навязчивая финансовая потребность— игра по сети в азартные игры,
ненужные покупки в интернет-магазинах или постоянные участия в
интернет-аукционах.
ü Самый простой и доступный способ решения зависимости— это
приобретение другой зависимости. Любовь к здоровому образу жизни,
общение с живой природой, творческие прикладные увлечения, такие, как
рисование, как правило, выводят человека из зависимости.
Сравнение интернета с наркотиком многим кажется абсурдным. Но в
последнее время мы все чаще слышим в разговорах, что кто-то постоянно
играет в on-line- игры, сидит «Вконтакте»
Ø Понять, страдаете ли вы интернет-зависимостью, поможет тест.
Пройдите этот тест, отвечая на вопросы предельно честно. Оцените свои
ответы на каждый из вопросов по следующей шкале: Никогда или крайне
редко-1 балл. Иногда — 2 балла. Регулярно — 3 балла. Часто — 4 балла.
Всегда — 5 баллов.
Часто ли вы: 1. Замечаете, что проводите в on-line больше
времени, чем планировали?
2. Пренебрегаете домашними делами, чтобы
подольше побыть в сети?
3. Предпочитаете пребывание в сети общению с
партнером?
4. Заводите знакомства с пользователями интернет, находясь в
on-line?
5. Раздражаетесь из-за того, что окружающие интересуются
количеством времени, проведенного вами в сети?
6. Отмечаете, что перестали совершать успехи в учебе или работе, потому что слишком много времени проводите в сети?
7. Проверяете электронную почту ранее, чем сделаете что-то другое, более
необходимое?
8. Отмечаете, что снижается производительность труда из-за увлечения интернетом?
9.Отмалчиваетесь, когда вас спрашивают, чем занимаетесь в сети?
10.Блокируете мысли о вашей реальной жизни, которые беспокоят, мыслями об
интернете?
11. Находитесь в предвкушении очередного входа в сеть?
12.Чувствуете, что жизнь без интернета скучна, пуста и безрадостна?
13.Ругаетесь, кричите или иным способом выражаете свою досаду, когда кто-топытается отвлечь вас от пребывания в сети?
14. Пренебрегаете сном, засиживаясь в интернете допоздна?
15. «Смакуете» тем, чем предстоит заняться в интернете, находясь в on-line? 16. Говорите себе: «Еще минутку», сидя в сети?
17. Были ли у вас попытки сократить время, проведенное в online?
18. Пытаетесь скрыть количество времени, проведенного вами в сети?
19. Вместо того, чтобы пойти куда-то с друзьями, выбираете интернет?
20. Чувствуете депрессию, угнетенность или нервозность, находясь вне сети, и отмечаете то, что это состояние проходит, как только вы оказываетесь в online?
Подсчитайте результаты. 20-49 баллов. Вы — мудрый пользователь
интернетом. Можете путешествовать в сети очень долго, потому что умеете
контролировать себя. 50-79 баллов. У вас есть некоторые проблемы,
связанные с чрезмерным увлечением интернетом. Если вы не обратите на
них внимания сейчас — в дальнейшем они могут заполнить всю вашу жизнь.
80-100 баллов. Использование интернета вызывает значительные проблемы в
вашей жизни. Вам нужна срочная помощь психотерапевта.
Классный руководитель.
Итак: интернет — это угроза или помощь? У нас нет задачи выявить, вы
мудрый пользователь интернета, или у вас некоторые проблемы, связанные с
вашим чрезмерным увлечением. Это вы сможете сделать сами. Возможно,
через некоторое время.
Эксперты считают, что социальные сети являются эффективным способомкоммуникации и самовыражения для подростков и молодых людей. Крометого, они дают возможность найти свои увлечения, единомышленников и скорость к распространению информации.
Классный руководитель.
Предлагаю выработать небольшой перечень правил, которые помогут сделать Интернет безопасным (Презентация «Правила безопасности в Интернет»)
III. Заключительная часть. Рефлексия.
Классный руководитель
Помните то о чём мы сегодня говорили, не забывайте правила по безопасному пользованию Интернетом и тогда всемирная сеть станет помощником для вас и вашей семьи, а не угрозой. А теперь подведём итоги нашего классного часа
Ответьте для себя на вопросы:
ü Классный час понравился, узнал что-то новое.
ü Классный час понравился, но ничего нового не узнал.
ü Классный час не понравился, зря время потерял.По окончании классного часа детям раздаются памятки по безопасному поведению в интернете.
Литература. Интернет-ресурсы.
www.detionline.com/mts
www.saferunet.ru
Приложения
Свод правил безопасного интернета
Три основных правила безопасного поведения в сети.
ü Защитите свой компьютер.
• Регулярно обновляйте операционную систему.
• Используйте антивирусную программу.
• Применяйте брандмауэр.
• Создавайте резервные копии важных файлов.
• Будьте осторожны при загрузке содержимого
Помните! После публикации информации в Интернете ее больше невозможно будет контролировать и удалять каждую ее копию.
ü Защитите себя в Интернете.
• Думайте о том, с кем разговариваете.
• Никогда не разглашайте в Интернете личную информацию, за исключением
людей, которым вы доверяете. При запросе предоставления личной
информации на веб-сайте всегда просматривайте разделы «Условия
использования» или «Политика защиты конфиденциальной информации»,
чтобы убедиться в предоставлении оператором веб-сайта сведений о целях
использования получаемой информации и ее передаче другим лицам.
• Всегда удостоверяйтесь в том, что вам известно, кому предоставляется
информация, и вы понимаете, в каких целях она будет использоваться.
Помните! В Интернете не вся информация надежна и не все пользователи откровенны.
ü Думай о других пользователях.
• Закону необходимо подчиняться даже в Интернете.
• При работе в Интернете будь вежлив с другими пользователями Сети.
• Имена друзей, знакомых, их фотографии и другая личная информация не
может публиковаться на веб-сайте без их согласия или согласия их
родителей.
• Разрешается копирование материала из Интернета для личного
использования, но присвоение авторства этого материала запрещено.
• Передача и использование незаконных материалов (например, пиратские
копии фильмов или музыкальных произведений, программное обеспечение
с надорванными защитными кодами и т.д.) является противозаконным.
• Копирование программного обеспечения или баз данных, для которых
требуется лицензия, запрещено даже в целях личного использования.
Помните! Неразрешенное использование материала может привести к