Специальность закрепляется в квалификационных документах и определяется через предмет деятельности. Может быть узкой и широкой, но, в любом случае, это арсенал знаний о некотором фрагменте объективной реальности, который отражен соответствующим научных предметом (педагог, психолог, филолог, историк и т.д.).
Профессия – это род трудовой деятельности человека, владеющего комплексом специальных теоретических знаний и практических навыков, приобретенных в результате специальной подготовки, опыта работы.
Профессия – это деятельность, с собственной целью, продуктом деятельности, нормами и средствами, которые обусловлены социальной функцией и технологией. Профессия обслуживает определенную сферу общественной деятельности. В рамках одной специальности могут реально существовать самостоятельные профессии (учитель – предметник, учитель языка и литературы, переводчик и т.д.).
специальности педагога имеется широкий спектр профессий:
- воспитатель;
- учитель;
- школьный психолог;
- социальный педагог;
- валеолог;
- методист и т.д.
Педагогическая специальность – это вид деятельности в рамках данной профессиональной группы, характеризующийся совокупностью знаний, умений и навыков, приобретенных в результате образования и обеспечивающих постановку и решение определенного класса профессионально-педагогических задач в соответствии с присваиваемой квалификацией.
Педагогическая квалификация – это уровень и вид профессиональной подготовленности, которая дает характеристику возможностям специалиста в решении определенного класса задач.
Педагогическая квалификация рассматривается в научных источниках со следующих позиций - это:
|
- ступени профессиональной подготовленности работника, позволяющие ему выполнять трудовые функции определенного уровня и сложности в конкретном виде деятельности;
- достижение определенного уровня профессионального образования работника, обладающего знаниями, умениями и навыками, необходимыми для выполнения конкретной работы.
Таким образом, категория «педагогическая квалификация» является фундаментальной категорией для профессионального образования, так как она объединяет ряд важных для изучения профессиологических объектов педагогического образования.
Как уже отмечалось в теории непрерывности труда и профессионального образования понятия «профессия» и «квалификация» обеспечивают в определенных условиях жизнедеятельность отдельной личности, общества, человечества. Они составляют профессионально – квалификационный потенциал и включают философские, социальные, педагогические, психологические, физиологические, производственные компоненты.
В связи с этим данные понятия должны рассматриваться в многоуровневом диапазоне и опираться на науковедение, обществоведение, человековедение, знание производственных процессов.
Исходя из данных рассуждений, вытекает еще одна логическая взаимосвязь понятий, которые характеризуют профессиональную деятельность – «профессиональная квалификация» и «профессиональный стандарт». Обобщая рассмотренные аспекты, можно выделить ведущие принципы, трудности и противоречия, возникающие при разработке педагогической квалификации как нормативной категории профессионального образования в Российской Федерации и европейских странах, так как они пересекаются по обозначенным аспектам
|
Ведущие принципы:
- непрерывность развития уровней квалификации с учетом потребностей современного рынка труда;
- прозрачность описания уровней квалификации для всех пользователей (органы управления образованием, работодатели, работники и обучающиеся);
- оптимальность и достоверность эффективного обеспечения определенного уровня квалификации;
- диагностичность в определении определенного уровня квалификации;
- системность уровней квалификации обеспечивает целостность построения и взаимосвязь других квалификационных уровней;
- преемственность, то есть структурная и содержательная сопоставимость уровней квалификации с Европейскими уровнями.
Трудности и противоречия, возникающие при разработке педагогической квалификации:
- несоответствие материальных и финансовых ресурсов потребностям развития системы повышения квалификации;
- законодательно не точно определены границы, функции и критерии оценки деятельности педагога профессионального образования;
- сокращение численности педагогических кадров в стране при острой потребности общеобразовательных учреждений в высококвалифицированных учителях, способных осваивать новые педагогические технологии и проводить обучение на основе личностно-деятельностного подхода с использованием компьютерных и других электронных средств обучения.