Под понятием «педагог» нередко понимается и профессия, и социальная роль, и вид деятельности, и направленность личности.




Специальность закрепляется в квалификационных документах и определяется через предмет деятельности. Может быть узкой и широкой, но, в любом случае, это арсенал знаний о некотором фрагменте объективной реальности, который отражен соответствующим научных предметом (педагог, психолог, филолог, историк и т.д.).

Профессия – это род трудовой деятельности человека, владеющего комплексом специальных теоретических знаний и практических навыков, приобретенных в результате специальной подготовки, опыта работы.

Профессия – это деятельность, с собственной целью, продуктом деятельности, нормами и средствами, которые обусловлены социальной функцией и технологией. Профессия обслуживает определенную сферу общественной деятельности. В рамках одной специальности могут реально существовать самостоятельные профессии (учитель – предметник, учитель языка и литературы, переводчик и т.д.).

специальности педагога имеется широкий спектр профессий:

- воспитатель;

- учитель;

- школьный психолог;

- социальный педагог;

- валеолог;

- методист и т.д.

 

Педагогическая специальность – это вид деятельности в рамках данной профессиональной группы, характеризующийся совокупностью знаний, умений и навыков, приобретенных в результате образования и обеспечивающих постановку и решение определенного класса профессионально-педагогических задач в соответствии с присваиваемой квалификацией.

Педагогическая квалификация – это уровень и вид профессиональной подготовленности, которая дает характеристику возможностям специалиста в решении определенного класса задач.

Педагогическая квалификация рассматривается в научных источниках со следующих позиций - это:

- ступени профессиональной подготовленности работника, позволяющие ему выполнять трудовые функции определенного уровня и сложности в конкретном виде деятельности;

- достижение определен­ного уровня профессионального образования работника, облада­ющего знаниями, умениями и навыками, необходимыми для вы­полнения конкретной работы.

Таким образом, категория «педагогическая квалификация» является фундаментальной категорией для профессионального образования, так как она объединяет ряд важных для изучения профессиологических объектов педагогического образования.

Как уже отмечалось в теории непрерывности труда и профессионального образования понятия «профессия» и «квалификация» обеспечивают в определенных условиях жизнедеятельность отдельной личности, общества, человечества. Они составляют профессионально – квалификационный потенциал и включают философские, социальные, педагогические, психологические, физиологические, производственные компоненты.

В связи с этим данные понятия должны рассматриваться в многоуровневом диапазоне и опираться на науковедение, обществоведение, человековедение, знание производственных процессов.

Исходя из данных рассуждений, вытекает еще одна логическая взаимосвязь понятий, которые характеризуют профессиональную деятельность – «профессиональная квалификация» и «профессиональный стандарт». Обобщая рассмотренные аспекты, можно выделить ведущие принципы, трудности и противоречия, возникающие при разработке педагогической квалификации как нормативной категории профессионального образования в Российской Федерации и европейских странах, так как они пересекаются по обозначенным аспектам

Ведущие принципы:

- непрерывность развития уровней квалификации с учетом потребностей современного рынка труда;

- прозрачность описания уровней квалификации для всех пользователей (органы управления образованием, работодатели, работники и обучающиеся);

- оптимальность и достоверность эффективного обеспечения определенного уровня квалификации;

- диагностичность в определении определенного уровня квалификации;

- системность уровней квалификации обеспечивает целостность построения и взаимосвязь других квалификационных уровней;

- преемственность, то есть структурная и содержательная сопоставимость уровней квалификации с Европейскими уровнями.

Трудности и противоречия, возникающие при разработке педагогической квалификации:

- несоответствие материальных и финансовых ресурсов потребностям развития системы повышения квалификации;

- законодательно не точно определены границы, функции и критерии оценки деятельности педагога профессионального образования;

- сокращение численности педагогических кадров в стране при острой потребности общеобразовательных учреждений в высококвалифицированных учителях, способных осваивать новые педагогические технологии и проводить обучение на основе личностно-деятельностного подхода с использованием компьютерных и других электронных средств обучения.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-07-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: