Перечень вопросов к зачету




 

1. Сущность менеджмента. Многозначность понятия «менеджмент». Эволюция теории и практики менеджмента. Сравнительная характеристика понятий «управление» и «менеджмент».

2. Место и роль менеджмента в системе рыночных отношений и деятельности предприятия.

3. Развитие менеджмента и его современной теории. Методологические основы менеджмента. Особенности научных школ и моделей менеджмента.

4. Предприятие как организационная система управления. Предприятие как открытая система. Цели – основа формирования системы управления предприятием. Стратегия развития предприятия.

5. Принципы менеджмента. Классификация принципов. Акцент современного бизнеса.

6. Концепции ведения предприятием эффективного бизнеса: производственно-ориентированная, продуктово-ориентированная, ориентации на продажи, маркетингово-ориентированная, социально-ориентированного. Выбор главных целей. Выбор главных целей, акценты в действиях менеджеров при выборе каждой из концепций.

7. Особенности взаимоотношений предприятия с внешней средой при разных концепциях бизнеса.

8. Классификация функций управления: относительно субъекта управления, относительно объекта управления, по уровням управления. Общие функции управления.

9. Планирование как функция внутрифирменного управления.

10. Организационные структуры менеджмента.

11. Сущность мотивации. Потребность, мотив, стимул. Стадии процесса мотивации. Теории мотивации. Принципы эффективной мотивации.

12. Контроль. Содержание контроля. Причины, вызывающие необходимость контроля. Требования к выполнению контроля. Виды контроля и механизм его проведения. Самоконтроль.

13. Виды и направления современного менеджмента. Формирование видов менеджмента как результат разделения труда в сфере управленческого труда.

14. Сущность стратегического управления. Объекты стратегического управления.

15. Этапы процесса формирования стратегии организации. Формирование корпоративной стратегии: портфельная стратегия, базовые стратегии развития бизнеса (стратегии роста, стабильности, сокращения, комбинированные стратегии).

16. Формирование деловой конкурентной стратегии: три типа конкурентных стратегий (лидерство в издержках, дифференциация продукции, фокусирование).

17. Определение функциональных стратегий: маркетинга, НИОКР, производственных, управления персоналом, финансовых. Этапы стратегического управления: анализ среды, определение миссии и целей, выбор стратегии, выполнение стратегии, оценка и контроль выполнения.

18. Инструментарий ситуационного анализа: PEST-анализ, анализа конкурентной среды отрасли, SWOT-анализ.

19. Модели стратегического анализа: матрица «товар-рынок» И. Ансоффа, матрица «Бостон консалтинг групп».

20. Содержание стратегического плана. Этапы стратегического планирования.

21. Формы и методы организации производственного процесса.

22. Структура производственной системы предприятия: основные, вспомогательные и обслуживающие цехи и хозяйства. Производственные участки, принципы их специализации.

23. Типы производства: единичное, серийное, массовое.

24. Задачи и содержание оперативного управления производством. Межцеховое и внутрицеховое оперативное планирование. Диспетчирование производства. Зарубежный опыт оперативного управления производством и сбытом.

25. Организация систем качества на предприятиях. Современные подходы к обеспечению, управлению и улучшению качества (идеология всеобщего управления качеством TQM). Международные стандарты ИСО 9000 и их применение на российских предприятиях.

26. Основы антикризисного менеджмента. Понятие, причины и последствия кризисов. Виды кризисов. Кризисы в производственной сфере и их роль в развитии организации. Сущность антикризисного менеджмента. Понятие банкротства организации, признаки и процедуры банкротства (досудебная санация, наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление, конкурсное производство, мировое соглашение).

27. Кадровый менеджмент. Кадры управления и кадровая служба. Планирование работы с персоналом. Технология управления персоналом и его развитие в организации. Оценка результатов деятельности персонала организации.

28. Маркетинг – технология реализации принципа ориентации на потребителя. Основы маркетинга. Понятие и сущность маркетинга. Виды маркетинга.

29. Основные понятия, используемые в маркетинге (нужда, потребность, спрос, товар, обмен, рынок, сделка).

30. Концепция комплекса маркетинга (marketing-mix). Эволюция и вариации состава комплекса маркетинга.

31. Содержание, место и роль маркетинговой информации. Маркетинговая информационная система (МИС).

32. Виды маркетинговой информации: первичная и вторичная. Источники получения информации.

33. Маркетинговые исследования. Задачи маркетинговых исследований. Классификация маркетинговых исследований. Типичные маркетинговые исследования.

34. Направления комплексного исследования товарного рынка: определение типа рынка, исследование структуры рынка (сегментирование), оценка конъюнктуры рынка, конъюнктурный прогноз развития рынка, отбор целевых рынков, позиционирование товара, определение мотивации потребителей, исследование условий конкуренции.

35. Понятие сегмента рынка, целевого рынка. Признаки сегментации, критерии выбора целевого сегмента. Спрос и емкость рынка. Конъюнктура рынка, конъюнктурный прогноз развития рынка. Выбор целевого рынка. Позиционирование товара, понятие рыночной ниши. Мотивация потребителей. Диагностика конкурентной среды товарного рынка.

36. Оценка конкурентоспособности товара и организации. Понятие конкурентного преимущества.

37. Товарная политика организации. Товар в системе маркетинга. Рыночная атрибутика товара: марка, товарный знак, упаковка, маркировка.

38. Формирование товарных стратегий. Процесс инновации товара.

39. Жизненный цикл товара и способы его продления. Управление ассортиментом продукции и услуг.

40. Этапы разработки ценовой политики предприятия: постановка целей ценообразования, определение спроса, оценка издержек, анализ цен и товаров конкурентов, выработка ценовой стратегии, выбор метода ценообразования, выбор ценовой тактики.

41. Коммуникативная политика организации. Программа коммуникативной политики: цели, задачи, фирменный стиль, стратегии, структура комплекса маркетинговых коммуникаций.

42. Инструментарий комплекса маркетинговых коммуникаций: реклама, стимулирование сбыта, личная продажа, паблик рилейшнз, прямой маркетинг, спонсоринг, продукт-плейсмент, брэндинг.

43. Сбытовая политика организации. Организация оптовой и розничной торговли. Вертикальные маркетинговые системы и их виды.

44. Система товародвижения (маркетинг-логистика): транспортировка, хранение, контакт с потребителями. Каналы распространения товара. Протяженность и ширина канала сбыта. Виды торговых посредников.

45. Маркетинг рынка научно-технических нововведений. Место и роль инженерных решений в выборе и реализации стратегии ведения бизнеса (улучшение качества выпускаемых товаров, снижение издержек производства и реализации, разработка и внедрение в производство новых товаров и технологий и т.д.). Маркетинг инноваций, ноу-хау, патентов, изобретений, технологий и т.п.

46. Планирование, организация, контроль маркетинга. Содержание плана маркетинга. Организация службы маркетинга на предприятии: функциональная, товарная, региональная, рыночная, комбинированная. Процесс контроля маркетинга.

47. Коммуникации в менеджменте. Содержание понятий коммуникация, коммуникационные отношения, коммуникационный стиль. Состав коммуникационного процесса. Классификация коммуникаций. Формы коммуникаций. Невербальные коммуникации, их роль в передаче и восприятии информации.

48. Управленческие решения. Содержание понятия «решение»: как результата выбора способа действия; как процесса. Требования к решению. Классификация управленческих решений: по источнику возникновения решения, по юридическому оформлению, по методам разработки, по степени определенности исходной информации, по субъектам принятия решения, по степени уникальности, по периоду действия. Технология разработки управленческих решений. Решения в условиях риска. Интуиция и механизм ее использования при принятии решения.

49. Понятие «делегирование полномочий». Полномочия и ответственность. Делегируемые и неделегируемые полномочия. Преимущества делегирования полномочий. Правила делегирования для руководителя и исполнителя.

50. Этика и социальная ответственность руководителя.

51. Сущность и значение этики в менеджменте. Принципы деловой этики во внутрифирменном управлении и во взаимодействии с внешней средой: нормы личного поведения руководителя, нормы поведения в отношении к подчиненным, нормы поведения по формированию социально-психологического климата в коллективе, нормы этики в деловом межфирменном партнерстве.

52. Культура организации. Факторы, влияющие на культуру организации. Типы организационной культуры.

53. Методы управления, их характеристика: экономические, организационно-распорядительные (административные), социально-психологические, мотивация исполнителей.

54. Стиль руководства и типы руководителей.

55. Власть, влияние, лидерство. Формальные и неформальные группы в коллективе, роли в группе.

56. Стресс, его характеристика и последствия. Причины стрессов в деятельности предприятия. Методы предупреждения и профилактики стресса.

57. Сущность, структура и значение конфликта. Виды конфликтов, их причины и последствия. Методы разрешения конфликтов.

58. Эффективность управления и методы ее оценки. Особенности и методы оценки эффективности управления, основные показатели оценки. Зарубежный опыт оценки эффективности управления. Направления повышения эффективности управления.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: