СанПиН: изменения, актуальные для начальной школы
М.И. Степанова
д-р мед. наук, проф. НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков ФБГУ «НЦЗД» Минздрава России
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 24.11.2015 № 81 внесены изменения в Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях 2.4.2.2821–10, утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189ю.
Объем недельной нагрузки
Новая редакция п. 10.5 СанПиН закрепляет требования к максимальному общему объему недельной образовательной (аудиторной и внеурочной) нагрузки, чем достигает большего согласования, нежели раньше, с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) начального общего образования.
Это полезно знать О важности организации полноценной двигательной активности учащихся в различных ее формах свидетельствуют результаты опроса родителей. Среди причин отказа от регулярных спортивных занятий детей более половины родителей указали на отсутствие спортивных сооружений – (31%) и на недостаток материальных средств – 22%. Школа, таким образом, остается наиболее пригодным для спортивно-оздоровительной работы местом. |
Существенна позиция, согласно которой гигиенические требования к максимальному общему объему недельной образовательной нагрузки обучающихся включают теперь и объемные показатели внеурочной деятельности. Часы, отведенные на внеурочную деятельность, могут использоваться «для проведения общественно-полезных практик, исследовательской деятельности, реализации образовательных проектов, экскурсий, походов, соревнований, посещений театров, музеев и других мероприятий».
|
Актуализированы вопросы образовательных перегрузок и связанных с ними нарушений в состоянии здоровья учащихся. Для младших школьников это особенно важно, и необходимо, чтобы внеурочная деятельность кардинально отличалась от урочной, поскольку позволяет насытить образовательный процесс необходимыми для младших школьников двигательно-активными занятиями на свежем воздухе. Годовой объем часов внеурочной деятельности допускается перераспределять в пределах уровня общего образования, а также суммировать их в течение одного учебного года.
Часы физической культуры
Согласно новой редакции п. 10.20 Сан ПиН 2.4.2.2821–10 часы физической культуры могут быть реализованы не только в урочной, но и во внеурочной деятельности школьников. Интеграция урочной и внеурочной деятельности для реализации требуемого СанПиН 2.4.2.2821–10 трехчасового недельного объема уроков физической культуры актуальна для школ, которые пока еще не располагают необходимой материальной базой (достаточным количеством спортивных залов, обустроенных спортивных площадок) для проведения обязательных трех уроков физической культуры.
Это полезно знать Для безболезненного вхождения в непривычную для ребенка среду требуется особая организация учебной деятельности, которая должна учитывать возрастные особенности детей, прежде всего недостаточную сформированность центральных тормозных процессов, отсутствие произвольности поведения, быструю утомляемость, недостаточную способность переключать внимание. |
|
По данным Минобрнауки России, почти 20% школ не имеют спортивных залов. В большинстве школ номенклатура спортивных залов и их количество не удовлетворяют не только трем, но даже двум урокам физкультуры в неделю. Площади имеющихся школьных спортивных залов в подавляющем большинстве не соответствуют современным требованиям. Школа, тем не менее, остается наиболее пригодным для спортивно-оздоровительной работы местом, и необходимо изыскивать новые для сохранения здоровья школьников средства занятий уроков физической культурой. Интегрированный же подход позволит избежать нарушений санитарно-гигиенических условий (ухудшение параметров воздушной среды, температурного режима) и учесть особенности физической подготовленности детей в процессе организации занятий физической культурой.
Упрощает организацию уроков физической культуры в начальных классах и новое дополнение третьего абзаца п. 10.8 СанПиН 2.4.2.2821–10. Оно позволяет сдваивать уроки физической культуры для младших школьников в тех случаях, когда они проводятся в бассейне или отводятся для занятий на лыжах. А вот проведение сдвоенных уроков по основным учебным дисциплинам в начальной школе, в отличие от старших по возрасту учащихся, остается под запретом, поскольку приводит к переутомлению детей, ухудшению их самочувствия и увеличивает риск нарушения их здоровья.