Управленческая культура руководителя школы




Структурные компоненты педагогической системы выступают в качестве объектов управления.

Одним из основных структурных компонентов педагогической системы является деятельность педагогического коллектива и его руководителей, т.е. управляющей системы.

Структура управляющей системы большинства школ представлена тремя или четырьмя уровнями:

первый уровень – директор, назначаемый вышестоящим органом управления образованием. Он руководит советом школы, педсоветом, ученическим комитетом, общественными объединениями. Этот уровень определяет стратегию и тактику развития школы;

второй уровень – заместители директора, психолог, социальный педагог, помощник по административнохозяйственной части, руководители общественных объединений, участвующих в управлении школой;

третий уровень – учителя, воспитатели, классные руководители. Выполняющие управленческие функции по отношению к учащимся и их родителям. Детским объединениям, кружкам и т.д.;

четвертый уровень – учащиеся, органы классного и общешкольного самоуправления. Из приведенной иерархической схемы взаимодействия видно, что каждый нижестоящий уровень (субъект) управления является одновременно и объектом управления, по отношению к вышестоящему.

Вторым основным структурным компонентом управленческой системы является ученический коллектив, в котором выделяется два уровня управления: по вертикали (общешкольный и классные коллективы) и по горизонтали (ученические общественные организации, кружки, творческие и спортивные объединения и т.д.) в которых участвуют школьники.

 

Третьим основным структурным компонентом является содержание педагогического процесса, которое определяется стоящими перед школой целями и задачами. Взаимодействие педагогического и ученического коллективов в отношении изменения содержания образования (гимназия, лицей, школа с углубленным изучением предметов) регулируется государственными образовательными стандартами и уставом образовательного учреждения.

Принципы образования и управления образованием определяют формы, методы и средства реализации содержания, отношения между педагогами и учащимися.

Структурные компоненты не существуют сами по себе они вплетены в деятельность субъектов и объектов управления. Образуя функциональные компоненты педагогической системы. В основе функциональных компонентов лежат устойчивые базовые связи, возникающие в процессе деятельности педагога.

Функциональными компонентами являются: педагогический анализ, целеполагание, планирование, организация, контроль и регулирование, отражающие движение педагогического процесса.

3. Распределение управленческих функций Деятельность директора школы и его заместителей. Закон РФ «Об образовании» ясно и четко определяет полномочия директора школы. Он несет ответственность перед государством и обществом за организацию и качество учебно-воспитательной работы с учащимися, укрепление их здоровья и физическое развитие, повышение квалификации педагогического персонала, связь школы с семьей и общественностью, финансово-хозяйственную деятельность, т.е. по всем ее направлениям, к важнейшим из которых относятся:

– организация деятельности администрации и всего коллектива школы;

– контроль за их деятельностью и качеством педагогического процесса;

– решение всех кадровых вопросов, определение учебной нагрузки для учителей;

– организация работы с родителями;

– разработка и реализация планов и программ развития образовательного учреждения.

Оценка деятельности руководителя определяется:

– по результатам работы школы;

– по личному вкладу директора школы в организацию учебно-воспитательной работы;

– по стилю его работы, специальной подготовке, организаторскому таланту, личностным качествам.

Директору школы помогают заместители. Число их может быть различным и зависит от типа школы и количества учащихся. Для эффективной работы школы необходимо как минимум три заместителя: по учебно-воспитательной, воспитательной и научно-методической работе. В их функции входит работа по организации и контролю деятельности школьного коллектива по направлениям.

 

Управленческая культура руководителя школы

Изучаемые вопросы:

1. Основные компоненты управленческой культуры

2. Стили управления

 

«Обдумай стезю для ноги твоей и все пути да будут тверды…»

(Ветхий завет, Книга притч Соломоновых, гл.4)

 

1. Прежде всего, необходимо разобраться, что следует понимать под культурой. В толковых словарях под культурой в толковых понимается: либо «совокупность производственных, общественных и духовных достижений людей» (например, культура древних греков), либо «высокий уровень достижения чего-нибудь, высокое развитие, умение (например, культура речи). Эти объяснения показывают, что носителями культуры могут являться как общности людей, так и отдельные личности.

В любом случае культуру можно рассматривать как показатель деятельности и уровня ее развития. Только в первом случае акцент делается на результат (совокупность достижений), а во втором – на процесс (высокое развитие, умение).

Исходя из изложенного, можно дать следующее рабочее определение понятия «управленческая культура руководителя» - как социально и обусловленной деятельности и уровня развития личности в определенной сфере профессиональной деятельности.

Директор школы как руководитель самореализуется не только как управленец, но и как педагог и как личность, поэтому и оценка его управленческой деятельности по всем трем составляющим.

Человек как личность представляет собой единую целостность различных составляющих культуры:

– познавательная культура;

– нравственная культура;

– трудовая культура;

– коммуникативная культура;

– эстетическая культура;

– физическая культура;

– правовая культура;

– профессионально-технологическая культура,

– инновационная культура.

В настоящее время в педагогике широкое распространениеВ настоящее время в педагогике широкое распространение получила модель личности, разработанная академиком В.С. Ледневым, она представляет совокупность характеристик структуры личности, сформированной на основе известных работ А.Г. Ковалева, К.К. Платонова, М.С. Кагана и других (Леднев В.С. Содержание образования: сущность, структура, перспективы. М., Высш. Шк., 1991.- 224 с.).

Эта модель содержит три группы компонентов:

– социально-профессиональный опыт личности;

– функциональные механизмы психики (восприятие, речь, память и др.);

– типологические свойства личности (характер, темперамент, задатки, способности и т.д.);

В структуре педагогических способностей выделяют следующие компоненты: гностический, конструктивный, организаторский и коммуникативный.

Первый представляет собой систему знаний и умений (общекультурных и профессиональных), составляющих основу профессиональной деятельности.

Второй компонент включает способности, которые обеспечивают реализацию поставленных целей и задач.

Третий компонент включает способности организации и самоорганизации.

Четвертый компонент обеспечивает эффективность общения и воздействия и взаимодействия в управленческом процессе.

Традиционное представление о профессионально-педагогической культуре связано с выделением этических норм, правил педагогической деятельности, педагогической техники и педагогического мастерства. Основными компонентами педагогической культуры являются:

- профессиональные знания и умения;

– личностные качества педагога и руководителя;

– опыт творческой и управленческой деятельности.

При этом выделяется три уровня педагогической культуры: репродуктивный, профессионально-адаптивный и профессионально-творческий. Управленческая культура в сфере образования выступает как часть профессионально–педагогической культуры. Управленческая культура руководителя школы представляет собой меру и способ творческой самореализации личности руководителя школы в разнообразных видах управленческой деятельности. Основными компонентами управленческой культуры являются: аксиологический, технологический и личностно-творческий.

Аксиологический компонент содержит совокупность управленческо-педагогических ценностей, имеющих значение и смысл в практическом руководстве современной школой. Например, это усвоение руководителем новых теорий и концепций управления и их творческое применение на практике.

Технологический компонент содержит способы, приемы и технологии управления. Уровень управленческой культуры зависит от степени овладения приемами и способами, технологиями решения актуальных проблем и задач как управленческой, так и управляемой систем.

Личностно-творческий компонент содержит способности руководителя к творчеству в освоении и применении новых технологий управления.

3. Стили управления. Как известно, управление начинается с цели и заканчивается фактом ее достижения с помощью необходимых и достаточных способов, средств и воздействий или технологий. Труд управленца любого ранга относится к деятельности, которой могут заниматься люди «абсолютного типа пригодности».

Многие исследователи, изучающие проблему лидерства отмечают, что уже у дошкольников выявляются вожаки групп, инициаторы, которым присущи активность, опытность, высокий уровень развития. Кроме этого в детских коллективах выделяются «активисты», «исполнители», «бунтари», «затравленные» и т.д.

Лидером называют человека, за которым другие члены коллектива признают право брать на себя более ответственные решения, затрагивающие интересы всех. Лидер – это наиболее референтное лицо, хотя и может не быть «социометрической звездой».

Существует три основных подхода в понимании происхождения лидерства. Согласно «теории черт» лидером может быть человек, обладающий определенным набором личностных качеств. Однако задача составления их перечня оказалась трудноразрешимой. Ситуационная теория определяет лидерство как продукт ситуации: человек, став лидером в одном случае, приобретает авторитет, который начинает на него работать вследствие воздействия стереотипов.

Поэтому он может рассматриваться группой как лидер вообще. Отдельным людям, используя этот стереотип, свойственно искать посты. Синтетическая теория рассматривает лидерство как процесс организации межличностных отношений в группе, а лидера как субъекта управления этим процессом, т.е. феномен лидерства рассматривается в контексте совместной групповой деятельности.

При рассмотрении проблемы лидерства необходимо различать содержание понятий «лидер» и «руководитель». Наиболее полно этот вопрос освещен в работах Б.Д. Парыгина, который выделяет следующие основные отличия:

– лидер призван осуществлять регуляцию межличностных отношений, в то время как руководитель действует официально;

– лидерство возникает стихийно, руководитель же назначается или избирается; – выдвижение лидера в основном зависит от настроения группы, в го время как руководство

– явление более стабильное;

– руководство подчиненными в отличие от лидера обладает более определенной системой санкций, которых в руках лидера нет;

– сфера действий лидера в основном малая группа людей, поле деятельности руководителя шире, поскольку он представляет трудовой коллектив в более широкой социальной системе.

С проблемой лидерства и руководства связаны различные стили управления. Стиль и поведение руководителя в конкретной ситуации зависят от объективных и субъективных условий, от своеобразия жизненного и профессионального опыта, от личностных и профессиональных качеств. Выбор методов, средств, способов, технологий управления обусловливают стили педагогического управления, основные из которых: – автократический (самовластный стиль руководства), когда осуществляется единоличное управление, не допускаются другие мнения, осуществляется жесткий контроль за исполнением;

авторитарный (властный стиль руководства), другие мнения выслушиваются, но решение принимается единолично; Этот стиль характеризуется деловыми, краткими распоряжениями, запретами без снисхождений, часто сопровождаемые угрозами, четкой речью и неприветливым тоном. Похвала и порицание работников крайне субъективны, эмоции подчиненных и коллег в расчет не принимаются. Дела в коллективе планируются заранее во всем их объеме, определяются лишь непосредственные цели для каждого работника. Голос руководителя является решающим, а его позиция находится вне группы;

демократический стиль (диалог «на равных») предусматривает инструкции в форме предложений, не сухую речь, а товарищеский тон, похвалу и порицание – с учетом мнений коллектива. Мероприятия планируются не заранее, а в коллективе, распоряжения и запреты проводятся на основе дискуссий. За реализацию принятых предложений ответственны все. Позиция руководителя внутри группы; – попустительский или либеральный (конформный стиль) когда руководитель практически отстраняется от управления, либо идет на поводу других; Этот стиль характеризуется стандартно формализованным тоном, отсутствием похвалы и порицаний, а также сотрудничества как такового. Дела в коллективе идут сами собой, лидер указаний не дает. Работа распределяется самими работниками или неформальным лидером. Позиция руководителя – в стороне от группы. – непоследовательный (алогичный) управление зависит от внешних обстоятельств, эмоционального состояния руководителя.

Кроме названных стилей руководства и лидерства различаются и другие. Например, в работах Л.И. Уманского названы такие типы лидеров, как: лидер-организатор, лидер-инициатор, лидер-эрудит, лидер-генератор, лидер-умелец, лидер эмоционального притяжения. На практике «чистых» стилей управления практически не встречается. Например, при исследовании роли руководителя в обеспечении социально-психологического климата и дисциплинированности в коллективе были выявлены различные управленческие стратегии, обусловленные индивидуальнопсихологическими особенностями и должностными позициями руководителей. Так стратегия управления. Отражающая стремление решать вопросы укрепления дисциплины и создания нормального климата через жесткий контроль и материальное поощрение, оказалась связана с такими чертами личности руководителя, как неуверенность, склонность к опасениям.

Поэтому существуют рекомендации подбирать на должность руководителя человека обладающего совокупностью необходимых профессиональных компетентностей (познание, авторитетность и опыт), личностных качеств и свойств, профессиональной направленностью (мотивами, интересами, ценностными установками и т.д.).

Компетентность – это уровень готовности к выполнению профессиональных функций. Среди основных компетенций: – социально-правовая и коммуникативная (профессиональные ЗУНы, владение приемами профессионального общения и поведения, взаимодействия с общественными институтами и людьми);

– специальная (подготовленность и самостоятельность владения профессиональными видами деятельности, умение решать типовые задачи и адекватно оценивать результаты труда);

– персональная (способность к постоянному профессиональному росту, повышению квалификации);

– экстремальная (способность действовать в усложнившихся условиях, при авариях, нарушениях технологических процессов и т.д.);

– педагогическая (педагогически значимые качества: логическое мышление и творческий потенциал; эмпатия: сопереживание и действенная эмпатия; волевой самоконтроль: настойчивость и самообладание; профессионально-значимые психологические свойства: тип мышления и нервной системы; типологические особенности: интроверсия, амбоверсия, экстраверсия и невротизация; профессионально нежелательные качества: ригидность, социальная фрустированность и авторитарность);

– аутокомпетентность (адекватное представление о своих социально-профессиональных характеристиках и владение технологиями преодоления профессиональных деструкций). Таким образом, мы получили представление об основных структурных компонентах управленческой культуры руководителя и их содержании. Эти познания могут послужить научному подходу к оценке деятельности руководителя школы и могут стать основой для разработки критериев и показателей оценивания управленца

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: