Роль учителя и роль учащегося




Проблема школьной системы образования в России.

 

Наше время может быть охарактеризовано тремя главными чертами. Первая из них – это глобализация, в процессе которой осуществляется интеграция стран в одно мировое сообщество; вторая черта – революция в информационных технологиях, результатом которой является постоянный рост объема информации; третьей чертой является процесс автоматизации производства, изменяющий рынок труда радикальным образом. Принимая во внимания данные обстоятельства, представляется, что сегодня роль системы образования как никогда важна. Образование — это целенаправленный процесс передачи накопленного опыта человечества от одного поколения к другому, он осуществляется в интересах человека, семьи, общества и государства. Для человека образование дает возможность сформировать в себе личность, раскрыть творческий и профессиональный потенциал, другими словами, образование готовит человека к будущему. Система образование для государства – это необходимая составляющая, позволяющая воспроизводить социальную структуру, обеспечивать стабильный экономический рост, путем подготовки профессиональных кадров и внедрения новых технологий. Таким образом, проблема образования касается как развития человека в отдельности, так и развития общества в целом.

Необходимо признать, что современная система образования в России находится в сложной ситуации, которая непосредственно влияет на социальную и экономическую сферы общества. О низком уровне образования в России свидетельствует индекс человеческого развития, который ежегодно рассчитывается Организацией Объеденных Наций на основе совокупности факторов, одним из которых является фактор системы образования. Так, согласно данным ООН, в 2018 году Россия занимает 49 позицию, сразу после Омана и Аргентины[1]. Социологи РАН указывают, что данная ситуация обусловлена следующими факторами: социальная и экономическая нестабильность в обществе, острый дефицит финансовых средств, неполнота нормативной правовой базы в области образования. Обозначенные факторы оказывают прямое влияние на формирование современной модели системы образования, которая имеет ряд проблем. В настоящей работе я рассмотрю проблему обновления и реформирования системы образования, а также проблему роли учителя и учащегося.

1. Обновление и реформирование.

С момента распада СССР и последующего отказа от советской модели политического и экономического развития Россия находится в нестабильном состоянии, которое сопровождается рядом реформ, в том числе в области образования. Проблема реформирования образования заключается в том, что государство стремится совместить две модели образования – советскую и западную. Первая модель имела своей целью обслуживание закрытой политической и экономической системы СССР – поддержка бюрократического аппарата и удовлетворение внутренних экономических и военных потребностей. В свою очередь, западная модель образования обслуживает открытые политические системы, она имеет цель создания активного взаимодействия стран Европы. Таким образом, цели советской и западной модели образования противоречивы. Выбор в пользу одной из данных моделей не может быть сделан в современной России, по причине отсутствия четкой политической и экономической программы, которая бы определяла курс развития страны и тем самым формировала функции и критерии качества образования. Утверждение «нам нужно хорошее образование » в данном случае не имеет смысла, так как нет критериев хорошего образования, а равняться на критерии других стран не представляется верным решением, так как Запад имеет другие цели и другие условия развития.

Решение. Необходимо отказаться от консерватизма советской модели образования, так как она не способна отвечать потребностям современного положения дел: России приходится принимать участие в интеграции в мировое сообщество, а для этого необходимо видоизменять образовательные методы. Но также необходимо отказаться от слепого копирования западных стандартов, поскольку это создает искусственную образовательную среду, чуждую российскому обществу. Россия должна сформировать собственную образовательную программу, учитывая настоящее положение дел как в стране в целом, так и в отдельных регионах. Трудности осуществления данного решения заключаются в том, что для формирования образовательной программы необходимо иметь четко определенный политический и экономический курс, которого Россия не имеет.

2. Роль учителя

С эпохи индустриальной революции роль учителя по преимуществу определялась как просто передатчика знаний. Это обуславливалось, с одной стороны, особенностями технологий производства, с другой стороны, ограниченностью доступа к информации: школа и университет были одними из немногих мест, где человек мог получить необходимые навыки и знания. Однако развитие технологий автоматизации производства рынок труда изменился, а в следствии «информационной революции» знания стали общедоступны. Отсюда следует что, роль учителя как просто передатчика знания стала менее значительна, но вместе с тем повысилась роль учителя как духовного наставника, цель которого развить в ребенке его любознательность и креативность. Современная российская система образования не предоставляет необходимые для этого условия, так как большая часть школьных занятий проходят в форме письменного тестирования, которая исключает активность, направленную на развитие творческого потенциала учащегося.

Решение. Во-первых, необходимо сократить количество учащихся на одного учителя, это позволит уделять ученику больше внимания и непосредственного общения со стороны учителя (ср. количество учеников на одного учителя и количеством пациентов на одного врача). Во-вторых, сократить количество письменных тестовых заданий, взаимодействие учителя и ученика не должно ограничиваться процедурами заполнения тестов и их проверки (данная функция может выполняется компьютером на порядок эффективнее). Единственное что является ценным во взаимодействии между учеником и учителем – это непосредственное живое общение, в котором происходит развитие коммуникационных навыков и может быть раскрыт творческий потенциал учащегося. Трудности осуществления предложенного решения обусловлены, с одной стороны, недостаточным финансированием, а с другой – консерватизмом педагогического состава, большая часть которого состоит из учителей советских школ.

 

 

3. Роль учащегося

Каждый учащийся школы – это будущий гражданин своей страны, а школа – это место, в котором он должен готовиться достойно исполнять свой долг. Одно из необходимых качеств гражданина демократической страны это активная социальная и политическая позиция, следовательно, школа должна создавать такие условия, в которых учащийся может проявлять инициативу, занимать активную роль. В российской системе образования учитель определяется как передатчик знаний, а учащийся – как накопитель. Как следствие, большая часть населения страны характеризуется полным безучастием к политическим и социальным проблемам своего государства: согласно результатам исследований института социологии РАН, в 2014 году, 8% россиян участвуют в работе профсоюзов, 6% - волонтерский организациях, 5% - в студенческих объединениях, 3% - в тех или иных профессиональных клубах[2]. Данное обстоятельство препятствует развитию гражданского общества и создает условия для формирования авторитарной власти.

Решение. Введение в школы института наставничества, который заключается в том, что учащееся старших классов оказывают помощь в учебе учащимся младших классов. Подобная практика активно используется в школах стран Азии – Японии, Южной Кореи, Китая. На Западе институт наставничества (School-Based Mentoring) получил широкое распространение как международное движение и представлен такими организациях как, например, «Boys & Girls Clubs of America» или «The Big Brothers Big Sisters». По моему мнению, институт наставничества позволит решить, как минимум три проблемы. Во-первых, данная практика способствует развитию у учащихся чувства ответственности, а также навыков коммуникации и обучения. Во-вторых, наставничество старшеклассников может помочь детям младших классов лучше усваивать учебный материал. В-третьих, институт наставничества может быть рассмотрен как способ решения проблемы финансирования, поскольку обучение определенным дисциплинам (чтение, физическая культура, изобразительное искусство и др.) может быть полностью или частично передано учащимся старших классов. Трудности осуществления данного проекта обнаруживаются в низком уровне гибкости и загруженности учебного плана, содержание которого полностью определяется Министерством Образования. Каждый учащийся должен тратить значительное количество времени на заучивание материала для того, чтобы выполнить письменный тест, результатом которого является определенный показатель, служащий единственным критерием эффективности образования.

Мы живем в стремительно изменяющимся мире, который предъявляет новые вызовы для человека, и именно образование должно готовить его к ответу. Можно ли утверждать с уверенностью, что подрастающие поколение России готово к вызовам нового мира? Представляется, что нет. Для преодоления этой проблемы необходимо кардинально пересмотреть устройство российской системы образования, в частности роль учителя и роль учащегося. Но в первую очередь необходимо четко определить политический и экономический курс страны, Сенека писал: «Когда человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным».

 


[1] Human Development Indices and Indicators: 2018 Statistical update [Электронный ресурс]: www.hdr.undp.org/en/2018-update

[2] Российская газета - Федеральный выпуск №6476 (204) [Электронный ресурс]: URL: https://rg.ru/2014/09/09/peremen.html



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-12-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: