Поиск и спасение космонавтов
Класс (год обучения): 7 класс, 1 год обучения.
Количество часов 34
Направление(я) развития личности: общеинтеллектуальное, физкультурно-спортивное.
Форма реализации: кружок
Формы проведения занятий:лекция;беседа;практикум, учебная и подвижная игры, проектная и исследовательская деятельность, тематическая экскурсия.
Основной формой организации занятий является групповая работа. Во время занятий осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к детям.
Виды деятельности:
Лекция - устное изложение какой-либо темы, развивающее творческую мыслительную деятельность обучающихся.
Беседа, в ходе которой учитель путем постановки тщательно продуманной системы вопросов подводит учеников к пониманию нового материала или проверяет усвоение ими уже изученного.
Практикумы, в ходе которых обучающиеся получают практические навыки по использованию теоретических знаний, полученных в ходе лекций или бесед.
Интеллектуальная игра позволяет применить полученные знания на практике, помогает ориентироваться в стрессовых ситуациях, учит взаимопомощи и развивает командный дух.
Проектная и исследовательская деятельность помогает школьнику овладеть новыми способами получения знаний, проявлять познавательную самостоятельность, удовлетворить потребность творчества.
Учебная игра имеет определенные правила и служит для познания нового, отдыха и удовольствия; характеризуется моделированием жизненных процессов в условиях развивающейся ситуации.
Подвижная игра является творческой деятельностью, в которой проявляется естественная потребность ребенка в движении, необходимость найти решение двигательной задачи. Играя, ребенок не только познает окружающий мир, но и преображает его.
Туристический поход реализует цели познания, воспитания, оздоровления, физического и спортивного развития.
Тематическая экскурсия как венец всей образовательной деятельности во время занятий кружка.
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные результаты внеурочной деятельности «Поиск и спасение космонавтов»:
формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
мотивация образовательной деятельности;
уважение к учёным и инженерам, давшим возможность выйти Человеку за пределы своей планеты; космонавтам, реализовавшим давнюю мечту человека;
готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами, склонностями и возможностями;
самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
осознание необходимости двигательной активности для сохранения здоровья и развития гармонической личности.
Метапредметными результатами являются:
умение ставить цели, планировать, осуществлять самоконтроль и оценку результатов своей деятельности; овладевать навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, уметь предвидеть возможные результаты своих действий;
умение воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символичной формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, излагать содержание текста, находить в нём ответы на поставленные вопросы (в ходе проектной деятельности);
осознавать различия между фактами, гипотезами, теоретическими моделями и реальными объектами, овладевать универсальными учебными действиями;
развивать монологическую и диалогическую речь, уметь выражать свои мысли и выслушивать собеседника, понимать его точку зрения;
осваивать приёмы действий в нестандартных ситуациях, овладевать эвристическими методами решения проблем;
уметь работать в группах с выполнением различных социальных ролей, отстаивать свои взгляды, вести дискуссию.
осознавать необходимость подвижного, здорового образа жизни для сохранения здоровья.
Предметные результаты:
знать и воспроизводить сведения по истории космонавтики, астрономии, о ее связях с физикой и математикой;
оперировать некоторыми терминами и понятиями;
знать и воспроизводить основные астрономические знания: наблюдаемые движения звезд и Солнца, движение и фазы Луны, причины затмений Луны и Солнца; объяснять причины возникновения приливов на Земле и спутниках Юпитера, возмущений в движении тел Солнечной системы; траектории и причины движения тел Солнечной системы, в том числе и космических кораблей и спутников; основные положения современной гипотезы о формировании всех тел Солнечной системы из единого газопылевого облака; дальнейшего формирования Солнечной системы как серии дальнейших катастрофических взаимных столкновений различных объектов; перечислять существенные различия природы двух групп планет и объяснять причины их возникновения; описывать явления метеора и болида, объяснять процессы, происходящих в комете, при изменении ее расстояния от Солнца; иметь представление о строении Солнца и наблюдаемых проявлениях солнечной активности и их влиянии на Землю; знать размеры, структуру, состав нашей Галактики;
уметь ориентироваться в лесу без компаса, по звёздам и Луне, Солнцу;
уметь работать с подвижной картой звёздного неба и применять её для поиска на небе определенных созвездий и звезд, ориентирования по звёздному небу;
знать основы выживания в экстремальных ситуациях;
уметь оказывать первую помощь при ушибах, ранах, травмах, обладать навыками транспортировки больного подручными средствами;
знать нормы ГТО, соответствующие возрасту обучающихся.
Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности
Поскольку поиск и спасение космических экипажей напрямую связан с повышенными физическими нагрузками, то в конце каждого занятия проводится небольшая тренировка: разминка, бег по стадиону, прыжки, подтягивание, какая-либо подвижная игра. Проводятся на улице или в спортзале.
1.Введение (4 часа)
Необходимость существования наземной службы поиска и спасения космонавтов. Место базирования 320-й отдельной авиационно-транспортной эскадрильи 5-й армии ВВС и ПВО, обслуживающей подразделения поисково-спасательного отряда Центра подготовки космонавтов им. Ю.А. Гагарина (ЗАТО Звёздный городок Московской области), в задачи которого входит эвакуация экипажей космических кораблей после приземления. Просмотр фильма о спасении одного из космических экипажей.
Практическое занятие:
Экскурсия на аэродром «Упрун». Проводится в мае.
Виды деятельности: лекция, беседа, тематическая экскурсия.
2. История космонавтики (3 часа)
Учёные, внёсшие вклад в развитие космической техники: эолов шар Герона Александрийского, попытки древних китайцев, польского артиллериста Казимира Семеновича, использование ракет в битве при Гангуте, атака британцами штаба Наполеона, ЛА англичанина Конгрива Конрада.
Работы Ньютона, немца Годдарда, руских учёных Кибальчича. Детальная разработка ракетных полётов К.Э. Циолковским.
Практические занятия:
Изготовление и запуск ракеты из воздушного шарика, 2-х литровой пластиковой бутылки.
Виды деятельности: лекция, беседа, практикум, проектная и исследовательская деятельность.
3. Достижения советской и российской космонавтики (3 часа)
Достижения советской космонавтики. Программы СССР по изучению Луны, Марса, Венеры. Исследование Земли и околоземного пространства с помощью ИСЗ и орбитальных комплексов. Королёв С.П. – генеральный конструктор советских ракет. Проекты «Спираль», «Буран». Корпорация «Роскосмос» – преемник советской космической программы. МКС – российская разработка. Современные достижения космической программы: проекты морского стартового комплекса, «Орёл», развития космического туризма, производства малых спутников, Союз-2, «Фрегат», «Ангара», космодром «Восточный». Значение космических исследований для народного хозяйства. Устройство, характеристики, работа ракеты-носителя «Союз». Просмотр фильма о запуске космического корабля.
Виды деятельности: лекция, беседа, проектная и исследовательская деятельность.
4. Основы астрономии (12 часов)
Небесная сфера, основные точки небесной сферы. Некоторые хорошо различаемые созвездия и их наиболее яркие звёзды. Вращение небесной сферы. Изменение вида звёздного неба в течение года. Работа с подвижной картой звёздного неба. Астрономические приборы и их роль для наблюдений. Секстант, бинокль, телескоп. Работа с симулятором звёздного неба «Стеллариумом».
Обращение Луны вокруг Земли, Земли вокруг Солнца. Движение Луны по небесной сфере. Приливы и отливы. Смена лунных фаз. Ориентировка по Луне.
Видимое суточное движение Солнца по небу (на географическом полюсе, на экваторе и в средних широтах). Ориентировка по Солнцу. Солнечные часы. Солнечные и Лунные затмения.
Календарные системы различных народов. История календаря. Солнечные, лунные и солнечно-лунные календари. Значение точного измерения времени для современной техники.
Форма и размеры Земли. Внутреннее строение и атмосфера нашей планеты. История гелиоцентризма. Закон всемирного тяготения.
Строение и состав солнечной системы. Планеты земной группы. Их сходство с Землёй и отличительные особенности. Планеты-гиганты. Спутники и кольца планет. Изучение планет с помощью космических аппаратов.
Кометы, их движение и физическая природа. Метеоры и их связь с кометами. Метеорные потоки. Астероиды и метеориты. Опасность столкновения космического корабля с метеоритом. Астероидная опасность для земной цивилизации.
Физическая природа и строение Солнца. Современные космогонические гипотезы. Место Солнечной системы в Галактике и Вселенной.
Практические занятия:
- изготовление карты звёздного неба;
- распознавание ярких звёзд и созвездий (без карты и с помощью карты);
- наблюдение околополярных созвездий;
- наблюдение вида зимнего звёздного неба;
- наблюдение суточного вращения небесной сферы;
- ориентировка с помощью ярких звёзд;
- наблюдение объектов небесной сферы визуально и с помощью астрономических приборов.
- наблюдение и зарисовка фаз Луны;
- наблюдение изменения положения Луны среди звёзд;
- изменение углового диаметра Луны;
- знакомство с устройством телескопа, правила пользования;
- наблюдение лунной поверхности в телескоп.
- определение времени астрономического полдня места наблюдения;
- наблюдение изменения положения Луны среди звёзд;
- наблюдение зодиакальных созвездий;
- зарисовка солнечных пятен;
- определение высоты Солнца над горизонтом;
- наблюдение за изменением высоты Солнца в течение года.
- определение сторон света с помощью компаса;
- наблюдение за движением планет на фоне звёзд и нанесение их положения на звёздную карту;
- наблюдение в телескоп Венеры, Марса, Юпитера и колец Сатурна (при условии видимости);
- наблюдение солнечных пятен. Подсчёт солнечных пятен и определение числа Вульфа.
- наблюдение в телескоп тёмных и светлых туманностей Млечного пути, галактик.
Виды деятельности: лекция, беседа, практикум, проектная и исследовательская деятельность.
5. Основы выживания в различных чрезвычайных ситуациях (2 часа)
Общие принципы выживания в природе. Очистка воды. Добывание огня. Приготовление пищи на костре. Съедобные растения. Если вы заблудились. Если вы промокли. Ночёвка в палатке, в лесу. Выживание во время грозы, наводнения, лесного пожара, наводнения.
Виды деятельности: беседа, практикум.
6. Однодневный поход (10 часов)
Проводится с применением знаний, полученных в ходе занятий по основам выживания. Организуется в выходной день, в мае, по возможности с папами. По согласованию с родителями предлагаются вводные по отработке навыков ориентирования, выживания в лесу.
Виды деятельности: туристический поход, практикум, подвижные и учебные игры.
Тематическое планирование
7 класс (34 часа)
№ раздела | Тема раздела | Кол-во часов |
Введение. Экскурсия на аэродром «Упрун» | ||
История космонавтики | ||
Достижения советской и российской космонавтики | ||
Основы астрономии | ||
Основы выживания в различных чрезвычайных ситуациях | ||
Однодневный поход | ||
Всего |