МЕЖДУНАРОДНЫЙ КОММЕРЧЕСКИЙ АРБИТРАЖ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ




Основными органами рассмотрения международных коммерче- ских споров в России являются Международный коммерческий ар- битражный суд (МКАС) и Морская арбитражная комиссия (МАК) при Торгово-промышленной палате (ТТП) РФ. Система государ- ственных арбитражных (хозяйственных) судов не имеет отношения к российскому МКА; эти суды входят в общую государственную су- дебную систему. Деятельность арбитражных судов регламентируется АПК РФ.

Положения ст. 247 АПК РФ содержат перечень критериев для установления компетенции государственных арбитражных судов по делам, связанным с иностранным правопорядком. Соглашение сто- рон, определившее, что возникший или могущий возникнуть спор подсуден арбитражному суду Российской Федерации, устанавливает исключительную компетенцию данного суда по рассмотрению этого спора при условии, что такое соглашение не изменяет исключитель- ную компетенцию иностранного суда (ст. 249 АПК РФ).

В России предусмотрена возможность создания внутренних тре- тейских судов в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2002 г. № 102-ФЗ «О третейских судах в Российской Федерации». Такие суды широко распространены в современной России: они обра- зованы при Газпроме, Ассоциации российских банков, Союзе юристов РФ, Межбанковской валютной бирже. Внутренние третейские суды в соответствии со своими регламентами компетентны рассматривать коммерческие споры, связанные с иностранным правопорядком. Не- которые из них (Третейский суд при Международном независимом институте международного права) предусматривают рассмотрение международных коммерческих споров как профильную деятель- ность.

В 2003 г. было принято Положение о спортивном арбитраже при ТПП РФ и создан Спортивный арбитраж — самостоятельный посто- янно действующий третейский суд, рассматривающий споры, возникающие в сфере физической культуры и спорта. В 2004 г. при ТПП РФ создан Третейский суд — негосударственный правоприменитель- ный орган, компетентный рассматривать внутренние коммерческие споры, отнесенные к его компетенции по соглашению сторон.

Деятельность МКАС регулируется Законом о МКА, Положе- нием о Международном коммерческом арбитражном суде при ТПП РФ (приложение I к Закону о МКА), Регламентом МКАС. Основу Закона о МКА составляют Типовой закон о МКА 1985 г. и положе- ния международных договоров Российской Федерации. Созданная по Закону модель арбитража соответствует международным стан- дартам и современным тенденциям рассмотрения международных коммерческих споров.

В рамках МКАС разработана концепция согласительного урегу- лирования споров и принят Согласительный регламент МКАС.

С 1 марта 2006 г. вступила в силу новая редакция Регламента МКАС. Основные положения новой редакции воспроизводят дей- ствовавшие нормы, однако она включает и ряд новелл, направлен- ных на повышение эффективности арбитражного разбирательства. При разработке новой редакции Регламента учтены современные тенденции развития нормативного регулирования международного коммерческого арбитража, в том числе вступивший в силу в 1998 г. Арбитражный регламент МТП.

В компетенцию МКАС входит рассмотрение споров из междуна- родных коммерческих контрактов при наличии арбитражного согла- шения. МКАС принимает к рассмотрению споры без соглашения сто- рон, если его компетенция установлена международным договором Российской Федерации. Признаются все три вида арбитражных со- глашений. Закреплена обязательность их письменной формы (в ши- роком смысле). Закон о МКА предусматривает типовую арбитраж- ную оговорку.

Наличие арбитражного соглашения исключает юрисдикцию го- сударственных судов — и общей юрисдикции, и арбитражных (хо- зяйственных). Соглашение сторон о третейском разбирательстве спора обязывает государственные суды отказать в приеме искового заявления или прекратить производство по делу (ст. 134, 135 ГПК; ст. 148 АПК). В Законе установлены случаи, предусматривающие исключения из этого правила. Юрисдикция МКАС обусловлена его компетенцией.

Компетенция МКАС — это МКА общей компетенции, правомоч- ный рассматривать две группы споров (ст. 1 Закона):

1) споры из договоров и других гражданско-правовых отношений при осуществлении внешнеторговой деятельности, т.е. международ- ные коммерческие споры. Субъектный критерий имеет дополнительный характер и уточняет, какие споры являются международными: если коммерческие предприятия сторон находятся на территории разных государств. При наличии нескольких коммерческих пред- приятий во внимание принимается то, которое имеет наибольшее отношение к арбитражному соглашению. Если сторона не имеет ком- мерческого предприятия (индивидуальный предприниматель), во внимание принимается ее постоянное место жительства.

Положение о МКАС конкретизирует гражданско-правовые отно- шения, споры из которых являются предметом разбирательства: от- ношения по купле-продаже (поставке), выполнению работ, оказанию услуг, обмену товарами или услугами, перевозке грузов и пассажи- ров, торговому представительству и посредничеству, аренде (лизин- гу), научно-техническому обмену, обмену результатами интеллек- туальной деятельности, лицензионным операциям, инвестициям, кредитно-расчетным отношениям, страхованию, совместному пред- принимательству. Перечень имеет открытый характер; на основании федеральных законов в компетенцию МКАС могут входить споры и из других гражданско-правовых отношений;

2) споры предприятий с иностранными инвестициями, между- народных организаций и объединений, созданных на территории России (между этими субъектами, между их участниками, их споры с другими субъектами российского права). Характер таких споров в Законе не определен. Можно предположить, что МКАС компетентен рассматривать любые споры между такими субъектами.

МАК действует на основе приложения II к Закону о МКА. Но- вый Регламент МАК был утвержден приказом ТПП РФ от 21 дека- бря 2006 г. № 93 и вступил в силу с 1 января 2007 г. МАК вправе разрешать споры на основе соглашения сторон о передаче их в этот третейский суд. МАК отличается узким, специальным характером компетенции — споры из гражданско-правовых отношений, связан- ных с торговым мореплаванием. Отличие от МКАС — при определе- нии компетенции МАК субъектный состав спора не имеет значения (юрисдикция МАК распространяется на лиц, коммерческие пред- приятия которых находятся как в одной стране, так и в разных).

Положение о МАК устанавливает примерный перечень от- ношений, споры из которых входят в ее компетенцию (ст. 2): по фрахтованию судов, морской перевозке грузов, перевозке грузов в смешанном плавании (река—море), по морскому страхованию, по лоцманской и ледовой проводке, агентскому и иному обслужива- нию морских судов, по спасанию на море, по купле-продаже и за- логу морских судов.

Специфика арбитражного разбирательства и его особенность за- ключаются в почти неограниченном праве сторон по установлению процедуры рассмотрения споров. Автономия воли является принци- пиальной основой Закона о МКА и регламентов МКАС и МАК. Боль- шинство норм, определяющих арбитражную процедуру, применяется только при отсутствии соглашения сторон и имеют диспозитивный характер. Автономия воли является решающим моментом при фор- мировании состава арбитража, определении процедуры разбиратель- ства.

Закон о МКА закрепляет несколько императивных положений, направленных на беспристрастное и справедливое разрешение спора. Это своеобразные принципы арбитражного разбирательства:

— требования, которым должны отвечать арбитры;

— императивные нормы об обеспечении равноправия сторон в процессе;

— обязанности арбитража по отношению к сторонам.

Во всех остальных вопросах стороны сами определяют процедуру арбитражного разбирательства. При отсутствии соглашения сторон МКА использует свой Регламент либо разбирает спор так, как счи- тает необходимым. Закон о МКА не предусматривает обязанности МКА обращаться к действующему гражданско-процессуальному за- конодательству.

Регламент МКАС закрепляет правила арбитражной процедуры, применяемые при отсутствии соглашения сторон об ином. Правила Регламента: наличие списка арбитров, который не является обяза- тельным (арбитром может быть назначено лицо, не включенное в список, в том числе иностранец). Регламент определяет состав ар- битража, назначение суперарбитра, назначение арбитров Председа- телем МКАС, наличие запасных арбитров. В Регламенте содержатся диспозитивные нормы о месте проведения арбитражного разбира- тельства (г. Москва) и его языке (русский).

Слушание дела производится в устной форме. Возможно заочное разбирательство. Регламент закрепляет обязанность истца обосно- вать компетенцию МКАС. Один из основных принципов деятельно- сти МКАС — обеспечение сохранения коммерческой тайны. Расходы по арбитражному разбирательству: регистрационный и арбитражный сборы, дополнительные расходы, издержки сторон. В процессе при- меняются правила Регламента и положения российского права.

МКАС обладает правомочием выносить постановление о своей компетенции. Закон о МКА впервые в российской истории закрепил общепринятое в мировой практике правило об автономности и юри- дической самостоятельности арбитражной оговорки, т.е. прямую за- висимость компетенции арбитража от арбитражного соглашения.

В Законе содержатся правила, касающиеся заявления сторон об отсутствии компетенции, варианты такого заявления и правила, касающиеся постановления арбитража о своей компетенции. Постанов- ление арбитража о своей компетенции не имеет окончательного ха- рактера и может быть обжаловано в государственном суде, решение которого окончательно и обжалованию не подлежит. Постановление арбитража о его компетенции может выноситься и в предваритель- ном порядке.

Арбитражное разбирательство прекращается либо вынесением ре- шения по существу спора, либо вынесением постановления о прекра- щении арбитражного разбирательства. Постановление о прекращении может быть вынесено по исчерпывающему перечню оснований. В Ре- гламенте МКАС закреплено правило — решения МКА исполняются добровольно в установленные в решении сроки. Если срок не установ- лен, — решение подлежит немедленному исполнению. Решение, не исполненное добровольно, подлежит принудительному исполнению. Отмена арбитражного решения может быть произведена по огра- ниченному перечню оснований, которые не связаны ни с существом спора, ни с вопросами применимого права. В Законе содержится исчерпывающий перечень оснований для отмены решения МКА. Груп- пы таких оснований: по инициативе сторон и по инициативе суда. Основания для отмены практически совпадают с основаниями для отказа в принудительном исполнении арбитражных решений. Ис- ключительное средство оспаривания арбитражного решения — хода- тайство заинтересованной стороны о его отмене.

Функции государственных судов общей юрисдикции и государ- ственных арбитражных судов в отношении международного коммерческого арбитража определены в российском процессуальном зако- нодательстве (разд. VI ГПК РФ, гл. 30, 31 АПК РФ). Существуют две параллельные юрисдикции по делам об оспаривании решений МКА: в судах общей юрисдикции (в соответствии со ст. 6 и 34 Закона о МКА в порядке, предусмотренном гл. VI ГПК РФ) и в государствен- ных арбитражных судах (ст. 230 АПК РФ). По делам об оспарива- нии компетентен государственный суд, на территории которого было принято решение МКА.

Иностранные арбитражные решения, при вынесении которых были применены нормы российского законодательства, могут быть оспорены только в государственных арбитражных судах (ст. 230 АПК РФ). Оспаривание возможно в случаях, предусмотренных междуна- родными договорами Российской Федерации. Данная норма импле- ментирована в российское законодательство из Европейской кон- венции 1961 г.: ст. IX устанавливает правовые основы для отмены арбитражного решения: отмена производится в государстве, где ре- шение было вынесено, либо в государстве, по закону которого реше- ние было вынесено.

Стороны имеют право представить в государственный суд заяв- ление о компетенции третейского суда, о наличии или действитель- ности арбитражного соглашения. Рассмотрение такого заявления производится судом соответствующей инстанции по месту проведе- ния арбитража. При предъявлении ходатайства об отмене арбитраж- ного решения заинтересованная сторона обязана доказать наличие в арбитражном процессе серьезных нарушений: выход арбитража за пределы его компетенции, недееспособность одной из сторон, недей- ствительность арбитражного соглашения.

Отмена решения международного коммерческого арбитража возможна по исчерпывающему перечню оснований, предусмотрен- ных международным договором или федеральным законом (ст. 233 АПК РФ; ст. 421 ГПК РФ). Определение государственного суда об оспаривании решения может быть обжаловано в кассационном по- рядке.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: