КАК УЧИТЬ РЕБЕНКА С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ ОРИЕНТИРОВАТЬСЯ В ПРОСТРАНСТВЕ




Е.Н. ПОДКОЛЗИНА, к.п.н., ст. научн, сотр. Института коррекционной педагогики РАО, Москва

Ключевые слова: овладение ориентировкой, освоение ходьбы, развитие зрительного и слухового восприятия, ориентировка на собственном теле, различение на себе левой и правой сторон, ориентировка в пространстве с точкой от себя, ориентировка в комнате.

Нарушение, а тем более полное отсутствие зрения значительно осложняет возможности ребенка в ориентировке в пространстве, в самостоятельном передвижении в нем. Неумение ориентироваться в, пространстве является одной из причин, определяющих низкий уровень социальной адаптации ребенка с глубоким нарушением зрения, ограничения его мобильности и контакта сгружающим миром.

Основой для успешности овладения ребенком с патологией зрения ориентировкой в пространствеявляется его двигательная готовность, прежде всего, сформированность такого необходимого для самостоятельной ориентировки двигательного акта, как ходьба. Как правило, к 2 годам ребенок овладевает навыком ходьбы. Для незрячего малыша и малыша с остаточным зрением это имеет особое значение, так как если ребенок не умеет уверенно ходить без помощи взрослого, все его усилия во время передвижения направлены на то, чтобы сохранить равновесие, не упасть, не споткнуться. В таком случае ребенок' не может воспринимать окружающее пространство и то, что происходит вокруг него, так как он напряжен и боится.

Следует помнить, что и незрячие дети, и незрячие с остаточным зрением, и слабовидящие с очень низкой остротой зрения (0,08—О,1 и даже выше) в этом возрасте и позже (иногда до 4—5 лет) нуждаются в постоянной коррекции (исправлении) со стороны взрослых основных движений. Прежде всего, необходимо обращать внимание на постановку стоп, координацию движений рук и ног, положение корпуса тела при ходьбе, на походку. У детей этих категорий может значительно позже, чем у нормально видящих и даже у слабовидящих детей, имеющих лучшее зрение, появиться желание ходить самостоятельно из-за страха перед незнакомым пространством.

При обучении ориентировке в пространстве слабовидящего ребенка важнейшей задачей является развитие у него целенаправленного зрительного восприятия пространства и расположенных в нем предметов. Необходимо учитывать то, что ребенок, как правило, переоценивает свои зрительные возможности и опирается при ориентировке на неточное зрительное восприятие. В результате Чего возникают искаженные представления об осваиваемом пространстве.

Для незрячего ребенка, а также для незрячего ребенка с остаточным зрением важнейшее условие успешности овладения ориентировкой — умение использовать_ информацию об окружающем пространстве, полученную с помощью всей сенсорной сферы (слуха, осязания, двигательной чувствительности, обоняния.) в практической ориентировке. Навык полисенсорного восприятия важен также и для слабовидящего ребенка, так как позволяет дополнять, расширять, обогащать зрительные представления о пространстве, в котором он находится, облегчает ориентировку в нем.

Обучение пространственной ориентировке дошкольников с различными нарушениями зрения имеет общую последовательность.

Маленького ребенка 1-2 лет с нарушением зрения необходимо научить узнавать предметы ближайшего окружения, в первую очередь те, которыми он пользуется каждый день (игрушки, мебель, одежда и обувь, посуда и т.п.). для этого следует как можно чаще привлекать зрительное внимание к этим предметам, подводить к ним, давать их в руки, обследовать вместе с помощью осязания. Знакомя с предметами, каждый раз называй их, проговаривайте, что вы будете делать с ними. Например; «Вот стульчик. "Сейчас Машенька сядет на стульчик», «Это мяч. Какой он большой! Мы с Сашей будем катать мяч». Свои слова сразу лее подтверждайте показом предмета и действий с ним, тогда у ребенка будет возникать связь между названием предмета и его функциональным назначением (т.е. тем, что можно с ним делать).

Слепому ребенку надо сразу дать предмет в руки, направить его руки для осязательного обследования, ребенку, имеющему зрение, необходимо помочь не только ощупать предмет, но и внимательно рассмотреть его.

Очень важно научить малыша с нарушением зрения правильно брать в руки различные предметы и удерживать, а также понимать их функциональное назначение.

Например, если вы даете ребенку мяч, помогите ему крепко обхватить его двумя руками так, чтобы он не выпадал из рук. Направляя своими руками пальцы рук ребенка, сожмите мяч, чтобы ребенок почувствовал его упругость. Затем слегка подбросьте мяч вверх и т.д. Навыки, сформированные вами у ребенка, помогут ему позже при ориентировке в пространстве.

Ребенок этого возраста не сможет еще ответить на ваши вопросы: «Какая это рука?», «Какая это нога?» и т.п. Он не сможет также выполнить ваши инструкции, например такие: «Возьми ложку в правую руку, а хлеб в левую». Не надо требовать этого от ребенка 1-2 лет. Он пока еще не называет части своего тела, но уже может показать их по просьбе взрослого: «Где у Оленьки голова? Покажи», «А где ручки (ножки)? Покажи их» и т.д.

_В этот период родители должны только давать ребенку информацию о нем самом, об окружающем пространстве и предметах, его наполняющих. Эта информация постепенно будет накапливаться, создавая основу для обучения ребенка практической ориентировке в пространстве.

Занимаясь с ребенком 2—3 лет (со слабовидящим или со слепым, имеющим остаточное зрение), обращайте его внимание не только на цвет окружающих предметов (Какое красное яблоко!}, но ина их пространственные признаки, такие как форма и величина (Яблоко круглое. Яблоко большое).

Упражняйте ребенка в различении предметов по величине. Для этого подберите, например, два мяча, два яблока, две ленточки. Вместе с ребенком внимательно рассмотрите эти предметы, направляя его зрительное восприятие такими инструкциями и вопросами: «Посмотри внимательно» (сделайте указательный жест в направлении предмета). «Что это?» (подскажите ребенку правильное название предмета). Затем вместе с ребенком (взяв его руки в свои) обследуйте предметы с помощью осязания, сопровождая эти действия объяснениями: «Это мяч. Он круглый. Этот мяч большой». И так с каждым предметом. После совместного обследования еще раз обратите внимание ребенка на пространственные признаки этих предметов, например: «Этот мяч большой, а этот маленький», «Это яблоко большое, а это маленькое», «Эта ленточка короткая, а эта длинная», также сопровождая свои слова указательными жестами.

С целью развития у слабовидящего и слепого ребенка с остаточным зрением способностей зрительного и осязательного обследования предметов проводите различные игры и упражнения, например: «Найди такую же игрушку » (по величине, по форме). В этой игре взрослый сначала

Дает малышу одну игрушку; они вместе ее рассматривают, ощупывают и называют. Затем перед ребенком ставят игрушки, одна из которых такая же, как и находящяяся у него в руках, и предла­гают найти ее. С тотально слепым ребенком подобные игры следует проводить с опорой на тактильную чувствительность и слуховое восприятие. Например, подобрать озвученные игрушки. Взрослый активно участвует в этой игре, создает положительный эмоциональный настрой у ребенка, направляет его зрительное и осязательное восприятие,

Ребенка 2—3-летнего возраста необходимо научить ориентироваться на собственном теле— самостоятельно различать и правильно называть части своего тела, дать ему представление об их пространственном расположении: голова вверху, а ноги внизу, грудь впереди, а спина сзади, одна рука правая, а другая левая. Для этого сначала неоднократно дотрагивайтесь своей рукой до называемой вами части тела ребенка: «Это голова (взрослый дотрагивается до головы ребенка). Она вверху. Погладь себя по голове». (Взрослый берет руку ребенка, поднимает вверх, кладет ее на голову ребенка, поглаживает рукой ребенка его голову.) Затем предложите ребенку самому доказать какого-то часть тела: «Покажи, где у тебя голова» и т.д. Когда ребенок будет успешно справляться с этими заданиями, следует предложить ему назвать части своего тела. В этом случае дотроньтесь до части тела ребенка и спросите: «Что это?».

Если у ребенка достаточно высокая острота зрения, позволяющая ему различать окружающие предметы, предложите ему рассмотреть себя в большом зеркале. Помогите ребенку увидеть в зеркале, показать «на себе» и правильно назвать части своего тела.

Учите ребенка называть части тела _куклы, соотносить их с собственным телом. Например, мама говорит: «У Наташеньки вот голова, а у куклы где? Покажи» и т.д. Свои слова мама сопровож­дает указательными жестами в сторону называемых частей тела ребенка и куклы. Если малыш незрячий, мама его рукой дотрагивается до называемых частей тела. Затем она направляет руки ребенка для

обследования частей тела куклы. Кукла должна быть средней величины (примерно 20 см), чтобы ребенку было удобно держать ее и обследовать.

Особое внимание следует обратить на различение ребенком правой и левой сторон «на себе». Он должен понять, что руки и ноги имеют конкретные обозначения - «правая», «левая». Чтобы помочь ему осознать и запомнить эти обозначения, всегда, когда возможно употребляйте их. Например, когда остригаете ребенку ногти на руках и ногах, проговаривайте: «Обрежем ноготки на правой ручке (ножке). А теперь на левой». Обучая ребенка самостоятельному приему пищи, вложите ложку в его правую руку (если он правша) и скажите: «Сереженька держит ложку в правой руке». Пока еще не надо ждать от ребенка самостоятельного правильного употребления этих обозначений,


просто предлагайте ему повторять за вами; «Повтори, в какой руке ты держишь ложку. Правильно, в правой руке» и т.п.

Необходимо учить ребенка ориентироваться в комнате, квартире. Пройдите вместе с ним по квартире, покажите все двери, окна. Незрячему малышу (а также незрячему, имеющему остаточное зрение) помогите обследовать все с помощью рук (осязательно), Постепенно покажите ребенку мебель, называя каждый предмет и обследуя его вместе с ребенком. Слабовидящего ребенка учите находить глазами те предметы, которые вы называете, и самостоятельно идти к ним: «Найди глазками шкаф. Подойди к шкафу», «Посмотри внимательно. Найди свою кроватку». Конечно, к этому моменту ваш ребенок должен быть уже знаком с окружающими его предметами, знать их название и назначение. Если у незрячего ребенка есть остаточное зрение, он тоже постепенно научится узнавать с его помощью окружающие предметы при условии, если вы не будете менять их расположение в квартире и часто будете подводить к ним ребенка, рассматривать на близком расстоянии, обследовать руками, называть.

В этом возрасте незрячий и слабовидящий ребенок способен научиться находить свою кровать, шкафчик с игрушками самостоятельно. Чтобы облегчить ему ориентировку в помещениях своей квартиры, дома, подберите для стен кухни, комнат, коридора, прихожей обои с разной фактурой, с легко осязательно воспринимаемым рисунком. Покажите ребенку (его руками), какие стены в разных помещениях. Он очень быстро освоит это и будет свободнее передвигаться по квартире. В этот период он постепенно становится все более уверенным в себе, перестает бояться передвигаться по своему дому, квартире без сопровождения взрослыми. В результате расширяются возможности ознакомления ребенка с окружающим его миром вещей и явлений.

В возрасте 3-4 лет ребенка с патологией зрения надо продолжать учить различать правую и левую руки, ноги, верхнюю и нижнюю, переднюю и заднюю части своего тела (некоторые дети с нарушением зрения могут овладеть этим навыком и раньше, если их постоянно упражняют в этом). Так, взрослые должны во время одевания и раздевания ребенка, во время умывания и купания, во время приема ребенком пищи давать пространственные обозначения частям его тела, например: «Эта рука правая (взрослый дотрагивается до руки ребенка). Возьми ложку в правую руку», «Приподними левую ногу (взрослый дотрагивается до нее рукой). Будем надевать колготки », «Надень кофту. Просунь в этот рукав правую руку» (взрослый дотрагивается до правой руки ребенка), «Застегни на кофте пуговицы. Вот они на грудивпереди» (взрослый проводит рукой ребенка по пуговицам) и т.д.

Постепенно ребенка учат употреблять слова, обозначающие пространственное расположение частей его тела: «Скажи, какая эта рука?».Проведите такие упражнения:_«Топни правой (левой) ногой», «Возьми игрушку в правую (левую) руку» и т.п.

Словесные обозначения пространственного расположения частей собственного тела трудно усваиваются детьми с нарушением зрения, особенно незрячими.Аля облегчения и ускорения этого процесса рекомендуем родителям обыгрывать это с детьми. Например, на правую руку ребенка можно надеть детские часики, игрушечный браслет, на левую руку завязать бантик. Объясните ребенку: «Часики на правой Руке. Повтори, на какой руке часики? Бантик на левой руке. Повтори, на какой руке бантик? » Делать это надо каждый день длительное время, пока ребенок не запомнит, какая рука правая, а какая левая.

Этот же прием эффективен, когда надо, чтобы ребенок запомнил левую и правую стороны своего тела, что также трудно для него. В этом случае левая сторона тела ребенка связывается с расположением сердца. Взрослый прикладывает руку ребенка к его груди, помогает найти сердце, предлагает послушать, как оно "бьется. Можно сделать аппликационное изображение сердца (из ткани, картона), осторожно прикрепить его на одежду на груди с левой стороны. Ребенку объясняют, что это левая сторона его тела. С другой — правой стороны можно прикрепить значок, бантик, аппликационное изображение цветка и т.п., объяснив ребенку, что это правая сторона его тела. Все эти так называемые клетки (аппликационные изображения, бантики, значки, брошки и т.п.) должны быть яркими, с четко выраженными частями, легко воспринимаемыми и зрительно, и осязательно. Эти приемы можно использовать в обучении не только слабовидящих малышей, но и тотально слепых и детей, имеющих остаточное зрение.

Обучению детей различать правую и левую стороны «на себе» и словесно обозначать их соответствующими терминами должно уделяться много времени. Это необходимо, так как ориентировка именно в этих направлениях является основой освоения ребенком не только схемы своего тела, но и пространства вокруг себя. Использование в обучении реальных чувственных ощущений ребенка (о чем мы рассказали выше), вовлечение ребенка в игровые ситуации помогает ему прочно освоить необходимые знания и умения.

Обращаем внимание родителей на то, что б их словаре не должно быть неточных слов «та, эта» (вместо «правая, левая»), «там, тут, туда» (вместо «справа, слева, направо») и т.д.Старайтесь при каждом удобном случае употреблять слова, обозначающие пространственное расположение частей тела ребенка и направления пространства, например, «Дай мне свою правую руку». Если ребенок не может самостоятельно определить, какая рука правая, а какая левая — дотроньтесь до той руки, которую назвали. На прогулке проговаривайте те направления, в которых движетесь с ребенком: «Сейчас мы с тобой идем прямо, вперед. Теперь мы повернем направо» и т.д. Свои слова сопровождайте указательными жестами в направлении движения. Если ребенок незрячий, этот жест делается рукой ребенка.

Для закрепления навыка ориентировки на собственном теле учите ребенка находить на своей одежде и правильно называть различные детали (воротник, рукава, карманы, застежки и т.д.), оп­ределять, где они расположены, также используя для этого пространственные обозначения: «Этот карман правый, а этот левый», «Воротник вверху », «Пуговицы на платье сзади» и т.д. Предложите ребенку: «Положи носовой платок в правый (левый) карман», «Покажи на своей рубашке правый (левый) рукав», «Застегни верхнюю (нижнюю) пуговицу» и т.д.

Чтобы незрячий или слабовидящий ребенок научился это делать, необходимо направлять его руки на детали одежды для их обследования. Взрослый должен назвать эту деталь, обозначив ее распо­ложение и предложить ребенку повторить. Скоро ребенок будет делать это самостоятельно.

Учите ребенка правильно подниматься и спускаться по лестнице:держаться за перила одной рукой, ставить одну ногу на одну ступеньку, а другую —на следующую, смотреть под ноги, если у ребенка есть зрение, или, если ребенок тотально слепой — чувствовать, находить ступнями начало и конец ступеньки. Вы должны идти синхронно с ребенком, но на одну ступеньку выше, если поднима­етесь по лестнице, и на одну ступеньку ниже, если спускаетесь,

Начинайте учить ребенка ориентироваться в ближайшем пространстве с точкой отсчета «от себя». Предложите ему такие задания: «Покажи рукой (флажком) направо от себя», «Иди вперед*, «Поставь игрушку слева от себя» и т.п.

Как и при обучении ориентировке на собственном теле, каждое упражнение сначала проводится совместно с взрослым. Например, дайте ребенку игрушку в левую руку. Спросите: «Какая эта рука? (Дотроньтесь до руки ребенка.) Правильно, эта рука левая. Подними руку с игрушкой вверх. Вот так. (Поднимите левую руку ребенка с игрушкой вверх.) Скажи, в какой руке ты держишь игрушку? Правильно, в левой руке ». (Опустите руку ребенка вниз, прижав ее к левому боку.) «Поставь игрушку слева от себя. Вот так». (Покажите, как поставить игрушку слева «от себя», рядом с левой ногой.) Затем предложите ребенку ответить на вопрос: «С какой стороны от себя ты поставил игрушку? »

Чтобы незрячий или слабовидящий ребенок быстрее научился самостоятельно ориентироваться в помещениях своей квартиры, своего дома, необходимо использовать различные ориентиры (звуковые, осязательные, цветовые и световые, обонятельные), которые помогали бы ему узнавать, где он находится, и самостоятельно передвигаться по квартире.

Для успешной практической ориентировки развивайте у ребенка слуховое восприятие, умение различать звуки, определять, какие предметы их издают или какие действия они сопровождают. Развивайте слуховое внимание ребенка, умение определять направление источника звука в пространстве (например, в большой комнате работает телевизор, на кухне мама с бабушкой обсуждают, что приготовить на ужин; в прихожей звонит телефон, потом папа разговаривает с кем-то по телефону; в ванной льется вода и т.п.). Упражняйте ребенка в самостоятельном передвижении на звук, например на звуки голоса мамы, на звуки игрушек: колокольчика, погремушки, бубна, дудочки и т.п., звонки телефона. Предложите ребенку такие упражнения: «Иди в ту сторону, где мама разговаривает». «Покажи рукой в ту сторону, где звонит телефон» и т.д. Слабовидящего и слепого ребенка с остаточным зрением учите контролировать свои передвижения в пространстве с использованием зрения. Например, предложите малышу сначала найти глазами звучащий предмет (который должен быть расположен недалеко от него), а затем идти к нему.

Советуем постелить на пол в комнате яркий ковер, положить пушистый яркий коврик перед диваном; поставить на один столик большие и громко тикающие часы, на другой — большую вазу с яркими цветами; повесить или поставить светильники с абажурами разного цвета в разных местах квартиры; положить толстый плетеный или резиновый коврик в прихожей перед дверью, в конце и начале лестницы на лестничной клетке, ковровую дорожку из одной комнаты в другую или из кори­дора до кухни и т.п. Эти предметы станут хорошими ориентирами, так как ребенок может легко воспринять их с помощью различных органов чувств: с помощью остаточного или нарушенного зрения, осязания, слуха, обоняния.

Учите своего малыша очень внимательно «прислушиваться» к тому, что чувствуют его ноги, когда он переходит из одного помещения в другое.Научите ребенка различать изменение покрытия пола в разных помещениях вашей квартиры (в комнате паркет, на кухне линолеум, а в ванной кафель и т.д.). Для этого проведите ребенка по квартире босиком (если пол в квартире не очень холодный) или в тонких носочках, обращая его внимание на покрытие пола и направляя его восприятие такими инструкциями и вопросами: «Остановись. Проведи ножкой по полу. Вот так. (Возьмите ступню ребенка в свою руку, прижмите ее к полу, не нажимая очень сильно, проведите подошвой ступни по полу несколько раз в разных направлениях.) Что ты чувствуешь? », Во время таких действий дайте ребенку образцы описания того, что ребенок воспринимает, например: «Пол гладкий и холодный» (в ванной), «Пол не совсем ровный» (в комнате). Помогите ребенку почувствовать подошвами ступней плитки паркета, границу между паркетным полом и ковром, который лежит посередине комнаты или перед диваном и т.п.

Обращайте внимание ребенка также и на различные запахи, свойственные предметам, продуктам.Это очень важно, так как запахи характеризуют не только какие-то отдельные предметы, но и свидетельствуют о деятельности людей. Например, на кухне пахнет пищей, которую готовят; в ванной — шампунем (особенно сильно, когда кто-то моет голову) или стиральным порошком, мылом (мама стирает); в бабушкиной комнате — лекарством (которое она принимает) и т.п.

Родителям следует понимать, что умение выделять в окружающем пространстве различные информационно значимые сигналы позволит незрячему или слабовидящему ребенку чувствовать себя комфортно, так как он будет самостоятельно передвигаться из одного помещения в другое. Очень важно то, что ребенок сможет впоследствии использовать это умение при ориентировке в любом незнакомом пространстве. Поэтому родителям необходимо серьезно заниматься развитием сенсорной сферы своего ребенка.

Учите ребенка ориентироваться в малом пространстве (например, на поверхности стола). Предложите малышу положить руки на стол ладошками вниз. Напомните, какая рука правая, а какая — левая. Объясните: «То, что лежит около правой рукисправа от тебя, а то, что около левойслева от тебя». Дотрагивайтесь поочередно до правой и левой рук ребенка. Делайте своей рукой указательные жесты направо и налево от ребенка. Если ребенок тотально слепой, эти жесты делаются его рукой.

Во время приема ребенком пищи обращайте его внимание на то, что тарелка стоит перед ним, ложка лежит справа, а хлеб слева от него. Свои слова сопровождайте совместными обследующими действиями.

В возрасте 4—5 лет необходимо закрепить все сформированные уже навыки ориентировки с использованием остаточного (у слепого) или нарушенного (у слабовидящего ребенка) зрения, а также слуха, осязания (руками и ногами}, обоняния. Постепенно усложняйте те задачи, которые вы ставите перед ребенком, но не забывайте, что овладение ориентировкой в пространстве для незрячего или слабовидящего ребенка — сложный и длительный процесс, поэтому обучение не должно быть скучным, а проходить в игровых ситуациях с вашим активным участием. Только в этом случае у ребенка не пропадет интерес к очень трудным, как правило, для него действиям и обучение будет успешным.

Учите ребенка располагать и находить в окружающем пространстве игрушки и предметы по вашим словесным указаниям:«Найди игрушку. Я спрятала ее в шкафу на нижней полке», «Поставь игрушку на стол слева», «Расскажи, где была спрятана игрушка», «С какой стороны от тебя стоит шкаф?* На первых порах выполняйте эти задания вместе с ребенком, направляя его действия по нахождению и обследованию предметов, помогайте ему правильно словесно обозначить пространственное расположение игрушек и направления окружающего пространства.

В этом возрасте незрячий или слабовидящий ребенок может уже научиться совершенно свободно и самостоятельно ориентироваться во всех помещениях своей квартиры.

Обращайте внимание ребенка на различные звуки, шумы окружающего мира не только в своей квартире, в доме, но и во время прогулки во дворе, во время походов в магазины, в поликлинику.

и т.д. Продолжайте учить его различать звуки и определять, с какой стороны расположен звучащий предмет. Например, дома: «Послушай внимательно. Что ты слышишь? Правильно, звонит телефон. Покажи рукой & эту сторону. С какой стороны от тебя звонит телефон? Правильно, справа от тебя»; во дворе — «Прислушайся внимательно. Слышишь голоса детей? Покажи рукой в ту сторону. С какой стороны от тебя слышны голоса? Правильно, слева от тебя. Там песочница, в которой играют дети. Мы пойдем туда» к т.д. Если ребенок не может правильно определить местоположение звучащего предмета, назовите сами, например: «Телефон справа от тебя», попросите ребенка повторить.

Неоднократные упражнения в определении местоположения звучащих предметов необходимы как для запоминания ребенком пространственных терминов: «справа», «слева», «впереди», «сзади», «вверху», «внизу», так и для совершенствования его умений локализовать звуки в окружающем пространстве. Предложите ребенку такие упражнения: «С какой стороны от тебя проехала машина?», «В какую сторону покатился мяч?» и т.п.

Слабовидящего и слепого ребенка с остаточным зрением продолжайте упражнять в зрительном контроле за своими действиями и передвижением в пространстве. Эти умения необходимы для самостоятельной ориентировки ребенка впоследствии в больших различных открытых пространствах (во дворе, на улице и т.д.).

Закрепляйте приобретенные вашим незрячим или слабовидящим ребенком навыки ориентировки с помощью осязания подошвами ног. Например, во время прогулки учите его различать дорожки с разным покрытием: асфальтовые, посыпанные гравием, песком; находить границу между утоптанной детской площадкой и частью двора, засаженной травой, и т.п.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-12-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: