Чтение и анализ стихотворений.




Читая стихи Брюсова, нельзя не обратить внимания на упорно повторяющийся из сборника в сборник, из года в год мотив - образ пути, путника, скитаний по бездорожью или неустанного движения вперед, трудного восхождения. В. Я. Брюсову по праву принадлежит одно из ведущих мест в истории русского символизма. Он — вдохновитель и инициатор первого коллективного выступления «новых» поэтов.

Самое искреннее и, вероятно, самое сильное стихотворение Брюсова " Грядущие гунны " великолепно демонстрирует идеологию серебряного века.

Где вы, грядущие гунны,
Что тучей нависли над миром?
Слышу ваш топот чугунный
По еще не открытым Памиром.
И кончается стихотворение так:
Бесследно исчезнет, быть может,
Что ведомо было одним нам.
Но вас, кто меня уничтожит,
Встречаю приветственным гимном!
Какой самоубийственный гимн, какой сложный человек, восторженно думали многие читатели того времени. А ведь Брюсов — человек, хотя и талантливый, совсем несложный, а наоборот, примитивный и даже с примитивной хитростью, что гунны учтут его гимн. И гунны, явившись, действительно учли этот гимн и самого Брюсова пощадили и даже слегка возвеличили ег

Кроме того, в ранней лирике В. Брюсова необходимо выделить мотив беспредельной мечты, которая уносила поэта, как и большинство символистов, в мир, далекий от «серой» реальности. Прочитаем строки из стихотворений:

· Моей мечте люб кругозор пустынь,

Она в степях блуждает вольной серной.

v Для Брюсова символизм стал тонким и очень точным орудием для выражения мельчайших настроений и деталей, создания сложных образов и олицетворения народов и стран в одном герое. Следуя за этой звездой, поэт увлекся историей и мифологией, и полученные знания стал применять в своем творчестве. Работая с яркими образами, Брюсов старается найти принципы перемены событий, опираясь на историю. Поэт-символист воспринимает современный мир как «позорно-мелочный, неправый, некрасивый». Объединяя прошлое, настоящее и будущее, Брюсов пытается найти связующую нить истории. Хрестоматийным стихотворением данной тематики является «Ассаргадон», в котором в качестве лирического героя выбрана сильная, незаурядная личность, ассирийский царь - завоеватель 7 века до н.э. Ассаргадон, а точнее Асархаддон. На стене в Сирии сохранились надписи о его сокрушительных победах.

В нём широко раскрыта историческая тема в поэзии В. Брюсова.

Поэт не только смело путешествовал из одной эпохи в другую, но и мастерски пользовался способностью перевоплощения, что также характеризует его как поэта-символиста:

Ассаргадон
Aссирийская надпись

Я - вождь земных царей и царь, Ассаргадон.
Владыки и вожди, вам говорю я: горе!
Едва я принял власть, на нас восстал Сидон.
Сидон я ниспроверг и камни бросил в море.

Египту речь моя звучала, как закон,
Элам читал судьбу в моем едином взоре,
Я на костях врагов воздвиг свой мощный трон.
Владыки и вожди, вам говорю я:горе.

Кто превзойдет меня? Кто будет равен мне?
Деянья всех людей - как тень в безумном сне,
Мечта о подвигах - как детская забава.

Я исчерпал до дна тебя, земная слава!
И вот стою один, величьем упоен,
Я, вождь земных царей и царь - Ассаргадон.

1. На какие особенности обратили внимание? (начало и конец сонета совпадают, для усиления экспрессии используются повторы)

2. Кто лирический герой? Что он рассказывает о себе? (Лирический герой смел, отважен, он не знает поражений, военных неудач, как бы стоит над всеми. Ассаргадон — полководец, который способен с помощью своего ума, силы, энергии влиять на ход исторических событий)

3. Описывая Ассаргадона Брюсов использует сравнения, найдите их? (сравнения характеризуют царя как человека, забывшего о простых людях, чрезмерно возгордившегося)

4. А счастлив ли лирический герой? Почему? (нет. Несмотря на свое величие, он одинок)

5. Какую форму выбрал поэт для своего лирического произведения? (форму сонета)

6. Давайте вспомним, что такое сонет? (стихотворение их 14 строк, обладающее строгой системой рифмовки)

7. Какие особенности композиции вы заметили? (первые две строфы – утверждение величия и силы царя, последние строфы – итоги его разрушительной власти)

8. Какое отношение у вас к Ассаргадону? (он вызывает жалость, его действия разрушительные, а человек создан созидать).

Многие произведения поэта теснейшим образом связаны с его представлениями о развитии культуры и ее детища — города. Итак, прочтем, в чем же признавался читателю Брюсов.

Люблю одно: бродить без цели

По шумным улицам, один...

Под вольный грохот экипажей

Мечтать и думать я привык,

В теснине стен я весь на страже;

Да уловлю Господень лик!

Центральным образом в поэзии Брюсрва является образ человека.

I. Закрепление изученного на практике:

Образ человека в поэзии В. Брюсова

А) Духовные тайны человека, их постижение Б) Роль человека в судьбах мира
1. Надежды и мечты 1. Царь, владыка
2. Каждодневный труд — «тюрьма земная» 2. Герой
3. Человек - творец 3. «Потребитель жизни»
4. Высокое чувство любви 4. Раб
5. Человек — «природы соглядатай»  

- Какие темы (см. таблицу) можно проиллюстрировать данными строчками?

1. Я исчерпал до дна тебя, земная слава!

И вот стою один, величьем успокоен...

2. Город и камни люблю,

Грохот его и шумы певучие, -

В миг, когда песню глубоко таю,

Но в восторге слышу созвучия.

3. Они кричат: за нами право!

Они клянут: ты бунтовщик,

Ты поднял стяг войны кровавой,

На брата брата ты воздвиг!

4. Довольствие ваше — радость стада,

Нашедшего клочок травы.

Быть сытым — больше вам не надо,

Есть жвачка — и блаженны вы!

5. Когда порой душа отчаяньем объята,

Над сгорбленной спиной свистит жестокий кнут,

И каждый новый день товарища иль брата

В могилу общую крюками волокут

6. Как отчий дом, как старый горец горы,

Люблю я землю: тень её лесов,

И моря ропоты, и звёзд узоры,

И странные строенья облаков.

 

v В стихотворении «Сонет к форме» Брюсов высказывает свои взгляды на творчество.

Сонет к форме

Есть тонкие властительные связи
Меж контуром и запахом цветка
Так бриллиант невидим нам, пока
Под гранями не оживет в алмазе.

Так образы изменчивых фантазий,
Бегущие, как в небе облака,
Окаменев, живут потом века
В отточенной и завершенной фразе.

И я хочу, чтоб все мои мечты,
Дошедшие до слова и до света,
Нашли себе желанные черты.

Пускай мой друг, разрезав том поэта,
Упьется в нем и стройностью сонета,
И буквами спокойной красоты!

- Давайте составим партитуру этого произведения:

Ключевое понятие

Зависимые слова

Художественное средство

Значение

контур и запах цветка

Властительные связи

Контур - это очертание, граница, то, что мы видим, а запах - невидимый мир. Властительные, т.е. сильные связи между этими понятиями разорвать нельзя.

Бриллиант - не видим, пока не оживет под гранями алмаза

Метафора - только мастер ювелир может из камня сделать шедевр.

Образы изменчивых фантазий бегущие, как в небе облака, окаменев, живут века в отточенной фразе

Сравнение, метафора, эпитет

Образы, чувства, мысли удержать нельзя, но их можно остановить: нарисовать, записать.

Фразу оттачивает мастер – поэт

Я, мои мечты

Хочу, чтобы дошли, нашли желанные черты

Эпитет

Желание поэта создать произведение, заключающее в себе оригинальную мысль, которая будет подана в очень утонченной и безупречной в своем совершенстве форме.

Мой друг

Упьется стройностью сонета, буквами спокойной красоты

Метафора. Эпитеты

Поэт мечтает, чтобы каждый читатель увидел в его стихах и прекрасное содержание, и идеальную форму.

Брюсов стремился к тому, чтобы найти гармонию между формой и содержанием, с особой тщательностью подбирая слова для каждого своего стихотворения и стараясь превратить его в маленький поэтический шедевр, блистающий, словно бриллиант, в солнечном свете.

v Стихотворение «Юному поэту» написано в 1896 году. Давайте прочитаем его.

Юному поэту
Юноша бледный со взором горящим,
Ныне даю я тебе три завета:
Первый прими: не живи настоящим,
Только грядущее - область поэта.
Помни второй: никому не сочувствуй,
Сам же себя полюби беспредельно.
Третий храни: поклоняйся искусству,
Только ему, безраздумно, бесцельно.
Юноша бледный со взором смущенным!
Если ты примешь моих три завета,
Молча паду я бойцом побежденным,
Зная, что в мире оставлю поэта.

- Можно ли сказать, что стихотворение звучит как манифест? Почему?

- Как вы думаете, сколько лет было Брюсову. Когда он написал это стихотворение? (23 года)

- Почему ваши мнения разошлись? (в стихотворении лирический герой дает напутствие будущим поэтам, а это может быть только зрелый поэт)

- Почему Брюсов позволяет себе это? (он уверен в своей правоте, в том, что символизм будет существовать долго)

3. Обобщение изученного:

- Какой вклад внес в русскую культуру В. Я. Брюсов?

Валерий Брюсов внес значительный вклад в русскую культуру; современные читатели благодарны ему за то, что он своим творчеством создавал эпоху “серебряного века”, эпоху блистательных достижений отечественной поэзии.

- Какие мотивы преобладают в лирике Брюсова?

Главным является раскрытие образа человека, города.

- В заключении закончите, пожалуйста, высказывание Марины Цветаевой о Валерии Брюсове: «Не евангельский человек, не зарывший своего таланта в землю, - человек, волей своей, из земли его вынудивший. Цель прихода В.Я. Брюсова на землю - доказать людям, что может и чего не может, а главное все-таки что может - …? (воля)

V. Домашнее задание:

Познакомьтесь со статьей в учебнике о биографии К.Д. Бальмонта - стр.154-158

 

 




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: