Структура и использование национального богатства




 

Национальное богатство состоит из двух частей: материальной и нематериальной. К первой принадлежат созданные человеком материальные фонды, которые делятся на основные (средства труда) и оборотные (предметы труда), основные фонды, функционирующие в социальной сфере, природные ресурсы; ко второй — духовные ценности, находящиеся в распоряжении общества.

Учет национального богатства Украины происходит по методу прямого подсчета (данные инвентаризации, бухгалтерская и статистическая отчетность). Учитываются такие факторы: основные и оборотные производственные фонды, т. е. фонды материального производства, состоящие из средств труда (машин, оборудования, транспортных механизмов, строений производственного назначения и т. п.) и прошедших обработку предметов труда (сырье, топливо, материалы); непроизводственные фонды общества, т. е. основные фонды социальной сферы, к которым относятся жилищный фонд и фонды культурно-бытового назначения, являющиеся собственностью государственных, коллективных и общественных организаций; личное (потребительское) имущество населения (в том числе и жилищный фонд) и средства производства, которые находятся в его собственности. Кроме того, к этим факторам принадлежат товарные запасы производственного назначения на предприятиях сферы материального и нематериального производства, государственные резервы, в том числе страховые, золотой и валютный запасы, материальные запасы для нужд обороны, имеющиеся в производственном процессе природные ресурсы — сельскохозяйственные угодья, леса, полезные ископаемые, гидроэнергетические ресурсы. Содержание составных частей национального богатства и их доля не остаются неизменными.

Значительные сдвиги претерпевает структура национального богатства в условиях высоких темпов научно-технического прогресса — усиливается потребность в обновлении основных производственных фондов, быстро растет в составе оборотных фондов доля искусственных материалов (синтетические волокна, каучук, пластмассы, смолы и т. п.). В структуре непроизводственных фондов все большую долю имеет имущество научных организаций, учреждений образования и здравоохранения. Постоянно ускоряются темпы вовлечения в хозяйственное использование природных богатств, что в то же время нередко отрицательно влияет на природную окружающую среду, обусловливает резкое повышение затрат общества на экологические мероприятия.

Национальное богатство является одним из наиважнейших показателей экономического могущества страны, источником национально-экономического прогресса.

Нематериальное богатство включает профессиональные, интеллектуальные и физические способности людей, теоретические и практические знания, опыт, умения и навыки, образовательный, культурный и морально-этический потенциал общества, достижения науки, техники и управления, научно-управленческий потенциал общества, совокупность духовных, культурных, художественных и литературных ценностей. Интеллектуальные способности личности приобретают особое значение в связи с развитием негосударственных форм собственности и переходом к рыночной экономике.

Научно-техническая революция углубляет связь науки с производительными силами. Во-первых, научные знания, высокий уровень образованности становятся обязательными для современных рабочих. Во-вторых, меняется характер связей "производство — техника — наука", "производство — рабочая сила — образование". Производство достигает уровня, на котором научная деятельность становится элементом, опосредующим создание, совершенствование и использование средств производства. Проявлением этого процесса является включение в производство прикладной науки. Эффективное функционирование производства требует подготовки рабочей силы соответствующей квалификации, владеющей навыками управления современными техническими средствами и имеющей высокий интеллектуальный уровень.

Наука, образование, культура становятся новыми производительными силами, которые включены в производство. Вместе с тем необходимо разграничивать непосредственные производительные силы и вторичные, третичные. Хотя наука, образование, культура в системе взаимодействия со средствами производства и рабочей силой выступают в условиях научно-технического прогресса как производительные силы, тем не менее на природные элементы непосредственно влияют вещественные и личные факторы производства, которые все больше зависят от духовного богатства общества.

Накопленные затраты труда на формирование духовного богатства целесообразно сгруппировать таким образом:

затраты труда индивидуума на приобретение знаний и навыков (через среднее и высшее образование, повышение квалификации и т. п.) и на повышение своего культурного уровня;

затраты труда членов семьи на воспитание и обучение индивидуума до достижения им трудоспособного возраста;

затраты труда тех, кто занят в сфере образования, науки и культуры и обеспечивает подготовку индивидуумов к участию в общественном производстве.

Это свидетельствует о комплексном характере источников формирования духовного богатства общества, среди которых решающая роль принадлежит каждому отдельному индивидууму. На современном уровне экономических исследований и статистических разработок невозможно количественно выразить все элементы формирования духовного богатства.

Величину образовательного потенциала лиц, занятых в народном хозяйстве, можно определить как накопленное количество лет общего обучения и по отдельным отраслям. При этом следует учитывать определенные особенности.

Во-первых, величина образовательного и профессионально-квалификационного потенциала занятых учитывается как элемент совокупного общественного богатства.

Во-вторых, этот компонент совокупного общественного богатства определяется по данным об образовательном потенциале не только занятого в материальном производстве населения, но и тех лиц, которые работают в сфере среднего и высшего образования, профессиональной переподготовки и переквалификации, подготовки научных кадров и т. п., т. е. в нематериальном производстве.

В-третьих, целесообразно учитывать соотношение между рабочим и внерабочим временем, возрастание в последнем доли времени, которое необходимо для обучения, самообразования, творчества и др.

Воспроизводство и обновление общественного богатства, в том числе и производственных фондов, осуществляются в процессе его взаимодействия с общественным продуктом. Взаимосвязи последнего с богатством имеют двухсторонний характер.

В условиях структурных сдвигов в экономике, ее перехода на рыночные отношения полнее обнаруживается единство двух частей национального богатства — природного и общественного. Это не случайно. От объема, состава и качественного уровня природного богатства страны зависит выход общества из кризисного состояния, выбор первоочередных направлений интенсификации производства.

Накопленные производительные силы, воплощенные в общественном богатстве, и современные технические возможности не являются гарантией рационального и эффективного природопользования. Взаимодействие природы и общества не следует сводить к технико-экономическим процессам. В отношения с природой общество вступает в единстве производительных сил и экономических производственных отношений. Следовательно, характер, форма и результаты взаимодействия общества с природой определяются не только производительными силами, но и экономическими производственными отношениями, отношениями управления хозяйственным процессом.

Стратегическими целями государства в сфере охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов являются:

поддержание наиболее благоприятной для здоровья экологически безопасной среды для обеспечения физического, психологического и социального благополучия населения;

обеспечение рационального природопользования в интересах эффективного и устойчивого социально-экономического развития;

сбалансированность процессов воспроизводства и использования воспроизводимых ресурсов с широким вовлечением в хозяйственный оборот отходов производства;

сохранение биосферного равновесия на локальном, региональном и глобальном уровнях;

сохранение генетического фонда, видового и ландшафтного разнообразия природы, ландшафтно-архитектурных особенностей сельской местности и городов как бесценного достояния народа, основы национальных культур и духовной жизни всех членов общества.

Для достижения поставленных целей следует:

разработать и реализовать последовательные меры по ресурсосбережению и учету экологических требований во всех звеньях общественного производства и потребления;

создать единую систему природоохранного законодательства, стандартов и нормативных требований к хозяйственной деятельности;

обеспечить экологически обоснованное размещение производительных сил, использование и воспроизводство природных ресурсов с учетом критериев допустимых антропогенных нагрузок на природную окружающую среду;

разработать и ввести в действие новый хозяйственный механизм рационального природопользования;

разработать меры по предупреждению производственных аварий на опасных в экономическом отношении объектах, уменьшению поступлений в окружающую среду газообразных, жидких и твердых вредных веществ до допустимых величин, проведению эффективной экологической экспертизы программ и проектов всех видов хозяйственной деятельности, ликвидации негативных влияний загрязнения окружающей среды на человека, животный и растительный мир, озоновую оболочку Земли;

создать единую автоматизированную систему экологического контроля и наблюдений за состоянием и загрязнением природной окружающей среды;

проводить исследования по важнейшим научным проблемам природопользования;

повышать уровень экологического образования и воспитания людей, массовой пропаганды природоохранных знаний.

Реализация этих мер создаст необходимые условия для эффективного использования и увеличения национального богатства Украины.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: