ПОД РЕДАКЦИЕЙ Е.А. СУВОРИНОЙ




РЕЦЕНЗИЯ

НА УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ

«КАЛЛИГРАФИЯ БУКВ: РАЗВИВАЮЩИЕ ПРОПИСИ»

ПОД РЕДАКЦИЕЙ Е.А. СУВОРИНОЙ

 

В отечественной педагогической психологии постановка и решение проблемы соотношения обучения и развития связаны с именами выдающихся ученых, принадлежащих к направлению, которое получило в психологии название «школа Выготского».В соответствии с деятельностным подходом теория поэтапного формирования умственных и практических действий П.Я. Гальперина, дидактическая система начального обучения Л.В. Занкова, теории учебной деятельности, развивающего обучения Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова и соответствующие им фундаментальные исследования показаликаковы возрастные возможности ученикаи какие нужны условия, чтобы идея развивающего обучения стала зримой.

Но что именно современной школой для обучения школьников письму «взято на вооружение» из золотого фонда психологических теорий и исследований, которые накоплены педагогической психологией?

1. Одним из классических в теории планомерно-поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина, является исследование формирования двигательного навыка письма по третьему типу ориентировки, проведенное Н.С. Пантиной в конце 1950-х годов. По итогам этого исследования была показана высокая эффективность и развивающий эффект третьего типа учения (типа ориентировки).

Обучение первоклассников письму является открытием для него мира школьной жизни, освоение первых шагов ученичества. И очень важно, чтобы эти первые шаги были правильными и победными.

Нельзя сказать, что современная учебная база начальной школы не располагает прописями. Выбор есть. Однако основной их массив построен (в терминологии П.Я. Гальперина) по первому типу обучения (ориентировки), или, другими словами, методика обучения письму - это обучение через пробы и ошибки. То есть современные методические подходы к обучению письму младшего школьника строятся на принципах, подвергнутых критике П.Я. Гальпериным и Н.С. Пантиной еще в середине прошлого века.

Традиционно подавляющее большинство исследователей и, тем более, практиков обучения, гласно или негласно исходят из установки, что ошибки – неизбежный спутник вновь формирующегося навыка письма. Парадокс заключается именно в том, что сама традиционная методика обучения продуцирует ошибки, которые, по существу, являются не ошибками ученика, а ошибками обучения. В результате у учеников формируется почерк, который можно исправить только с помощью компьютера. Более того, подобные результаты обучения часто трактуются не как результат методики обучения, а как неспособность ребенка к обучению при недостаточном старании, лени и так далее, вплоть до дисграфии.

Так ли неотвратимы ошибки? Анализ причин их возникновения показывает, что они появляются лишь тогда, когда отсутствует ряд существенных условий, ориентиров, необходимых для правильного выполнения действия, когда процесс формирования действия не контролируется и не управляется. Но если это так, то нельзя ли обеспечить ученика необходимыми ориентирами, обставить весь путь нового действия, и таким образом в зародыше устранить самую возможность совершения ошибок при его формировании?

Самим названием – «технология самообучения ребенка безошибочному письму букв и цифр» рецензируемое учебное пособие совершенно четко и недвусмысленно отвечает на вопрос о том, что и как нужно делать, чтобы ошибки учащихся в ходе обучения были не нужны.

Традиционно в формировании «технической части» навыка письма выделяют три основных этапа: первый – аналитический, включающий вычленение и овладение основными элементами действия; второй – синтетический: объединение отдельных элементов в целостное действие при высокой степени сознательного контроля; третий – автоматизация, в котором сформированное целостное действие выполняется без фиксирования внимания на отдельных элементах. Известно, что многие ученики начальной школы в процессе формирования навыка письма «застревают» на втором этапе, и к третьему так и не переходят. В результате графически и орфографически правильное письмо затруднено, а письменная речь остается несформированной.

В рецензируемом учебном пособии этот барьер преодолен технологией обучения, поскольку формирование двигательного навыка письма из урока в урок происходит в соответствии с классическими этапами, обозначенными в теории П.Я. Гальперина. Сначала этап «ориентировки в материале и способах работы с ним». Цель этого этапа – предоставить в распоряжение учащихся схему полной ориентировочной основы действия, т.е. такую схему предписаний, которая бы позволила приступить к работе без предварительного выучивания и практически безошибочно выполнять нужную работу. Таким образом, ученик прежде всего должен обеспечить понимание (осмысление) того материала, и тех действий, которые еще предстоит выполнить. Далее следуют этапы выполнения действия в материальной форме и в громкой речи, внешней речи про себя, постепенно, без форсирования сроков освоения и, при этом, индивидуальных возможностей ребенка, автоматизируется, становиться внутренним действием.

 

2. Построение учебного предмета, по словам В.В. Давыдова, является не узко-методической задачей, а подлинной научно-методической проблемой. В этой связи одной из важнейших составляющих построения учебного предмета является выделение принципов обучения, которые в развивающем обучении должны принципиально отличаться от традиционных. Можно сказать, что рецензируемое учебное пособие является вариантом построения подлинно учебного предмета в деятельностном подходе. Авторы строят учебный предмет на таких принципах инновационной дидактики, как принцип вербализации, принцип моделирования дидактических единиц письма как предикатов учебного мышления, принцип систематического уточнения в развертывании учебного содержания, принцип выращивания, принцип управления коммуникацией и др. И тогда само содержание учебного предмета становится деятельностным содержанием, а ученик становится субъектно и субъективно создателем учебно-предметной парадигмы. В данном контексте учебное пособие является инновационным и принципиально прорывным.

3. Психофизиологические механизмы процесса письма изучались известным отечественным психологом А.Р. Лурия, который отмечал: «…для того чтобы учащийся мог научиться писать, он должен хорошо различать диктуемые звуки речи и сохранять их порядок, хорошо усвоить написание букв, не смешивая близкие по начертанию, и выработать твердые двигательные навыки, уверенно чередуя нужные движения». Однако фактически обучение письму начинается, когда у значительной части первоклассников еще недостаточно сформированы механизмы произвольной регуляции сложных видов деятельности, требующие концентрации внимания, программирования и текущего контроля деятельности. Предложенная авторами технология безошибочного обучения письму способствуюет развитию высших психических функций, тем самым помогает избежать или своевременно помочь ребенку в преодолении таких типовых детских трудностей при освоении письма, как нарушение соотношения элементов букв, различной высоты и протяженности графических элементов, растянутых разнонаклонных букв, неправильной траектории движений при выполнении графического элемента как следствие недостаточной сформированности зрительно-пространственного восприятия или зрительно-моторных координаций, несформированности планирования, регуляции и контроля написания, несоблюдения границ строки при письме.

4. Несомненным достоинством учебного пособия является система заданий и упражнений. Обучение строится на диалогах ребенок-ребенок, взрослый-ребенок, ребенок-взрослый-ребенок, дидактических играх, тем самым решаются коммуникативные задачи. В учебных ситуациях, в самой постановке учебной задачи задействованы сказочные сюжеты и герои, что соответствует возрастным особенностям и интересам учеников, а также, что важно, представляет собой сотрудничество детей и взрослых. Такое сотрудничество выстроено для достижения общей цели – создания условий для развития учащихся в целом и каждого ребенка в отдельности.

5. Проблемы успешности ребенка в обучении, несомненно, относятся к числу системных. Уместно вспомнить учителей-новаторов, в частности С.Н. Лысенкову, Ш.А. Амонашвили, которые практикой своей педагогической деятельности в начальной школе, доказали необходимость и возможность победного обучения для школьника. И, в этой связи, немаловажно, что разработанная авторами технология каждый урок выстраивает как учебные ситуации, направленные на достижение успеха, а не избегания неудачи, способствует учению без мучения, направлена на поддержание и развитие положительной познавательной мотивации учения. В многочисленных исследованиях показано, что самые сильные страхи первоклассников, приводящие к резкому снижению познавательной положительной учебной мотивации учения, вплоть до нежелания учиться в школе, приводящие к школьным неврозам, являются страхи допустить ошибки. Следовательно, предложенная авторами технология является, по сути, и здоровьесберегающей технологией.

В целом, учебное пособие «Каллиграфия букв: развивающие прописи» совмещает в себе как фундаментальные теоретические положения советской школы педагогической психологии, так и практико-ориентированную разработку, направленную не только на формирование каллиграфического письма, но и являющуюся инструментом самообучения, самоконтроля и самооценки в подлинно гуманистических целях развивающего обучения.

Учебное пособие соответствует всем требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального образования в части формирования результатов обучения: личностных (готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции); метапредметных (освоение обучающимися универсальных учебных действий (познавательные, регулятивные и коммуникативные); универсальных (регулятивные – умение поставить учебную цель, задачу на основе того, что уже известно и усвоено; умение планировать последовательность своих действий для достижения конечного результата; умение прогнозировать результат своих действий; умение контролировать свои действия и соотносить способы действий с их результатами с заданным эталоном; умение корректировать свои действия в случае расхождения эталона с реальным действием и его продуктом; умение оценивать качество и уровень усвоения знаний).

 

Канд. психол. наук, доцент,

профессор Российской Академии Естествознания,

Почетный работник

высшего профессионального образования

Российской Федерации Т.С. Савочкина

14.02.2019.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: