ПОЛИТИЧЕСКИЕ ТЕЧЕНИЯ В ХОДЕ БУРЖУАЗНОЙ РЕВОЛЮЦИИ В АНГЛИИ




В преддверии и в ходе рево­люции определились два лагеря, представлявших противо­положные политические и религиозные концепции, а также разные социальные интересы:

представители "старого", феодального дворянства и англиканского духовенства (опора абсолютизма и англиканской церкви);

лагерь оппози­ции режиму (новое дворянство и буржуазия под общим названием "пуритане").

Противники абсолютизма в Англии выступали за буржуазные преобразования под зна­менем "очищения" англиканской церкви, завершения рефор­мации и создания новой церкви, независимой от королев­ской власти. Религиозная оболочка социально-политических требований буржуазии, многие из которых имели чисто свет­ский характер, во многом объяснялась особой ролью англи­канской церкви в защите основ абсолютизма и в подавлении оппозиции церковно-бюрократическим аппаратом.

Вместе с тем революционный лагерь не был единым ни в социальном, ни в религиозном отношении. В ходе револю­ции в лагере пуритан окончательно определились три глав­ных течения:

пресвитериан (правое крыло революции, крупная буржуа­зия и верхушка джентри);

индепендентов (сред­нее и мелкое дворянство, средние слои городской бур­жуазии);

левеллеров.

Максимальным требованием пресвитериан было ограничение королевского произвола и установление конституционной монархии с сильной властью короля. Религиозно-политиче­ская программа пресвитериан предусматривала очищение церкви от пережитков католицизма, ее реформу по шот­ландскому образцу и утверждение во главе церковно-административных округов пресвитеров из наиболее состоятель­ных граждан. Просвитериане захватили и удерживали власть в период 1640-1648 гг., который сопровождался вначале мирным, или "конституционным", развитием революции, а затем переходом к гражданской войне.

Индепенденты, политическим лидером которых стал О. Кромвель, добивались, как минимум, установления огра­ниченной, конституционной монархии. Их программа пре­дусматривала также признание и провозглашение неотъ­емлемых прав и свобод подданных, прежде всего свободы совести (для протестантов) и свободы слова. Индепенденты выдвигали идею упразднения централизованной церкви и создания независимых от административного аппарата ме­стных религиозных общин. Индепендентское течение было самым пестрым и неоднородным по составу. "Индепендентский", радикальный, этап революции (1649-1660 гг.) связан с упразднением монархии и установлением Республики (1649-1653 гг.), переродившейся затем в военную диктату­ру (1653-1659 гг.), которая привела, в свою очередь, к рес­таврации монархии.

В ходе революции из индепендентского течения выде­лились так называемые левеллеры, которые стали пользо­ваться наибольшей поддержкой среди ремесленников и кре­стьян. В своем манифесте "Народное соглашение" (1647) левеллеры выдвинули идеи народного суверенитета, всеоб­щего равенства, требовали провозглашения республики, установления всеобщего мужского избирательного права, возврата огороженных земель в руки общин, реформы слож­ной и громоздкой системы "общего права". Идеи левелле­ров заняли важное место в дальнейшей идейно-политиче­ской борьбе с феодальным строем. Вместе с тем, выступая за неприкосновенность частной собственности, левеллеры обошли основное требование крестьянства об упразднении копигольда и власти лендлордов.
Наиболее радикальную часть левеллеров составили диггеры, представлявшие беднейшее крестьянство и пролетарские элементы города и деревни. Они выступили с требова­нием уничтожения частной собственности на землю и пред­меты потребления. Социально-политические взгляды диггеров являлись разновидностью крестьянского утопическо­го коммунизма.

2.4 "НАРОДНОЕ СОГЛАШЕНИЕ"

("The Agreement of the People") - один из важнейших программных док-тов периода английской буржуазнойреволюции 17 века, составленный левеллерами в конце окт. 1647. "Н. с." не касалось социально-экономич. проблем и затрагивало лишь вопросы будущего гос. и политич. устройства Англии. Фактически это был проектлевеллерской конституции, построенный на принципах естественного права, нар. суверенитета иреспубликанизма. Согласно "Н. с.", после роспуска Долгого парламента должны созываться двухгодичныепарламенты на основе пропорционального представительства. В противовес "Пунктам предложений" индепендентов "Н. с." отвергало имуществ. ценз и всякие привилегии, провозглашало равенство всехангличан и всеобщее избират. право для мужчин. "Н. с." не оставляло места в гос-ве для короля и лордов и посуществу предусматривало превращение Англии в республику.


Только палата общин "без ведома и вмешательства какого-либо лица или лиц" (т. е. без короля и лордов) призвана руководить всей внутр. и внеш. политикой страны, она наделяется всеми законодат. функциями. Принятие "Н. с." мыслилось его авторами путем всенар. опроса. "Н. с." даже в весьма урезанном виде (отказот принципа всеобщего избират. права - лишение политич. прав бедняков, слуг и рабочих) было отвергнутоиндепендентами. Однако, нуждаясь в поддержке левеллеров для борьбы с пресвитерианами, индепенденты внояб. 1648 согласились участвовать в выработке новой (второй) редакции "Н. с.", к-рая потом быласамовольно значительно изменена индепендентским советом офицеров (15 янв. 1649 г.). Эта третья редакция"Н. с." сохранила лишь его название. Свой вариант офицеры представили в парламент, но он там никогда необсуждался. В ответ на действия индепендентов Дж. Лилберн и др. руководители левеллеров опубл. 1 мая1649 "Соглашение свободного народа Англии" - четвертый вариант "Н. с.", к-рый исходил из осн. принциповего первых двух редакций, но вносил и известные изменения (одногодичный парламент, отказ от лишенияизбират. прав рабочих и всех бедняков и т. д.). Четвертая редакция "Н. с." - своеобразный манифест к народу, призыв к борьбе за демократич. обновление страны.

 
 

 

2.5 В манифесте “Главы (основы) предложе­ний, исходящих от армии” от 1 августа 1647 г. предлагалось созывать парламент раз в два года, формулировались новые начала представи­тельства в парламент (принцип равенства или пропорции в предста­вительстве графств и других подразделений королевств, учет уплаты налогов для кандидатов, свобода выборов). Предлагалось уточнить и оградить права и вольности членов палаты общин, установить, в ча­стности, свободу высказывания мнений: “...ни один ее член не дол­жен подвергаться за то, что он высказал или как проголосовал в па­лате, какому-либо взысканию, большему, чем исключение его из этой палаты”.

Намечалось также упразднить Тайный совет и заменить его Госу­дарственным советом, члены которого назначались бы королем на определенный срок, но из списка кандидатов, составляемого ниж­ней палатой. Та же процедура предлагалась для назначения шерифов и мировых судей. Здесь содержалась одна из первых формул прин­ципа свободы — не отвечать на вопросы следователей, могущих по­влечь самообвинение: “Должно быть издано установление, что никто не может быть принуждаем путем наказания или иным способом от­вечать на вопросы, клонящиеся к обвинению самого себя или своих ближайших родственников в уголовных деяниях”.

Акты
3.1 Английский парламент 20-х годов ХVIII в. отразил новое соотношение сил в стране, представленных в палате лордов и в палате общин. Буржуазная оппозиция, которая сформировалась в палате общин, все более настойчиво притязает на право определения внутренней и внешней политики двора. Так классовый конфликт между буржуазией и новым дворянством - с одной стороны, и феодальной монархией - с другой, принимает форму конституционного конфликта между королем и парламентом. Апогеем этого конфликта стала подача в 1628 г. парламентом Карлу 1 "Петиции о праве".

"Петиция о праве" начинается с указания на нарушение прежних законов (Эдуарда I и Эдуарда III) о налогах. Она настаивает на прекращении произвола со стороны королевской власти и администрации, выражающегося:

а) в сборе налогов, не установленных парламентом;

б) в произвольной смене судей;

в) в создании большого числа монополий, ущемляющих свободу торговли.

Острой критике подвергается деятельность "Звездной палаты" и "Высокой комиссии" - чрезвычайных судилищ, утверждавших всевластие короля методами внесудебной расправы.

В ст. 3,4 и 5 "Петиции о праве" говорится о том, что в стране не существует гарантий личной свободы граждан. Попирается закон Эдуарда Ш о защите права частной собственности на землю от покушения на нее со стороны королевских чиновников.

Ст. 6 "Петиции" констатирует, что в стране установлены обременительные для населения военные повинности в виде незаконных постоев солдат.

В "Петиции" выдвигались требования:

а) чтобы никто не принуждался платить налог, сбор или приношение в английскую казну "без общего согласия, данного актом парламента";

б) чтобы ни один человек не заключался в тюрьму за отказ платить незаконные налоги;

в) чтобы солдаты и матросы не размещались на постой в дома граждан;

г) чтобы никакие лица не наделялись особыми полномочиями для придания граждан смерти "противно законам и вольностям страны".

Карл I вынужден был утвердить "Петицию о праве", и она стала законом. Однако в 1629 г. король распускает парламент. Беспарламентское правление осуществлялось до 1640 г. Это было время полного произвола королевской власти. В 1640 г. против королевского деспотизма восстала Шотландия. Английские войска потерпели поражение, война привела к финансовому банкротству. Нуждаясь в субсидиях, король снова созывает парламент, который вошел в историю под названием Короткого (работал с 13 апреля по 5 мая 1640 г.). Однако палата общин отказала королю в деньгах и потребовала проведения реформ, исключающих возможность злоупотребления правами прерогативы. Ответом Карла 1 был новый роспуск парламента, однако, положение королевской власти после этого стало еще более критическим.

В ноябре 1640 г. король был вынужден собрать новый парламент. Он просуществовал до 1653 г. и остался в истории под названием Долгого. С его деятельности начинается первый этап революции - конституционный.

3.2 Специальным актом Акт о регулировании деятельности Тайного совета и упразднении суда обычно именуемого «Звездной палатой» от 5 июля 1641 г. были ликвидированы такие важные инструменты королевского абсолютизма, как Звездная палата и Высокая комиссия. Законными судами объявлялись «суды общего права» (и суд канцлера). Провозглашалась независимость судей от короны и их не сменяемость.

АКТ О РЕГУЛИРОВАНИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТАЙНОГО СОВЕТА И ОБ УПРАЗДНЕНИИ СУДА, ОБЫЧНО ИМЕНУЕМОГО “ЗВЕЗДНОЙ ПАЛАТОЙ”

5 июля 1641 г.

I... Предписывается и постановляется властью этого настоящего парламента, что... суд, обычно именуемый “звездной палатой”, и вся юрисдикция, полномочия и власть, принадлежащие или осуществляемые указанным выше судом или кем-либо из его судей, судейских или должностных лиц с 1 августа (1641 г.) безоговорочно и полностью уничтожаются, упраздняются и прекращают свое существование.

II. Таким же образом постановляется, что подобная же юрисдикция, в настоящее время применяющаяся и осуществляющаяся в суде перед председателем и советом владения Уэльса, также в суде перед председателем и советом, учрежденном в северных графствах, также в суде, обычно именуемом судом герцогства Ланкастерского, заседающем перед канцлером и советом этого суда, также в палате сборов графства Палатина Честерского, заседающей перед камергером и советом этого суда, — указанная выше юрисдикция, осуществляющаяся во всех этих судах, должна быть с означенного выше 1 августа (1641 г.) также отменена, полностью упразднена и объявлена недействительной... (Суд при совете владения Уэльса возник, по-видимому, в царствование Эдуарда IV, но его полномочия были признаны и подтверждены статутом 34-го года правления Генриха VIII (1542 г.). Юрисдикция указанного выше суда распространялась на Уэльс и четыре прилегающих к нему графства. Он обладал уголовной (сходной с юрисдикцией Звездной палаты) и некоторой гражданской юрисдикцией. Совет севера был учрежден Генрихом VIII в 1539 г. без участия парламента после восстания католиков в 1536 г. Этот суд обладал юрисдикцией в Йоркшире и в четырех более северных графствах по уголовным делам (мятежам, заговорам и различного рода насильственным действиям). Он первоначально обладал также юрисдикцией по гражданским делам на основах “справедливости”, но во время правления Елизаветы осуществление им этой последней юрисдикции было признано судами “общего права” незаконным. Суд герцогства Ланкастерского производился канцлером по всем делам справедливости (equity) и доходам, относившимся к землям, которыми владел король в качестве герцога Ланкастерского. Эта юрисдикция не исключала юрисдикции суда канцлера и суда казначейства, но конкурировала с нею. Кроме того, в том же герцогстве существовал суд “общих тяжб”, разъездные и мировые судьи.).

И что с означенного выше времени никакой суд, совет или судебное место не может быть учреждено, создано, образовано или установлено в пределах настоящего королевства Англии или владения Уэльса, которое бы обладало, пользовалось или осуществляло такую же или подобную юрисдикцию, какая производилась, осуществлялась и применялась в названном выше суде “звездной палаты”.

III. Подобным же образом объявлено и постановлено властью настоящего парламента, что ни его величество, ни его тайный совет не имеют и не должны иметь какой-либо юрисдикции, власти или полномочий, посредством билля, петиции (выражения “билль” и “петиция” употреблены здесь в ином значении, чем то, в котором они обычно употребляются. В английском судебном процессе “билль” означает обвинительный акт, а “петиция” — жалобу.), [37] предъявления обвинения, возбуждения дела о клевете в печати или иным каким-либо произвольным способом, в чем бы он ни заключался, рассматривать или ставить на рассмотрение, решать или распоряжаться недвижимым или движимым имуществами кого-либо из подданных настоящего королевства, но что указанные выше дела должны рассматриваться и разрешаться в обыкновенных судах и путем применения обыкновенного порядка судопроизводства.

IV. И также предусмотрено и постановлено, что если кто-либо впоследствии будет арестован, ограничен в своей свободе или подвергнут заключению по приказу или распоряжению названного выше суда звездной палаты или другого названного выше суда, в настоящее время или впоследствии обладающего или притязующего на обладание такой же или подобной юрисдикцией, властью или полномочиями арестовывать или заключать в тюрьму, или по личному распоряжению или приказу его королевского величества, его наследников или преемников, или по распоряжению или приказу совета или кого-либо из лордов или других членов королевского тайного совета, то в каждом из этих случаев всякому лицу, таким порядком арестованному, ограниченному в своей свободе или заключенному, по просьбе или ходатайству его поверенного или другого уполномоченного им для этой цели лица, предъявленному судьям судов королевской скамьи или общих тяжб в открытом судебном заседании, должен быть выдан, без промедления под каким бы то ни было предлогом, и за обычную в таких случаях плату указ, “Habeas Corpus”, обращаемый к тюремщику шерифа, смотрителю, надзирателю, или другому какому-либо лицу, под стражей у которого находится арестованный или заключенный; и тюремщик шерифа, смотритель или надзиратель или другое лицо, под стражей у которого находится арестованный или заключенный, должны с возвращением указа и в соответствии с его предписанием доставить или принять меры к доставлению тела названного выше арестованного или заключенного лица к судьям или членам того суда, который издал указ в открытом заседании, равно должны дать отзыв об истинной причине задержания или заключения этого лица, после чего суд в течение трех присутственных дней после того как представлен и сдан отзыв, должен в открытом заседании рассмотреть и установить, является ли причина задержания правильной и законной или же нет, а затем разрешить, какую меру надлежит принять — в виде освобождения, отдачи на поруки или отправления обратно в место заключения.

(Лица, нарушившие указанные выше постановления, должны уплатить потерпевшему понесенные им убытки в тройном размере).

 

3.3 Так называемым Трехгодичным актом (15.02.1641) устанавливается:

а) беспарламентское правление может продолжаться не более трех лет. В случае, если это правило игнорируется королем и его правительством, инициатива выборов переходит к шерифам и лордам, а если и последние бездействуют - к населению;

б) устанавливается также, что никакая власть не может распустить или отсрочить парламент раньше 50 дней после начала сессии (VI).

3.4 Великая ремонстрация (англ. The Grand Remonstrance; remonstrance — протест, возражение) — акт, представлявший собой список злоупотреблений королевской власти, переданный королю Англии Карлу I Стюарту английским парламентом 1 декабря 1641 года, но принятый Палатой общин ещё 22 ноября того же года, в период работы Долгого парламента. Считается одним из важнейших документов первого этапа Английской революции, предшествовавшего началу Гражданской войны.

Документ состоял из 204 статей, которые исчисляли злоупотребления королевской власти. Среди подписантов были такие известные политические деятели, как Джон Пим (John Pym), Джордж Дайби (George Digby), Джон Хэмпден (John Hampden) и набиравший силу Оливер Кромвель. Выражая экономические интересы буржуазии и нового дворянства, «Великая ремонстрация» требовала обеспечить защиту частной собственности от притязаний короны, свободу торговли и предпринимательства, прекращение финансового произвола (§§ 17-18). Содержала также требование, чтобы король впредь назначал только тех должностных лиц, которым парламент имел основание доверять.

Далее подписанты выставили пункты о прекращении религиозных гонений (§2) — и сами же потребовали изгнать из парламента всех епископов. А также — настойчиво торопили Карла I начать продажу земли, конфискованной у ирландских повстанцев (католиков). В тексте документа не содержалось прямых обвинений в адрес короля, однако один из пунктов требовал предоставить парламенту право накладывать вето на решения монарха. Великая ремонстрация была принята большинством всего лишь в 11 голосов.

Ответ короля

После получения документа Карл I сделал паузу. Члены парламента приступили к распространению текста «Великой ремонстрации», не дожидаясь официальной реакции короля. 23 декабря король дал ответ, подчеркнув в особенности:

что не может изгнать из парламента епископов, поскольку ни за кем из них не видит никакой вины,

и что не собирается начинать продажу ирландских земель до окончания войны с восставшими подданными и подписания ими капитуляции.

В итоге, примирение парламента и короля не наступило, что привело к дальнейшей конфронтации. В 1642 г. Английский парламент несколько раз утверждал так и не подписанный королём «Ордонанс о милиции», согласно которому командующие народным ополчением назначались только с согласия парламента и несли всю полноту ответственности перед парламентом. Король в ответ издал Прокламацию, запрещавшую народному ополчению действовать по воле парламента без согласия короля.

3.5 Аграрное законодательство революции. Буржуазную собственность на землю утвердил Ордонанс от 24 февраля 1646 г. В нем предусматривалась отмена всей системы феодальной опеки в землевладении вместе с осуществлявшим ее органом - Палатой по делам опеки. Ордонанс отменил все обязательства, которые лежали на рыцарских держаниях.

Как держания на правах рыцарской службы, так и держания на правах сонажа превращались в свободное владение землей на правах аренды. Что касается копигольда - земельного держания подавляющей части английского крестьянства, то его юридическое положение не изменилось. Он продолжал оставаться держанием феодальным. Законы, легализовавшие единую капиталистическую собственность, привели к ликвидации юридических прав крестьян на землю и облегчили экспроприацию крестьян, а затем исчезновение и самого копигольда.

Во время английской буржуазной революции были также приняты законы о секуляризации и отчуждении недвижимостей, принадлежавших англиканской церкви, о конфискации и продаже имений сторонников короля и о национализации недвижимостей, принадлежавших короне.

3.6 Акт о создании "новой модели" (реорганизация армии) 1645 г. предусматривал замену ополченческих отрядов отдельных графств постоянной армией, которая должна была содержаться за счет государства. "Новая модель", как была названа реорганизованная армия, комплектовалась из свободных крестьян (иоменов) и ремесленников. На офицерские должности стали выдвигаться наиболее способные солдаты и унтер-офицеры - выходцы из народа, армия была подчинена единому командованию. Кромвель был индепендентом и обеспечил руководящую роль в армии членам индепендентских общин. Для установления от военного руководства аристократии был принят "Билль о самоотречении", согласно которому члены парламента не могли занимать командные должности в армии (для Кромвеля было сделано исключение).

3.7 Тогда нижняя палата принимает 4 января 1649 г. резолюцию (Постановление Палаты общин об объявлении себя верховной властью английского государства). Суть ее - в признании верховенства нижней палаты над верхней и над всеми властями вообще (в том числе и над королем).

Вслед за этим принимается решение о создании особого верховного суда из 135 человек, которому поручается решение судьбы Карла I (Оронанс об учреждении суда над королем от 8 января 1649 г.).

Индепендентская республика. После казни короля 29 января 1649 г. специальными актами отменялось звание короля английской нации (Акт об отмене королевского звания от 17 марта 1649 г.) Палата лордов была упразднена (Акт об отмене Палаты лордов от 19 марта 1649 г.), а палата общин объявила себя верховной властью. Англия провозглашалась республикой (Акт объявлении Англии свободным государством (Commonwealth) от 19 мая 1669 г.) Высшим исполнительным органом стал Государственный совет. В его задачи входило: противодействие восстановлению монархии, управление вооруженными силами страны, установление налогов, управление торговлей и внешней политикой страны.

Обязанная своим установлением народным массам, республика, тем не менее, ничего для них не сделала. В этом главная причина ее слабости, и это предопределило ее гибель.

3.8 В конце 1653 г. была введена конституция, получившая название Форма правления государствами Англия, Шотландия и Ирландия и владениями, им принадлежащими («Орудие управления») от 13 декабря 1653 г., закрепившая военную диктатуру Кромвеля.

Согласно новой конституции, высшая законодательная власть была сосредоточена в руках лорда-протектора и парламента. Парламент был однопалатным. Участие в выборах ограничивалось довольно высоким имущественным цензом, который был в 100 раз больше существовавшего до революции.

Высшая исполнительная власть вручалась лорду-протектору и Го­сударственному совету, состоявшему не менее чем из 13 и не более чем из 21 члена. Назначение членов совета зависело от лорда-протектора.

В перерывах между сессиями парламента лорд-протектор командовал вооруженными силами, осуществлял дипломатические сношения с другими государствами, назначал высших должностных лиц.

Конституция прямо объявляла пожизненно лордом-протектором Кромвеля, таким образом, закрепив его личную диктатуру.

Вскоре Кромвель перестал созывать парламент, членов Государственного совета он назначал по своему усмотрению. В 1657 г. была восстановлена верхняя палата. Местное управление было сосредоточено в руках генералов кромвелевской армии.

«Орудие управления» содержало монархические начала, хотя этот конституционный акт отражал классовые интересы буржуазии, нового дворянства, заинтересованных в том, чтобы не допустить реставрации монархии. «Орудие управлениям закрепило режим единоличной власти, по широте полномочий соответствующей монархической. Лорд-протектор обладал законодательной властью, однако считалось, что он ее делил с парламентом. Лорд-протектор обладал исполнительной властью (хотя он должен был считаться с мнением Государственного совета). От него фактически зависели и суды. С этого времени постепенно начинается движение вспять — от республики к монархии.

3.9 Бредская декларация (от 4 апреля 1660 года) — заявление английского короля Карла II, в котором он обещал амнистию за преступления, совершенные во время Английской революции и в междуцарствие для тех, кто признает его как законного короля; сохранение права собственности на имущество приобретённое в этот период; свободу религии; уплату задолженности солдатам и офицерам, и принятие их на службу короне. Три первых обещания зависели от внесения соответствующих поправок постановлениями парламента[1].

Декларация была написана в ответ на секретное послание генерала Джорджа Монка[2], который фактически управлял Англией. 1 мая 1660 года содержание декларации и сопроводительных писем стало достоянием общественности. На следующий день парламент принял резолюцию, которая гласила, что «управление государством должно осуществляться королём, палатами лордов и общин» и Карл был приглашён в Англию принять корону. 8 мая Карл был провозглашен королём. По совету Монка палата Общин отклонила резолюцию предложенную юристом Мэтью Хэйлом (англ.)русск. (членом парламента от графства Глостершир) о создании комиссии для рассмотрения уступок предложенных Карлом и обсуждения с королём условий, которые в 1648 году были выдвинуты перед его отцом во время переговоров в Ньюпорте.[3][4]

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: